Административная юстиция – неотъемлемый институт правового государства, предназначенный для защиты прав и законных интересов частных лиц в сфере публичного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институт открытого и дистанционного образования Кафедра управления и права ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Rod45Va7 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
Advertisements

Список источников 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием года) 2.ФЗ от года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного.
Правоохранительные органы. ТЕМА: «понятие,признаки,задачи и направления правоохранительной деятельности» Выполнил: Хноев Д.Ж Группа:Д-102.
1.Структура и виды государственной службы в России. 2. Гражданская государственная служба. 3. Военная служба. 4. Правоохранительная служба.
МОСКВА Правосудие -форма государственной деятельности,которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел Признаки.
Судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.
Судебная система. Судебная система РФ система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории РФ. Суд.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Презентация на тему: ПРАВИЛА СУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.
Общая характеристика судебной системы РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
Политическая система РФ.
Виды мер административного принуждения различаются: По характеру и специфике правонарушения: - меры психического воздействия; - меры физического воздействия;
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА ПЛАН: 1. Соотношение понятий «гражданский процесс», «гражданское судопроизводство» и «гражданское процессуальное.
ТЕМА: Оспаривание нормативных актов как эффективное средство защиты ПЛАН 1. Оспаривание нормативных актов как способ защиты прав 2. Обращение в суд общей.
П РЕДМЕТ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА. Содержание 1. Понятие предмета гражданского процессуального права 2. Метод гражданского процессуального права.
1.Основные положения Судебная власть в Российской Федерации: осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Тема 10 Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства. Понятие и виды земельных споров. Разрешение земельных споров. Юридическая.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
П РОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО : Г РАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС 11 класс.
Транксрипт:

Административная юстиция – неотъемлемый институт правового государства, предназначенный для защиты прав и законных интересов частных лиц в сфере публичного управления и разрешения возникающих в этой сфере административно-правовых споров. Она выступает как одна из важнейших гарантий законности административной деятельности, основанная на принципе разделения властей. Формирование этого института – кардинальная проблема построения правового государства, своеобразный политический барометр, определяющий степень защищенности прав частных лиц от неправомерных действий публичной власти. Конституция России как Конституция правового государства определила четыре формы судопроизводства, в которых осуществляется правосудие: конституционное, гражданское, административное и уголовное. (ч.2 ст.118). Каждая из этих форм юстиции имеет свой предмет, т.е. определенный вид правовых конфликтов, на разрешение которых направлена деятельность по отправлению правосудия

Юстиция (правосудие) как форма осуществления судебной власти Ст. 118 Конституции РФ: четыре формы осуществления судебной власти Конституционное судопроизводство (конституционная юстиция) (предмет - Конституционно-правовые споры) Гражданское судопроизводство (гражданская юстиция) (Гражданско-правовые споры) Уголовное судопроизводство(уголовная юстиция) (предмет – преступление) Административное судопроизводство (Административная юстиция) (Административно-правовые споры) - Споры – о законности нормативно-правовых актов – о субъективных публичных правах и законных интересах – об административной ответственности Значение термина «юстиция (justice) в современной теории права: 1) То, что максимально соответствует требованиям справедливости (моральный аспект) 2) Социальное равновесие, социальная справедливость, достигаемые применением норм объективного права (юридический аспект)

3) Совокупность государственных учреждений, предназначенных для разрешения споров, действующих в качестве судов (организационный аспект) 4) Деятельность по реализации юрисдикционных полномочий судебной власти с целью объективного и беспристрастного разрешения споров (функциональный аспект) В широком смысле под юстицией понимают: 1. Всю систему судебных правоохранительных и иных юридических органов, связанных с юридической деятельностью 2. Сферу деятельности, связанную с организацией и функционированием судебной власти 3. Правосудие как прерогативу, форму реализации и функцию судебной власти В узком смысле: Правосудие как прерогативу и функцию судебной власти Административная юстиция необходима для: 1. Потребность в разрешении конфликтов, возникающих из административно- правовых отношений 2. Потребность в проведении контроля за соответствием административных актов закону (контроль законности) Потребность в защите субъективных публичных прав и законных интересов частных лиц от неправомерных действий и решений публичной администрации

4) Потребность в обеспечении подотчетности административных органов и должностных лиц и привлечении их к ответственности 5) Потребность в утверждении и защите ценностей, составляющих основу процедур управления Цели (ценности) административной юстиции: - справедливость (justice) - Прозрачность (transparancy) - Законность (legality) - Участие управляемых Концептуальные подходы к пониманию административной юстиции В зависимости от широты охвата органов: 1) Полиструктурный подход (предельно возможные границы ее понятия. Он отличается тем, что включает в характеристику этого понятия указание не только на юрисдикционные структуры или юрисдикционную деятельность, но и иные структуры, институты и виды деятельности, которые так или иначе связаны с разрешением административных споров, обеспечением законности либо защитой прав частных лиц в сфере публичного управления).

