Содержание и структура (алгоритм) исследовательской и инновационной деятельности в образовании © Зимирев Г.И., к.с.н., © Комитет образования г. Читы, ЛУРО luro_ г.
Сравнительный анализ исследовательской и инновационной деятельности в образовании Исследовательская деятельность Инновационная Деятельность ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – получение нового знания о реальности, но могут быть получены и практические результаты: технологии, методики, продукты. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – проектирование и реализация целенаправленных изменений в образовательной системе, но могут быть получены и новые знания (факты, модели, концепции, теории). СУБЪЕКТ - ученые, аспиранты, педагоги-исследователи, ВНИК, НИИ, кафедры вузов, лаборатории СУБЪЕКТ – методологи, агротехники, ВТК, конструкторские бюро, патентные службы, образовательные организации. РЕЗУЛЬТАТЫ- факты, гипотезы, модели, концепции, теории, парадигмы, картины мира РЕЗУЛЬТАТЫ- новые образовательные продукты, процессы, технологии, методики, способы управления.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования (. Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Экспериментальные разработки - это деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов.
Виды педагогических исследовательских работ Теоретического характера Практического характера Опытно-экспериментального характера (разработки)
Теоретического характера Работа, в которой путем сравнительного анализа литературных источников раскрывается содержание работы, освещается история исследуемой проблемы, уровень её разработанности в теории и практике, а также дается психолого-педагогическое обоснование
Практического характера Работа, состоящая из теоретического и практического разделов. В первом рассматриваются теоретические основы рассматриваемой темы. Второй посвящается практической педагогической деятельности, описанию её реализации, оценке её результатов. Важной частью работы является система разработанных занятий, уроков, комплектов учебно-методических пособий с обоснованием их разработки и рекомендаций по их применению.
Опытно-экспериментального характера Работа, в которой имеется описание хода и результатов эксперимента, а также рекомендации и предложения, имеющие практическое значение
Алгоритм исследовательской деятельности
Тема работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной педагогической науки, а также социальному заказу системы образования
Введение Введение показывает как будет развертываться тема исследования, каковы её характеристики. Во введении обосновывается актуальность темы, указываются цель и задачи работы, определяются объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, приводятся используемые методы исследования.
Актуальность Актуальность исследования - степень важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы, содержит положения, свидетельствующие о научной и практической значимости решения проблемы. Актуальность находится в самой тесной связи с решаемой в работе научной и в тоже время прикладной проблемой.
Цель исследования Используются глаголы, которые указывают на действие с определенным результатом: проанализировать, выявить, обосновать, создать, определить, сформировать, систематизировать, выделить, выяснить, аргументировать и др.
Объект исследования Объектом может быть все то, что содержит и порождает проблемную ситуацию, все то, что надо исследовать. Это «поле» для анализа, обладающее качественными и количественными характеристиками.
Предмет Под предметом исследования обычно понимают существенные свойства объекта исследования, которые попали в поле зрения исследователя. Именно предмет исследования определяет тему работы.
Гипотеза Гипотеза должна быть: теоретически обоснованной и согласованной с изучаемым материалом; реально проверяемой; логически обоснованной; неочевидной. Гипотеза излагается в форме сложноподчиненного предложения: «Если…, то…», «Так как…., то….». Наиболее важные моменты в понимании гипотезы таковы: это, в первую очередь, какое–то знание; это знание носит вероятностный характер; это знание по сравнению с уже имеющимся содержит качественно новые моменты; это знание каким-то образом обосновано; оно разрешает какое-то противоречие, возникающее в ходе познания.
Задачи Задачи - это, по выражению М.М. Поташника, «веер, в котором развертывается цель». Решение задач должно привести к достижению цели. Задачи ориентированы на то, что представлено в первой части гипотезы, цель - во второй её части.
Слово – Слово – одна из основных единиц язык, которая служит для наименования предметов, лиц, процессов, свойств. Термин как слово или сочетание слов употребляется с оттенком специального научного значения. Система терминов, называемая терминологией, может служить основой отрасли научного знания. Понятие (с философской точки зрения) является формой мышления, которая отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. По-другому, понятие – это слово (слова), в которое (которые) вкладывается определенное содержание (например, демократия, отчуждение, поэзия, экология и т.д.). Наиболее важные, ключевые, фундаментальные понятия науки называются категориями. Каждая наука имеет свои терминологию и понятийно-категориальный аппарат. Его усвоение и пользование им является свидетельством профессионализма в той или иной области (или в нескольких) знания. Понятия это не только научные конструкты, они одновременно выражают фактич. проблемы сознания в обществе и самого общества.
