Автоматизация процессов управления персоналом в Казахстане Н. Исин президент Казахстанской ассоциации IT компаний 17 апреля 2014 г. г. Астана 1
Задачи поставленные Главой государства по развитию информационных технологий Главой государства поставлена задача внедрения и развития информационных технологий в стране. Об этом свидетельствуют: -создание в 2003 году СЭЗ «Парк информационных технологий» в п. Алатау под г. Алматы, переименованный позднее в «Парк инновационных технологий» под эгидой Министерства индустрии и новых технологий (Указ Президента РК от 18 августа 2003 года 1166); -включение отрасли ИКТ в перечень приоритетных отраслей в Государственную программу форсированного индустриально- инновационного развития РК на годы (Указ Президента РК от 19 марта 2010 года 958); -достижения в области формирования инфраструктуры е- правительства (создание единого дата центра для государственных органов (АО «НИТ»), рост количества электронных услуг населению и бизнесу, Индекс развития «e-gov» -38 место из 192 стран членов ООН за 2012 год, Индекс е-участия определяющее возможность общения граждан с правительством: 2- место). 2
Уровень информатизации госорганов в Республике Казахстан (е –правительство) Государственными органами посредством инфраструктуры «электронного правительства» по состоянию на 1 января 2014 г населению и бизнесу предоставляются 289 интерактивных и транзакционных услуг Выдано в 2013 году более 26,1 млн. е-справок Общее количество посещений портала «е-правительства» за 1 квартал 2014 года составило посещений Выдано более 1,1 млн. электронных цифровых подписей и т.п. 3
Инновации отечественных IT- компаний Ряд отечественных IT-компаний работают в области разработки Case-платформ в целях повышения производительности труда и упрощения процессов сопровождения ИС (ТОФИ, ОR3 и др.). На базе этих платформ разработаны и успешно функционируют: «Аналитический комплекс Администрации Президента РК» (АКАП), «Управление персоналом OR3», ГБД «Юридические лица», ГБД «Регистр недвижимости (РН2)» и др. 4
Вопросы автоматизации процессов управления персоналом На сегодняшний день аналитики (Forrester Research) отмечают, что современные интегрированные HRM-системы содержат шесть основных функциональных блоков, разделенных на три уровня, которые отвечают за учет сотрудников, рекрутинг, управление талантами, управление эффективностью и обучением, расчет заработной платы, а также за взаимодействие пользователей с системой. Автоматизация рутинных процессов управления персоналом Переход от автоматизации рутинных операций по кадровому учету к автоматизации управления человеческим капиталом Автоматизация управления человеческим капиталом 5
Современное представление о круге задач решаемых системой управления персоналом Пользовательский уровень Средства пользовательского взаимодействия ; (для сотрудников, менеджеров, временных сотрудников, средства коммуникации и контент, отчеты и анализ) Уровень развития персонала Управление эффективностью и талантами; (эффективностью сотрудников, компетенциями, обучением, карьерным передвижением, планирование успеха); Управление компенсационным процессом; (заработной платой, не денежными компенсациями, выплатой бонусов) Управление рекрутинговым процессом; (планирование найма персонала, выставление вакансий, обработка заявок претендентов, адаптация новых сотрудников) Уровень базовых операций Управление трудовыми ресурсами; (контроль рабочего времени, анализ рабочего времени, контроль за сверхурочными) Базовые транзакционные процессы. (запись и хранение данных о сотрудниках, управление выгодами, управление позициями) Поблочный состав современных информационных HRM систем: 6
Задачи поставленные перед ИС Е-кызмет Блок кадровых операций; (кадровый учет, шт.расписание, перемещение и ротация, стажировка) Блок управления процессом отбора; (конкурсный отбор, тестирование, адаптация) Блок управления процессом обучения ; (подготовка и проведение обучения) Блок учета труда; (учет рабочего времени, отпуска и командировки) Блок информационного самообслуживания; (для персонала, руководителей и сторонних лиц, аналитика) Блок оценки; (качества оказания госуслуг, эффективности деятельности персонала, управления персоналом) Блок стратегического управления; (управления кадровым резервом, управление компетенциями, мотивация персонала) Блок контроля. (дисциплинарный контроль, контроль качества оказания госуслуг) Перечень компонентов Е-кызмет : 7
Специфичность бизнес процессов по управлению человеческим капиталом (в Е-кызмет) многообразие и большое количество задач, функций, процессов, которые требуется реализовывать при автоматизации процессов управления персоналом; -регулярные изменения нормативно- правовых актов, требующие постоянного внесения изменений в бизнес- процессы. 8
