Тема 2. Управление городом и городским хозяйством.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Advertisements

Структура Органов местного самоуправления
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
9 ноября мы посетили Центр правовой и краеведческой информации МУ ЦБС им. Н.В. Гоголя Историю местного самоуправления нашего города. О структуре управления.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему: Местное самоуправление
Участие населения в местном.самоуправлении.. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем.
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление –
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – форма народовластия. 21 апреля – день местного самоуправления 21 апреля 1785 года Екатериной II был издан законодательный акт.
Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович.
Местное самоуправление. Понятие местного самоуправления Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.
Студент 1-го курса магистерской программы, заочной формы обучения, группа НБ-3 Мигунов Аркадий Валерьевич Формы участия населения в муниципальном управлении.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА ГЛАВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Хабаровского, Приморского краев, Еврейской автономной области 17 – 19 июля 2014 г. Хабаровский.
Местное самоуправление Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей 62»
Обществознание. Местное самоуправление – самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы.
Основы законодательной власти в Российской Федерации.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Подготовили : Студенты 41 группы Дегтеренко Марина и Жуковская Алла.
1 ТЕМА 4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
Транксрипт:

Тема 2. Управление городом и городским хозяйством

Город как объект управления в Российской Федерации представляет собой сложную административно-территориальную единицу, в рамках которой осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление - это демократически организованная система местной власти, избираемая населением и подотчетная населению. Муниципальное самоуправление осуществляется населением посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, сходах граждан, собраниях граждан, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но государство регулирует деятельность местного самоуправления путем издания законов, наделяет местное самоуправление собственностью и финансами. Через органы прокуратуры государство осуществляет надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления. В то же время государство оказывает органам местного самоуправления поддержку в различных формах: финансовую, организационную, методическую, информационную, кадровую и др.

Главным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления, является Федеральный закон "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от ФЗ. На основании этого закона в Ставропольском крае в 2005 году был принят краевой закон «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» 12-кз. Согласно 131 закону органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Объектом местного самоуправления является муниципальное образование городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Муниципальные образования в России разделяются на три группы: поселенческие (города, поселки, сельские населенные пункты); территориально-поселенческие, состоящие из нескольких населенных пунктов, связанных общностью инфраструктуры и хозяйственных интересов; территориальные, характеризующиеся самостоятельным ведением хозяйства на малочисленных территориях. По правовому статусу муниципальные образования в Российской Федерации классифицируются следующим образом: городские поселения (город или поселок); сельские поселения; муниципальные районы ; городские округа.

Административно-территориальные городские единицы классифицируются следующим образом: города в подчинении республики; города краевого подчинения; города областного подчинения; города в подчинении автономной области; города в подчинении автономного округа; города районного подчинения; города городского подчинения; район как внутригородская единица; поселки городского типа.

Федеральным законом от г. 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для города установлен следующий представительный орган – Городская Дума, Совет депутатов города или Совет депутатов поселения;

Городская дума является представительным органом местного самоуправления (представляет интересы населения). Он состоит из депутатов (в Ставрополе их 30), избираемых населением сроком на 5 лет по одномандатным избирательным округам Численность депутатов представительного органа города, определяется уставом муниципального образования и зависит от численности его населения. Городская дума принимает все свои решения в коллегиальном порядке. К исключительным полномочиям Городской думы является принятие общеобязательных правил местной жизни, утверждение местного бюджета, планов и программ развития города, установление местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Из своего состава Дума избирает председателя, который организует текущую работу Думы, созывает его заседания и подписывает вместе с Главой города решения Думы, что одновременно означает принятие этих решений к исполнению.

Высшим должностным лицом муниципального образования является Глава города. Глава города подконтролен только населению и представительному органу, избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из совета депутатов. Глава города Ставрополь (избирается сроком на 5 лет) руководит на принципах единоначалия Администрацией города, председательствует на заседаниях Городской думы, подписывает и обнародует его решения.

Органом местного самоуправления для города также является администрация города. Администрация - это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, которым руководит глава администрации на принципах единоначалия. Структура администрации утверждается представительным органом по предложению главы администрации. Она может включать отраслевые, функциональные и территориальные подразделения. Главой администрации (в случае назначения лица на должность по контракту) является руководитель администрации города. Главой городской администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначенное на должность главы администрации по контракту, который заключают по результатам конкурса на срок, указанный в уставе муниципального образования.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Члены конкурсной комиссии города назначаются его представительным органом. Условия конкурса, сведения о дате, времени и месте его проведения должны быть опубликованы. Контракт с главой городской администрации заключается главой города.

