Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9 «Солнышко» Развитие познавательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитатель I квалификационной категории. Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 71»
Advertisements

Краткосрочный проект на тему « Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников » Ишбердиной Эльвиры Владиковн6ы, воспитателя МАДОУ д/с 72 Буратино»
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Автор проекта Егорова Наталия Владимировна. Актуальность Китайская пословица гласит: Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14 комбинированного вида» г.Вязники Подготовка дошкольников к обучению в условиях.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
«Формирование экологической культуры через проектно – исследовательскую деятельность» Воспитатель: Рыбыдайло Нина Александровна Конкурс Радуга презентаций.
Опытно-экспериментальная деятельность детей как условие эффективного развития познавательной активности Воспитатель МКДОУ д/с ОРВ 3 г. Уржума высшей категории.
«Проектно-исследовательская деятельность как средство личностного и творческого развития дошкольников» Верина Анна Николаевна воспитатель МБДОУ 95 г. Мурманска.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 119 детский сад – общеразвивающего вида.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ. «ЛЮДИ, НАУЧИВШИЕСЯ НАБЛЮДЕНИЯМ И ОПЫТАМ, ПРИОБРЕТАЮТ СПОСОБНОСТЬ САМИМ СТАВИТЬ ВОПРОСЫ И ПОЛУЧАТЬ НА НИХ ФАКТИЧЕСКИЕ.
Уважаемые родители! Приказом Министерства образования и науки РФ от года 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
(собрание для родителей будущих первоклассников) 26 сентября 2013 года «Готовимся к школе»
Длительность работы над опытом Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг. Работа над опытом проходила поэтапно: 1 этап ( )
Воспитатели: Позднякова Елена Евгеньевна Евсеева Надежда Викторовна.
ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕН- НЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Транксрипт:

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9 «Солнышко» Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно- экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды Шишкина Ирина Павловна Морозова Надежда Васильевна воспитатель первой квалификационной категории воспитатель

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

Федеральными государственными требованиями определены следующие личностные качества выпускника: способный решать интеллектуальные, личностные задачи, возникающие проблемы; способный управлять своим поведением и планировать действия; любознательный, активный; овладевший необходимыми умениями и навыками; овладевший предпосылками учебной деятельности; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; имеющий представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Новизна состоит: в применении метода экспериментирования как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными; в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Теоретические основы экспериментальной деятельности Экспериментирование – ( от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

Детское экспериментирование получило отражение в работах: Л.Н.Прохоровой «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»; Г.П.Тугушевой, А.Е.Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; О.В.Дыбиной «Неизведанное рядом»; И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование». Н.Н. Поддьяков «Мышление дошкольника».

Академик Н.Н. Поддьяков выделяет следующие этапы экспериментального обучения: Этапы обучения Приемы Навыки экспериментальной деятельности Мотивация деятельности - создание развивающей среды; проблемные ситуации; - интрига и сюрпризные моменты. Устойчивый интерес 1 этап Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы - наводящие вопросы; -уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям; - предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога 2 этап Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент - проблемные вопросы; -пополнение уголка новыми материалами и предметами; - приемы межличностного общения и сотрудничества Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов 3 этап Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно. - изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента; - разработка совместно с детьми условных графических обозначений. Самостоятельная организация детьми опытной деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

Основные принципы метода экспериментирования: 1. Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. 2. Принцип целостности: - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. 3. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития опытно- экспериментальной деятельности дошкольников; 4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. 5. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников; 6. Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; 7. Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме, независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Интеграция экспериментальной деятельности Области Интеграция с другими областями Содержание образовательной области Познание Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе. Социализация Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Коммуникация Познание Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов). Чтение художественной литературы Расширять представления о предметах и объектах средствами художественной литературы. Здоровье Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни. Труд Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; выполнение трудовых действий. Безопасность Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира. Художественное творчество Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов.

