Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей Нугуманова Е.М. Учитель-логопед, учитель-дефектолог МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К вопросу о взаимодействии логопеда и воспитателя Автор: учитель – логопед Лихова Елена Павловна МА ДОУ центр развития ребенка – детский сад 62 г. Хабаровска.
Advertisements

БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе.
НДОУ «Д ЕТСКИЙ САД 137 ОАО «РЖД» Взаимодействие логопеда и воспитателя в реализации лексической темы Учитель-логопед высшей категории: Яковлева Елена Владимировна.
Реализация ФГТ по коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.
Система контроля педагогической деятельности в коррекционных группах.
Индивидуальная работа по развитию речи. Цель: Формирование правильной речи, её активизация и обогащение.
Логопедический пункт ДОУ: особенности сотрудничества учителя- логопеда и воспитателя МБДОУ детский сад « Ручеёк » пгт Уни учитель-логопед Шибанова Ольга.
1.Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику у детей с ОНР. 2.Развивать память, внимание, логическое мышление, речь. 3.Использовать в своей работе.
Формирование правильной речи, её активизация и обогащение.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа 4 города Новокуйбышевска городского округа.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Информационные технологии (использование презентаций) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической службы. Кулевская.
Принципы реализации инновационных технологий на логопедических занятиях: Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Системный подход.
О собенности работы воспитателя коррекционной логопедической группы В работе воспитателя логопедической группы можно выделить 2 направления работы: 1.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Учебная рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи(3 уровня) у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
« Взаимодействие логопеда и других специалистов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Транксрипт:

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей Нугуманова Е.М. Учитель-логопед, учитель-дефектолог МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г.Пермь

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ. Задачи: 1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя- логопеда и воспитателя ДОУ. 2. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия). 3. Разграничить зоны ответственности учи- теля-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе. 4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы 1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества. 2. В з аимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно- развивающих мероприятий, формы сотрудничества. 3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей. 4. Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий. Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Логопедический пункт общеобразовательного ДОУ: взаимодействие логопеда и воспитателей

Теоретическая основа и парктический материал в пособии Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия [104] Популярная логопедия Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: · описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; · задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов небольшого размера (диалогов, чистоговорок, скороговорок); · большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; · а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения, задания и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.

Диагностическая работа Воспитатель проводит диагностику общего развития сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми исходя из основных коррекционных задач Учитель-логопед проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей: - в «Экранах звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними, - «таблицах взаимодействия», где отражен уровень развития структурных компонентов речи ; - в «Листах учета результатов обследования детей», в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.

Фамилия, Имя зрит. парк. цветФС и ФВсловарьобобщениязвукопроизношениесвязная речь средняя группа

Коррекционная работа Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса. Учитель-логопед оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одеж- да. Обувь. Головные уборы». 1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение: «Подбери предмет к признаку»: морозная -.., снежный -.., ледяная.., порывистый -.., теплые -.., меховая -.., пушистый -.., зимнее -.., пасмурная - … 2. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: длинный - короткий, грязный - чистый, новый - старый, светлый - темный, яркий - тусклый, мягкий - твердый, теплый - холодный, морозный - жаркий.

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа II. Совершенствовать навыки словообразования. 1. Учить образовывать существительные путем слияния двух основ: дидактическое упражнение «Почему так называется?»: снегопад - снег падает, снегоход -.., ледокол -.., снегокат - … 2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Из чего - какой?»: туфли из кожи - кожаные туфли, ботинки с мехом - меховые ботинки, пиджак из шерсти - шерстяной пиджак, платье из шелка - шелковое платье; дидактическое упражнение «Где - какой?»: в Англии.., во Франции -.., в Италии -.., в Дании -.., в Польше -.., в Румынии -.., в Австрии - … 3. Учить образовывать родственные слова: дидактическое упражнение «Слова-родственники»: снег - снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь, снегурочка, подснежник; зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые; платье - платьишко, платьице, платяной; Франция - француз, француженка, французский.

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа III. Совершенствовать грамматический строй речи. 1. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?»: зимний - холод, мороз, день; зимняя - пора, погода, прогулка, метель; зимнее - время, развлечение; зимние - дни, метели, развлечения, прогулки, забавы… Так же со словами: морозный, ледяной, холодный, новый, женский, мужской, детский, красивый, английский, итальянский. 2. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один - много»: француз - французов, англичанин - англичан, страна - стран, житель - жителей, день - дней, снежинка - снежинок, буря - бурь, стужа - стуж, шляпа - шляп, платье - платьев, пальто - пальто, ботинки - ботинок, сапоги - сапог. 3. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем»: 1 платье, 2 платья,.., 5 платьев,.., 10 платьев. 4. Учить образовывать и правильно употреблять простые причастия: дидактическое упражнение «Назови, какой, какая?»: шить - шитый, развязать - развязанный, вязать - вязанный, складывать - сложенный, вышивать - вышитый, носить - ношенный, стирать - стиранный. IV. Совершенствовать слоговую структуру речи. Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и чистоговорок с этими словами.

