НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ: ЭКСПЕРТНЫЙ ОБЗОР В.А. Болотов президент Евразийской ассоциации оценки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ: АНАЛИЗ ОПЫТА СТРАН СНГ Болотов В.А. президент Евразийской ассоциации оценки качества.
Advertisements

Актуальные вопросы по развитию систем оценки качества образования в России и странах СНГ В.А. Болотов научный руководитель Центра мониторинга качества.
Развитие системы ОКО в России: уроки и перспективы Международный форум «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» г. Ярославль, апреля 2013 года Болотов.
Оценка качества образования в России: национальные вызовы Вице-президент РАО Болотов В.А. Международная конференция «Российское образование в зеркале международных.
Основные элементы и направления развития системы оценки качества образования в Российской Федерации Визит Российского тренингового центра ИУО РАО в Республику.
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 19 ноября 2014 года Добро пожаловать на вебинар Модели организации вступительных экзаменов в высшие учебные заведения:
Оценка качества образования: опыт России The 38th Annual International Conference of the IAEA «Designing the assessment of learning outcomes to make positive.
Учебный курс «Актуальные вопросы использования результатов оценки учебных достижений школьников на разных уровнях системы образования» сентября 2013.
15 октября 2015, Москва ЕГЭ выбор будущего Школьная аттестация в России С. С. Кравцов Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и.
ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО (ШКОЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ Людмила Андреевна Худенко, заместитель директора.
Основные направления и задачи по развитию РСОКО Хабаровского края Кошельникова Екатерина Юрьевна, начальник отдела итоговой аттестации и оценки качества.
Подходы к проведению различных оценочных процедур оценки качества образования в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне Всероссийский семинар.
ВЕБИНАР РТЦ Ин Обра НИУ ВШЭ 22 октября 2014 года Добро пожаловать на вебинар Оценка качества начального образования на уровне страны и региона: инструментарий.
Российский опыт проведения процедур оценки качества общего образования в международном контексте Высшая школа экономики, Москва, Научный.
Современные подходы к оценке качества образования В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н.
Круглый стол по вопросам оценки качества образования с министром образования и науки Республики Татарстан В.А. Болотов Научный руководитель РТЦ ИУО РАО,
Международная конференция «Мониторинги школьного образования –перспективы международного сотрудничества» ноября 2013 г. Республика Беларусь, г. Минск.
Начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзор Начальник Управления.
ВЕБИНАР «Региональный опыт построения системы оценки качества образования» Ключевые вопросы 16 марта 2012 года Российский тренинговый центр Института управления.
2 Положение о формах и порядке Г(И)А выпускников11(12) классов Положение о формах и порядке Г(И)А выпускников11(12) классов Федеральный закон 2-ФЗ от.
Транксрипт:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ: ЭКСПЕРТНЫЙ ОБЗОР В.А. Болотов президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, академик РАО, д.п.н. Вальдман И.А. директор Российского Тренингового центра ИО НИУ ВШЭ, к.п.н. ТРЕТЬЯ ЕЖЕГОДНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЕАОКО "ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 7-8 ноября 2014 года, г. Астана

Миссия ЕАОКО Консолидация профессионального сообщества, создание профессиональной площадки для диалога, обмена опытом и знаниями в области оценки качества образования на пространстве Содружества Независимых Государств.

Цель доклада Задать организационную и содержательную рамку для сопоставления «близких» систем оценки качества образования в различных странах.

Вопросы для рассмотрения 1)Какие процедуры оценки качества образования составляют национальные системы ОКО? 2)Какие организации и когда создавались для работ в области ОКО? 3)В какой временной последовательности вводились процедуры оценки? 4)Как организована процедура проведения национальных экзаменов для поступления в вузы?

Программы оценки образовательных достижений – необходимый набор для эффективной системы ОКО Виды программ оценки Государственные экзамены Оценка на уровне класса Мониторинговые исследования Национальные мониторинги Вступительные Выпускные вопросы тесты наблюдения Международные справнительные исследования учебные задания

Характеристика систем ОКО в 6 странах СНГ РОССИЯ БЕЛАРУСЬ Қазақстан Հայաստան Тоҷикистон Qyrgyz'stan

