ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Образ человека мыслящего, в слове явленный 11 класс авторы: Н.Л. Мишатина, С.Ю. Симаков, Т.М. Бутолина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культурология Место и роль науки о культуре в системе современного гуманитарного знания.
Advertisements

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
«Образ языка» XXI века и проблемы формирования языковой личности школьника Мишатина Н.Л., РГПУ им. А.И.Герцена.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
1. Дайте определение термина «глобализация». Какова роль глобализации в современном мире? 2. Как вы понимаете фразу «человек – существо общественное»?
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
«Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек все то, подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Использование историко - культурного потенциала Санкт - Петербурга при формировании духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения Егорова Ирина.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 3. ВИДЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Сущность Родины - это единство людей на почве религиозного осмысления духовной культуры об общности духовной судьбы народа. Создание общей духовной культуры.
Учимся выявлять проблему Занятие 1. Типы проблем Философские Социальные Политические Нравственные Экологические Эстетические.
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Пушкинский миф в современной прозе Автор работы: Копылова Александра, учащаяся 10 Б класса гимназии 1 г. Мончегорска Научный руководитель: Бекурина Галина.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
Транксрипт:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Образ человека мыслящего, в слове явленный 11 класс авторы: Н.Л. Мишатина, С.Ю. Симаков, Т.М. Бутолина

ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА На основе компетентностного подхода сформировать у учащихся способность создавать устные и письменные тексты мировоззренческой направленности. На основе компетентностного подхода сформировать у учащихся способность создавать устные и письменные тексты мировоззренческой направленности. Научить основам анализа научных, художественных, публицистических текстов. Научить основам анализа научных, художественных, публицистических текстов. Сформировать способность соотнесения и синтеза представлений из различных областей человеческой культуры. Сформировать способность соотнесения и синтеза представлений из различных областей человеческой культуры. Расширить индивидуальную концептосферу учащихся. Расширить индивидуальную концептосферу учащихся.

Учебно-тематическое планирование Диалог с Истиной: «Что есть Истина?» (4 часа) Диалог с Истиной: «Что есть Истина?» (4 часа) Диалог с истиной и правдой: «Правды надо держаться – истину надо искать» (М. Пришвин) Диалог с истиной и правдой: «Правды надо держаться – истину надо искать» (М. Пришвин) (2 часа) (2 часа) Истина и миф (2 часа) Истина и миф (2 часа) Миф вчера и сегодня (2 часа) Миф вчера и сегодня (2 часа) Истина и наука (2 часа) Истина и наука (2 часа) Поэзия истины и истина поэзии (2 часа) Поэзия истины и истина поэзии (2 часа) Истина и вера (2 часа) Истина и вера (2 часа) Истина и чудо (2 часа) Истина и чудо (2 часа) Дух и духовность (4 часа) Дух и духовность (4 часа)

Истина в представлении русского языка и культуры Истина – Добро – Красота: место мировоззренческих концептов в русской языковой картине мира; этимология «истины»; слова со значением истины; истина и люди: «портрет» истины в пословицах и афоризмах; аллегорический портрет Истины; истина и самосознание; истина и вера; вечные истины, истина и притча; своеобразие русского концепта «правда»; правда и совесть; правда, справедливость, закон; истина и ложь; галерея литературных лжецов: лжец-гедонист (гоголевский Хлестаков), лжец-утешитель (горьковский Лука), лжец- выдумщик (барон Мюнхаузен, Василий Теркин). Истина – Добро – Красота: место мировоззренческих концептов в русской языковой картине мира; этимология «истины»; слова со значением истины; истина и люди: «портрет» истины в пословицах и афоризмах; аллегорический портрет Истины; истина и самосознание; истина и вера; вечные истины, истина и притча; своеобразие русского концепта «правда»; правда и совесть; правда, справедливость, закон; истина и ложь; галерея литературных лжецов: лжец-гедонист (гоголевский Хлестаков), лжец-утешитель (горьковский Лука), лжец- выдумщик (барон Мюнхаузен, Василий Теркин).

Истина и миф Сущностные черты мифа и архаического сознания; миф как способ познания; религиозное содержание архаики (тотемизм, культ Матери-Земли); сравнительный анализ мифологического и современного сознаний; экспликация признаков мифологического сознания на примере романа-притчи А. Кима «Отец-лес». Сущностные черты мифа и архаического сознания; миф как способ познания; религиозное содержание архаики (тотемизм, культ Матери-Земли); сравнительный анализ мифологического и современного сознаний; экспликация признаков мифологического сознания на примере романа-притчи А. Кима «Отец-лес».

