Тищенко Ольга Васильевна Учитель биологии и химии МБОУ «СОШ 2» г. Нижнекамск РТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К раствору сульфата меди (II) добавим раствор щёлочи-гидроксида натрия CuSO 4 +2NaOH=Cu(OH)2 + Na2SO4.
Advertisements

Электролитическая диссоциация веществ Реакции ионного обмена и условия их протекания.
Ионы Большинство химических реакций протекает в растворах. Растворы электролитов содержат ионы. Ионы – это положительно или отрицательно заряженные частицы,
Тема: Реакции обмена.. Проверка домашнего задания: упр.4 стр.13 2 H 2 + O 2 2H 2 O 2K + Cl 2 2KCl Ba + 2H 2 O Ba(OH) 2 + H 2 4P +5O 2 2P 2 O 5 Fe(OH)
Веселые химички. Тема творческого задания: Изучение условий протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Урок обобщения : «Химические реакции». ( Химическое путешествие, 8 класс.) Учитель химии Коблякова Н.В.
Реакции ионного обмена План-конспект урока Технология модульного обучения.
Обратимые и необратимые реакции, электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, определение кислот, солей, оснований в свете ТЭД, ионы (
Добрый день!. Повторение 1.C + O 2 =CO 2 2. Fe + CuSO 4 = Cu + FeSO 4 3. Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O 4. P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4 5. NaOH + HCl = NaCl +
Изучение условий протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 14x385 «АКТИНОИДЫ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Щученская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района Воронежской области Урок химии в.
Задание 1. Выберите правильный ответ. 1) Слабым электролитом является А) А) гидроксид натрия (р-р) Б) Б) дистиллированная вода В) В) серная кислота Г)
ГБОУ школа 501 Учитель химии Белорусова Марина Вадимовна Санкт-Петербург 2013.
Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена Тесты.
ТЕМА УРОКА: «Ионные уравнения реакций». ЦЕЛЬ: - научиться составлять полные и сокращенные ионные уравнения ЗАДАЧИ: -Закрепить умения составлять молекулярные.
КИСЛОТЫ Выполнила: Зайцева К.Н. ГОУ «Школа 390» Красносельского района 2008 год.
Феоктистова Татьяна Ивановна Учитель химии ГБОУ ЦО 2051 г. Москвы.
ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Горячевская Татьяна Витальевна, учитель химии МБОУ «СОШ 33», г.Чита.
«Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность» Б. Шоу.
Тема урока: КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. Цель: Обобщить понятие – кислоты. Рассмотреть свойства растворов.
Транксрипт:

Тищенко Ольга Васильевна Учитель биологии и химии МБОУ «СОШ 2» г. Нижнекамск РТ

Цель Образовательные: Актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов, сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений. Развивающие: Продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации. Воспитательные: Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.

Эпитет Три пути ведут к знанию: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый легкий, и путь опыта – это самый горький.

Меткий стрелок Выберите вещества - электролиты. А) Na3PO4, KNO3,AgCl,Na2CO3, BaSO4 ЭЛЕКТРОЛИТЫ Б) Mg(OH)2,NaOH,MgCl2,Fe(OH)2,H2SO4ЭЛЕКТРОЛИТЫ

Ответ А) Электролиты - Б) Электролиты - Na3PO4, KNO3, Na2CO3 NaOH,MgCl2, H2SO4

Распознай свое Среди перечисленных формул первая команда выбирает формулы электролитов, а вторая - неэлектролитов. 1)Al(OH)3,Ba(OH)2,Ca3(PO4)2,PbSO4,Na2S,Fe(NO3)2,AgCl 2)H2SO4,Cu(OH)2,ZnCl2,H2SiO3,NaCl,KOH,BaCO3,Fe(OH)3

Ответ Электролиты- Ba(OH)2,Ca3(PO4)2,PbSO4,Na2S,Fe(NO3)2 Неэлектролиты - Cu(OH)2,ZnCl2,H2SiO3,BaCO3,Fe(OH)3

Лабиринт ЦИИСРОАНКАИООГМЕРЕБННОБКЦИИСРОАНКАИООГМЕРЕБННОБК

Многоборье ЭЛЕКТРОЛИТЫ КАТИОНЫ АНИОНЫ 1.Al2(SO4)3 2Al 3+ 3SO CuCl2 3.Na3PO4 4.K2CO3 5. LiOH ЭЛЕКТРОЛИТЫ КАТИОНЫ АНИОНЫ 1. NaOH Na + OH - 2.H2SO4 3. NaCl 4.MgCl2 5.NaNO3

Многоборье ЭЛЕКТРОЛИТЫ КАТИОНЫ АНИОНЫ 1.Al2(SO4)3 2Al 3+ 3SO CuCl2Cu 2+ 2Cl - 3.Na3PO43Na + PO K2CO32K + CO LiOHLi + OH - ЭЛЕКТРОЛИТЫ КАТИОНЫ АНИОНЫ 1. NaOH Na + OH - 2.H2SO42H + SO NaClNa + Cl - 4.MgCl2Mg 2+ 2Cl - 5.NaNO3Na + NO3 -

УГАДАЙ СЛОВО Уравнение реакции Буква Mg + 2HCl = MgCl 2 + H 2 А NaCl + AgNO 3 = NaNO 3 + AgCl П KOH + HCl = KCl + H 2 O И 2Ca + O 2 = 2CaO Б CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + CO 2 + H 2 O С 2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3H 2 O Е Br 2 + 2KI = 2KBr + I 2 Н Cu(OH) 2 + 2NaCl = CuCl 2 + 2NaOH Ь 2HgO = 2Hg + O 2 К BaCl 2 + K 2 SO 4 = 2KCl + BaSO 4 М ZnO + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 O О H 2 O + CaO = Ca(OH) 2 Ю письмо

Письмо Здравствуйте многоуважаемые коллеги-химики 8-го класса! Недавно я познакомился с реакциями ионного обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла некая проблема. В моем распоряжении имеются следующие реактивы: хлорида бария ВаCl2, сульфата натрия Na2SO4, растворы карбоната натрия Na2CO3, раствор соляной кислоты HCl, растворы гидроксида натрия NaОН. Все эти вещества сложные, и следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике казалось, что не все они между собой взаимодействуют. Почему? Помогите мне разрешить мою проблему. Буду вам премного благодарен. Р. S. Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы.

