Принципы и Основы бухгалтерского учета Кандидат экономических наук Соколова Н.А. Рабочая тетрадь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бухгалтерский учет, его сущность и задачи Преподаватель: Спесивцева Анна Леонидовна.
Advertisements

Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Тема 4: «Бухгалтерские счета и двойная запись» © И.В. Депутатова Депутатова Ирина Викторовна
ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Хозяйственная деятельность организации (по ФЗ «О бухгалтерском учете») Совокупность материальных и денежных ценностей,
Предназначен для отражения и контроля конкретного объекта учета ПОНЯТИЕ О СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ИХ СТРОЕНИЕ Счет - способ группировки и текущего.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Предмет бухгалтерского учета - в обобщенном виде хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС Сорокина М.Н.. Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, размещению и источникам.
Метод бухгалтерского учета и содержание его основных элементов.
Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его виды и место в системе хозяйственного учета. 1. Понятие хозяйственного учета, его виды. Измерители, применяемые.
Подготовила : Попова С. 14 БУ. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим.
1 Лекция 4. Бухгалтерский баланс Ст. преподаватель кафедры «О, У и А» Абдуллин Рустем Жомартович Вопросы: 1.Структура и содержание бухгалтерского баланса.
ГУ-ВШЭ кафедра финансового учета и финансовой отчетности Лукьянов Павел Андреевич Счета бухгалтерского учета и двойная запись.
Формирование учетной политики организации Х Слайды для интерактивных занятий Подготовила: Богданова М.М.
БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Тема 2: «Общая характеристика бухгалтерского учета» © И.В. Депутатова Депутатова Ирина Викторовна
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Нижегородский.
Порядок ведения кассовых операций утвержден ЦБРФ. Касса предприятия предназначена для хранения и выдачи наличных денег и денежных документов (проездных.
Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Дидактическийматериал.
Способы текущей группировки информации об объектах бухгалтерского учета.
Учет кассовых операций. Нормативная база Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» 129-ФЗ от г. (с изменениями от г. 543-ФЗ); Федеральный.
Транксрипт:

Принципы и Основы бухгалтерского учета Кандидат экономических наук Соколова Н.А. Рабочая тетрадь

Содержание курса Блок 1. Понятие учета, его задачи и функции Блок 2. Учетная политика организации Блок 3. Бухгалтерская финансовая отчетность

Понятие учета, его задачи и функции Блок 1.

История возникновения бухгалтерского учета Учет в древнем Риме Италия. Средние века. Современный учет Рождение учета как науки Лука Пачоли «Трактат о счетах и записях» (1494 г.)

Бухгалтерский учет - 1) это язык хозяйственной деятельности, язык бизнеса 2) информационная система Информация о чем? Информация для кого?

Пользователь бухгалтерской информации- юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации о компании Заинтересованные Незаинтересованные Внутренние Внешние

В и д ы у ч е т а обеспечивает подготовку, анализ и обработку бухгалтерской информации для внешних пользователей. Готовит информацию для внутренних пользователей руководителей всех уровней предприятия. несет информацию для налоговых органов. Задачи 1.Учет активов и Обязательств организации 2. Составление бух. отчетности 3. Анализ конечных финансовых результатов 1.Учет затрат и калькулирования с/с 2. Внутфирменое планирование (прогнозный Баланс и т.д.) 3. Анализ соотношения между издержками, объемами продаж и прибылью предприятия Формирование налоговой базы на основании первичных документов финансовый управлен ческий налоговый

Сравнение разных видов учета Показателифинансовыйуправленческийналоговый 1.Пользователи 2. Учетная система 3.Регулирование 4. Измерители 5.Объект 6. Периодичность 7. Обязательность ведения 8. Надежность

Совместное существование разных видов учета Мировая тенденция – приоритет финансового учета Российская тенденция ряда последних десятилетий – приоритет налогового учета

Причины глобализации Глобализация экономик Обеспечение потребностей инвесторов Облегчение работы транснациональных корпораций Совместное использование бухгалтерских знаний