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа V. Развивать связную речь. 1. Составлять описательные рассказы по изучаемым лексическим темам. 2. Составлять рассказ о зиме по плану: - как ты заметил наступление зимы; - ее первые приметы в природе; - зимние месяцы; - жизнь зверей и птиц зимой; - зимние забавы и развлечения. 3. Составлять сравнительные рассказы: лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата, куртка и пальто, варежки и перчатки, сапоги и ботинки. 4. Составлять творческие рассказы на темы: «Что я вижу из окна автобуса», «Что я вижу из иллюминатора самолета, пролетая над Европой», «Путешествие на поезде», «Куда бы я хотел отправиться в путешествие» и др.

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа VI. Обучение грамоте. 1. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа: дидактическое упражнение «Назови по звукам»: предлагается назвать по звукам простые, двусложные слова без стечения согласных: рыба - р, ы, б, а. 2. Учить выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале, середине, конце). 3. Учить составлять предложения с заданным словом. 4. Учить составлять предложения по опорным словам: дидактическое упражнение «Составь предложение»: снег, на, лежит, домов, крышах; у, теплая, куртка, Тани. VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки.

Профилактическая работа Воспитатель организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Формы работы по взаимодействию с воспитателями 1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: - работа по автоматизации звуков и контроль за ними; - работа над мелкой моторикой; - преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; - развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу – схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. Так зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель может включать задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, ребенку предлагается на математике посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] – кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок пусть посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с логопедом «шипящие» звуки). На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.

Формы работы по взаимодействию с воспитателями 2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

Формы работы по взаимодействию с воспитателями 3. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав «группы риска». В этой связи воспитатель получает рекомендации от двух специалистов. Он видит взаимосвязь в их работе и опирается на них сам. Например, даны рекомендации на Алешу М.: психолог пишет – повышать активность ребенка в кругу сверстников; логопед – активизировать речь ребенка при помощи заучивания стихотворений или речевых отрывков. Воспитатель может предложить Алеше стать ведущим игры со словами, или дать одну из ролей в обыгрывании сценки. Или Маше Н.: психолог – рекомендует увеличивать мотивационную сторону деятельности, стремиться к конечному результату; логопед – повысить критичность ребенка к собственной речи, следить за отрабатываемыми звуками. Воспитатель предлагает Маше взять «шефство» над отстающим другом, или стать ведущей в дидактической игре, где Маша будет объявлять названия карточек.

Формы работы по взаимодействию с воспитателями 4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца, в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов «Логопедическая тропинка» и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании. Так, например, в буклете на [Л и ЛЬ] ребенку на сюжетной картинке предлагается найти слова и предметы с данными звуками. Поиграв на нарисованных предметах, ребенок начинает активно искать знакомые слова и звуки в окружающем мире и привлекает к этому занятию родителей. Воспитатель, как и родители в разделе «Правильная артикуляция» следит и акцентирует свое внимание на положении органов артикуляции ребенка при произнесении отрабатываемого звука.

Формы работы по взаимодействию с воспитателями 5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В массовой литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения. Рассмотрим чистоговорку «Суду – суду – суду - Лариса мыла посуду». Ее нельзя использовать для автоматизации звука [С], если у ребенка нет звуков [Л и Р]. Об этом воспитатель может и не знать, если ориентируется только на звук [С]. Можно посоветовать самим или с помощью логопеда ее переделать («Суду – суду – суду - я буду мыть посуду» или «Суду – суду – суду - мама моет посуду»). Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

Разграничение функций логопеда и воспитателя в условиях речевой группы и речевого детского сада.

Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: – совмещение программы Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ – отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день – сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований Са НПиНа – отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом; – невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ : Программно- методическое пособие. – Пермь: Издательство «ОТ и до», – 114 с. В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого- педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно- методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями: – повышение эффективности коррекционно- образовательной работы – исключение дублирования воспитателем занятий логопеда – оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно- педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач: – логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов – воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя: 1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы 2. Совместное планирование занятий воспитателя обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей 3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни 4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его) 5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

воспитатель Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. логопед Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей. Проводит основную словарную работу

воспитатель Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением. При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. логопед На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно- развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.

воспитатель Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей. логопед Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.

воспитатель Формирует технические и изобразите льные навыки логопед На подгрупповых занятиях закрепляет технические умения и изобразительные навыки, с целью в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.

воспитатель Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений. Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок. логопед Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления. Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.

воспитатель Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п. Обеспечивает полное парктическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. логопед Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико- грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.

воспитатель Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними; при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда. логопед На фронтальных занятиях формулирует темы; отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико- грамматическими категориями. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Функционал логопеда : Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функционал воспитателя: Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление навыков чтения и письма. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи Формы взаимодействия

С музыкаль ным руководи телем Логоритмика с детьми второй младшей группы Оздорови- тельная и речевая гимнастика С инстру ктором по ФИЗО Совместные занятия с педагогом- психологом Цель: профилактика и коррекция речевого развития и эмоционально й сферы детей Итоговое занятие Специалисты, воспитатели и родители Интегрированные занятия

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм Сан ПиНов: использование новых моделей компьютера работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы) проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 – 2 минуты на несколько секунд включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений