МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ: АНАЛИЗ ОПЫТА СТРАН СНГ Болотов В.А. президент Евразийской ассоциации оценки качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ: ЭКСПЕРТНЫЙ ОБЗОР В.А. Болотов президент Евразийской ассоциации оценки.
Advertisements

15 октября 2015, Москва ЕГЭ выбор будущего Школьная аттестация в России С. С. Кравцов Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и.
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 19 ноября 2014 года Добро пожаловать на вебинар Модели организации вступительных экзаменов в высшие учебные заведения:
Актуальные вопросы по развитию систем оценки качества образования в России и странах СНГ В.А. Болотов научный руководитель Центра мониторинга качества.
Развитие системы ОКО в России: уроки и перспективы Международный форум «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» г. Ярославль, апреля 2013 года Болотов.
+ + + Т.Балыкбаев НЕЗАВИСИМОЕ ВНЕШНЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Национальный центр государственных стандартов.
ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО (ШКОЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ Людмила Андреевна Худенко, заместитель директора.
Оценка качества образования в России: национальные вызовы Вице-президент РАО Болотов В.А. Международная конференция «Российское образование в зеркале международных.
Основные элементы и направления развития системы оценки качества образования в Российской Федерации Визит Российского тренингового центра ИУО РАО в Республику.
Подготовка к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2015 году начальник отдела.
Представление РТЦ и учебного курса Вальдман И.А., директор Российского тренингового центра Учебный курс «Актуальные вопросы использования результатов оценки.
Опыт Республики Казахстан по построению систему национальных экзаменов в среднем образовании Интымаков Туракты Жумадилдаевич Заместитель директора Национального.
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Итоговая аттестация в 2015 году.
1 Особенности Общереспубликанского тестирования для поступления в вузы Кыргызстана Директор Центра оценки в образовании и методов обучения к.п.н, И. П.
Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ( ИТОГОВОЙ ) АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 2013 ГОДУ.
2 Положение о формах и порядке Г(И)А выпускников11(12) классов Положение о формах и порядке Г(И)А выпускников11(12) классов Федеральный закон 2-ФЗ от.
Оценка качества образования: опыт России The 38th Annual International Conference of the IAEA «Designing the assessment of learning outcomes to make positive.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в 2013 году Собрание для родителей 8 февраля 2013.
Национальный центр тестирования: цели и задачи. Краткая история Постановление Правительства Республики Таджикистан о создании Государственного учреждения.
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 30 января 2015 года Добро пожаловать на вебинар Особенности организации и использования результатов оценки качества.
Транксрипт:

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ: АНАЛИЗ ОПЫТА СТРАН СНГ Болотов В.А. президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, науч. руководитель Центра мониторинга качества образования ИО НИУ ВШЭ, академик РАО, д.п.н. Вальдман И.А. директор Российского Тренингового центра ИО НИУ ВШЭ, к.п.н. ВЕБИНАР Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ

Вопросы для рассмотрения 1)Характеристика вступительных экзаменов в шести странах СНГ - кейсы стран. 2)Особенности вступительных экзаменов в каждой из стран. 3)Сравнение содержания и процедуры вступительных экзаменов в вузы. 4)Перспективные вопросы развития содержания экзаменов.

Характеристика систем ОКО в 6-и странах СНГ РОССИЯ БЕЛАРУСЬ Қазақстан Հայաստան Тоҷикистон Qyrgyz'stan

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА 1)Сайты профильных национальных организаций (Центры тестирования, Министерства образования, Службы по контролю и надзору и т.п.). 2)Материалы выступлений (презентации и тексты) специалистов стран СНГ на учебных мероприятиях Российского тренингового центра (РТЦ). 3)Интервью, проведённые сотрудниками РТЦ в ходе визитов в страны СНГ.

Оценочные процедуры в системах ОКО стран СНГ Экзамен выпускной Экзамен вступительный Национальные мониторинги Международ. справ. исследов. АрменияЕГЭ, Итоговое оценивание ЕГЭHAAS, BAAS, OLAS, ICTTIMSS, PISA 2015 Белоруссия 9 и 11 класс письменный и устный Центр. тестирование, для 5 и 10 кл. (продв. школы) Ежегодный компл. мониторинг 4, 9, 11 кл. _ КазахстанПГК, ЕНТЕдиное национальное тестирование (ЕНТ) и КТА ВОУД, 9 ВОУД для выпускников вузов PISA, TIMSS Кыргызстантрадиционный экзамен (разрабатывается новый стандартизир. экзамен) Общереспубликанское тестирование (ОРТ) НООДУ, 4 и 8PISA Таджикистан ИГАЦентрализованные вступительные испытания ЦВЭ с 2014 г. проект по нач. школа, 2008, 2013 _ РоссияОГЭ, ЕГЭЕГЭнач. школа (апробация), НИКО PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, TALIS, TEDS