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ Центр оценки и тестирования при Правительстве Республики Армения (ЦОТ, создан в 2005 году) Процедуры оценки Выпускные экзамены – 1) итоговое оценивание - (стандартизированный тест, 9 класс и 12 классов, для не планирующих поступать в ВУЗы), 2) ЕГЭ (12 класс, поступающие в Вузы). Вступительный экзамен в вузы – Единые государственные экзамены (2007 г. – армянский язык и литература, 2008 г. – математика, с 2009 г. - по всем предметам) Национальный мониторинг - HAAS 2010 (Армянский язык и литература и История Армении), BAAS (в физика, в химия, биология, география), OLAS (2013 русский язык, английский язык). Внешний контроль (с 2009 года, выборка учащихся основной и старшей школы). Международные мониторинги - TIMSS 2003, 2007, 2011, 2015, TIMSS Advanced 2008 Национальные структуры в сфере оценки качества образования

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛОРУССИЯ Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ, создан в 2000 году) ( Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь (НИО, Процедуры оценки Выпускной экзамен – итоговая государственная аттестация (традиционная форма) Вступительный экзамен в вузы – Централизованное тестирование (с 2006 года) - РИКЗ Национальный мониторинг - республиканский мониторинг качества общего среднего образования (традиционная форма, проводится с 2003 года) - НИО Национальные структуры в сфере оценки качества образования

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Национальные структуры в сфере оценки качества образования

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Национальный центр тестирования МОиН КР (НЦТ, создан в 1993 г., Центр оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО, негосударственное образовательное учреждение, создан в 2004 году, Процедуры оценки Выпускной экзамен – проводится в традиционной форме, разрабатывается новая модель экзамена (стандартизированная). - НЦТ Вступительный экзамен в вузы – Общереспубликанское тестирование ( ОРТ, с 2002 г.) - ЦООМО Национальный мониторинг - Национальное оценивание достижений учащихся (НООДУ, 4 и 8 классы, проводилось в 2007, 2009, 2014 годах в рамках проектов Всемирного Банка) - ЦООМО Международные мониторинги - PISA-2006, PISA ЦООМО Национальные структуры в сфере оценки качества образования

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный институт педагогических измерений (создан в 2002 г., Федеральный центр тестирования (создан в 1999 г., Центр оценки качества образования ИСМО РАО ( Национальные структуры в сфере оценки качества образования Процедуры оценки Выпускной экзамен – итоговая государственная аттестация (ОГЭ 9, ЕГЭ 11) – ФИПИ, субъекты РФ Вступительный экзамен в вузы – Единый государственный экзамен (ЕГЭ, с 2009 г.) – ФИПИ, ФЦТ Международные мониторинги - IAEP-II (1991), PISA, TIMSS, PIRLS (все циклы), ICILS, ICCS - ЦОКО Национальный мониторинг – в стадии апробации мониторинг качества образования в начальной школе (проводился в гг.)

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Национальный центр тестирования при Президенте Республики Таджикистан (НЦТ) ( Создан в 2008 году как подразделение МОиН Республики Таджикистан. В 2014 году НЦТ получил новый статус и перешёл в подчинение Президента страны. Процедуры оценки Выпускной экзамен – итоговая государственная аттестация (традиционная форма) Вступительный экзамен в вузы – Централизованный вступительные экзамены (с 2014 года) – НЦТ и Минобрнауки Национальный мониторинг – Национальное исследование по оценке знаний учащихся 4-х классов (проект Всемирного банка в 2008, 2013 гг.) - НЦТ Национальные структуры в сфере оценки качества образования

Сводная таблица оценочных процедур Экзамен выпускной Экзамен вступительный Национальные мониторинги Международ. справ. исследов. АрменияЕГЭ, Итоговое оценивание ЕГЭHAAS, BAAS, OLAS, ICTTIMSS, PISA 2015 Белоруссия 9 и 11 класс Пис. и устный Центр. тестирование, для 5 и 10 кл. (продв. школы) Ежегодный компл. мониторинг 4, 9, 11 кл. _ КазахстанПГК, ЕНТЕдиное национальное тестирование (ЕНТ) и КТА ВОУД, 9 ВОУД для выпускников вузов PISA, TIMSS Кыргызстантрадиционный экзамен (разрабатывается новый стандартизир. экзамен) Общереспубликанское тестирование (ОРТ) НООДУ, 4 и 8PISA Таджикистан ИГАЦентрализованные вступительные испытания ЦВЭ с 2014 г. проект по нач. школа, 2008, 2013 _ РоссияОГЭ, ЕГЭЕГЭнач. школа (апробация)PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, TALIS, TEDS

Сравнительные характеристики систем ОКО 1. Национальные организации по ОКО. 2. Введение национальных экзаменов. 3. Траектории развития систем ОКО 4. Характеристика национальных экзаменов для поступления в вуз.

