Отчет по самообразованию «Апробация ФГОС- технологий»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. Учитель: Шкурина Наталья Александровна МБОУ «Муромцевская СОШ»
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МБОУ «СОШ п.Мариец» УВАЕВА А.Ю. 6 ноября 2012 г. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Борисова Марина Владимировна учитель начальных классов МОУ «Гимназия 23» г.о. Саранск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 23» г.о. Саранск.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

Отчет по самообразованию «Апробация ФГОС- технологий»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов

Суть концептуальных изменений в современном образовании: превращение ЗУНов из основной цели образования в средство развития личности; переход от знаниевой к развивающей парадигме; компетентностный подход в образовании, введение понятия "ключевые компетенции" системно-деятельностный подход в образовании, актуализация понятий «универсальные учебные действия» (УУД), «общеучебные умения».

В основе концепции стандартов нового поколения – системно- деятельностный подход, предполагающий развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности Системно-деятельностный подход – это: обучение деятельности (способам деятельности) в процессе самой деятельности Учим не знаниям, а способам познания – общеучебным умениям, универсальным учебным действиям

Компетентности формируются и реализуются в деятельности Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия (УУД) это совокупность способов действий учащегося (навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование умений, это способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях Сформированность УУД означает умение учиться

Основные виды УУД 1)Личностные 2)Регулятивные 3)Познавательные 4)Коммуникативные

Личностные УУД (воспитание) направлены на самоопределение личности (в том числе на мотивацию к учению), позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию.

Регулятивные УУД - обеспечивают самоорганизацию и регуляцию познавательной и учебной деятельности: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений; коррекция - внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка (самооценка=рефлексия) - выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД Направлены на развитие логического, символического, творческого мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. - Общеучебные (метапредметные) - Логические - Направленные на разрешение проблемных ситуаций

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности: - умение слушать и вступать в диалог; -умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи -умение формулировать вопрос

Калашникова М.А., учитель химии и биологии Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии и биологии» Бочаева Е.В., учитель истории и обществознания Тема: «Формирование мотивации и способности к духовно-нравственному развитию путём приобщения обучающихся к базовым национальным ценностям Российского общества».

На уроках химии развитие УУД возможно через систему заданий, например: - личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе, применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта. Это раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей жизни», «Йод и его роль для моего здоровья», «Добыча нефти в и проблемы экологии»;

Для формирования коммуникативных действий (раньше - умение работать в парах (группах)) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача мини зачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания латинских названий элементов и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов должны: 1. определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав – классификация веществ; 2. определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции; 3. определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ; 4. уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ. Учащимся приходится одновременно выполнять логические построения, осуществлять взаимосвязи графических (символьных) единиц и текстовой структуры, связывать понятия атом, индекс, формула и числовые величины. Решение подобных заданий учащимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения уравнений.

С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Ещё один возможный приём для проверки теста - это если во время работы с тестом пара учащихся выполняет тест на отворотах доски и после завершения, вместе со всеми их работа проверяется, обсуждается, исправляется и сразу вырабатывается система оценивания, по этому образцу происходит проверка и работы в парах

Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий Можно выделить следующие задания, развивающие определенные операции мышления: 1. Задания на развитие способности к анализу, обобщению. 2. Задания на установления сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия); 3. Задание на установление аналогии поиск закономерности 4. Задания, развивающие способность к логическим умозаключениям (требуется определить истинность и логичность суждения) 5. Использование химических диктантов 6. Задания, развивающие мыслительный прием сравнения 7. Использование «логических цепочек»

Пользуясь описанными приемами можно создавать наборы тестов и заданий по любой теме. Такие задания позволяют 1. экономить время урока на повторение; 2. охватывают большой объем материала; 3. привлекают к работе достаточно большое число учащихся; 4.«переключают» учащихся с одного вида деятельности на другой; 5. развивают умение анализировать, сравнивать, выбирать главное, обобщать и систематизировать, т.е. развивают логическое мышление. Результатом такого усвоения становятся: осознанное выполнение необходимых действий; определенная степень свободы ученика в применении сформированных умений как в знакомой, так и в новой ситуации.

Учитель в педагогической деятельности ставит не только образовательные но и воспитательные задачи. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении. Формирование мотивации- это решение вопросов воспитания личности.

Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания указано на то, что воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно исторических социокультурных условиях.

информационно-коммуникативные технология дифференцированного обучения технология проектного обучения игровые технологии технология проблемного обучения технология развития критического мышления

принцип развития и воспитания учащихся принцип связи обучения с практикой принцип системности и последовательности принцип доступности и наглядности принцип сознательности и активности

Метод учебного проекта– это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Метод учебных проектов подразумевает: - поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала; - выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование; - социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

- «Луч надежды» - «Я - Гражданин» - «Сохрани себя для жизни» - «Современный герой России-кто он?» - «Герои России-жители Новгородской области» - «Культурное наследие Валдайской земли» - «Уникальное вещество планеты» - «Сладкая жизнь»

Результаты использования современных образовательных технологий создаются условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала повышается качество знаний учащихся. овладение учащимися ключевыми компетентностями, формирование научно-исследовательских навыков обучающихся.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.