Ионный обмен это обратимая химическая реакция, при которой происходит обмен ионами между твердым веществом (ионитом) и раствором электролита.

Нейтрализация (от лат. neuter ни тот, ни другой) взаимодействие кислот с основаниями, в результате которого образуются соли и вода.

Взаимодействие кислот с солями

Реакции идущие с выпадением осадка BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl Ba Cl - + 2H + + SO 4 2- = 2H + + 2Cl - + BaSO 4 Ва 2+ + SO 4 2- = BaSO 4

Взаимодействие солей с кислотами

Реакции с образованием газа Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + CO 2 + H 2 O 2Na + + CO H + + 2Cl - = 2Na + + 2Cl - + CO 2 + H 2 O CO H + = CO 2 + H 2 O

Лабораторная работа Опыт 1. Взаимодействие растворов хлорида бария и сульфата натрия. Оборудование и реактивы: растворы иодида калия KI, нитрата серебра AgNO3 штатив с пробирками. Налейте в чистую пробирку 1 мл раствора иодида калия KI и к нему прилейте аккуратно 1 мл нитрата серебра AgNO3. Какие признаки реакции вы наблюдали? (выпадение осадка) Опыт 2. Взаимодействие растворов сульфида натрия и соляной кислоты. Оборудование и реактивы: растворы сульфида натрия Na2S, раствор соляной кислоты HCl, штатив с пробирками. Налейте в чистую пробирку 1 мл раствора сульфида натрия Na2S и к нему прилейте аккуратно 1 мл соляной кислоты HCl. Какие признаки реакции вы наблюдали? (Выделение газа.) Опыт 3. Взаимодействие растворов гидроксида бария и азотной кислоты. Оборудование и реактивы: растворы гидроксида бария Ba(ОН)2, раствор азотной кислоты HNO3, фенолфталеина, штатив с пробирками. Налейте в чистую пробирку 1 мл раствора гидроксида бария Ba(ОН)2 и к нему прилейте по каплям фенолфталеин. Какие признаки реакции вы наблюдали? (изменение цвета), затем прилейте аккуратно 1 мл раствор азотной кислоты HNO3. Какие признаки реакции вы наблюдали? (исчезновение цвета)

КОМАНДНАЯ МОДЕЛЬ

Обязательная характеристика Растворы электролитов Выпадение осадка Ионы Образование газа Образование малодиссоциирующих веществ

Необязательные характеристики Твердые вещества Сложные вещества Изменение цвета Выделение запаха

Пример NaBr + AgNO3 = NaNO3 + AgBr K2S + 2HNO3 = 2KNO3 + H2S Ba(OH)2 + 2HCl = BaCl2 + 2H2O

Антипример Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O CaO + CO2 = CaCO3 4P + 5O2 = 2P2O5

«Химический футбол» Сколько мячей попадёт в ворота? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. а)SO3,H3PO4,KCl,Na2O,CuCl2,FeSO4, H2SO4 -> LiOH б)CaO,CaCO3,HCl,AgNO3,Cu(OH)2,SO 2,H2SO4 -> HCl

Ответ a)SO3+2LiOH=Li2SO4+H2O H3PO4+3LiOH=Li3PO4+ 3H2O CuCl2+2LiOH =Cu(OH)2 +2 LiCl FeSO4+2LiOH=Fe(OH)2+Li2SO4 H2SO4 +2LiOH=Li2SO4+ H2O б) CaO+2HCl=CaCl2+ H2O HCl + CaCO3= CaCl2 + H2O +CO2 HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3 HCl +Cu(OH)2 =CuCl2 + H2O

«Найди себе пару» K2CO3KOHAgNO3FeCl3HNO3 NaOH CuCl2 HCl Na2CO3KOHAgNO3FeCl2HNO3 KOH CuCl2 HCl

Ответы K2CO3KOHAgNO3FeCl3HNO3 NaOH +++ CuCl2 +++ HCl +++ Na2CO3KOHAgNO3FeCl2HNO3 KOH +++ CuCl2 +++ HCl +++

Тест В Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций идущих до конца. а) Na 2 CO 3 + HNO 3 в) KOH + AlCl 3 б) CuCl 2 + NaNO 3 г) NaOH + HI 2. Напишите молекулярное и полное ионное уравнение реакций соответствующее данному сокращенному. а)2Ag - + SO 3 2+ Ag 2 SO 3 б) Mg OH - Mg(OH) 2 В Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций идущих до конца. а) K 2 SO 3 + H 2 SO 4 в) NaOH +MgCl 2 б) KCl + NaNO 3 г) KOH + HI 2. Напишите молекулярное и полное ионное уравнение реакций соответствующее данному сокращенному. а)Ba 2+ + SO 4 2+ Ba SO 4 б)Cr OH - Cr (OH) 2

Домашние задание § 37, упр. 1,2,5(доп).

Литература 1. Учебник по химии (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.М.:Дрофа, ,Химия- 8 класс. 2.«Рабочая тетрадь к учебнику 8 класса». О.С.Габриелян, А. В. Яшукова– М.: Дрофа, 2010 год. 3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, Химия. 8-9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2010.