КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ В КЛАССЕ МБОУ лицей г. Бор Нижегородская обл. Черновская Ольга Владимировна педагог - психолог индентификатор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дисциплина на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина обучающихся на уроке характеризуется их.
Advertisements

Три подхода к «философии дисциплины»: «Руки прочь»; «Твердая рука»; «Возьмемся за руки».
Лукяненко Э.А., педагог-психолог МКОУ СОШ 256 ГО ЗАТО г.Фокино Приморского края.
«Руки прочь» - борьба; «Твердая рука» - помощь; «Возьмемся за руки» - сотрудничество.
ТЕМА: « Эффективное общение или как реагировать на неприемлемое поведение учеников »
Три основных закона поведения: 1 закон Ученики выбирают определенное поведение в определенных ситуациях 2 закон Любое поведение учеников подчинено общей.
Антипова Анна Михайловна Бекрицкая Светлана Валерьевна
Реальность и рассказы о ней Реальность Факты: поступки, действия, события Рассказы о реальности Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения.
ТЕМА: « Эффективное общение или как реагировать на неприемлемое поведение студентов » ГОУ СПО МК 5 ГАВРИЛЮК Л.В.
Учитель и проблемы дисциплины. «Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер». М. Горький Цель: Познакомиться с 3 основными законами.
Педагог-психолог Наумова Ирина Владимировна. Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником 1. Распознать истинный мотив проступка.
Конструктивное взаимодействие учителя с учеником Распознать истинную цель проступка; В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в.
Тютрина Валентина Дмитриевна Заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СОШ с.Новогромово Черемховский район Иркутская область.
УЧИТЕЛЬ И ПРОБЛЕМЫ С ДИСЦИПЛИНОЙ.. Л.Альберт «Кооперативная дисциплина», Р. Дрейкурс «Психология в классе», С. В. Кривцова «Учитель и проблемы дисциплины».
ДИАГНОСТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ Л.С. Самсоненко, к.пс.н., доцент кафедры педагогики и психологии ОГПУ.
Мотивы конфликтного поведения детей и подростков и пути предотвращения агрессивности в конфликтных ситуациях»
Навыки конструктивного взаимодействия с подростком.
« Мы можем стать умнее тремя путями : -путем опыта- это самый горький путь, -путем подражания – это самый легкий путь, -путем размышления – это самый.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Транксрипт:

КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ В КЛАССЕ МБОУ лицей г. Бор Нижегородская обл. Черновская Ольга Владимировна педагог - психолог идентификатор :

Ц ЕЛИ : точно описывать « плохое » поведение учеников ; определять скрытый мотив проступка ребенка ; разрабатывать и осуществлять экстренное педагогическое воздействие, чтобы немедленно прекратить « плохое » поведение, не снижая при этом самоуважения ребенка и в то же время не прекращая урока ; разрабатывать и осуществлять систему воздействий, повышающих самоуважение их достойному поведению в разного рода задевающих ситуациях ; рефлексировать негласные правила, по которым живут ученики его класса и школы ; изменять ( обсуждать и применять ) более подходящие правила, основанные на уважении прав другой личности ; более гибко и конструктивно взаимодействовать с родителями учеников.

Воспитание – это создание системы условий, в которой происходит развитие личности ( путь к зрелости ). Стремление к зрелости – особенность, присущая всем людям. Эта особенность человека, называется личностным ростом и сопровождается процессом взросления. В детских учебных заведениях большое внимание уделяется дисциплине учеников. Особенно это важно в начальной школе, когда эти навыки только формируются. Основная задача учителей состоит в том, чтобы научить детей хорошему поведению не только на уроках в школе, но и за пределами. Безусловно, поведение ребенка формируется еще в дошкольном возрасте, где задача лежит на родителях и воспитателях детского сада. Основное же чувство ответственности и понимания культуры у детей начинает формироваться после возраста семи лет. Как раз, когда ребенок идет в первый класс, учителя должны сформировать правильные поведенческие характеристики.

Под « плохим » поведением мы понимаем не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное, « инфантильное », недостойное поведение, потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя – неадаптированность ученика в школе.

Как педагог реагирует на « плохое » поведение, зависит от « философии дисциплины », которую – осознанно или нет – проповедует конкретный педагог. Можно выделить три различных подхода : « руки прочь » « твердая рука » « возьмемся за руки »

Подход « руки прочь » - невмешательский подход Дети ( молодые люди ) сами постепенно научаться управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Педагог в лучшем случае разъяснит ученику, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины сводится к обучению навыкам общения : эмпатическому слушанию, отражению чувств и т. д.

