Поэтапное формирование исследовательских навыков Фаттахова Г.А., педагог дополнительного образования ГОУ ДОД РМЭ «Детский эколого-биологический центр»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Advertisements

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовил: учитель начальных классов Полякова Н. Ю.
Формирование информационной культуры учащихся Из опыта работы педагогического коллектива МОУ «Гуманитарно- экономический лицей»
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Нормативно-правовая база инновационного проекта Инновационный образовательный проект «Использование инновационных технологий на уроках биологии как средство.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Экологическое проектирование в условиях современного образовательного учебного заведения. «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции.
Доклад «Проектная деятельность» Автор: Тарасова Ксения Андреевна учитель истории МОУ «Новогоренская СОШ» Колпашевского района.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
Инновационные педагогические образовательные технологии.
Роль исследовательской деятельности в формировании УУД. Работу выполнила учитель МОУ « СОШ 5 с углубленным изучением отдельных предметов » Леонтьева О.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Элективный курс «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания БОУ г. Омска «Гимназия 12»
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1.Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктив­ностью, способной к самостоятельному.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
«Эврика» Эмблема НОУ Девиз: Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны Per Aspera ad Astra - через тернии к звёздам.
Исследовательская деятельность - основа организации процесса обучения КРФМЛИ Каракчиева И.В. (зам. дир. по НМР КРФМЛИ)
Транксрипт:

Поэтапное формирование исследовательских навыков Фаттахова Г.А., педагог дополнительного образования ГОУ ДОД РМЭ «Детский эколого-биологический центр» Йошкар-Ола, 2011

Выпускник современной школы должен: гибко ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить; быть способным генерировать новые идеи; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня

Осницкий А.К. Вовлечённый в исследовательскую деятельность ребёнок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Верзилин Н.М. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия её осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации учащегося

Как профессионально помочь ученику включиться в исследовательскую деятельность?

Первый этап – теоретико-экспериментальные исследования Формируются Организационные умения и навыки Технические умения и навыки Измерительные умения и навыки Интеллектуальные умения и навыки Конструкторские умения и навыки

Второй этап - частично-поисковое исследование Основывается на получении новой информации Формируются: Поисковые умения Умения и навыки работы в сотрудничестве Коммуникативные умения

Третий этап - поисковая исследовательская деятельность основывается на исследованиях с неопределенным содержанием Формируются: презентационные умения и навыки

Четвертый этап - научно- исследовательская деятельность Характеризуется проявлением субъективного, мировоззренческого отношения к изученным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем, выявлением парадоксов, проявлением мировоззренческой позиции в учебном процессе и внешкольной деятельности.

Главные составляющие содержания образования при реализации исследовательской деятельности являются: Построение ориентационных сетей учащихся, позволяющих им вписывать любое явление или информацию в общую систематику имеющейся у них картины мира; Приобретение опыта реализации исследования, выражающееся в самостоятельном проведении исследовательского цикла от начала и до конца; Выстраивание личностного отношения к объекту исследования и его результатам; Способность строить эффективные коммуникации для достижения результата, включая фиксацию недостающего ресурса, формирование запроса по его поиску, формулирование собственных наличных ресурсов для их предъявления как условия вступления в коммуникацию.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1. Урок в рамках учебного предмета 2. Факультативное занятие в рамках элективного курса 3. Экскурсия 4. Экспедиция 5. Конференция или конкурс 6. Научное общество учащихся

Структура интегрированной программы общего и дополнительного образования Компонент Функциональное назначение Формы Базисный компонент Инвариантный компонент Общий теоретический курс Школьный компонент Вариативный компонент Элективный курс Блок доп-ного образования Практический компонент Экологическая школа Практикумы Выездные мероприятия Экспедиции Самостоятельный творческий компонент Самостоятельные работы по индивидуальной тематике Профильный лагерь

Результаты исследовательской деятельности учащихся

Структура системы развития исследовательской деятельности учащихся Экологиче- ская школа Экспедиции Профильный лагерь Конференции Конкурсы Экологиче- ский вестник «Биота» Банк методик ИДУ Элективный курс Факультатив Урок

Требования, предъявляемые к педагогу умение видеть и отбирать наиболее интересные и практически значимые темы для исследований; владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать самостоятельную исследовательскую работу школьников; ориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности;

Требования, предъявляемые к педагогу владение искусством коммуникации; способностью генерировать новые идеи, направлять школьников на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе исследователей положительный эмоциональный настрой; владение компьютерной грамотностью; умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных тем для исследования.

Требования к учащимся знание и владение основными исследовательскими методами; владение компьютерной грамотностью; владение коммуникативными навыками; умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по учебным предметам для решения познавательных задач

Перспектива Перспективы развития опыта Усиление экологической направленности обучения через исследовательскую деятельность; Разработка курса экологической школы по направлению «Юные лесоводы»; Увеличение доли проектов научно-исследовательского характера; Использование возможностей современных компьютерных технологий для создания проектов; Руководство старшеклассников с развитыми исследовательскими умениями над проектами младших школьников; Создание широкомасштабных проектов межпредметной направленности.

Перспектива Перспективы использования опыта Проведение семинаров-практикумов по организации исследовательской деятельности для педколлектива, обмен опытом работы; Обучение учащихся исследовательской деятельности, подготовка методических рекомендаций; Проведение диагностики сформированности исследовательских умений членов школьного лесничества; Оформление результатов, обобщение опыта работы, участие в конкурсах инновационной деятельности