Состояние IT- рынка программных продуктов по управлению персоналом Программные продукты отечественных производителей; Алтын-Кадры, Mikosoft, Управление персоналом OR3 и др. Программные продукты стран СНГ; 1 -C, БОСС-Кадровик и т.п. Программные продукты ведущих вендоров. Oracle HRMS, SAP ERP HCM, Microsoft и др. 9
О жизненном цикле программного обеспечения информационных систем Жизненный цикл ПО включает в себя этапы от возникновения потребности в нем до полного прекращения его использования, вследствие морального старения или потери необходимости решения соответствующих задач. Этапы: анализ требований, проектирование, кодирование (программирование), тестирование и отладка, эксплуатация и сопровождение. 10
О жизненном цикле программного обеспечения информационных систем основные процессы (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение); вспомогательные процессы (документирование, управление конфигурацией, верификация, аудит, аттестация); организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка, обучение). Структура жизненного цикла ПО базируется на трёх группах процессов: 11
О критериях выбора программного обеспечения и поставщика решения Критерии уровень функциональности программного продукта; технологичность для эффективной реализации задач поставленных перед системой; стоимость владения системой; поддержка отечественного производителя 12
О технологии OR3 OR3 –CASE-платформа для эффективной реализации программных продуктов за счет разграничения процессов проектирования от процесса кодирования, созданная коллективом разработчиков программного обеспечения ТОО "ТАМУР» Технология OR3 объектно-ориентированная организация данных; визуальное проектирование на базе языка уровня 4GL ; возможность итерационного подхода к этапам проектирования (гибкость настройки приложений) ; масштабируемость; Multi- платформенность (возможность работы с любой ОС и СУБД); низкая стоимость владения программным обеспечением, разработанным на OR3 Применение OR3 избавляет разработчиков от решения технических задач доступа к данным, привязки данных и т.п., что позволяет концентрировать усилия на потребностях пользователей и конкретной бизнес-логике приложения. 13
О технологии OR3 Платформа OR3 дает возможность обеспечить итерационную реализацию различных этапов жизненного цикла ПО, что позволяет исправлять ошибки, учитывать изменения в требованиях, предъявляемых к системе, вносить изменения в решения, которые оказались ошибочными или некорректными, и т.п. на всех этапах жизненного цикла ПО. 14
Основные трудности, возникающие в ходе разработки и внедрения HRM разрыв между методологией и IT- реализацией; отсутствие делегирования полномочий для принятия решений в случаях ошибочной или некорректной постановки задач; необходимость вовлечения в автоматизированные бизнес процессы, связанные с управлением персоналом, всех сотрудников организации; автоматизация процессов управления персоналом не уменьшает, а увеличивает объемы работ менеджеров по управлению персоналом в связи с ростом реализуемых функций системой. 15
Пожелания по организации сопровождения и развития ИИС «Е-кызмет» ИИС «Е-кызмет» является одной из крупных и достаточно сложных информационных систем внедряемых в Казахстане Пожелания: делегировать полномочия для корректировки первоначальных требований, зафиксированных в ТЗ, если выясняется их ошибочность или некорректность; не допускать отхода от единства бизнес-процессов в государственных органах, обслуживаемых ИИС «Е-кызмет». Необходимо обеспечить единство методологической базы (классификаторы информации о госслужащих и госслужбе, единые правила проведения кадровых процедур, унификация отчетности и юридических формулировок приказов по персоналу стандартизация аналитических показателей и т.п.) проводить большую работу с персоналом по вовлечению их в повседневную реализацию автоматизированных бизнес-процессов; обеспечить требуемую пропускную способность и устойчивость работы каналов связи и эффективную эксплуатацию системы; предусмотреть резервирование работы ИИС «Е-кызмет» в другом (резервном) дата- центре, расположенном в удаленном населенном пункте. 16
Пожелания по организации сопровождения и развития ИИС «Е-кызмет» ИИС «Е-кызмет» является одной из крупных и достаточно сложных информационных систем внедряемых в Казахстане Заключение: Реализация ИИС «Е-кызмет» в целом ожидается успешной и она войдет в состав базовых компонентов инфраструктуры «е-правительства». Это еще один весомый шаг по консолидации автоматизации государственных функций и переходу к «облачным» вычислениям в рамках единого дата-центра государственных органов. Реализуя ИИС «Е-кызмет», на базе инновационных решений отечественных разработчиков ПО, АДГС показывает пример реализации государственной политики по поддержке местных производителей многим другим государственным органам. Наша Ассоциация благодарит АГДС за такую поддержку IT-отрасли и мы надеемся что эти решения со временем найдут поддержку и в других странах. 17