Органы местного самоуправления принимают властно-управленческие решения на городской территории по вопросам местного значения без вертикальной подчиненности и аппарата принуждения. Основные вопросы текущей и перспективной деятельности муниципального образования регулируются уставом, который придает юридическую базу всем органам власти, отношениям местного самоуправления. Нормы устава отражают понятия, организацию органов управления, полномочия должностных лиц, работу с гражданами. Для управления отраслями, подразделениями в администрации муниципального образования создаются специальные службы, комплектуемые из муниципальных служащих и других сотрудников. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет бюджетов муниципальных образований. Надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами Конституции, законов и субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов осуществляют органы прокуратуры и другие уполномоченные законом органы.

Российское законодательство предусматривает разграничение полномочий в сфере городского развития между уровнями управления следующим образом: на федеральном уровне управления формируется законодательная и нормативно-методологическая база, регулирующая развитие отраслей комплекса городского хозяйства; на региональном уровне (уровне субъектов Российской Федерации) разрабатываются территориальные аспекты градообслуживающей и социальной политики, принимаются и финансируются региональные программы, проекты; на муниципальном уровне управления осуществляется практическая реализация задач по удовлетворению потребностей населения в соответствующих муниципальных услугах отраслей городского хозяйства.

На федеральном уровне управления основными правовыми актами, регламентирующими развитие городов в Российской Федерации являются: общепризнанные принципы и нормы международного права (Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная в Российской Федерации в 1998 г.); международные договоры РФ; Конституция РФ; федеральные законы и подзаконные акты, основные из которых 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; указ Президента РФ от г. 814 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по утверждению границ муниципальных образований»; указ Президента РФ от г. 903 «Об утверждении правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления»; указ Президента РФ от г. «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» и т.д.; постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

На региональном уровне управления правовую основу местного самоуправления составляют: уставы субъектов Российской Федерации; законы субъекта: о местном самоуправлении; о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований; о местном референдуме; о статусе депутата, выборного должностного лица; о муниципальной службе; о материальной и финансовой основах местного самоуправления; о бюджетном устройстве и бюджетном процессе; о порядке регистрации уставов муниципальных образований; о полномочиях органов местного самоуправления; о собраниях и сходах граждан; о территориальном общественном самоуправлении; об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; о порядке отзыва депутат представительного органа и иных выборных лиц местного самоуправления.

Наиболее значительную роль в правовом регулировании повседневного осуществления местного самоуправления играют муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, принятые населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное и обязательное для исполнения на территории муниципального образования. Актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов являются устав муниципального образования и решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, оформленные в виде правовых актов. Устав принимается представительным органом местного самоуправления 2/3 голосов от численности депутатов. Устав регистрируется в органах юстиции в установленном порядке, официально публикуется и после этого вступает в силу.

наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; форма, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения,; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных органов, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного и руководящего органом муниципального образования, а также основания и порядок прекращения их полномочий; виды ответственности органов местного самоуправления, основания наступления этой ответственности, порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления; порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением; порядок внесения изменений и дополнений в устав города.

Комплекс городского управления это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслевых и функциональных органов исполнительной власти, реализующих свои исполнительно-распорядительные функции в рамках определенной сферы (отрасли) жизнедеятельности населения города (территории) на основе осуществления контроля и координации деятельности органов исполнительной власти, предприятий и организаций

Муниципальное право правовое образование в системе права, совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городах, сельских поселениях и на других территориях. Муниципальная служба профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Местное самоуправление занимается реализацией общих интересов территориальных коллективов. Для чего составлен круг задач относящихся к ведению городского управления. К вопросам местного значения, влияющим на развитие городского хозяйства, относятся: основное благоустройство (производство энергии для коммунальных нужд, территория и земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда); благоустройство в узком смысле слова (внутригородские пути сообщения, городской транспорт и связь, уличное движение, уличное освещение, отопление муниципальных зданий); благоустройство в широком смысле слова (водоснабжение, очистка, санитарные мероприятия, медицинская помощь, эпидемиологическая безопасность, ритуальные услуги, организация питания, социальная помощь, местная торгово-промышленная политика, ценовая политика, общественный контроль, юридическая помощь, мировое судейство, пожарная и общественная безопасность, дошкольное воспитание и народное образование, развитие культуры и образования, охрана нравственности).

Для решения вопросов администрация города, наделяется следующими вопросами для их решения: право юридического лица; право распоряжения муниципальным имуществом; право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями; право установления местных налогов и сборов и распоряжения муниципальными финансами; право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями; право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества; право всякого органа власти. Однако реализация этих прав возможна при наличии права надзора за соблюдением правовых актов.

В экономическую основу местного самоуправления Закон 131 -ФЗ включает: имущество, находящееся в муниципальной собственности; средства местных бюджетов; имущественные права муниципальных образований. В соответствии с Гражданским кодексом РФ муниципальное имущество разделяется следующим образом: закрепляемое за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления; составляющее муниципальную казну, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество. В состав недвижимого имущества применительно к муниципальному образованию входят: земельные участки; недра и другие природные ресурсы; жилые помещения; нежилые помещения; предприятия, здания, сооружения. К объектам движимого имущества относятся: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах; средства бюджетов и внебюджетных фондов и пр.

Жители городов неохотно становятся активными участниками городской жизни, особенно это заметно в России. Решение задачи по активизации жителей осложняется отечественными традициями, в которых сильна ориентация на государственную и муниципальную власть как на источник обеспечения граждан всем необходимым. То есть забота власти о жителях воспринимается как должное. Инертность жителей города проявляется в отношении как экономики так и иного обеспечения города, что порождает отчужденность горожан от власти.

Однако, несмотря на слабую активность, существуют следующие формы участия граждан в местном самоуправлении: Выборы органов местного самоуправления. Они проводятся в соответствии с законом путем всеобщего тайного голосования. Референдум. Это всеобщее голосование населения по жизненно важным вопросам. Решения, принятые на референдуме, имеют в городе высшую юридическую силу. Отменить их можно только новым референдумом. Опросы населения. Их можно проводить по самым разным вопросам. Результаты опроса не имеют юридической силы, но должны учитываться городской властью при принятии решений. Народное обсуждение, когда орган местного самоуправления, прежде чем принять какое-то важное решение, затрагивающее интересы населения, публикует проект решения для всеобщего обсуждения и принимает окончательное решение по итогам обсуждения.

Народная правотворческая инициатива, когда сами жители могут в установленном порядке внести проект какого-то решения. Городские власти обязаны рассмотреть этот проект с участием авторов и принято решение о его целесообразности (или нецелесообразности). Обращения (индивидуальные или коллективные) граждан в органы местного самоуправления. Существует строгий порядок работы с такими обращениями. За непредставление ответа на обращение в установленный срок муниципальный чиновник будет наказан. Территориальное общественное самоуправление. Жители отдельных микрорайонов, кварталов, улиц, многоквартирных жилых домов имеют право создавать органы территориального общественного самоуправления для самостоятельного решения своих жизненных вопросов, например, благоустройства территории, охраны общественного порядка, работы с подростками, помощи ветеранам и инвалидам и др. Мирные массовые акции населения (митинги, шествия, демонстрации, пикеты и др.), которые могут проводить жители в рамках закона для защиты своих интересов, если они считают, что местная власть или государство нарушают эти интересы.

Основные типы местных сообществ: предпринимательские и финансовые круги, заинтересованные в развитии своего бизнеса и создании для этого благоприятных условий на местном уровне. местные отделения политических партий и движений, заинтересованные в проведении политики своих партий на муниципальном уровне; группы по профессиональным интересам, а также профсоюзы, отстаивающие профессиональные интересы отдельных групп; группы, выражающие интересы отдельных социальных слоев населения; группы, выражающие интересы малых территориальных сообществ (органы территориального общественного самоуправления, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, дачные товарищества и др.); религиозные организации разных конфессий; благотворительные организации (фонды, попечительские советы, волонтерские организации школьников, студентов, пенсионеров в микрорайонах); организации и клубы по целям и интересам (экологические, по борьбе с наркоманией, защите животного и растительного мира, культурные, спортивные, туристические, охотники и рыболовы, собаководы и др.).

Поздравляю! Вы перешли на новый уровень!