Полиструктурный или мульти субъектный (предельно широкий) Административная юстиция включает институты, связанные с разрешением административных споров Административная юстиция трактуется также как административная справедливость Административная юстиция –это комплекс гарантий и средств защиты позитивного права и субъективных публичных прав от незаконных актов публичной администрации, включающий такие средства контроля и правовой защиты, как: Административные Юрисдикционные Парламентские Общие суды Специализированные административные суды Квази-судебные органы Неюрисдикционные – альтернативные юрисдикционным процедуры разрешения административных споров (АПРАС) Омбудсмен Посредничество Мировое соглашение

Аналогичный подход встречается и в отечественной науке. В этом случае в рамках административной юстиции выделяются такие структуры административного оспаривания как: а) внутриведомственные, б) вневедомственные; в) судебные.

Широкий юрисдикционный Административная юстиция – юрисдикция судов и квази-судебных органов по административным спорам Субъектами этой юрисдикции могут быть: Специальные административные суды Общие суды Специальные административные отделения общих судов Квази-судебные органы Узкий юрисдикционный (специализированный) Административная юстиция – это специализированная административная юрисдикция по административным спорам (административная юстиция в строгом смысле слова Элементы административной юстиции в строгом смысле: Специальная административно-процессуальная форма Административный спор Административный суд

Основные признаки административной юстиции 1. Это вид юрисдикции как социальной технологии разрешения правовых споров принудительным для сторон образом 2. Предмет этого вида юрисдикции – административный спор 3. Спор разрешается в процессуальной форме по модели: сторона Арбитр (судья) 4. Спор разрешается посредством юрисдикционного решения О восстановлении нарушенного права О признании административного акта недействующим

В широком смысле Административная юстиция – это урегулированная нормами права система юрисдикционных органов и процессуальных отношений, которые складываются между этими органами и участниками процесса разрешения административных споров, возникающих по поводу нарушенных административными актами субъективных прав и законности в сфере публичного управления В узком смысле Административная юстиция – это урегулированная административно-процессуальными нормами система административных судов и административно- процессуальных отношений, которые складываются между этими судами и участниками разрешения в исковом порядке административных споров, возникающих по поводу нарушенных субъективных публичных прав и законности в сфере публичного управления

Три стороны (аспекта) административной юстиции: Организационная сторона (раскрывает, какие органы разрешают административные споры и как они организованы) Материальная или предметная сторона административной юстиции(характеризуется признанием административного спора как предмета разбирательства); Формальная или процессуальная сторона(показывает, в какой процессуальной форме разрешаются административные споры) Материальная сторона административной юстиции включает: 1. Материальная сфера (сфера действия административной юстиции) Сфера административно-правовых отношений 2. Предмет административной юстиции Административно-правовой спор 3. Цель и задачи административной юстиции

Материальная сфера действия административной юстиции Границы материальной сферы административной юстиции определяются сферой административно-правовых отношений Материальная сфера административной юстиции Внутренние административные правоотношения Внешние административные правоотношения Из материальной сферы административной юстиции исключаются такие внутренние отношения как: 1. Отношения между административными органами, входящими в одну ведомственную иерархическую систему управления (например, между соподчинёнными органами и должностными лицами министерств) 2. Отношения между административными органами и их членами либо сотрудниками по вопросам управления, за исключением случаев нарушения прав и законных интересов

