Михаил Васильевич Ломоносов и отечественная литература Выполнила С.М. Воробьёва, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 4 г. Вельска».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать.
Advertisements

СЛАВНЫЙ ПУТЬ М. В. ЛОМОНОСОВА Подготовила Учитель МБОУ - СОШ 2 г. Армавира Гаджиева А. Ш. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым.
Михаил Васильевич Ломоносов Презентация к уроку литературы Авторы: Беккулов Рахат, Бадыкеев Расул Ученики 9-Б класса Ш-Г 4.
300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18 – 19 века Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18 – 19 века.
Михаил Васильевич Ломоносов « Он был великий человек..! Он один является самобытным сподвижником просвещения... Он, лучше сказать, сам был.
«Пётр Великий русской литературы» Урок по творчеству М.В.Ломоносова 9 класс.
Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
Теория трех штилей. Автор: обучающаяся 9 а класса Мироненко Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рассохина Ю.В.
Михаил Васильевич Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения Выполнили: Ключникова Александра Шабалина Екатерина Старикова Анастасия.
М.В.Ломоносов. Оды. урок литературы в 7 классе урок литературы в 7 классе.
300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова ( ).
М.В.Ломоносов ( ) «Отец новой русской литературы», создатель русского литературного языка.
ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ Конспект урока литературы в 9 классе (базовый уровень) по творчеству М.В.Ломоносова Составила: Зайцева Ирина Николаевна, учитель русского.
Михаил Васильевич Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения Автор презентации: Коровникова Л. Н., учитель русского языка и литературы, центр.
Анакреонтическая ода М.В.Ломоносова «Разговор с Анакреоном» как выражение идеи служения Отечеству Автор: Мороз И. В., учитель литературы.
Тематический вечер, посвящённый жизни и творчеству М.В.Ломоносова Подготовила учитель русского языка, литературы и риторики МБОУ гимназии 5 г.Морозовска.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Цель урока: Познакомиться с теорией «трёх штилей» М. В. Ломоносова и новым жанром: «одой». Задачи урока: Коротко.
Проектная работа Тема: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (сопоставительный анализ стихов-завещаний Горация, М.В.Ломоносова,Г.Р.Державина А.С Пушкина)
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ Урок литературы в 9 классе.
Транксрипт:

Михаил Васильевич Ломоносов и отечественная литература Выполнила С.М. Воробьёва, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 4 г. Вельска».

С Ломоносова начинается наша литература… В.Г. Белинский Славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику. Нет, пожалуй, такой области знаний, куда бы не проник светлый ум Ломоносова! Ученый стремился проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихотворства. Вдохновение он черпал в науке, в истории, в любви к Родине.

Теория трех штилей: Высокий СреднийНизкий Герои Императоры, вельможи и др. высокопоставленные лица Горожане, купцы, церковные служители Купцы, крестьяне, церковные служители Языковые средства Церковнославян - ская лексика Допускается лексика из повседневной речи Отсутствие церковно славянской лексики, разговорная, просторечная лексика Жанры Ода, трагедия, героическая поэма, ораторская речь Элегия, послания, эклога, драма,научные труды Басня, сатира, комедия, эпиграмма

Одописец Поэзия для Ломоносова - не забава, а патриотическая, гражданская деятельность. Наибойблее подходящим жанром для громкого выражения чувств национальной гордости была торжественная ода. Ода - поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью

Ода «На взятие Хотина» В Германии Ломоносов написал возражение В.К Тредиаковскому о способе стихосложения и отослал в Петербург вместе с одой «На взятие Хотина»

М.В. Ломоносов распространил тонический принцип на все русское стихосложение. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739).Ломоносов признавал двустопные и трехстопные стихи, сочетание мужских и женских рифм

В.К. Тредиаковский считал, что можно пользоваться только двустопными стихами, главным образом хореическими, употребляя одни женские рифмы.

Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года Хотя оды были посвящены конкретным событиям, Ломоносов часто выходил за их узкие рамки. Похвальная ода Елисавете не только воздает хвалу императрице, но и позволяет поэту развить свои любимые темы – прославление России и Петра. Не заслуги Елисаветы волнуют поэта, а настоящее и будущее Родины.

Идеал высокой гражданственности – Петр I Ужасный чудными делами Зиждитель мира искони Своими положил судьбами Себя прославить в наши дни; Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства Он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубойбстью попранну, С собойбй возвысил до небес

Сравним стихи Симеона Полоцкого в «Азбуке» с ранними стихами Ломоносова Древнии рождеству образ даяху, зрящую в нощи сову писааху. Яко же бойб она во тьме прозревает, Тако и вежда в делах правды знает Услышали мухи, Медовые духи, Прилетвши, сели, В радости запели. Едва стали ясти, Попали в напасти, Увязли бойб ноги Ах, плачут убойбги: Меду полизали, А сами пропали

Научная поэзия Поэзия Ломоносова обойбгащена научной мыслью «Письмо о пользе стекла», «Утреннее размышление о Божием Величестве», «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае северного сияния» Здесь сливаются воедино эрудиция ученого и дар поэта

Сатирические стихи Ломоносов видит, что живет в злом мире, что окружен врагами – мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами. Сатирические стихи метафоричны, основаны на разговорной лексике...

«Мышь, некогда любя святыню...» Мышь некогда, любя святыню, Оставила прелестной мир, Ушла в глубойбкую пустыню, Засевшись вся в голландской сыр

Разговор с Анакреоном Ломоносова волновал вопрос о смысле и назначении поэтического творчества. Этой теме он посвятил одно из лучших своих стихотворений. Если Анакреон прославляет беззабойбтного старичка, который должен « тем бойбльше веселиться, чем ближе видит рок» то наг поэт поет героя римской республики Катона. Если Анакреон обращается к живописцу с просьбойбй написать портрет юной девушки, то поэт- патриот просит художника написать для него олицетворение Родины. Анакреон (Anakreon), греч. лирик, родился в Теосе, в Ионии, умер 495 до Р. Хр., Писал стихи, воспевавшие любойбвь, вино, по ритму близки к поэзии Сафо и Алкея, но менее глубойбко настроены.

После Ломоносова Горация переводили Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Их объединяет одно: желание прославить свое отечество Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон смотреть не может, Ни множество, ни едка древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь с кончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрый шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне без знатный род препятством не был, Чтоб внести в Италию стихи Эольски И перьвому звенеть Алцейской Лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром

Л.В. Федорова Неиссякаемо бьет родник ломоносовских идей и образов, входя в нашу духовную жизнь и рождая в нас неповторимое чувство соприкосновения, связи с великой отечественной историей и отечественной литературой

1. Павлова Г.Е., Орлов А.С., Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем/Сост. - М.: Современник, с. 2. Синицына П.Т. М.В. Ломоносов и просвещение [Сб. Науч.- попал. очерков Слово о Ломоносове]. - Архангельск: Сев-Запд. Кн. Изд-во, с, 3. Федорова Л.В. М.В. Ломоносов и отечественная литература [Сб. Науч.-попал. очерков Слово о Ломоносове]. - Архангельск: Сев-Запд. Кн. Изд-во, с, Список использованной литературы: