Кафедра латинского и иностранных языков Тема: КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ Лекция 8 для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 060101 – Лечебное дело.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
Advertisements

Аргументация в основной части убеждающего выступления Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Успех доказательства зависит.
Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
КУЛЬТУРА РЕЧИ – ЗАЛОГ УСПЕХА Единый профильный день Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Центр образования 3 »
Психологическая подготовка учителя к открытым урокам и профессиональным конкурсам Открытые уроки без стресса.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: «ЭФФЕКТ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ»
Мастерство публичных выступлений Педагог-психолог МБОУ СОШ 25: Русак Елена Всеволодовна Сургут, 2009 г Конкурс «Ученик года »
Ораторское искусство Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Публичное выступление на общественно значимую тему Цели урока: закрепить знания об особенностях ораторской речи; формировать умение создавать собственное.
Диалог Правила ведения диалога. Диалог - форма речи, состоящая из регулярного обмена репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное.
Ты – словечко, я – словечко Что значит общаться? Вы ответите: «Разговаривать, спрашивать, отвечать». И вы будете правы. Но спрашивать можно по-разному,
Санкт-Петербургский Академический Институт Управления и Экономики Тема: Требования к публичному выступлению. Институт экономики, менеджмента и информационных.
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Русский язык и культура речи Тема 14. Публичная речь Т.Б. Фрик, Т.Б. Фрик, доцент каф. РЯЛ доцент каф. РЯЛ.
ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том,
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ. Для того, чтобы слушать, нужно больше ума, чем для того, чтобы говорить.Для того, чтобы слушать, нужно больше ума, чем для того, чтобы.
ГОУСПО МО «ЧЕХОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» ГОУСПО МО «ЧЕХОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
Транксрипт:

Кафедра латинского и иностранных языков Тема: КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ Лекция 8 для студентов 1 курса, обучающихся по специальности – Лечебное дело Автор – к. филол. н., доцент Сперанская А.Н. Красноярск, 2012

План лекции: 1. Понятие риторики. Содержание классической риторики. 2. Композиция речи. 3. Успешность публичного выступления. 4. Риторические приёмы в межличностном общении.

Актуальность темы Речь – главный инструмент человека. Наверное, никакое другое умение человека не даёт ему возможности с такой быстротой добиваться успеха и признания, как умело построенная, яркая и красивая речь. Ораторское искусство – мощный инструмент самореализации и саморазвития человека. Людям, которым в силу профессии приходится много общаться (педагогам, медикам, психологам, политикам), риторика просто необходима.

Исторический экскурс Риторика (от греч. ῥητορική, τέχνη – ораторское иск-во) – наука об ораторском искусстве, её цель – научить красиво говорить, владеть словом, грамотно выражать свое мнение. В широком смысле риторика – наука о структуре художественных прозаических текстов. Классическая риторика определяла три задачи красноречия: O убедить, O усладить и O взволновать. Речи подразделялись на политические, судебные и торжественные. Учение о словесном выражении составляло центральную часть риторики. Оно должно было быть правильным, ясным, красивым и уместным.

Категории классической риторики этос (нравственное начало); логос (мысль, заключённая в речи); пафос (чувство, воодушевление, вложенное в речь)

Этос - условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи: тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации. Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему.

Пафос ограничивается категорией атоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах её места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи. Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи. Таким образом, этос создаёт условия для речи, пафос – источник создания смысла речи, а логос – словесное воплощение пафоса на условиях атоса.

Классическое содержание риторики В риторической разработке речи насчитывалось пять частей: нахождение материала; расположение; словесное выражение (учение о трёх стилях: высоком, среднем и низком); запоминание; произнесение. Риторика подробно описывает средства, необходимые для достижения такого результата.

Условия успешной публичной речи O Прежде всего следует определить цель своего выступления, то есть чётко осознать чего вы хотите добиться от слушателей, какое именно воздействие вы хотите на них оказать. O Определившись с целью, подумайте, как расположить материал, подготовьте план, составьте композицию речи и основные тезисы своего публичного выступления.