Значимость опытно-экспериментальной деятельности: положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка и его творческие способности; даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения; стимулирует развитие речи, в следствии постоянной необходимости давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; влияет на развитие познавательных способностей детей и их умственных умений.

Цель: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды. Задачи: 1. Изучить научно-теоретические и методологические основы детского экспериментирования. 2. Через экспериментирование с объектами окружающей среды выявить уровень экспериментальной деятельности и уровень познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. 3. Организовать образовательное пространство и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей. 4. Разработать и реализовать образовательную программу дополнительного образования кружка «Хочу всё знать» для детей старшего дошкольного возраста. 5. Повысить уровень усвоения программного материала по основной общеобразовательной программе «Детство» под редакцией Т.Н.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.И.Гурович. 6. Повысить уровень компетентности родителей по организации детского экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностического обследования на начало учебного периода старшая группа (сентябрь 2011 год)

Центр экспериментирования «Мини-лаборатория»

Дополнительная образовательная программа кружка «Хочу всё знать» для детей 5-7 лет (Срок реализации уч.год)

Цели и задачи программы кружка «Хочу всё знать» Цель: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды. Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач. Задачи: 1. Расширить представления детей об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы. 2. Обучить детей проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности. 3. Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов. 4. Развивать и совершенствовать речь детей. 5. Повысить компетентность родителей по организации детского экспериментирования в семье и ДОУ.

Блоки НОД: растения; камни; вода; магнетизм; песок, глина; воздух; свет и цвет; свойства материалов.

План проведения НОД: подготовка к занятию, приветствие от лица игрового персонажа, объявление темы занятия; закрепление темы прошлого занятия (какой эксперимент проводили, приемы проведения эксперимента); введение в новую тему с использованием различных игровых методов и приемов, показ воспитателем процесса выполнения эксперимента, способа соединений веществ; использование физкультминутки, способствующей переключению внимания детей; закрепление нового материала через вербализацию детьми этапов и правил технической безопасности; самостоятельное проведение эксперимента по схеме, самоанализ своей работы: проблема, выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми, проверка гипотез, проверка итогов, вывод, фиксация результатов; рефлексия.

Структура проведения опытов: постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проверка гипотез, предположений; обсуждение увиденных полученных результатов; формулировка выводов.

Фиксирование результатов опытов

Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория» Самостоятельная деятельность детей Рассматривание природных материалов

Формы взаимодействия с семьёй: анкетирование; родительское собрание; круглый стол; памятки; папки-передвижки; консультации; картотеки опытов- экспериментов в домашних условиях; открытый показ НОД. Круглый стол «Эврика» (итоговый)

Открытый показ НОД «Царица-вода» Родительское собрание «Детское экспериментирование» (старшая группа)

Сравнительные результаты диагностического обследования детей на конец учебного периода подготовительная к школе группа (сентябрь 2011 г. - май 2013 год)

На конец учебного периода: дети овладели знаниями об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы; дети умеют проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно- экспериментальной деятельности; у детей сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при пользовании приборами-помощниками во время проведении экспериментов; у детей развита связная речь, словарь обогащён специальной терминологией.

Сравнительные результаты диагностического обследования детей группы 6 «Любознайки» Сентябрь 2011 г. – май 2013 г. Обр. Обла сти труд БезопасностьСоциализация ПознаниеКоммуникация Художествен- ная литература Здоровье Художествен- ное творчество Уров ни раз ви тия Сент Май 2013 Сент Май 2013 Сент Май 2013 Сент Май 2013 Сент Май 2013 Сент Май 2013 Сент Май 2013 Сент Май 2013 Высокий % 12-52% % % 8-33% % 5-21%11-48%5-21%7-30%3-12%5-22%9-38% % 7-29% % Средний % 11-48%9-38%6-26% % % % 12-52% % 16-70% % % 13-54% % % % Низкий 3-12% % %02-8%0 1-4%0

Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его дальнейшая творческая деятельность Л.С. Выготский