Создание национальных организаций по ОКО НЦТ ЦООМО ЦОТ ФЦТРИКЗФИПИ государственные организации под эгидой Министерства образования негосударственные организации государственные организации не под эгидой Министерства образования

1 1 1 Введение национальных стандартизированных экзаменов для поступления в Вузы 2014 ЦВЭ 2009 ЕГЭ 2007 ЕГЭ 2007 ЦТ 2004 ЕНТ 2002 ОРТ эксперимент с 2001 года эксперимент с 2013 года Все предметы с 2009 года

Траектории развития систем ОКО TIMSS ММ ЕГЭ Э HAAS… НМ ЕНТ Э PISA TIMSS ММ ВОУД НМ ОРТ Э PISA ММ НООДУ НМ РМКОО НМ ЦТ Э ММ/НМ ? ЦВЭ Э ММ/НН ? TIMSS PISA PIRLS ММ ЕГЭ ГИА Э проекты НМ

Сравнение содержания и процедуры вступительных экзаменов Назначение экзамена Совмещение выпускного экзамена и поступления в вуз – Армения, Казахстан, Россия Только поступление в вуз – Белоруссия, Кыргызстан, Таджикистан Место проведения экзамена Во всех странах экзамены проводятся на базе специально организованных центров сдачи экзамена (как правило это школы и вузы) Наличие платы за участие в экзамене Бесплатно – Армения, Казахстан, Россия Плата взимается – Белоруссия, Кыргызстан, Таджикистан

Сравнение содержания и процедуры вступительных экзаменов Информационная безопасность Армения – тиражирование тестов за рубежом, хранение - в банках страны, глушение связи и видеонаблюдение, видео трансляция на экраны в общественных местах Белоруссия – доставка – фельдъегерская связь, хранение – спец. помещения РИКЗ Казахстан – хранение и доставка – комитет нац. безопасности РК, глушение связи и видеонаблюдение Кыргызстан – тиражирование в ЦОООМО под видеонаблюдением, база результатов хранится в Банковской ячейке, ключи ответов не известны Таджикстан – процесс производства тестов в спец. помещениях НЦТ, транспортировка и безопасность в ЭЦ – МВД и охранная фирма.

Сравнение содержания и процедуры вступительных экзаменов Информационная безопасность (опыт РОССИИ) Создание измерительных материалов – варианты КИМ для каждого часового пояса, разработка в ФИПИ в зоне ограниченного доступа с видеонаблюдением, постоянный мониторинг АИС разработки КИМ специалистами по информационной безопасности; Тиражирование КИМов – специализированные типографии с лицензией на работу с конфиденциальной информацией; Доставка – доставка КИМов с федерального уровня до каждого пункта проведения ЕГЭ спецсвязью, использование технологии печати КИМ в ППЭ (в труднодоступных местностях); Проведение – тотальное видеонаблюдение в режиме online и offline в ППЭ и центрах обработки материалов, общественные наблюдатели, федеральные инспектора, металлодетекторы, контроль соц. сетей в Интернет, единый Ситуационно-информационный центр. Проверка – автоматизировано, перекрёстная проверка региональными экспертами развернутых ответов, выборочная перепроверка на федеральном уровне (ФИПИ). Обработка – автоматизировано в федеральном центре, обмен данными федерального и регионального уровней по защищённым каналам связи в единой базе данных.

Сравнение содержания и процедуры вступительных экзаменов Типы заданий В тесте Моно или многопредметный Проверка Армения с выбором ответа, с кратким свободным ответом моно предметный компьютерная Белоруссия с выбором ответа, с кратким свободным ответом моно предметный компьютерная Казахстан с выбором ответа много предметный компьютерная Кыргызстан с выбором ответа много предметный компьютерная Таджикистан с выбором ответа, установление соответствия, с кратким свободным ответом много предметный компьютерная Россия с выбором ответа, с кратким свободным ответом, развёрнутый ответ моно предметный компьютерная и проверка экспертами

Перспективные вопросы развития содержания экзаменов 1. Использование заданий на компетентностной основе. 2. Включение заданий, содержащих «неопределённость» (задания с неполным или излишним условием). 3. Включение заданий с развёрнутым ответом (эссе). 4.…?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Евразийская Ассоциация оценки качества образования Институт образования НИУ ВШЭ Российский тренинговый центр Института образования НИУ ВШЭ