Результаты НИР -Факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания -Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения. Наиболее важные моменты в понимании гипотезы таковы: это, в первую очередь, какое–то знание; это знание носит вероятностный характер; это знание по сравнению с уже имеющимся содержит качественно новые моменты; это знание каким-то образом обосновано; оно разрешает какое-то противоречие, возникающее в ходе познания. -Модель - это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе, это упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в нём процессов, явлений.
Результаты НИР -Концепция - определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.пониманияидеяпринципнаучной -Теория - учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел.учение науку -Парадигма - совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки -Картины мира совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
Инновационная деятельность п.3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно- педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово - экономического, кадрового, материально- технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образователь-ную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от г. Ст. 20
Инновационная деятельность – «мета деятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности». Н.И.Лапин. ИД в образовании включает: практическую педагогическую, исследовательскую, управленческую, рефлексивную виды дети. Важны три момента: момент отказа от старых практик и рефлексии этого отказа, момент теоретического описания инноваций и момент диссеминации результатов инноваций, образовательных продуктов.
практическая педагогическая дать Научно – исследовательская дать управленческая дать рефлексивная дать
Классификации инноваций (Пуляевская О.В.) По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п. По отношению к структурным элементам образовательных систем: инновация в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и воспитании, в диагностике, в контроле, в оценке результатов и т.д. По глобальности преобразований: локальные инновации, парциальные инновации и системные инновации. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах и т.п.)
Типы образовательных инноваций
По уровню инновацийфедеральные 10 межрегиональные и региональные 5 муниципальные (городские)3 учрежденческие 2 субъектные 1 Другое По сфере (подсистеме) образования сфере дошкольного образования 3 общего образования 3 дополнительного образования детей 2 специального (коррекционного) образования 3 профессионального образования 2
По видам деятельности (В.Д. Симоненко ) педагогические 2 управленческие 5 инфраструктурные 3 Другое По месту в образовательном процессе (модель «Руков- ва Осло»): продуктовые 5 процессные 5 организационные 3 маркетинговые 2 Другое По предмету инновационной деятельности (О.Г. Хомерики): содержания образования 5 в методах, технологиях, методиках учебно-воспитательного процесса 4 организации учебно- воспитательного процесса 3 в управлении школой 2
По инновационному потенциалу (А.И. Пригожин, М.В. Кларин ): радикальные,5 комбинаторные,3 модифицирующие 2 возвратные 3,5 ретроинновации 4 Другое 0 По масштабу изменений В.С Лазарев локальные 1 модульные 3 системные 5 Другое По уровню разработанности В.С Лазарев, Т.М. Ковалева полностью подготовленные 3 недостаточно подготовленные 1 Другое По масштабу использования В.С Лазарев единовременные 1 диффузные 5 Другое
По источнику возникновения В.С Лазарев внешние 1 внутренние 3 Другое По характеру происхождения В.И. Беляев стихийные 3 научно-организованные 5 Другое По ресурсоемкости В.С Лазарев малозатратные 3 среднезатратратные 5 многозатратные 10 Другое По методам осуществления (В.Д. Симоненко) авторитарные 2 либеральные 3 административные,5 инициативные 10 Другое
По социально- образовательной ценности (низкая, средняя, высокая) (Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина) изменение эффективности «объем» преобразований степень профессионально-педагогического и социального воспроизводства оптимальность, результативность возможность творческого применения в массовом опыте Другое
Структура инновационной деятельности Проблем ный анализ Определение иннова- ционного способа решения проблем Планир- ование Ин Де Опреде- ление ресурсов и ресурсо- обеспе- чение Управле -ние проекто м Бюдже- тирова- ние
Описание проекта по концентричес- ким кругам: Самый малый круг – паспорт программы -2-3 страницы: Наименование, даты принятия решения о разработке и утверждении программы, сведения о заказчике и разработчиках программы, цели и задачи, сроки и этапы, перечень мероприятий, подпрограмм, объемы и источники финансирования, ожидаемые результаты, управление). Основная цель – заинтересовать адресата проекта. Второй круг: изложение концепции программы, перечень мероприятий и т.п. Текст тот же, формулировки исходных положений те же, но здесь есть аргументация представленных положений. Текст занимает стр. Предназначена для прояснения того, что невозможно уяснить из паспорта программы. Третий круг: структура та же, но содержится детальная информация и все выполненные расчеты по проекту. Как угодно велика, содержит таблицы, схемы, диаграммы и т.п. К тексту могут прилагаться разл. документы: устав, отчеты по исследованиям и др.
Желаю успехов!