Использование приемов моделирования для обучения детей рассказыванию Составила: Климентьева Наталья Клавдиевна, учитель- логопед ГБДОУ ЦРР д\с 23 Красносельского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование метода наглядного моделирования в коррекции CНР у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Из опыта работы.
Advertisements

Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков,
Опыт работы воспитателя ГБДОУ детский сад 56 Калининского района Санкт – Петербурга Шестопаловой Натальи Дмитриевны. Развитие памяти и внимания посредством.
ПРОЕКТ. "Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц" МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
МКДОУ 4 « РОСИНКА » МАСТЕР - КЛАСС ТЕМА : « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Выполнила: Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Стеклова Татьяна Борисовна.
Невского района г. Санкт-Петербург Компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Моделирование как средство развития речи Петухова Светлана Ивановна воспитатель Фатеева Ирина Викторовна логопед МБДОУ 14.
Изложение по вопросам и опорным словам Бурундуки.
Семинар-практикум « Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей Консультация для педагогов Учитель-логопед Кузьминская В.А.
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Воспитатель- Касаткина Анна Анатольевна. Мнемотехника Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
«Уровень развития речи детей 5-6 лет». 1. Дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Транксрипт:

Использование приемов моделирования для обучения детей рассказыванию Составила: Климентьева Наталья Клавдиевна, учитель- логопед ГБДОУ ЦРР д\с 23 Красносельского района Санкт-Петербурга

Использование моделей при обучении связной речи На пятом году жизни ребенка появляется сложная форма связной речи – «сообщения в виде монолога, рассказа, рассказа о пережитом и виденном» (Эльконин). Именно в этом возрасте в детском саду проводят специальные занятия по обучению рассказыванию. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Наглядность (по мнению Рубинштейна, Леушиной и др.). Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Алгоритм соединяет и наглядность, и план!

Диалогическая речь При обучении диалогической речи алгоритм предлагается каждому участнику. Например, «Медведи». Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый медведь спрашивает у бурого: - Где ты живешь? – В лесу. - А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? - Коричневого. - А у меня шерсть белая. Что ты ешь? - Листья, ягоды, рыбу. - Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? - Сплю в берлоге. - А у меня берлоги нет, Я сплю на льдине, в снегу.

Пересказ Использование алгоритма при пересказе текста: стимулировало успешность, дети перестали бояться пересказа, все дети изъявляли желание пересказывать, через несколько месяцев без повторного чтения текста могли воспроизвести его, используя только предметно – схематичный план.

Пересказ «Весна» Наступила весна. Бегут ручьи. Ребята сделали лодки и пускают их по воде. Маленький Петя тоже сделал лодку. Петя пустил лодку в ручей. Вдруг подул ветер. Лодка поплыла быстро. Петя побежал за лодкой. Он поправлял лодку прутиком.

У бабушки в деревне есть курица Пеструшка. Снесла Пеструшка десять яиц. Яйца оставили в гнезде. Курица сидела на яйцах и не слетала даже поклевать. Скоро из яиц стали вылупляться цыплята. Все десять цыплят были желтенькие, как пушистые комочки. Цыплята росли… И, наконец, мы могли определить петушков, потому что у них быстро росли гребешки. Получилось четыре петушка, остальные были курочки.

Рассказ Рассказ сравнительно с пересказом – более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Опыт работы показывает, что умение описывать предметы формируется у детей медленно. Навыки, приобретенные при описании одной родственной группы предметов, дети не всегда переносят в деятельность описания иной группы предметов. - не могут определить главные свойства и признаки предмета; - установить последовательность изложения выявленных признаков; - удержать в памяти эту последовательность (план).

Элементы моделей: - ЦВЕТ - цветовые пятна (без четкой формы); - ФОРМА – геометрические фигуры (не раскрашивают); - ВЕЛИЧИНА – два предмета контрастной величины (или соответствуют лексической теме, или обобщенные для всех тем); - МАТЕРИАЛ – прямоугольники из фольги, пластмассы, пленки под «дерево» (кусочки ткани для темы «Одежда»); - ЧАСТИ, СТРОЕНИЕ – части предмета на небольшом расстоянии друг от друга (клюв, перо, лапа для темы «Птицы»); - ДЕЙСТВИЯ – изображение руки (как пользоваться предметом или какой он на ощупь); - СЕЗОННОСТЬ – нарисованы : солнце, желтый кленовый листок, снежинка, подснежник;

- ГУБЫ - на вкус (перечеркнутые губы – несъедобный); - ЖИЛИЩЕ – могут быть изображены: конура, нора, улей…; - СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК – польза (вред) для человека; - КАСТРЮЛЯ, СТАКАН – как употребляют в пищу; - СРЕДА ОБИТАНИЯ – дом – домашние, лес – дикие. Льдина – Север, пальма – Жаркие страны. «Клин» - перелетные, кормушка – зимующие, ферма – домашние.

Описательный рассказ по теме «Птицы».

Сравнительный описательный рассказ

Поздравление по алгоритму

Интервью В результате проделанной работы дети могут даже брать интервью. Например, когда к нам в гости пришли учителя начальных классов, мы подготовили вопросы,«записали» в блокнот в виде рисунков. Используя этот блокнот, дети брали интервью.

Пересказ рассказа с элементами творчества 1. Друг (начало рассказа). В одном классе учились два друга Юра и Миша. Они всегда были вместе. Однажды Юра простудился и заболел. Миша решил навестить товарища. Он взял книгу, яблоко и пошел к Юре. Когда Миша подошел к Юриному дому, он увидел…

2. (середина рассказа) …Алеша принес хлеб и молоко только в семь часов вечера. Вид у него был ужасный: волосы взлохмачены, расстегнутая рубашка, спущенные носки, на щеке ссадина. Мама очень сердилась. Она спрашивала Лешу, где он пропадал столько времени. Алеша сказал ей, что….

Составление рассказа на тему по опорным словам

Работа над фразой (предложением)

Работа над вопросительной фразой

Спасибо за внимание!