Процессуальные и процедурные формы, которые не относятся к процессуальной форме административной юстиции 1. Правовые формы ( процедуры ) разрешения административных споров, касающихся не вопросов права, а внутриорганизационных административных споров ( между служащими по вопросам внутренней дисциплины, организации прохождения службы и т.д.); 2. Правовые формы (процедуры) рассмотрения правовых споров в административном порядке самим органом – автором акта или вышестоящей инстанцией; 3. Процедурная форма обращения частных лиц к омбудсмену (который, по сути дела, осуществляет функцию медиатора) и в законодательные органы, которые обладают лишь правом контроля, а не разрешения споров; 4. Форма разрешения административных споров с использованием неформальных процедур, альтернативных юрисдикционным – медиация, мировое соглашение, арбитраж – если их применение в административном праве признаётся законным Процессуальная форма административной юстиции предназначена для принудительного устранения конфликтной ситуации посредством принятия решений органом, стоящим над сторонами и имеющим власть судить по вопросам права

Цель Административно- процессуальная форма административной юстиции (модель в соответствии с парадигмой контроля законности) Вопрос соответствия (несоответствия) административного акта закону Предмет спора Обеспечение законности и правопорядка в публичном управлении Средства 1. Судебная проверка соответствия административного акта закону 2. Признание административного акта незаконным Заявляется иском о законности (объективным иском) Особенности процессуальной формы разрешения спора «Процесс над актом», а не над его автором Суд – контролёр Проверяет законность, а не судит о правах Односторонний процесс: автор акта не считается стороной процесса Главные полномочия суда: декларация законности (незаконности ) административного акта Ограниченная юрисдикция судьи («Маленький судья») Вопрос о защите субъективного права не рассматривается, но оно защищается косвенно в результате признания акта незаконным ИСК

Федераль- ная Регио - нальная Муниципальная Административная юстиция международных организаций Административная юстиция как институт надгосударственной защиты прав частных лиц Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) Административная юстиция систем региональной интеграции Смешанная Светская Религиозная (каноническая) Виды административной юстиции Внутригосударственная (национальная) Международная Административная юстиция Евросоюза Суд Европейского Союза Трибунал 1-ой инстанции Трибунал по делам публичной службы

Процессуальные формы административной юстиции в России ( второе десятилетие ХХ 1 в.) Процессуальные формы административной юстиции в России ( второе десятилетие ХХ 1 в.) Судебная форма Квази-судебная форма Гражданско е судопроиз- водство Администра- тивное судопроиз- водство Производство по делам из публичных правоотноше- ний ГПК РФ ст.245 Производство по делам из публичных правоотноше- ний ГПК РФ ст.245 Производство по делам об административ- ных правонарушения х КоАП РФ Производство по делам об административ- ных правонарушения х КоАП РФ Общий суд Ст. 29 АПК Административно е судопроизводство по делам, возникающим из административны х правоотношений и о привлечении к административно й ответственности Ст. 29 АПК Административно е судопроизводство по делам, возникающим из административны х правоотношений и о привлечении к административно й ответственности Арбитражны й суд Патентная палата Патентная палата Высшая квалификационн ая коллегия судей Федеральная энергетическа я комиссия Другие квази-судебные органы федерального и регионального уровня Другие квази-судебные органы федерального и регионального уровня

Особенности административной юстиции как элемента правового государства в современной России 1. Являет собой формирующуюся отрасль права, предметная сфера которого определяется спецификой споров, возникающих из административно-правовых отношений 2. Включает определённую совокупность правовых норм, принципов и средств, позволяющих частным лицам оспорить неправомерные акты государственных и муниципальных органов и защитить свои субъективные права и законные интересы в отношениях с публичной властью 3. Являет собой юрисдикционный механизм, предназначенныйдля разрешения споров, возникающих из отношений «власть-подчинение» 4. Функционирует на базе общих и арбитражных судов, осуществляющих административное судопроизводство, а также квази-судебных учреждений. В компетенцию общих и арбитражных судов входят вопросы и частного, и публичного права : им подсудны споры как между частными лицами, так и частных лиц с публичной администрацией. 4 а. Исковой порядок производства отсутствует. 5. Отсутствует специальный административно-процессуальный кодекс вследствие чего процессуальная форма административной юстиции носит несистематизированный и противоречивый характер 7. Служит средством судебного и квази – судебного контроля за законностью деятельности государственной администрации 8. Разрешает административные споры путём признания незаконности, недействительности ( действительности ) или отмены оспариваемого административного акта 6. Предполагает разбирательство административных споров по процессуальным правилам, установленным Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от г., КоАП, Гражданским процессуальным Кодексом, Арбитражным процессуальным Кодексом ( АПК ), а в квазисудебных органах – в соответствии с Положением об их учреждении, либо в соответствии со специально разработанными для них правилами