1 1 1 Введение национальных стандартизированных экзаменов для поступления в Вузы 2014 ЦВЭ 2009 ЕГЭ 2007 ЕГЭ 2007 ЦТ 2004 ЕНТ 2002 ОРТ эксперимент с 2001 года эксперимент с 2013 года все предметы с 2009 года

ЕДИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ Единые государственные экзамены (ЕГЭ, 2007 г. – армянский язык и литература, 2008 г. – математика, с 2009 г. - по всем предметам) Проводит - Центр оценки и тестирования при Правительстве Республики Армения (ЦОТ, создан в 2005 году, Характеристики Совмещение итоговой аттестации и поступления в вуз (для выпускников 12 класса, поступающих в вуз). Тест основан на учебной программе средней школы РА. Экзамен проводится по каждому предмету отдельно в определённые дни. Проверка – официально через 5 дней (фактически результаты известны в день экзамена). Взимается плата за участие.

ЕДИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ Характеристики Структура теста. Часть А (уровень итогового оценивания) с заданиями с выбором ответа или с кратким ответом по каждому общеобразовательному предмету и часть В (уровень поступления в вуз) с заданиями такой же формы повышенного уровня сложности. Информационная безопасность - тиражирование тестов за рубежом (Великобритания), хранение - в банках страны, глушение связи и видеонаблюдение, видео трансляция на экраны в общественных местах. Экзаменационные центры (ЭЦ) на базе высших учебных заведений или крупных общеобразовательных учреждений. Проводят представители Центра оценки и тестирования администрации правительства РА, обученные специалисты по контракту с ЦОТ.

ОСОБЕННОСТИ ЕГЭ Проведение экзамена независимым Центром тестирования. Информационная безопасность – печать тестов в другой стране. Широкое информирование общества (трансляция ЕГЭ в общественно доступных местах).

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКА БЕЛОРУССИЯ Централизованное тестирование (проводится с 2006 года) Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ, создан в 2000 году, Характеристики Используется для отбора абитуриентов в Вузы и Ссузы. Содержание теста определяется программами общего образования и вступительных испытаний в Вузы и Ссузы. Экзамен проводится в один день и в одно время по всей стране по каждому отдельному предмету (всего 14 предметов). Два языка тестирования на выбор (белорусский и русский). Взимается плата за участие.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКА БЕЛОРУССИЯ Характеристики В тесте используются задания двух типов – закрытые (четыре вида - альтернативные ответы, множественного выбора, установления соответствия и установления последовательности) и открытые (необходимо указать краткий ответ). ЦТ проводится в пунктах проведения тестирования на базе Вузов. Абитуриент может выбрать не более 3-х предметов для сдачи (язык и 2 профильных предмета). Информационная безопасность – создание, тиражирование и хранение в спец. помещениях РИКЗ, доставка до ППТ и обратно в РИКЗ при помощи фельдъегерской связи.

ОСОБЕННОСТИ ЦТ Используется для приёма в Вузы и Ссузы. Выбор языка тестирования. Особое внимание к информационной безопасности (фельдъегерская связь).

ЕДИНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН Единое национальное тестирование ( ЕНТ, проводится с 2004 года) Проводит - Национальный центр тестирования Республики Казахстан (НЦТ, создан в 1993 году) Характеристики Совмещение итоговой аттестация школьников и вступительных экзаменов в вузы и колледжи РК. Участвуют выпускники школ данного года. Для выпускников прошлых лет и выпускников СПО и НПО предусмотрен другой формат экзамена - Комплексное тестирование абитуриентов (КТА). Два языка тестирования на выбор (казахский и русский). Бесплатно для участников.

ЕДИНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН Характеристики В тесте используются задания с выбором одного правильно ответа. Многопредметный тест из 5 предметов. Проводится в один день для каждого потока (всего 10 потоков) Результаты объявляются в день проведения (вывешиваются ключи ответов). Проводится на базе 155 пунктов проведения ЕНТ на базе Вузов и школ. Информационная безопасность - хранение и доставка при помощи комитета национальной безопасности РК, глушение связи и видеонаблюдение. Анализ результатов ЕНТ проводит Национальный центр образовательной статистики и оценки (создан в 2004 году).

