Механизм сближения национальных правовых систем Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
{ Аюпова Ф.Ф.. - это внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права, объединяемых.
Advertisements

900igr.net 28 сентября 2001 подписано Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Источники гражданского и торгового права зарубежных стран Подготовила студентка ююг 221 Москалык А.М.
28 сентября 2001 подписано Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Для реализации.
© Патрулина Д.А., Международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой. Международное публичное право представляет.
Основные положения Таможенного кодекса таможенного союза Таможенная служба Республики Казахстан Брюссель, 25 января 2010 года.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Международные отношения и внешняя политика государств 1. Понятие международных отношений и их специфика. 2. Структура и виды международных отношений.
Тема 7_Формы (источники) права ГУ ВШЭ - Москва
Конева Наталья Сергеевна канд. юрид. наук, доцент Конституционное право России.
1 Тема 2 Источники конституционного права (2 час.)
Тема: Формы (источники) права Основные понятия: 1.Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование, организацию работы с официальными.
Формулы прикрепления
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Ващук Анастасия, Калиш Дарья, Сергунина Татьяна группа ЮЮ-407.
1 TTÜ virumaa KOLLED ž ÕIGUSÕPETUS. 2 Государственное право Функции государства - это основные направления деятельности государства. Функции государства.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Юридический факультет Кафедра международного права МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Транксрипт:

Механизм сближения национальных правовых систем Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова

Обоснование необходимости сближения национальных правовых систем Схожесть (а иногда и совпадение) объектов правового регулирования в разных правовых системах => возможность их (систем) взаимодействия и сотрудничества => возможность или необходимость (в зависимости от целей) согласования способов правового регулирования. НО! сопоставление норм национальных законодательств нередко приводит к выводу об их несходстве => необходимость преодоления различий и недопущения их в будущем.

Механизмы коллизионного права Наиболее действенный юридический механизм действия в условиях существования нормативных противоречий – разрешение юридических коллизий: преодоление коллизий (коллизия остается, применяется определенное правило - коллизионная норма, которая позволяет определить способ действия в конкретной ситуации); устранение коллизий (ликвидация коллизии субъектом нормотворческой деятельности путем урегулирования общественных отношений унифицированным способом).

Коллизионная норма Два структурных элемента – "объем" и "привязка". Объем отражает содержащееся в ней указание отношений, на которые норма распространяется. Привязка содержит указание на национальное законодательство, подлежащее применению к данному виду общественных отношений.

Коллизионная норма: базовые виды Коллизионная норма может содержать в привязке указание только на то, в каких пределах подлежит применению собственное законодательство данного государства (односторонняя коллизионная норма). В привязке может быть указание на общий принцип, по которому можно определить, законы какого государства подлежат применению к данному виду правоотношений с иностранным элементом (двусторонняя коллизионная норма).

Дополнительные способы разрешения юридических коллизий использование процедур независимого арбитражного разбирательства (образование в рамках международных организаций или путем специальных соглашений международных арбитражей). циркулярные письма странам-участницам международных организаций, согласованные резолюции; региональные семинары, конференции; составление типовых законов для преодоления различий в национальных законодательствах.

Взаимное влияние нормативных правовых актов Порождается различными причинами, но чаще всего историко-политическими. 1. На формирование крупного государства сильно воздействовали законы, которые действовали ранее в отдельных независимых княжествах, герцогствах и королевствах ( Англия, Италия, Германия, Испания ). 2. Расширение сферы действия кодексов и иных национально- правовых актов наблюдалось в период завоеваний ( Гражданский кодекс Наполеона победоносно распространял свое действие на территории захваченных французским императором испанских и итальянских земель; Гражданский кодекс Нидерландов 1838 г. состоит из разделов, некоторые из которых являются лишь переводом на голландский язык положений французского ГК 1804 г. ).

Взаимное влияние нормативных правовых актов 3. В XVIII–XIX вв. колониальные страны навязывали свое право покоренным странам, и в них надолго сохранилось его влияние ( английского права – в Индии и бывших британских колониях, французского и португальского права – в африканских колониях ). 4. Правовое влияние развивалось и благодаря схожей исторической судьбе, культуре и языку, укладу жизни, общим началам юридического образования и традициям правотворчества также оказывали свое воздействие ( в середине XIX в. гражданские и уголовные кодексы Испании, Франции, Италии повлияли на правовые реформы ряда государств Европы, Латинской Америки и Африки и принятие кодексов-близнецов; провинция Квебек в Канаде, изначально являвшейся британской колонией).

