Максимова Марина Александровна Доклад на заседание Экспертного совета по применению законодательства в сфере закупок при Управлении Федеральной антимонопольной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 3 Правовая и нормативная база информационного обеспечения.
Advertisements

«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Управление качеством. Основные характеристики технического регламента
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Профиль стандартов. Цели применения стандартов. Категории профилей стандартов. Работу выполнил: Каракулов Н.В.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
1 2-ой Международный Форум «Технологии в машиностроении-2012» 29 июня 2012 года МАТЮШИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ Вице-президент Некоммерческого партнёрства.
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва, 19 Марта 2014 Техническое регулирование в Российской Федерации Леонидов Константин.
Федеральная таможенная служба Приволжское таможенное управление ТАТАРСТАНСКАЯ ТАМОЖНЯ Доклад начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля.
Планирование и обоснование закупок по Закону о КС Москва, 2013 Министерство культуры Российской Федерации.
Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
Что такое сертификация?. 2 Сертифика́ция (лат. sertifico удостоверяю) Подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества.
Реформа системы аккредитации: правовое регулирование Москва, 2014.
Транксрипт:

Максимова Марина Александровна Доклад на заседание Экспертного совета по применению законодательства в сфере закупок при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на тему: «Отдельные вопросы технического регулирования требований к товарам, работам, услугам при описании объекта закупки» 27 октября 2014 года

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОПИСАНИЯ ЗАКУПКИ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товару которые влекут за собой ограничение участников закупки. За исключением случаев, если такое ограничение предусмотрено законодательством Российской Федерации. При составлении описания объекта закупки необходимо использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии; При определении поставщика на поставку товаров указываются требования к товару, в том числе о его соответствии требованиям законодательства Российской Федерации.

На сегодняшний день, в Российской Федерации требования к товарам устанавливаются в соответствии с видами нижеперечисленных документов: 1)техническим регламентом; 2)ГОСТами, национальными стандартами; 3)техническими условиями (ТУ) или стандартами организации (СТО); Некоторые из возникающих проблемных вопросов при описании объектов закупки с использованием технической документации: Является ли законным указание в документации о закупке ссылок на обязательность соответствия товаров, работ, услуг требованиям технических регламентов, ГОСТов, национальных стандартов; Является ли законным указание в документации о закупке на необходимость поставки товаров в соответствии с конкретными техническими условиями, стандартами организации; Может ли требование к товару, установленное в закупочной документации отличаться от требований технических регламентов, ГОСТов и национальных стандартов при их наличии? Является ли законным отклонение заявки участника закупки, если она соответствует аукционной документации, но не соответствует требованиях технических регламентов, ГОСТов и тд, и наоборот? Для определения правовой природы указанных технических документов рассмотрим особенности каждого из них.

1. Технический регламент Технический регламент в Российской Федерации - документ (нормативно-правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Согласно Федеральному закону от ФЗ «О техническом регулировании» только требования технического регламента в части качества и безопасности закупаемой продукции имеют обязательный характер применения. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент (статья 7 Закона 184-ФЗ). Вместе с тем, принимая во внимание участие России в Таможенном союзе, в рамках Евразийского экономического сообщества и формирования Единого экономического пространства, 18 ноября 2010 года участниками Таможенного союза принято соглашение «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации». В соответствии с условиями соглашения в целях формирования нормативной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования Стороны формируют единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. В отношении товаров, не вошедших в такой список действуют требования и критерии (как обязательного так и рекомендательного характера), устанавливаемые государством самостоятельно. Так, на сегодняшний день, в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза 66 позиций. Перечень утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. 526 (посл. ред. от ). Соответственно, Технические регламенты, принятые после 2011 года, исключительно Российской Федерацией, не могут приниматься как обязательные при описании требований к закупаемым товарам, работам, услугам.