Миф вчера и сегодня Сущностные черты современного мифологического сознания; миф в политике и рекламе; анализ современных мифологем на примере ряда образцов рекламной продукции; мифологические представления в литературе ХХ века (на примере текстов А. Платонова, В. Пелевина, В. Ерофеева) Сущностные черты современного мифологического сознания; миф в политике и рекламе; анализ современных мифологем на примере ряда образцов рекламной продукции; мифологические представления в литературе ХХ века (на примере текстов А. Платонова, В. Пелевина, В. Ерофеева)

Поэзия истины и истина поэзии Поэзия как способ познания истины (на примере русского символизма); творчество как восхождение души к сверхчувственной реальности (на примере поэзии и публицистики А. Блока); мистика и философия цвета в русском символизме; миф и теургический процесс в поэзии (на примере статей В. Иванова и А. Белого). Поэзия как способ познания истины (на примере русского символизма); творчество как восхождение души к сверхчувственной реальности (на примере поэзии и публицистики А. Блока); мистика и философия цвета в русском символизме; миф и теургический процесс в поэзии (на примере статей В. Иванова и А. Белого).

Пути науки Наука как способ познания истины; движение «от мифа к логосу»; античность и «рождение Европы»; драматизм научного поиска (на примере романа В. Дудинцева «Белые одежды»); проблема техники, противоречия научно-технического прогресса; нравственная составляющая научного исследования (на примере текстов А. Солженицына и Н. Федорова). Наука как способ познания истины; движение «от мифа к логосу»; античность и «рождение Европы»; драматизм научного поиска (на примере романа В. Дудинцева «Белые одежды»); проблема техники, противоречия научно-технического прогресса; нравственная составляющая научного исследования (на примере текстов А. Солженицына и Н. Федорова).

Истина и вера Вера как способ постижения истины; вера и знания; вера и наука, религиозная вера, гуманистическая вера; особенности религиозной веры (на примере текстов А. Сурожского, З. Миркиной). Вера как способ постижения истины; вера и знания; вера и наука, религиозная вера, гуманистическая вера; особенности религиозной веры (на примере текстов А. Сурожского, З. Миркиной).

Дух и духовность Противоречивость и двойственность человеческого бытия; личность как способ разрешения сущностного противоречия; три пути духовного (личностного) поиска: Красота, Добро, Истина; смысл и предназначение искусства; личностные основания поступка, проблема свободы выбора; время и смысл человеческой жизни; поиск истины и социальная ангажированность; обобщенный портрет мыслителя. Противоречивость и двойственность человеческого бытия; личность как способ разрешения сущностного противоречия; три пути духовного (личностного) поиска: Красота, Добро, Истина; смысл и предназначение искусства; личностные основания поступка, проблема свободы выбора; время и смысл человеческой жизни; поиск истины и социальная ангажированность; обобщенный портрет мыслителя.

Авторы и тексты А.В. Ахутин. Тяжба о бытии А.В. Ахутин. Тяжба о бытии А. А. Ахматова. Когда в тоске самоубийства…(Мне голос был…) А. А. Ахматова. Когда в тоске самоубийства…(Мне голос был…) Р. Барт. Мифологии Р. Барт. Мифологии Н.А. Бердяев. Смысл творчества. Н.А. Бердяев. Смысл творчества. Н.А. Бердяев. Царство духа и царство Кесаря Н.А. Бердяев. Царство духа и царство Кесаря Н.А. Бердяев. Я и мир объектов Н.А. Бердяев. Я и мир объектов А. Беляев. Голова профессора Доуэля А. Беляев. Голова профессора Доуэля А. Беляев. Человек-амфибия А. Беляев. Человек-амфибия А. Белый. Священные цвета А. Белый. Священные цвета А. Блок. Идут часы, и дни, и годы… А. Блок. Идут часы, и дни, и годы… Н.М. Бахтин. Мерить жизнь – мерою смерти Н.М. Бахтин. Мерить жизнь – мерою смерти Х.Л. Борхес. Бессмертный Х.Л. Борхес. Бессмертный Д. Борноволоков. «Чевенгур» и повести А. Платонова 30-х гг. Д. Борноволоков. «Чевенгур» и повести А. Платонова 30-х гг. М. Булгаков. Белая гвардия М. Булгаков. Белая гвардия М. Горький. На дне М. Горький. На дне В. Гроссман. Жизнь и судьба В. Гроссман. Жизнь и судьба Э. Гуссерль. Кризис европейского человечества и философия Э. Гуссерль. Кризис европейского человечества и философия Р. Декарт. Метафизические размышления Р. Декарт. Метафизические размышления В. Дудинцев. Белые одежды В. Дудинцев. Белые одежды Е. Евтушенко. Труба Е. Евтушенко. Труба В. Ерофеев. Москва-Петушки В. Ерофеев. Москва-Петушки И. Есаулов. Пасхальность русской словесности И. Есаулов. Пасхальность русской словесности Вяч. Иванов. Кормчие звезды Вяч. Иванов. Кормчие звезды Вяч. Иванов. Две стихии в современном символизме Вяч. Иванов. Две стихии в современном символизме Э. Кассирер. Миф государства Э. Кассирер. Миф государства А. Ким. Отец-лес А. Ким. Отец-лес Ю. Кузнецов. Атомная сказка Ю. Кузнецов. Атомная сказка

А. Мень. Вера и чудеса А. Мень. Вера и чудеса М.К. Мамардашвили. Введение в философию М.К. Мамардашвили. Введение в философию Э. Мунье. Персоналистская общностная революция Э. Мунье. Персоналистская общностная революция З.А. Миркина. Нет. Он не миф и не житель эфира… З.А. Миркина. Нет. Он не миф и не житель эфира… Б.Л. Пастернак Доктор Живаго Б.Л. Пастернак Доктор Живаго Б.Л. Пастернак. Определение поэзии Б.Л. Пастернак. Определение поэзии Б.Л. Пастернак. Чудо Б.Л. Пастернак. Чудо В. Пелевин. Generation «П» В. Пелевин. Generation «П» А. Платонов. Чевенгур А. Платонов. Чевенгур Г. Померанц. Пух одуванчика Г. Померанц. Пух одуванчика Р.- М. Рильке. Как мелки с жизнью наши споры.. Р.- М. Рильке. Как мелки с жизнью наши споры.. В. Соловьев. Общий смысл искусства В. Соловьев. Общий смысл искусства А. Сложеницын. В круге первом А. Сложеницын. В круге первом А. Сурожский. Человек перед Богом А. Сурожский. Человек перед Богом Л.Н. Толстой. Война и мир Л.Н. Толстой. Война и мир И.С. Тургенев. Истина и правда И.С. Тургенев. Истина и правда Н.Ф. Федоров. Философия общего дела Н.Ф. Федоров. Философия общего дела К.М. Фофанов. Истина К.М. Фофанов. Истина Э. Фромм. Человек для себя Э. Фромм. Человек для себя Дж. Д. Фрэзер. Золотая ветвь Дж. Д. Фрэзер. Золотая ветвь М. Шелер. Положение человека в Космосе М. Шелер. Положение человека в Космосе Г.Г. Шпет. Мудрость или разум? Г.Г. Шпет. Мудрость или разум? М. Элиаде. Священное и мирское М. Элиаде. Священное и мирское

Типы лингвокультурологических заданий (концепт «Миф»)

Осмысление ключевых признаков концепта «миф» на основе образных ассоциаций - Запишите ассоциации, связанные с понятием «миф». Проанализируйте написанное. С какими культурными пластами связаны ваши ассоциации? Какие культуры и эпохи отражены в них? Какие современные значения «мифа» вы можете назвать?

Миф как жизнь. Установление логических и историко-культурных связей - Почему мифологическое сознание отождествляет Деметру-мать и Землю? - Как с культом Матери-Земли соотносятся тотемистические представления древних людей?

Миф как предание. Актуализация навыков аналитического мышления - Какую из четырех мировых стихий воплощает в себе Деметра? - Как осмысляется природа, ее цикличность в мифе? - Что об особенности сознания древнего человека говорит нам факт отсутствия автора в мифологическом повествовании?

Сравнительный анализ современного и архаического сознаний ПараметрыАрхаическое сознание Современное сознание Отношение к пространству Отношение ко времени Отношение к социуму Отношение к природе Отношение к познанию

Миф как метафора. Анализ мифологического образа в современной литературе - Как отражается сюжет древнего мифа о Деметре в романе-притче А. Кима «Отец- лес»? - Какие сущностные изменения претерпел миф о Деметре? - Какие культурные представления отражены в мозаичном сознании современного человека?

Миф как игра. Выявление и анализ современных мифологем в литературе ХХ века - Какой литературный прием используется в тексте В. Пелевина для осмысления мифологической основы рекламного сообщения? («С точки зрения буддизма, смысл рекламы крайне прост. Она стремится убедить, что потребление рекламируемого продукта ведет к высокому и благоприятному перерождению…сразу же после акта потребления»). - Какова роль мифа в создании образа героя повести В. Ерофеева «Москва-Петушки»? («Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышу про него, а сам ни разу не видел…Вот и вчера не увидел»).

Миф как обман. Анализ содержания мифологических сообщений в рекламе и политике - Прочитайте предложенные образцы мифотворчества и укажите цель, языковые средства и основные мифологемы, на которые опирается мифологическое сообщение («Теплые интеллектуальные полы – уют высшего качества и надежности», «Сильный, надежный, стройный? Конечно же Bosh!», «Baunty: райское наслаждение»)

Развитие навыков проективного мышления А. Вы – руководитель рекламного агенства. Ваша фирма получила заказ от ведущих производителей легковых автомобилей и сотовых телефонов. Используя известные вам мифологемы, придумайте несколько запоминающихся рекламных слоганов. Б. Вы – известный политтехнолог. Вы должны создать положительный имидж одному политику, который баллотируется в Парламент на предстоящих выборах. Напишите предвыборную речь, используя известные вам мифологемы.

Благодарим за внимание!