Законы о судоустройстве : ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от г.( Ст.26), ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» от N 1- ФКЗ ( ред. от ), ФКЗ " О судах общей юрисдикции в Российской Федерации " от N 1- ФКЗ ( ред. от ) ФКЗ «Об арбитражных судах» от г. ФКЗ «О военных судах» от 2 ФЗ от ФЗ ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от N 188- ФЗ. ( ред. от ). Содержат нормы, составляющие основу судоустройственного административного права Законы, определяющие порядок судопроизводства. Кодифицированные акты Гражданский процессуальный кодекс от N 138- ФЗ. ( ред. от ). Арбитражный процессуальный кодекс от N 95- ФЗ ( ред. от Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от N 195- ФЗ.( ред. от ) Кодекс административного судопроизводства ( КАС РФ ) – принят в первом чтении 27 мая 2013 г. Иные законы, устанавливающие общие и специальные основания для оспаривания действий и решений административных органов ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года ( в ред. закона от г. Налоговый кодекс РФ ( часть первая ) от 31 июля 1998 г.. Таможенный кодекс Российской Федерации от ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от N 59- ФЗ ( в ред. N182- ФЗ от ) ФЗ от ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора ) и муниципального контроля. ФЗ от ФЗ ( ред. от ) " Об исполнительном производстве " ФЗ от 14 апр г. 41- ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх Эти законы содержат нормы судопроизводственного административного права

Постановление Правительства Российской Федерации от (в ред. Постановлений Правительства РФ от N 845, от N 550, от N 304, от N 1086) «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)» Приказ Федеральной службы по тарифам от 2 июня 2009 г. N 199 (в ред. Приказа ФСТ России от N 464-к «Об утверждении Положения о Контрольной комиссии Федеральной службы по тарифам и Регламента рассмотрения вопросов на заседании Контрольной комиссии Федеральной службы по тарифа» Особенности порядка исполнения государственной услуги по рассмотрению в досудебном порядке, споров связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) Требования, предъявляемые к заявлениям о рассмотрении в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) Приказ ФСТ России от 22 марта 2013 г. 310-Об организации в Федеральной службе по тарифам рабочих групп по рассмотрению разногласий Приказ Роспатента от N 11"Об утверждении Устава Апелляционной палаты Роспатента"( утратил силу в связи с созданием Суда по интеллектуальным правам) Приказ Роспатента от N 56 (ред. от , с изм. от ) "О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам" Положение о Городской жилищно-конфликтной комиссии. Утв. Постановлением Правительства Москвы от 6 мая 1997 г. N 321. (с изм. Постановлением Правительства Москвы от 19 авг г. N 692-ПП) и другие

1. Постановление Пленума Верховного Суда от N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" // Бюллетень Верховного Суда РФ N Постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ N Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" // Бюллетень Верховного Суда РФ N 2 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от N 48 (ред. от ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". 7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от г. 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

Концепция Д.Н. Бахраха Административная юстиция – институт гражданского судопроизводства Это-правосудие по административным делам, осуществляемое в порядке гражданского судопроизводства, но по нормам ГПК РФ и АПК РФ Концепция А.Ю. Тихомирова Административное право как отрасль права Материальное административное право Административный процесс Институт административной юстиции – часть процесса

Концепция Ю.Н. Старилова Административное право Общая часть Особенная часть Организация управления Управленческий процесс Административная юсрисдикция Административная юстиция Концепция К.С. Бельского Административное право Управленческое право Полицейское право Административная юстиция Судебное административное право Судебный административный процесс

1. Проистекают из суверенитета государства 2. Носят исключительный характер, т.к. осуществляются только органами государства в процессе правоприменения 3. Имеют постоянный характер 4. Ориентированы на беспристрастное разрешения спора на основе норм права органом, не являющимся стороной спора 5. Осуществляются публично и направлены на защиту субъективных прав и законных интересов частных лиц и обеспечение законности в публичном управлении 6. Процесс их осуществления возбуждается заинтересованным лицом, а не самим юрисдикционным органом (судом или квази-судом) 7. Имеют границы во времени и пространстве