В чем заключается глобализация бухгалтерского учета? - в разработке единых и понятных для всех принципов ведения учета, выраженных в МСФО – международных стандартах финансовой отчетности

Система нормативного регулирования бух учета в РФ IV. Инициативный III. Методический II. Нормативный I. Федеральный Промежуточный уровень

Федеральный уровень 1.Конституция РФ 2.Федеральные законы, 3. Указы президента 4. Постановления правительства ФЗ «О бухгалтерском учете» от г. 129-ФЗ

Содержание ФЗ «О бухгалтерском учете» 129-ФЗ состоит из 19 статей

требования к ведению бухгалтерского учета обязательность двойной записи осуществление учета а русском языке в валюте РФ обязательность формирования учетной политики

II. Нормативный уровень - Национальные стандарты учета Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом МФ РФ от 29 июля 1998 г. N 34н Положения по бухгалтерскому учету /ПБУ/ (20) (национальные стандарты бухгалтерского учета) разрабатываются Минфин РФ

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ ). Назначение конкретизируют 129-ФЗ по каждому объекту учета Особенности

Промежуточный уровень – План счетов План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (применяется с г.)

III.Методический уровень Документы разрабатываются различными министерствами и ведомствами Методические указания по БУ материально - производственных запасов Методические указания по БУ основных средств Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации Положение О безналичных расчетах в РФ Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Подробные практические инструкции

IV. Инициативный уровень –документ по учетной политике (регулируется ПБУ 1/98); –утвержденные руководителем формы первичных учетных документов; –графики документооборота; –утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета (рабочий); –утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Объекты учета активы обязательства (пассивы), Хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности финансовые результаты

Задачи учета 1.Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации для всех групп пользователей 2.Обеспечение контроля за движением имущества и других ресурсов организации 3.Предотвращение отрицательного результата (убыточности)

Метод бухгалтерского учета -это совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета Элементы метода: -документация -инвентаризация, - оценка и калькуляция, -счета и двойная запись, -баланс и отчетность

Метод бухгалтерского учета НаблюдениеРегистрацияОбобщение Этапы учетного процесса 1. Документация 2. Инвентаризация 3. Оценка 4. Калькуляция 5. Счета 6. Двойная запись 7. Баланс 8. Отчетность Методы учета

1. Документирование -это сплошной, непрерывный документальный учет всех объектов бухгалтерского учета. В соответствии с Ф З «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Нормативное регулирование :«Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете» (1983).

Документ – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции Унифицированные документы Неунифицированные документы Их формы содержатся в альбомах унифицированных форм для придания юридической силы, должны содержать обязательные реквизиты:

Документооборот- движение документов от момента составления в данной организации или получения от других организаций до сдачи в архив после их обработки и систематизации. Документооборот регламентируется графиком, который может быть оформлен в виде схемы, таблицы или приказа с перечнем работ по созданию, проверке и обработке документов в каждом подразделении организации, с указанием исполнителей и сроков работ. График утверждается приказом руководителя

Порядок хранения документов определен ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, бухгалтерскую отчетность

2. Инвентаризация - выявление фактического наличия имущества и обязательств; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. Нормативное регулирование 1.ФЗ «О бух учете» 2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (1995)

Порядок и сроки проведения инвентаризации Ситуации обязательного проведения инвентаризации: ;

Методика проведения инвентаризации Для проведения инвентаризации в организации создается ………………………… Персональный состав инвентаризационных комиссий утверждает ……………………………………………………… … Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Результаты инвентаризации 1)излишек имущества 2) недостача имущества и порча его: - в пределах норм естественной, - сверх норм на виновных лиц.