2. ГОСТ (государственные отраслевые стандарты) ГОСТы - являются элементом, перешедшим из правовой материи Советского Союза в современную и ранее являлся основным видом нормативного документа в области стандартизации обязательный для применения. С 2002 года Россия начала переходить на новую более современную систему стандартизации и сертификации, основанную не на ГОСТах, а на технических регламентах. Согласно Федеральному закону от ФЗ «О техническом регулировании»: «стандарт - документ, в котором в целях ДОБРОВОЛЬНОГО многократного использования устанавливаются…. ; стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их ДОБРОВОЛЬНОГО многократного использования…» Соответственно, сейчас ГОСТ имеет категорию добровольного и рекомендательного характера и может быть обращен к обязательному применению в случае отсутствия иных регуляторов, а также при указании об их обязательности в конкретном нормативно-правовом акте. Согласно ст. 7 Закона 184-ФЗ до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Таким образом, помимо рекомендательных ГОСТов, имеются стандарты, носящие обязательный характер за счет утверждения их в соответствующем перечне. Так, например к Техническому регламенту «О безопасности низковольтного оборудования» существует ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ список из 426 ГОСТ. К Техническому регламенту «О безопасности машин и оборудования» – список из 1016 ГОСТ. И так далее..

3. Технические условия (ТУ) или Стандарты организации (СТО) Технические условия (ТУ) или Стандарты организации (СТО) – это документ, который, с одной стороны, определяет технические требования к продукции, а с другой – определяет процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли эти требования (п. 4.2 ГОСТ «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 8 октября 2002 г. 366-ст). Необходимость создания ТУ обусловлено стремительным и периодическим обновлением новыми вещами, товарами, в отношении которых требования «старых» ГОСТов не являются достаточными. Таким образом, на производство продукции на территории Российской Федерации, на которую нет национального стандарта (ГОСТа) или есть какие-либо расхождения с ним, необходимо разрабатывать технические условия (ТУ) или стандарт организации (СТО). Наличие ТУ/СТО является требованием Росстандарта. ТУ/СТО являются неотъемлемой частью технической документации на продукцию. Разработка ТУ осуществляется на конкретное изделие, вещество, материал, или на комплекс изделий (веществ, материалов). Требования к содержанию и форме ТУ устанавливает ГОСТ Номер ТУ или СТО – является неотъемлемым реквизитом идентификации данного документа и производителя товара в соответствии с таким документом. Так, обозначение ТУ на материалы, вещества формируется из буквенного кода «ТУ»; кода группы продукции по классификатору продукции страны - разработчика ТУ; трехразрядного регистрационного номера, присваиваемого разработчиком; кода предприятия - разработчика ТУ по классификатору предприятий страны - разработчика ТУ; года утверждения документа (П ГОСТ ). Для потребителя (в данном случае Заказчика) ТУ и СТО – это документы, на основании которых можно делать выводы о добросовестности изготовителя, оценив соответствие реального качества продукции, заявленным в документации. Какая роль отводится ГОСТам, техническим регламентам и техническим условиям при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, можно увидеть в судебной практике, сложившейся по правоприменению данного вопроса.

1).Решение Арбитражного Суда Пензенской области Дело А /2013 от г. В силу пункта 5 Информационной карты открытого аукциона качество поставляемого товара должно соответствовать действующим в Российской Федерации ГОСТам. На территории Российской Федерации действует единственный ГОСТ Р «Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие Технические условия», устанавливающий требования к смесям белковым сухим композитным. Согласно пункту 1 ГОСТ продукты предназначены для диетического (лечебного и профилактического) питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд. В первой части аукционной заявки ЗАО «X» не содержится сведений о том, что предложенный им продукт является смесью белковой композитной сухой. В свидетельстве о регистрации предложенного ЗАО «X» продукта указано следующее его наименование: «продукт сухой специализированный для диетического (лечебного) питания «_», то есть, в наименовании данного продукта отсутствует словосочетание «смесь белковая композитная сухая». При таких обстоятельствах арбитражный суд находит обоснованным и правомерным вывод антимонопольного органа о том, что заявка ЗАО «X» не соответствовала требованиям документации об аукционе, и данный участник не мог быть допущен к участию в аукционе. В оспариваемом решении антимонопольного органа указано, что у аукционной комиссии была возможность убедиться в том, что смесь «__», предложенная к поставке ЗАО «X», не отвечает требованиям технического задания, поскольку к первой части заявки данным участником было приложено свидетельство о государственной регистрации продукта. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Согласно статьям 24, 25, 26 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением комиссии Таможенного союза 880 от специализированные пищевые продукты диетического (лечебного и профилактического) питания подлежат обязательной государственной регистрации. При изложенных обстоятельствах следует признать, что Уполномоченный орган, будучи обязанным в силу пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов проверить заявки на соответствие требованиям документации об аукционе, обязан был и имел реальную возможность выявить несоответствие заявки ЗАО «X» аукционной документации. Вместе с тем, технические характеристики предлагаемого к поставке продукта, несмотря на их соответствие ГОСТу, не соответствовали требованиям аукционной документации, в связи с чем данный участник также не мог быть допущен к участию в открытом электронном аукционе, что правомерно отражено антимонопольным органом в оспариваемом решении.

2) Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа по делу А /2013 от 16 сентября 2013 года Как установлено судами, согласно пункту 2 документации об аукционе качество товара должно соответствовать требованиям ГОСТов, утвержденных для данного вида товаров, а также подтверждаться необходимыми сертификатами. Статьей 35 Технического регламента предусмотрено, что молоко и продукты его переработки, предназначенные для реализации, должны быть расфасованы, упакованы в тару и (или) упаковки. При этом предусмотрены требования к материалам тары и упаковки, в которые расфасовывается или упаковывается данная продукция, это должны быть материалы, изготовленные из экологически безопасных материалов, разрешенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, для контакта с пищевыми продуктами и обеспечивающих безопасность и качество молока и продуктов его переработки в течение срока их годности (пункт 1). Между тем документация об аукционе, как правильно установили суды двух инстанций, в нарушение приведённых норм не содержала требований к упаковке товара (молока). 3) Решение Камчатского УФАС по делу 21-06/81-13Ж от 24 мая 2013 г. Статьей 23 Федерального закона от ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (далее – Технический регламент), определено, что «одобрение типа транспортного средства» - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего Технического регламента. Пунктом 65 Технического регламента установлено, что номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) вносится в паспорт транспортного средства (шасси) каждого транспортного средства (шасси), относящегося к типу, в отношении которого установлено соответствие требованиям настоящего. Следовательно, требование, содержащееся в документации об Аукционе, о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе копии «одобрения типа транспортного средства», выданного органом сертификации на территории РФ, и сертификата соответствия ТС требованиям технического регламента, установлено Заказчиком с нарушением.

4) Решение Арбитражного Суда Хабаровского края, дело А /2014 от 22 октября 2014 года Заявка участника под 1 отклонена по п.1 ч. 4 ст. 67 Закона за непредставление информации предусмотренной пп.1) ч.3 ст. 66 Закона и положений документации об аукционе. В предложении участника, по мнению комиссии, «не представлены конкретные показатели предлагаемого для поставки товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе». Согласно требованиям заказчика безопасность товара должна подтверждаться сертификатом качества и соответствовать требованиям ГОСТ Р «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования», ГОСТ «Угли бурые, каменные и антрациты. Классификация по генетическим и технологическим параметрам» и ГОСТ «Угли бурые, каменные и антрацит. Классификация по размеру кусков». В рассматриваемом случае заказчик, в соответствии с требованиями ст. 33 Закона 44-ФЗ установил, что податель заявки должен предоставить информацию о конкретных показателях предлагаемого к поставке товара, четко определив какие именно показатели он предлагает, а аукционная комиссия должна оценить предложенные характеристики показателей с теми, которые определены как важные (существенные) для проверки соответствия заявки участника требованиям аукционной документации (сера, хлор, мышьяк). При этом в аукционной документации четко указано, что таким документом как сертификат качества подтверждается безопасность товара. Таким образом, полагать приложенный в составе заявки документ (в данном случае сертификат) как оформленное в установленном порядке предложение участника не допустимо, тем более, принимая во внимание всегда существующую возможность ошибочного прикрепления какого-либо документа. 5) Постановление ФАС Московского округа по делу А /2014 от 16 октября 2014 года В пункте 13.2 «Технические характеристики товара» раздела 13 «Сведения по предмету заказа» документации об аукционе заказчик определил требования по соответствию товара - консервов «языков в желе говяжьих» нормативному документу ГОСТу или ТУ, по технологической инструкции с соблюдением установленных нормативными правовыми Актами Российской Федерации. В документации об аукционе также определены конкретные требования к физико-химическим, органолептическим, микробиологическим показателям, содержанию токсичных элементов консервов мясных - языки в желе говяжьи. Как установлено Рособоронзаказом в ходе рассмотрения жалобы, общество указало в заявке, что консервы мясные языки в желе говяжьи будут поставляться в соответствии с ГOCT В свою очередь, обществом не представлено суду доказательств, подтверждающих возможность поставить товар по государственному контракту -консервы мясные языки в желе говяжьи, соответствующий по органолептическим показателям. Таким образом, обществом в составе заявки представлены сведения не соответствующие конкретным показателям, указанным в требованиях документации.