Подход « твердой руки » Педагоги верят в то, что внешний контроль совершенно необходим, очень требовательны, любят командовать, направлять. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия – угрозы и шантаж.

Подход « возьмемся за руки » Педагоги считают, что конкретные поступки учеников – это результат действия обоих сил : и внутренних побуждений, и внешних обстоятельств. Берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждые раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного ВЫБОРА. Включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

К ОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ( ОБЩЕНИЕ ) УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо : 1. распознать истинную цель поступка ; 2. в соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку ; 3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

Т РИ ОСНОВНЫХ ЗАКОНА ПОВЕДЕНИЯ 1 Закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. ( Когда мы поймем, что поведение базируется на ВЫБОРЕ, мы сможем начать влиять на решения наших учеников о том, как себя вести, гораздо эффективнее и чувствовать себя увереннее ).

2 Закон. Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни. В процессе школьной жизни базовая потребность ученика ощущать себя причастным к школьной общности воплощается в три частные цели : ощущать свою состоятельность в учебной деятельности ( интеллектуальная состоятельность ), строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками ( коммуникативная состоятельность ), вносить свой особы вклад в жизнь класса и школы ( состоятельность в деятельности )

П ОДДЕРЖКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЙ НАВЫК ПЕДАГОГА Структура ученического счастья

3 Закон Нарушая дисциплину ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей : Привлечение внимания ( хотят получить особое внимание учителя, быть в центре внимания ) Власть ( важно быть главным, пытаются установить свою власть над всеми – « Ты мне ничего не сделаешь ») Месть ( главная цель – месть за реальную или вымышленную обиду всем, всему миру ) Избегание неудачи ( боясь повторить поражение, неудачу, предпочитают ничего не делать, мечтают о покое, непреступные и « непробиваемые » никакими методическими ухищрениями педагога )

У ПРАЖНЕНИЕ 1 В следующей ситуации постарайтесь определить мотив « плохого » поведения : Ученица сидит и рыдает на уроке.

Мы можем помочь ученикам общаться с нами приемлемыми способами, если наше позитивное отношение к ним будет включать : Принятие – « Ты мне нравишься, потому что это ты ». Внимание - чем больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения. Признание ( уважение ) – переносится на сам вклад, результат, высказано вслух и ясно показано ( не путать с поддержкой ). Оценивайте сделанное, но не сделавшего его. Признавайте дело, а не творца ! Одобрение – когда их положительные черты ( характера, попытки что - то сделать, мечты, увлечения ) признаются, ученики начинают хорошо относится не только к себе, но и нам. Теплые чувства – создание теплой, комфортной атмосферы. Чувства адресованы самому ученику, безотносительно к тому, что он сделал или не сделал. К АК ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ УСТАНОВИТЬ НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ

С КОЛЬКО ПОДДЕРЖКИ НУЖНО ? Привлечение внимания ….....… х 1 Власть ……………………………. х 10 Месть ………………………..…… х 100 Избегание неудачи ………….. х 1000

Т РИ СПОСОБА « ИСПОРТИТЬ » РЕБЕНКА Мы балуем ребенка, когда : 1. Видим, что ведет себя « плохо », безответственно, и не реагируем подходящим образом ; 2. Делаем для него слишком много того, что он смог бы делать для себя сам ; 3. « вытаскиваем » его из неприятной ситуации, в которую он попрал по собственному выбору.

К АК ВЫРАЖАТЬ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ Правило правильной благодарности : Говорите максимально конкретно, аккуратно и объективно описывайте то, за что именно вы благодарны ученику, избегайте прошедшего и будущего времени ( конкретный момент ). Формула правильно сформулированной благодарности : действие ученика и его результат ; что вы чувствуете или думаете о действии ; позитивный эффект от этого действия

Саша, спасибо за то, что ты сегодня сделал. Саша, спасибо, надеюсь, ты теперь всегда так же хорошо будешь дежурить по классу. Саша, неужели это ты так все вымыл ? Что же ты раньше так не делал. Саша, когда я увидела, что класс моешь ты, я очень обрадовалась. Мне стало приятно, что ты решил мне помочь. Спасибо ! Когда я увидел, как ты моешь класс, Саша, я подумал : он умеет работать не только головой, но и руками ! Как я рада, Саша, что ты все убрал без напоминания. Ты так помог мне.

Что Вы получили на этом задании ? Какие чувства Вы испытывали ? Что Вам больше всего запомнилось ? Что Вам не понравилось ? Какие вопросы остались неразрешенными ?

До новых встреч !