Формы и методы формирования коммуникативных УУД обучающихся на уроках истории и обществознания в основной школе Муниципальное бюджетное общеобразовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коммуникативные универсальные учебные действия Ищенко А.В.
Advertisements

Коммуникативные универсальные учебные действия.. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать.
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
Коммуникативные универсальные учебные действия. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Коммуникативная деятельность – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование.
« Коммуникативная деятельность – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений.
Коммуникативные универсальные учебные действия МБОУ «НОШ 43» Городской семинар 05 февраля 2013 года.
Руководитель ШМО учителей начальных классов Васильева Т.А.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Белых Н.Г.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Универсальные учебные действия Коммуникативные учебные действия.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения. Формирование умения планировать, контролировать,
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
«Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и.
Влияние работы в парах на уроках русского языка на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) © ГОУ ЯО ИРО © Коточигова Е.В.
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному.
Коммуникативные универсальные учебные действия.. Коммуникативность это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Транксрипт:

Формы и методы формирования коммуникативных УУД обучающихся на уроках истории и обществознания в основной школе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 24 города Белово » Фишер Олеся Александровна, учитель истории и обществознания

Коммуникативное развитие - это формирование компетентности в общении, включая умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществить свободное общение Коммуникативная деятельность – основная составляющая коммуникативных УУД Коммуникативная деятельность – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина)

Одна из приоритетных целей образования на современном этапе развития общества – формирование коммуникативных умений Во - первых, это общение и взаимодействие, т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме свое мнение, использовать вербальные средства для дискуссии и аргументации своей позиции Во - вторых, это работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Состав коммуникативных УУД ( классификация А. Г. Асмолова ): 2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия 3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 4. Работа в группе 5. Следование морально - этическим нормам и психологическим принципам общения и сотрудничества 6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности 1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Подростковый возраст – благоприятный период развития коммуникативной компетентности усиливается ориентация на способы осуществления коммуникативной деятельности в этом возрасте складывается индивидуальный стиль речи, усложняется ее структура, в речи появляются специальные термины, абстрактные и метафоричные выражения подростки приближаются к пониманию относительности оценок или выбора, совершаемого людьми

Условия формирования коммуникативных УУД на уроках обществознания в основной школе Организация совместной деятельности школьников на уроке Организация разнообразные дискуссий на уроках Использование проектных форм деятельности Использование учителем демократического стиля общения с обучающимися

Вид УУДХарактери стиха УУД Результаты развития УУД Значение УУД для обучения Коммуника тивные универсальные учебные действия Умение общаться, взаимодействовать с людьми -Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Управлять поведением партнера; - Уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; Умение слушать и вступать в диалог; Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.) Показатели уровня выполнения задания: Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора; принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной Средний уровень: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы, но не может обосновать свои ответы Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности, учитывает различие позиций персонажей, может обосновать свое мнение Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции партнера

Задание « Кто прав ?» Цель: диагностиха уровня сформированности коммуникативных УУД, помогающих пониманию позиции собеседника и коммуникативная рефлексия Инструкция: ученикам в группах раздаются карточки с заданиями и вопросами. Задание строится как столкновение двух (и более) разных точек зрения по одному вопросу. Учащимся предлагается прочитать текст и выработать общий ответ на вопрос Задание на уроке обществознания, 9 класс: Проанализируйте мнения россиян по вопросам политики и власти

Задание « Кто прав ?» Мнение 1. 46% опрошенных разделяют точку зрения «Нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ» Мнение 2. 23% поддержали такое мнение: Президент должен стать полновластным хозяином страны. Только тогда мы прорвемся. Мнение 3. 21% россиян согласились с утверждением: «В России нужно, чтобы власть боялись. Иначе ее не будут уважать». Мнение 4. 10% опрошенных склонны к такой формулировке «Мне все равно, какими методами действует политик, если его деятельность идет на благо народа».

Показатели уровня выполнения задания «Кто прав»

Коммуникация как кооперация Умение аргументировать, убеждать и уступать Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Задание « Дискуссия » Цель : освоение правил и навыков ведения дискуссий Инструкция : под руководством учителя проводится сравнение спора и дискуссии. Выясняется чем они различаются. В споре цель – доказать правоту, а в дискуссии – найти истину. Учитель знакомит учащихся с правилами ведения дискуссии. Затем класс разбивается на сторонников и оппонентов. Выбирается тема для обсуждения, в ходе которого участники должны прийти к какому - либо решению Задание на уроке : 5 класс, обществознание : « Домашними делами должны заниматься все или те, у кого это лучше получается ?» 6 класс, история : « Александр Невский – национальный герой или предатель ?» 7 класс, история : « Реформы Петра I - благо России ?» 8 класс, обществознание : « Деятельность свойственна только человеку ?» 9 класс, история : « Курская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны ?»

Задание « Совместное рисование » Цель : формирование коммуникативных УУД по согласованию усилий в процессе организации сотрудничества Инструкция : обучающимся предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником по соответствующей теме. Они работают в группах по 3-4 человека и должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала им нужно договорится между собой Задание на уроке обществознания : 6 класс : « Что такое хобби ?»; 7 класс : « Россия – многонациональное государство »; « Защита Отечества »; 8 класс : « Типы обществ »; 9 класс : Правовое государство

Активность работы в группе

Критерии оценки свойств коммуникативных универсальных учебных действий уровень ( форма ) выполнения действия полнота ( развёрнутость ) разумность сознательность ( осознанность ) обобщённость критичность уровень освоенности

17 Критерии оценки сформированности коммуникативных УУД соответствие возрастно - психологическим нормативным требованиям соответствие свойств коммуникативных универсальных действий заранее заданным требованиям

Динамика участия обучающихся основной школы в персональной проектной деятельности на уроках истории и обществознания Годы Общее количество учеников Количество учеников, выполнивших персональные проекты По истории По обществу

Динамика участия обучающихся основной школы в НПК в рамках дисциплин история и обществознание Учебный год Количество участников Призеры и победители год 2 нет год год год 33

Спасибо за внимание !