6) Постановление Арбитражного Суда г. Москва 13 октября 2014 года Дело А /14 Как следует из содержания протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, заявка истца была отклонена, как не соответствующая п.п. 3 п аукционной документации. В аукционной заявке участника размещения заказа отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара (шины, аккумуляторные батареи, ГУ, проблесковые маяки, комплект бортового навигационно-связного оборудования), что не позволяет определить какая конкретно продукция будет использована при выполнении работ. При этом в соответствии с требованиями ГОСТ шины в обязательном порядке должны иметь товарный знак и (или) наименование изготовителя. Довод апелляционной жалобы истца о том, что товар автошины - могут и не иметь товарного знака, основан на неверном толковании норм материального права (ст.ст.1477, 1480, 1481 ГК РФ) и опровергается требованиями п.2.1. (Маркировка шин) "Правила эксплуатации шин для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин"(утв. Миннефтехимпромом СССР ), согласно которым на каждой шине (покрышке) должно быть четко указано наименование или товарный знак завода-изготовителя, а также требованиями ГОСТ. Таким образом, аукционная комиссия заказчика правомерно отклонила заявку истца. 7) Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд 12 сентября 2014 года дело А /2013 В данном случае обществом в первой части заявки приведены параметры полного остатка на контрольном сите 0,5 d, мм при указании технических характеристик щебня (товара и компонента смеси), которые соответствуют требованиям ГОСТ Указание обществом в пунктах 14 и 15 первой части заявки не предусмотренного документацией об аукционе показателя песка «коэффициент фильтрации 1,0 м/сут.», также не свидетельствует о несоответствии сведений, отраженных в заявке требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, поскольку данные показатели песка соответствуют требованиям ГОСТ «Песок для строительных работ. Технические условия». Документацией аукциона определено, что песок должен соответствовать требованиям названного ГОСТа. 8)Решение Арбитражного суда Ульяновской области от по делу А /2013 Ответчик требования не признал, пояснил, что работы по устройству габионных конструкций СНиП не регламентированы. Технический регламент в аукционной документации не значился. Довод ответчика о том, что эксперт, делая вывод о нарушении подрядчиком проекта, нормативной документации не ссылается на нормативные акты, судом не принимается. Нормативными документами (СНи Пами, ГОСТами) размер щебня не регламентирован.

Некоторые выводы из приведенной судебной практики: Технические регламенты являются обязательными и подлежат соблюдению вне зависимости от указания их в аукционной документации. Требования технических регламентов является обязательными не только в части собственно требованиям к товаров, но и требованиям к таре или упаковке, а также требованиям к оформлению сопутствующих товару документов; Ссылка в техническом задании на ГОСТы – фактически означает придание им обязательной силы с точки зрения соблюдения им участником закупки. Технические документы на товар, подтверждающие безопасность товара (например, сертификат качества) не может заменить собой предложение участника о технических характеристиках товара, подтверждающие соответствие товара требованиям ГОСТов; Только те, ГОСТы, которые указаны к аукционной документации, в качестве требований к качеству и показателем поставляемого товара приобретают обязательный характер для участников закупки. Требования закупочной документации, устанавливающие не иные, но дополнительные требования к товарам также должны быть соблюдены участником закупки в обязательном порядке; В отсутствие установленного регламентированного требования к показателям товара/продукции изготовитель вправе поставлять товар согласно своим техническим условиям. Технические условия разрабатывается и утверждается производителем. Субъектом изготовления технической документации на продукцию является конкретное юридическое лицо/ИП. В соответствии со ст ч. 4 ГК РФ секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения являются охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Соответственно, указание в закупочной документации требования о соответствии поставляемого товара конкретному ТУ будет является нарушением требования Закона о контрактной системы и Закона о защите конкуренции в части ограничения конкуренции в виде сужения круга участников закупки и указания в документации фактически конкретной марки закупаемого товара.

