Формирование Московского государства и новые явления в литературном языке ХIV – середина ХVII в. Лекция 4.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский литературный язык эпохи Московского государства (ХIV – середина ХVII в.) Лекция 4.
Advertisements

Первые печатные книги на Руси. Книга - человек путь жизнь.
Как появилось книгопечатание на Руси Подготовила: учитель изо Какурина Т.Н.
14 марта – День православной книги 14Марта 2011 года впервые празднуется День православной книги. Этот праздник был учреждён Святейшим патриархом всея.
О СОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ХIV-ХVI ВЕКАХ. Алексеева Мария 6 «Б»
Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.
Методическая разработка по теме: Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках
14 марта – День православной книги. Первая печатная книга на Руси.
Первопечатник Иван Фёдоров
Культура России в XIV- XVI вв.. Особенности: возрождение единой русской культуры Появление национальной культуры Появление новых культурных контактов.
Просвещение, устное народное творчество,литерат ура в XIV- XVI веках.
Начало российской цивилизации- IX-XI - века (Киевская Русь) А.Тойнби, О.А.Платонов XV – век (Образование централизованного государства) Э.С.Кульпин, В.Л.Цымбурский.
Проект на тему « Первопечатник Иван Фёдоров» Цель проекта: расширить кругозор знаний о жизни И.Федорова, первых изданных книгах, печатного станка. Выполнила:
Первопечатник Иван Федоров. Краткие сведения из биографии Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 г. Хотя точных сведений о дате и месте его рождения (равно.
Иван Фёдоров Презентация ученика 3 класса «А» Пенина Никиты.
Первопечатник Иван Федоров.
План: 1. Развитие России требовало грамотных людей 2. К знаниям потихоньку приобщались 3. Большинство крестьян оставалось неграмотным 4. Развивалось книгопечатание.
Первая печатная книга на Руси Автор Егор Пономарёв.
"История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии". "История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии".
У ченье – свет У ченье – свет Учебное пособие для 3 класса.
Транксрипт:

Формирование Московского государства и новые явления в литературном языке ХIV – середина ХVII в. Лекция 4

Иван Калита (князь московский с 1325, великий князь Владимирский с 1328 – умер в 1340): – распространил влияние на Тверь, Псков, Новгород, – Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», – залажил основа политического и экономического могущества Москвы.

Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389) – отражал нападения на Москву литовского князя Ольгерда, – принудил тверского князя к признанию старшинства, – утвердил влияние в Болгарии Волжско-Камской, – в 1378 разбил под Скорнищевом рязанского князя, – 1380 г. Куликовская битва.

Во второй полавине XV в. к Москве присоединяются Ярославль, Новгород и Тверь, в начале XVI – Псков и Рязань.

В XIII–XIV вв. – владимиро-суздальский диалект (среднерусский говор на основе севернорусского наречия; восточный окающий). – г взрывной, – нет перехода [в] в [у], – твердое окончание глогольных форм 3 лица, – формы меня, тебя, себя в Р.-В. падежах, – окончания -ой/-ей; -ого с [в], – оканье. Диалектная основа языка Московской Руси

Изменения в русском языке XIII–XIV вв. – гы, гы, хы произносятся как ги, ки, хи, – утрачивается двойственное числа, – перестраивается система прошедших времен (в грамматике Лаврентия Зизания 1596: мимошедшее явихъ, явилъ еси, ла, ла, яви и пресовершенное являхъ, являлъ еси, являаше, являалъ)

– формы пекло, могли упростились, – сократились окончания 2 лица -ши, – упростилась система скланений существительных, – утрачивается звательная форма, – выравниваются основы на заднеязычный, – окончание прилагательных -ой/-ей, – сократилась употребление кратких форм прилагательных и причастий.

С 1542 митрополит Макарий. 1547, 1549 церковные соборы по канонизации святых (была 22; провозглашено общецерковными святыми еще 30 и местными 9). Стоглавый собор 1551 – обновление русской церкви. Основана первая типография в Москве. «Великие Минеи Четьи» и «Степенная книга».