ОСОБЕННОСТИ ЕНТ ЕНТ дополняется КТА. Многопредметный тест. Проводит ЕНТ Национальный центр тестирования, анализирует результаты - Национальный центр образовательной статистики и оценки.

ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА Общереспубликанское тестирование ( ОРТ, проводится с 2002 г.) Проводит - Центр оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО, негосударственное образовательное учреждение, создан в 2004 году, Характеристики Цели теста: 1) определение наиболее способных к дальнейшему обучению абитуриентов, 2) обеспечение равного доступа к высшему образованию. Зачитывается во все вузы КР, на все формы обучения. Три языка тестирования на выбор (кыргызский, русский, узбекский). Взимается плата за участие.

ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА Характеристики Используется два типа теста: основной тест – тест способностей, предметные тесты – тесты достижений (по 6 предметам). Типы заданий основного теста – справнение, выбор правильного ответа, аналогии и дополнение предложений, чтение и понимание. Проводится в один день по всей стране: один день - основной тест, два других – предметное тестирование. Информационная безопасность - тиражирование в ЦООМО под видеонаблюдением, база результатов хранится в Банковской ячейке, ключи ответов неизвестны. Проводятся в сертифицированных тестовых центрах (132 в 2013 г.) обученными администраторами (более 900).

ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА Сдача и зачисление в вузы осуществляется по квотам для 4-х групп школьников выпускники сельских школ выпускники школ г. Бишкек выпускники школ высокогорноӗ зоны выпускники школ обл. центров и малых городов 2013 г.

ОСОБЕННОСТИ ОРТ Проведение экзамена независимым Центром тестирования. Сочетание теста способностей и теста достижений (предметные тесты). Введение квот для разных групп учащихся. Несколько языков тестирования.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН Централизованные вступительные экзамены (проводятся с 2014 года) Проводит - Национальный центр тестирования при Президенте Республики Таджикистан (НЦТ, создан в 2008 году, Характеристики Заcчитывается во все вузы РТ (кроме вузов силовых ведомств). Тест основан на национальной учебной программе. Три типа заданий – с выбором ответа, на установление соответствия, со свободным кратким ответом. Два языка тестирования на выбор (таджикский и русский). Взимается плата за участие.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН Характеристики Два этапа сдачи экзамена (каждый в отдельный день) – 1. Общий экзамен (тест по 4 предметам), 2. Экзамен по специальности (тест по 3 предметам согласно выбранному кластеру). Творческий экзамен (для отдельных творческих специальностей). Централизованная система зачисления абитуриентов (автоматическое распределение с использованием компьютерной программы). Информационная безопасность - процесс производства тестов в спец. помещениях НЦТ, транспортировка и безопасность в ЭЦ (МВД и охранная фирма). ЦВЭ проводится в экзаменационных центрах (на базе школ, техникумов и вузов).

ОСОБЕННОСТИ ЦВЭ Два уровня сдачи экзамена – базовый и профильный (специализация). Многопредметный тест. Несколько языков тестирования.

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Единый государственный экзамен (ЕГЭ, проводится с 2009 г.) Разработка измерителей - Федеральный институт педагогических измерений (создан в 2002 г., Проведение и обработка - Федеральный центр тестирования (создан в 1999 г., Характеристики Совмещение итоговой аттестации школьников и вступительных экзаменов в вузы РФ. Тесты основываются на Обязательном минимуме содержания ООП Федерального компонента государственных стандартов основного и среднего общего образования. Всего 14 предметов, русский язык и математика сдаются обязательно, остальные экзамены – на добровольной основе. Три типа заданий – с выбором ответа (А), со свободным кратким ответом (В), со свободным развёрнутым ответом - эссе (С). Бесплатно для участников.

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Характеристики Экзамен проводится по каждому предмету отдельно в определённые дни. Проверка – части А и В автоматизировано, часть С – проверяют эксперты (перекрёстная проверка). Влияние территориальных особенностей страны: наличие нескольких часовых поясов (разные варианты тестов), наличие труднодоступных и отдалённых местностей (ТОМ) – специфика организации. Большое число пунктов проведения экзамена (5969 в 2014 году). Большой объём экз. – в 2014 году более 2,5 млн. чел.-экз., участников – чел. Система контроля за проведением ЕГЭ – федеральные инспекторы, федеральные общественные наблюдатели, он-лайн наблюдатели, региональные общественные наблюдатели.