Взаимное влияние нормативных правовых актов Наиболее сильное правовое "взаимовлияние" наблюдается в рамках "правовых семей" и правовых массивов в рамках межгосударственных объединений ( например, сходство основных институтов, конституций государств СНГ объясняется их согласованным политико-правовым курсом и общностью правовых истоков ), но такое влияние весьма ощутимо и в приграничных государствах, которые подчас объединены общей исторической судьбой ( например, в Швеции, Норвегии и Дании действуют либо единые, либо весьма сходные законы в области торговли, судоходства, финансовых операций ).

Взаимное влияние нормативных правовых актов Нередко стремление законодателей и разработчиков закона быстрее заимствовать и даже скопировать аналогичный иностранный закон ведет к его трудному врастанию в свою правовую систему. Подготовка и принятие близких по предмету и методам правового регулирования актов не должна вести к прямому подражанию и копированию "чужих юридических текстов", с одной стороны, и к давлению на правотворчество иностранного государства – с другой. Правовое сотрудничество и суверенитет государств в правовой сфере остаются доминантами современного развития.

Сближение национальных законодательств выработка общего курса правового развития; осуществление мер по преодолению правовых различий; принятие мер по выработке общих, совместных или единых юридических правил. Каждое из этих действий предполагает, в свою очередь, серию более конкретных и последовательных действий, связанных между собой.

Сближение национальных законодательств В одних сферах общественных отношений сближение происходит быстрее, поскольку отражает большую степень их однородности и их меньшую политизированность (например, в сфере производственных, торговых отношений, в сфере экологии). В других сферах – в политической, социально-культурной – сближение может происходить более медленно и не столь масштабно ввиду стремления государств сохранить свое национально-историческое своеобразие и обеспечить полноту выражения политических интересов и свободу действий суверенной государственной власти. При этом направления сближения национальных законодательств зависит от курса политики государств и от их отношений между собой.

Сближение национальных законодательств Может быть постоянным, долговременным или актуационным. На протяженность курсов влияют многие факторы – экономические, политические, идеологические, географические, демографические, культурологические, их неодинаковое сочетание в конкретно-исторической обстановке. Близкие по природе, государственному строю и политическому режиму, по экономическому укладу страны проводят курс на сближение законодательств масштабно и в течение длительного времени (например, скандинавские страны). Другие государства определяют такой курс реже, в тех изменившихся обстоятельствах, которые их к этому побуждают.

Сближение национальных законодательств: терминология «сближение законодательства»: означает общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработку общих правовых решений. «гармонизация законодательства».

Основные направления согласованного юридического развития правовых систем (Ю.А.Тихомиров) сближение законодательства, когда определяется общий курс государств в данной сфере, направления, этапы сближения, способы сближения (акты: программы, планы, модельные акты и т. п.); гармонизация законодательства, когда согласовываются общие подходы, концепции развития национальных законодательств, вырабатываются общие правовые принципы и отдельные решения (научные концепции и т. п.); принятие модельных законодательных актов (общие нормы, правовые стандарты и т. п.); унификация законодательства, когда разрабатываются и вводятся в действие общеобязательные единообразные юридические нормы (правила).

Перечень правовых средств унификации законодательства общий или распространяемый юридический режим (инвестирования, налогообложения и т. д.); признаваемый равный объем прав субъектов (инвесторов, предпринимателей и т. д.); единые стандарты (экологической безопасности и т. д.); выравнивание уровней правового обеспечения (пенсий, пособий и т. д.); признание юридических документов (дипломов об образовании и др.); введение упрощенного порядка (приобретения гражданства и т. д.); договоры о правовом сотрудничестве; соглашения о правовой помощи;общее правовое пространство (для координации действий в сфере науки, техники, образования); равная юридическая защита субъектов; равно обязательные юридические требования; процедуры согласования правовых актов; допускаемые правовые льготы и стимулы; совместные и координируемые юридические действия; распространение санкций; общее признание международно-правовых документов (деклараций, пактов, конвенций и т. п.).

Модельные (рекомендательные) законодательные акты Модельный закон - законодательный акт рекомендательного характера, содержащий типовые нормы и дающий нормативную ориентацию для законодательства. Он не является обязательным для законодательных органов и служит для них нормативно-ориентирующим стандартом.

Модельные (рекомендательные) законодательные акты 1) играют все более заметную роль в процессе сближения внутреннего и международного права, с одной стороны, способствуют сближению национальных законодательств – с другой; 2) различаются по содержанию, форме, по субъектам принятия; 3) предполагают специфические процедуры подготовки, рассмотрения и одобрения (принятия); 4) являются перспективной формой правотворчества и совершенствования законодательства.

Иные направления сближения правовых систем правовая помощь юрисдикционного характера по гражданским и уголовным делам; обмен правовой информацией; взаимодействие парламентов и их комитетов; научно-методическая и образовательная помощь в юридической сфере.

Спасибо за внимание!