ІІ южнославянское влияние – Сочетание жд, – согласованные приставки во-, воз-, со-, – написания без йотации (свое, ученiа), – редуцированные после плавных (тръгъ, врьба), – окончание -ого

Книгопечатание Недатированные издания 1550-х годов: Триодь Постная, 4 Псалтири, Евангелие, Триодь Цветная. Март 1564 г. – справщики Печатного двора Иван Федоров и Петр Мстиславец издали Апостол.

1565 г. Иван Федоров – 2 издания Часовника г. Никифор Тарасиев и Андроник Тимофеев Невежа – Псалтирь г. – Псалтирь вышла в Александровской слабоде, резиденции Опричного двора Ивана Грозного.

Юго-Западная Русь Петр Могила, основатель Киевской духовной школы (Киево-Могилянской академии): «Язык славянский правдою божиею основан, збудован и огорожен есть», а в латинском языке «только лежа, по ганская хитрость и фарисейство сидит, почивает и обладает».

1596 г. Грамматика славенска Лаврентия Зизания (Вильно), славарь – Лексис, сиречь речения въкратце събранны и из славенского языка на просты русский диалект истолкованы

1619 г. – грамматика Мелетия Смотрицкого (Грамматікі Славенскія правілное Сінтагма), издана в Евье, ныне г. Вевис, Литва.

1574 г. – Букварь Ивана Федорова, Львов г. – Лексикон славеноросский и имен тлъкование Памвы Берынды (при Киево-Печерской лавре).

В начале XVII в. – курско- орлавский диалект (южная группа говоров южнорусского наречия). – аканье, – г фрикативный, – И. п. мн. числа города, – Р. п. сахару, П. п. на берегу. Смена диалектной базы

В XVIII исчезают: – существительные на –ко среднего рода: мое дворишко, губенко тонко («Житие» протопопа Аввакума), – формы сравнительной степени на -ае, -яе: «указанная цена, дешевое торговое цены» («Улажение» 1649 г. Алексея Михайлавича), – инфинитив с существительным в именительном падеже: како мука сеяти, како квашня притворите («Домострой»).

К концу Московского периода – утратилась множественное числа на -и для твердой разновидности (стали, добрии), – формы моея, мое заменяются новой моей (моей), – завершается перестройка падежной системы множественного числа по образцу скланения на -а.

Новые союзы что (вместо яко), чтобы (вместо да, дабы), который (вместо иже), если (вместо еще, еже).

Для русских знание славянского языка необходимо потому, что не только святая библия и остальные книги, по которым совершается богослужение, существуют только на славянском языке, но невозможно ни писать, ни рассуждать по каким-нибудь вопросам науки и образования, не пользуясь славянским языком. Генрих Вильгельм Лудольф, 1696 г.

Поэтому, чем более ученым кто- нибудь хочет казаться, тем больше примешивает он славянских выражений к своей речи или в своих писаниях, хотя некоторые и посмеиваются над теми, кто злаупотребляет славянским языком в обычной речи. Так у них и говорится, что разговаривать надо по-русски, а писать по-славянски.

Первые светские печатные книги Московской Руси – «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (перевод книги немецкого автора Вальгаузена, 1647), – «Грамматика» Мелетия Смотрицкого 1648 (без имени автора), – «Улажение» царя Алексея Михайлавича 1649.

1620 г. «Книги суть риторики двои по танку в вопросах списаны, скорого и удобного ради научения». Род смиренный есть который не восстает над обычаем повседневного глоголания.

Род высокий есть который хотя большою частию содержится свойственным гласом, и потом паки еще части имеет метафоры и от дельных вещей приятных, достаточно размножает. И придав всяких видов, что от разума своего объявляет и показует украшение глогола.

Род мерный который хотя есть последний имеет участок видов, но во умножении ничто же составляется пропинаючи род. А таков есть Овидиуш и письма грамоты и глоголы Кикероновы.