Базовые функции административной юстиции 2. Функция юрисдикционного контроля при разрешении административ-ных споров 3. Функция юрисдикционной защиты субъективных прав и законных интересов при разрешении административных споров Контроль за правомерностью действий ( бездействия ) и решений Споры о правах, нарушенных неправомерными действиями и решениями Контроль за законностью нормативно- правовых актов Споры о праве объективном ( абстрактном ) Конкретный Абстрактный 1. Функция юрисдикционного разрешения административных споров

Юрисдикция как функция и форма осуществления административной юстиции (3 значения термина ) Юрисдикция ( от лат. Juris dictio – провозглашать право ) 1. Исконное ( коренное ) значение Юрисдикция – это власть суда, функция судебной власти по разрешению правовых конфликтов 2. Предметная компетенция 3. Сфера, на которую распространяется компетенция как мера юрисдикции В узком смысле Это публичная функция по отправлению правосудия, проистекающая из суверенитета государства и только осуществляемая судом В широком смысле Это публичная функция по разрешению конфликтов судами и квази-судебными органами Общая Специальная

Юрисдикционный контроль как функция административной юстиции Это контроль в процессе осуществления юрисдикционной деятельности, потребность в котором возникает в спорных ситуациях, когда два правовых интереса, две правовых нормы или два субъективных права противостоят друг другу 1. Имеет своим предназначением выявление соответствия административных актов ( индивидуальных или нормативных ) установленным нормам права 2. В отличие от парламентского и административного контроля связан с разрешением конфликтных ситуаций в публичном управлении 3. Возбуждается частными лицами или органами публичной власти посредством иска о законности административного акта 4. Имеет целью защиту законности и охрану объективного права от нарушений со стороны публичной администрации 5. Контроль законности – способ разрешения конфликтных ситуаций в публичном управлении ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКИ

Административная юстиция в системе контроля за деятельностью публичной администрации Система контроля за публичной администрации Виды контроля внешнийвнутренний парламентск ий общественн ый Прокурорский администра-тивный омбудсме н Счётная палата Депутатские запросы Парламентские комиссии Юрисдикционный Общие суды Административ ные суды Квази-суды Надведомственный Ведомственный В порядке процедуры административного оспаривания ( по административной жалобе )

Система юрисдикционного контроля за деятельностью публичной администрации Юрисдикционный контроль За лицами За актами За законностью В отдельных случаях – за целесообразностью За законностью индивидуальных правоприменительных актов или : контроль за правоприменением, т. е. за применением нормы права в правоприменительном акте в конкретном случае За законностью нормативных правовых актов Юрисдикционный нормоконтроль, т.е. за соответствием одной нормы права другой норме, большей юридической силы За административными решениями и действиями За бездействием Конкретный Абстрактный Прямое применение Конституции Признание нормативно- правового акта недействующим полностью или в части Неприменение закона или подзаконного нормативно- правового акта

– это проверка законности нормативных правовых актов (НПА) при оспаривании их в «чистом виде» на предмет соответствия Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права либо соответствия НПА иному НПА, имеющему большую юридическую силу Абстрактный – потому что речь идёт об абстрактном, отвлеченном от индивидуальных обстоятельств объективном праве, т.е. о незаконности нормы права вообще, безотносительно к её применению в конкретном случае по вопросам конкретных прав и обязанностей

Формальный контроль за актами публичной администрации Это проверка юридических ( формальных ) элементов административного акта, определяющих его внешние параметры ОПРЕДЕЛЕНИ Е При формальном контроле проверяется : Компетенци я органа- автора акта на его принятие Наличие даты принятия акта Наличие подписи автора- акта Соблюдение процедуры принятия акта

Содержательный контроль При содержательном контроле проверяется : 1. Соответствие предмета административного акта содержанию нормы права, для реализации которой он принимается 2. Обоснованность акта, т.е. выясняется : А ) Нет ли фактической ошибки в его обосновании ; принят он на основе реальных или искажённых фактов Фактическая ошибка имеет место, если акт принят на основе неточно изложенных фактов или фактов, несоответствующих данному решению Б ) Нет ли правовой ошибки в его обосновании, верно ли выбрана и истолкована правовая норма Правовая ошибка – это ситуация, когда факты оценены правильно, но акт принят на основе неточно изложенной, неверно выбранной или неправильно истолкованной правовой нормы 3. Нет ли злоупотребления властью, т.е. соответствует ли цель акта той цели, для реализации которой органу-автору акта предоставлены полномочия, т.е. проверяется нет ли злоупотребления властью в личных или групповых интересах