3. Оценка – это способ денежного измерения объектов бухгалтерского учета Первоначальная Последующая

Первоначальная Оценка – активы, приобретенные за плату активы, полученные по договору дарения активы, произведенные в самой организации активы, внесенные учредителем МЕТОДЫОЦЕНКИМЕТОДЫОЦЕНКИ активы, приобретенные в обмен на другое имущество

Баланс - обощение А К Т И ВП А С С И В I.Внеоборотные активы ///. Капитал и резервы II. Оборотные активы IV. Долгосрочные обязательства V. Краткосрочные обязательства Баланс (сумма I и II разделов) Баланс(сумма III, IV и V разделов) ВАЛЮТА Собственный капитал Заемный капитал

Задание 4. Составьте баланс Компания «Рога и копыта» имеет следующий состав хозяйственных средств и источников их происхождения: 1.Оборудование ………………………………… Нераспределенная прибыль ……………… Материалы……………………………………… Касса……………………………………………… Уставный капитал …………………………… Готовая продукция …………………………… Деловая репутация…………………………… Кредит. задолженность по оплате труда Расчетный счет ……………………………… Кредит. задолженность перед поставщиком Дебиторская зад-ть покупателя…………… Кредит зад-ть перед банком………………… Кред зад-ть перед бюджетом………………… Кред зад-ть перед подотчетным лицом …….3 000

Баланс на АктивСуммаПассивСумма Внеоборотные активы - Оборудование Капитал и резервы - УК - Деловая репутацияНераспределенная прибыль Оборотные активы - Материалы Обязательства Кредиторская задолженность : по оплате труда - Готовая продукция перед поставщиком - Д/з перед банком - Р/с перед бюджетом - Касса перед подотчетным лицом Баланс

Баланс – это фотография имущественно- финансового положения организации на конкретную дату Изменения в составе активов и пассивов организации происходят гораздо чаще, чем составляется баланс

Все хозяйственные операции по признаку их влияния на валюту баланса делятся на четыре вида: 1тип 2тип П1 П2 3тип 4тип А1 П1 А1 А2

Задание. 1. Из банка в кассу поступили денежные средства для выплаты зарплаты 1 тип 2. От поставщика поступили материалы, но не оплачены 3 тип 3. С расчетного счета перечислено в оплату полученных материалов поставщику 4 тип 4. Начислена заработная плата 3 тип 5. Материалы отпущены со склада в производство 1 тип 6. Часть резервного капитала направлена на покрытие убытка 2 тип

Задание 1.Поступили на расчетный счет деньги от учредителя в счет вклада в УК. (Учредитель погасил свою задолженность) 2. Получен кредит на расчетный счет 3. Выдано из кассы подотчет Петрову на командировочные расходы 4. Поступили материалы от поставщика 5. Перечислены деньги в оплату полученных товаров 6. Начислена амортизация компьютера

Задание 2. Валюта баланса на 1 марта 2005 года 350 тыс.руб. Определить валюту баланса на 1 апреля, если за этот период произошли следующие изменения: 1 Получено от покупателя в погашение задолженности за проданные товары Поступили от поставщика материалы На расчетный счет зачислен краткосрочный кредит Выдана из кассы заработная плата работникам Поступили в кассу деньги от подотчетного лица Начислена амортизация основных средств Валюта баланса на 1 апреля

Счета бухгалтерского учета - способ группировки текущего повседневного учета объектов с целью получения необходимых данных для составления бухгалтерской отчетности по окончании отчетного периода Все счета по отношению к балансу делятся на : Активные Пассивные Активно-пассивные

Активный счет Д Е Б Е ТК Р Е Д И Т

Счет «Материалы» Исходные данные: На начало месяца числятся материалы на сумму 120 у.е. В течение месяца поступило материалов: 1 сентября на сумму 100 у.е. 21 сентября на сумму 50 у.е. Выбыло в течение месяца на сумму 90 у.е. дебеткредит

Пассивный счет Д Е Б Е ТК Р Е Д И Т

Счет «Резервный капитал» Исходные данные: На начало года резервный капитал в сумме 100 у.е. Отчисления в резервный капитал из чистой прибыли составили 30 у.е. По итогам следующего года организация получила убыток 45 у.е.. Принято решение о покрытии убытка за счет РК дебеткредит.

Активно-пассивный счет Д Е Б Е ТК Р Е Д И Т

Счет «Расчеты с поставщиками» дебеткредит Исходные данные: У организации два поставщика: Поставщик «1» Поставщик «2» На начало периода состояние расчетов с поставщиками: П1 – мы должны П2 – нам должен В течение периода: От П1 поступили материалы на и мы перечислили ему в погашение зад-сти П2 поставил нам материалов на Определить состояние расчетов с П1 и П 2 на конец отчетного периода

Проверь себя!!!! Задание. 1.Какие счета предназначены для приведенных ниже объектов бухгалтерского учета? 2.Отразить на счетах все изменения, происходящие с этими объектами.

Счет «Долгосрочный кредит» Исходные данные: На начало месяца задолженность организации перед банком перед по полученному кредиту у.е. В течение месяца : организация перечислила банку в погашение задолженности по кредиту 300 у.е. Получила еще один кредит в сумме 500 у.е. дебеткредит.

Счет «Расчеты с покупателями» дебеткредит Исходные данные: У организации два покупателя: Покупатель «отличник» Покупатель «двоечник» На начало периода состояние расчетов с покупателями: Отличник – мы должны Двоечник – нам должен В течение периода: Отгрузили отличнику товара на сумму 3 000, отличник перечислил в оплату товара Двоечнику отгрузили товара На сумму 1 000, он погасил задолженность в размере 400 Определить состояние расчетов на конец отчетного периода

Счет «Готовая продукция» Исходные данные На начало периода на складе числится готовой продукции на сумму у.е. В течение месяца: Отгружено покупателю продукции на у.е. Поступила на склад из производства готовой продукции на у.е. дебеткредит

Составить баланс мебельной фабрики на 1 апреля 2006 г, если известны следующие данные: Денежные средства в кассе 120 Здание основного цеха Материалы на складе Автомобили грузовые Компьютеры в офисе Задолженность ткацкой фабрике за материалы Краткосрочные кредиты банков Денежные средства на расчетном счете Уставный капитал Прибыль отчетного периода Задолженность бюджету по налогам Задолженность работникам по зарплате Задолженность покупателей за отгруженную им продукцию Готовая продукция на складе 880

Определите валюту на 1 мая, если в течение апреля имели следующие операции 1. Отпущены со склада с производство материалы Получен от банка долгосрочный кредит С расчетного счета перечислено в кассу Выплачена зарплата работникам полностью 4. Погашена задолженность по налогам Выдано из кассы подотчет на командировочные расходы 3 000

Проанализируйте данную хозяйственную операцию: Из кассы выдана заработная плата работникам в сумме рублей.

Двойная запись Каждая хозяйственная операция отражается на счетах учета дважды: по дебету одного и кредиту другого, корреспондирующего с ним счета в одной и той же сумме Указание дебета и кредита корреспондирующих счетов и суммы хозяйственной операции называется – ………………………………………………………………… ……………………………………………………

Чтобы правильно составить бухгалтерскую проводку, надо определить :

Задание: Составить проводки 1. Получены наличные деньги 500 руб. с расчетного счета в кассу 2. Погашен с расчетного счета краткосрочный кредит банка 800 руб 3. Выдана из кассы зарплата работникам Начислена амортизация основных средств 1 000

Каждый счет имеет свой номер!!! Номера содержатся в плане счетов бухгалтерского учета, утвержденном Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (применяется с г.) Структура 1.Балансовые счета: 8 разделов, имеют нумерацию от 01 до Забалансовые счета: раздел без номера, нумерация счетов от 001 до 011

Знакомство с планом счетов Раздел I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ Раздел III. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО Раздел IV. ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА Раздел VI. РАСЧЕТЫ Раздел VII. КАПИТАЛ Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Раздел без номера ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

Задание: Раскройте содержание хозяйственных операций 1) Д 51 К 50Из кассы на расчетный счет поступили деньги 2) Д 20 К 70 3) Д 70 К 50 4) Д 51 К 66 5) Д 71 К 50 6) Д 20 К 02 7) Д 10 К 60

Классификация счетов в зависимости от степени обобщения информации Синтетические Аналитические

Субсчета

Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами 1.Сальдо начальное (конечное) синтетического счета равно……………………………………………… ……………………………………………………….. 2. Сумма оборотов по дебету (кредиту) по аналитическим счетам ……………………………………………………… ………………………………………. 3. Каждая хозяйственная операция, записанная на синтетических счетах, должна быть отражена………………………………………… ……………………………………………………..