О проекте Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» 15 октября 2014 года Государственная Дума России приняла в первом чтении проект федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Законопроект подготовлен Минпромторгом России и Росстандартом. Проект Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации. Законопроект формирует базовые цели, принципы стандартизации устанавливает правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определяет документы по стандартизации, полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации При этом, с одной стороны устанавливается, что стандартизация в РФ будет основываться на принципах добровольности применения национальных стандартов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. С другой стороны, указано, что требования, установленные в технических условиях, не могут противоречить требованиям национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, которые распространяются на такую продукцию (работы, услуги). В целях исключения дублирования (пересечения) областей применения Федерального закона «О техническом регулировании» и Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» вопросы применения стандартов в сфере технического регулирования (применение на обязательной основе стандартов в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов) оставлены в предметной области Федерального закона «О техническом регулировании», а из сферы технического регулирования исключены вопросы разработки и принятия стандартов национальной системы стандартизации. Кроме того, законопроект направлен, в том числе, на усиление роли стандартизации для технического переоснащения и модернизации производства, внедрения инновационных технологий, приведение национального законодательства в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле на основе применения Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов (приложение 3 к Соглашению Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле).

О проекте Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Основное содержание законопроекта Законопроект формирует правовые основы единой государственной политики в сфере стандартизации. Законопроект призван, в том числе, унифицировать применяемую терминологию в соответствии с международной практикой. Так, впервые на законодательном уровне закрепляются, например, такие понятия как: - национальный основополагающий стандарт - национальный стандарт, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов; - национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом Российской Федерации по стандартизации; - стандарт организации - документ по стандартизации, принятый организацией, в том числе общественным объединением, некоммерческой организацией, инженерным и (или) научно-техническим обществом, государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, изготовителем продукции, исполнителем работ, услуг и другими любыми субъектами хозяйственной деятельности для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований (испытаний), измерений и разработок; - технические условия - вид стандарта организации, принятый изготовителем продукции или исполнителем работ, услуг, устанавливающий требования к безопасности и качественным показателям выпускаемой продукции (работы, услуги), а также к методам ее контроля и приемки; Согласно ст. 20 законопроекта Технические условия разрабатываются по решению изготовителя продукции (исполнителя работы, услуги) или требованию заказчика (потребителя) продукции (работы, услуги). Технические условия разрабатываются на конкретную продукцию, выполняемую работу или оказываемую услугу. Технические условия применяются непосредственно изготовителем продукции (исполнителем услуги, работы) на условиях, установленных заказчиком и исполнителем в контрактах (договорах).

О проекте Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Из целей стандартизации, указанных в законопроекте, для реализации норм Закона о контрактной системы будут интересны следующие: установление требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда; оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию; повышение конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг); предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение; обеспечение исполнения договорных обязательств сторон по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, в том числе при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд, путем использования стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных национальными стандартами; Одним из существенных направлений развития стандартизации является использование стандартов как элемента «надлежащей практики нормативного регулирования» или его совершенствования. Законопроектом предусматривается возможность применения ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах Российской Федерации. Законопроект предусматривает необходимость преобразования стандартов отраслей промышленности (ведомственных отраслевых стандартов) в национальные стандарты или своды правил в течение десяти лет с момента его вступления в силу. Это позволит сохранить нормативные требования, применяемые в ряде отраслей промышленности. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особо необходимо отметить, что в Перечне федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта значится, в том числе: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Минэкономразвития России (головной исполнитель), Минпромторг России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - апрель 2015 г.) в части уточнения документов, используемых для идентификации объектов закупок, установления технических и качественных характеристик, а также применения в этих целях ссылок на национальные стандарты для упрощения процедур закупок и (или) повышения их эффективности.