Композиция речи

Вступление O Перед вступлением необходимо создать нужный эмоциональный фон. O Само вступление должно быть кратким и обязательно интригующим. O Цель вступления не только ввести в курс дела, но и заинтриговать, «взять» зал.

Основная часть O Основная часть обычно занимает 80% выступления (на вступление и заключение обычно отводится по 10%). O Главным в основной части является тезис – то, ради чего вы и появились перед слушателями. Тезис – основная мысль, положение, развиваемое и доказываемое в речи. Этот тезис на протяжении всей речи нужно будет защищать доводами (аргументами) и фактами (на схеме - А и Ф). Их может быть столько, сколько потребуется для того, чтобы ваш тезис обрёл силу и убедительность. Аргументы нужно выстраивать в следующем порядке: сначала – сильные, затем средние и сильные, а закончить нужно самым сильным аргументом.

Кульминация O Кульминация – точка высшего напряжения, подъёма. O Основная часть заканчивается кульминацией. Кульминацией может быть призыв или предложение, которое вы делаете аудитории. O Внимательно слушать и воспринимать публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более минут), потом внимание аудитории начинает слабеть. Поэтому говорите чёткими, понятными, убедительными и доступными фразами. O Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия – приблизительно 100 слов за минуту.

Заключение O Заключение должно быть запоминающимся, ярким. Оно, как и вступление, нужно для создания эмоционального фона. Большинство людей чаще всего принимают решение не во время выступления, а после него, поэтому положительный эмоциональный фон здесь очень важен. Кроме того, хороший эмоциональный фон в заключении сыграет свою положительную роль при ваших последующих встречах с аудиторией. O В завершении публичного выступления бывает эффективным возвращение к началу ораторской речи, к повторному акцентированию внимания на проблеме. O В заключении хороши цитаты, афоризмы, короткие стихи, притчи.

Успешность публичного выступления O Во время выступления старайтесь избегать поучительного тона. O Старайтесь вложить в свою ораторскую речь какие-то живые эмоции. O Передать собственное неравнодушие к проблеме поможет правильная интонация. O Постарайтесь исключить надоевшие всем штампы из текста своего публичного выступления. Используя слова, которые были сказаны уже сотни раз, Вы тем самым «усыпите» внимание всей аудитории. O Говорите от души, но при этом просто и грамотно – и тогда Вы произведёте положительное впечатление на слушателей.

Для некоторых публичных выступлений желательно узнать заранее, перед кем придётся выступать: численность аудитории, её интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от неё. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на её языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

При жестикулировании существует три правила: первое не кладите руки в карманы; второе не прячьте их за спину; третье не занимайте их посторонними предметами. Руки это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями. Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Во время публичного выступления обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние.

Межличностное общение O Отстаивая свою точку зрения, будьте всегда вежливы, не унижайте своего собеседника. O Приводите те доводы, с которыми Вы хорошо знакомы, которые Вам известны по личной практике. O Частично соглашайтесь со своим собеседником: «Да-да, вот в этом Вы правы, это хорошая мысль, но вот в этом Вы не совсем правы…». O Легче убедить собеседника, если знать правило последовательности: сначала говорите человеку то, с чем он согласен (даже если это абсолютно очевидные вещи), а затем вашу точку зрения. Вероятность согласия в таком случае повышается во много раз.

Межличностное общение O Избегайте «острых углов» и тем, которые могут создать ненужный конфликт. O Следите за невербальным поведением человека, оно может показать многое (невербальное поведение – это поза, жестикуляция и мимика). O Внимательно слушайте вашего собеседника, даже если он вас раздражает: любой человек заметит, что к нему внимательны, а особенно это заметит тот, кто знает, что несмотря на то, что вы с ним не согласны, вы внимательны к нему.

Литература Основная: O 1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М., O 2. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М., Дополнительная: O 1. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. – Ростов н/Д, O 2. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнмительно-исторической риторике. – М., O 3. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., Электронные ресурсы: O 1. Справочно-информационный интернет-портал gramota.ru