Задание Остатки по аналитическим счетам к счету «Готовая продукция» мебельной фабрики на начало периода: Столы 200 шт по цене 500 у.е./шт Стулья 300 шт по цене 100 у.е./шт В течение периода : 1. Оприходована на склад готовая продукция: Столы 50 шт по цене 500 у.е./шт Стулья 100 шт по цене 100 у.е./шт 2. Отгружена покупателям готовая продукция: Столы 150 шт по цене 500 у.е./шт Стулья 320 шт по цене 100 у.е./шт Отразить операции на синтетическом счете «Готовая продукция» и на аналитических счетах

Нарисовать самолетики 43 «Готовая продукция» Столы Стулья Д К

Задание Какие аналитические счета можно открыть к синтетическим счетам: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 75 «Расчеты с учредителями» 43 «Готовая продукция» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»?

По итогам отчетного периода все счета, открытые организацией группируются:

Группировка счетов в оборотно- сальдовую ведомость это регистр, предназначенный для свода остатков и оборотов по этим счетам. В оборотную ведомость записываются все используемые в организации счета, при этом каждому счету отводится одна строка. Ведомость состоит из трех пар колонок, в которых по каждому счету показаны начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту и сальдо конечное.

Оборотно-сальдовая ведомость названиеСальдо начальное ОборотСальдо конечное ДКДКДК Итого

В итоговой строке оборотной ведомости должны быть три пары равных итогов Равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов на начало и конец месяца подтверждается…………………………………… …………………………………………… Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам вытекает…………………………………………… ……………………………………………….

Алгоритм процедуры учета Баланс на начало периода Отражение хозяйственных операций на счетах, составление проводок Группировка счетов в оборотно-сальдовую ведомость Баланс на конец периода

Задание. Следуя алгоритму, представленному на слайде «Балансовое обобщение», составьте балансы, проводки и оборотно-сальдовую ведомость Имеются следующие данные на : 1) Основные средства 1 000, 2) Кредиторская задолженность: - перед персоналом организации 500, - перед бюджетом 100, 3) Запасы 800, 4) Долгосрочный кредит банка 1000, 5) Дебиторская задолженность 600, 6) Касса 200, 7) Расчетные счета 1 000, 8) Уставный капитал В течение месяца осуществлялись следующие операции: 1. Получены наличные деньги в кассу с расчетного счета руб. 2.Удержан налог на доходы физических лиц - 50 руб. 3. Зачислен на расчетный счет краткосрочный кредит руб 4. Выдана из кассы заработная плата работникам руб.

Баланс на АктивСуммаПассивСумма

Проводки ДебетсчетаКредитсчетасуммавлия ние ДебетКредит ДебетКредит ДебетКредит ДебетКредит

Оборотно-сальдовая ведомость НаименованиеСальдо начальное ОборотСальдо конечное ДКДКДК

Баланс на АктивСуммаПассивСумма

Задача. С оставьте балансы, проводки и оборотно-сальдовую ведомость Имеются следующие данные на : 1 ) Основные средства , 2) Амортизация ОС ) Запасы , 4) Краткосрочный кредит банка , 5) Задолженность поставщику ) Касса 400, 7) Расчетные счета , 8) Уставный капитал ) Нераспределенная прибыль ) Задолженность по зарплате В течение месяца осуществлялись следующие операции: 1.Погашен с расчетного счета кредит банка Получено в кассу с р/с для выплаты зарплаты Выдана из кассы зарплата 4.Часть прибыли направлена на формирование резервного капитала Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед поставщиком Выдан из кассы аванс на командировку 1200