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Информационная безопасность Создание измерительных материалов – варианты КИМ для каждого часового пояса, разработка в ФИПИ в зоне ограниченного доступа с видеонаблюдением, постоянный мониторинг АИС разработки КИМ специалистами по информационной безопасности; Тиражирование КИМов – специализированные типографии с лицензией на работу с конфиденциальной информацией; Доставка – доставка КИМов с федерального уровня до каждого пункта проведения ЕГЭ спецсвязью, использование технологии печати КИМов в ППЭ (в труднодоступных местностях); Проведение – тотальное видеонаблюдение в режиме online и offline в ППЭ и центрах обработки материалов, общественные наблюдатели, федеральные инспектора, металлодетекторы, контроль соц. сетей в Интернет, единый Ситуационно-информационный центр. Проверка – автоматизировано, перекрёстная проверка региональными экспертами развернутых ответов, выборочная перепроверка на федеральном уровне (ФИПИ). Обработка – автоматизировано в федеральном центре, обмен данными федерального и регионального уровней по защищённым каналам связи в единой базе данных.

ОСОБЕННОСТИ ЕГЭ Наличие в тесте заданий с открытым развёрнутым ответом (часть С). Проверка части С экспертами. Высокая сложность организации (часовые пояса, ТОМы, большое число ППЭ). Многоуровневая система контроля и информационной безопасности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ Исключение из структуры КИМ заданий с выбором ответа. Учёт дополнительных образовательных результатов – можно получить до 20 баллов дополнительно за сочинение, результаты олимпиад и конкурсов, ГТО, волонтёрство. Введение базового и профильного уровней по ряду предметов. Неоднократная сдача ЕГЭ в специализированных центрах в течение года. Введение устной части в экзамене по иностранной речи. Печать КИМов в аудиториях пунктов проведения экзамена в день проведения экзамена.

Сравнение содержания и процедуры вступительных экзаменов Назначение экзамена Совмещение выпускного экзамена и поступления в вуз – Армения, Казахстан, Россия Только поступление в вуз – Белоруссия, Кыргызстан, Таджикистан Место проведения экзамена Во всех странах экзамены проводятся на базе специально организованных центров сдачи экзамена (как правило это школы и вузы) Наличие платы за участие в экзамене Бесплатно – Казахстан, Россия Плата взимается – Армения, Белоруссия, Кыргызстан, Таджикистан

Сравнение содержания и процедуры вступительных экзаменов Типы заданий в тесте Моно или многопредметный Проверка Армения с выбором ответа, с кратким свободным ответом монопредметныйкомпьютерная Белоруссия с выбором ответа, с кратким свободным ответом монопредметныйкомпьютерная Казахстан с выбором ответа многопредметныйкомпьютерная Кыргызстан с выбором ответа многопредметныйкомпьютерная Таджикистан с выбором ответа, установление соответствия, с кратким свободным ответом многопредметныйкомпьютерная Россия с выбором ответа, с кратким свободным ответом, развёрнутый ответ монопредметныйкомпьютерная и проверка экспертами

Особенности моделей вступительных экзаменов Во всех странах – высокая централизация, стандартизированные измерители (тесты) Совмещение итоговой аттестации и поступления в вуз Армения Участвуют только выпускники, поступающие в вузы, задания теста – с выбором ответа и кратким свободным ответом Казахстан Участники ЕНТ – выпускники текущего года, задания теста – с выбором ответа Россия Задания теста – с выбором ответа, с кратким свободным ответом, развёрнутый ответ, проверка с участием экспертов Только для поступления в вузы Кыргызстан Используются тесты способностей и тесты достижений, имеются квоты для разных групп школьников, задания теста - с выбором ответа Белоруссия Задания теста – с выбором ответа и кратким свободным ответом Таджикистан Два этапа проведения (общий и специализация), задания теста – с выбором ответа и кратким свободным ответом

Перспективные вопросы развития содержания экзаменов 1. Использование заданий на компетентностной основе. 2. Включение заданий, содержащих «неопределённость» (задания с неполным или лишним условием). 3. Включение заданий с развёрнутым ответом (эссе). 4.…?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Институт образования НИУ ВШЭ Российский тренинговый центр Института образования НИУ ВШЭ Евразийская Ассоциация оценки качества образования