1.Предмет, цели и задачи 2.Структура психодиагностики 3.Классификация психодиагностических методов 4.Принципы психодиагностики 5.Этапы психодиагностической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
Advertisements

Алгоритм проведения психологического обследования.
Разработан в рамках творческой лаборатории «Психодиагностический инструментарий в работе педагога-психолога ДОУ», ЮАО.
L/O/G/O Развитие восприятия в дошкольном возрасте. Диагностика развития восприятия Рачкова Елена Вячеславовна.
Диагностика готовности ребёнка к школе Дети поступающие в школу обязательно проходят собеседование, иногда тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
Задачи методического обеспечения подготовки детей к школе Разработки и введения единых планируемых результатов подготовки детей к школе. Проектирования.
Подготовила: Педагог-психолог Вертипрахова Ю.В.. Психологическая готовность Интеллектуальная Мотивационная (Личностная) Эмоционально-волевая.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Выполнила: Ефлютина И.А. – учитель начальных классов МОУ «Ивановская СОШ» Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе Антонина Сергеевна.
Виды психологических диагнозов Выполнила : Самогина А.А. СКП-ЛПБ-31.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Транксрипт:

1.Предмет, цели и задачи 2. Структура психодиагностики 3. Классификация психодиагностических методов 4. Принципы психодиагностики 5. Этапы психодиагностической работы 6. Составление психодиагностического заключения 7. Психодиагностические методики

Предмет изучения психолого-педагогическое обследование детей Цель постановка психологического диагноза Задачи конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием/отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики.

Установление наличия какого-либо психологического свойства или особенности поведения Определение степени развитости данного свойства в количественных и качественных показателях Если необходимо, то описание особенностей Сравнение степени развитости у разных людей

Знание теории Умение расположить к себе людей Знание методик и области их применения

1. Принцип конфиденциальности. 2. Принцип компетентности. 3. Принцип ответственности. 4. Принцип этической и юридической правомочности. 5. Принцип квалификационной пропаганды психологии. 6. Принцип благополучия клиента. 7. Принцип профессиональной кооперации. 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Теоретическая наука Экспериментальная (промежуточная) Практическая

Система знаний о типичных отклонениях в поведении, психических процессах, состояниях Общая психология Дифференциальная психология Возрастная психология Социальная психология Патопсихология Психиатрия

Определение возможности научной оценки психологических явлений Установление методических требований к средствам психодиагностики Разработка психолого-педагогической типологии отклонений Построение диагностограммы на основе алгоритма постановки психологического диагноза

Экспериментальная психодиагностика Разработка методик для исследования личности, их апробация и адаптация Проверка их надежности, валидности Практическая психодиагностика Организация и проведение психологического обследования

Общая психодиагностика Частные разделы психодиагностики Психодиагностика отдельных психических процессов и состояний: Когнитивных процессов, личности и межличностных отношений Дошкольная психодиагностика

Методы психодиагностики на основе наблюдения Опросные Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда Экспериментальные методы

Составление схемы Определение условий: Что наблюдать, как фиксировать результаты, как их оценивать, как делать выводы

Сведения о психологических особенностях получают, анализируя устные или письменные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов Анкета Опросник Интервью

Рисунки Постройки из кубиков Поделки Аппликации

Создание искусственной ситуации, стимулирующей проявление того ил и иного качества Предполагает фиксирование результатов, оценку степени развитости данного качества, специально организованное наблюдение

Анкета Подразумевает наряду со специальными вопросами указание социально-демографических данных Опросник Вопросы предлагаются в письменном виде Закрытые – предполагают стандартизированный ответ или серию ответов, из числа которых испытуемый выбирает более подходящий Открытые – предполагают ответ в относительно свободной форме (ответы подвергаются качественному анализу) Вопросы могут быть прямыми и косвенными Прямые вопросы предлагают испытуемому самому характеризовать или оценить выраженность какого либо качества Косвенные вопросы предполагают ответы, в которых не содержится прямых оценок изучаемого свойства, но по которым можно судить о нем Интервью Заранее определенные вопросы задаются психологом устно, ответы фиксируются

По адресату тестового материала Сознательные Бессознательные По форме представления тестового материала Технические Бланковые Сенсорные По характеру данных, используемых для выводов Объективные Субъективные По наличию тестовых норм По внутренней структуре Многомерные Одномерные

По частоте использования Бланковые методики Устные опросные методики Рисуночные Проективные могут быть бланковыми, опросными и рисуночными Объективно-манипуляционные По типу применяемых тестовых методик Опросные Утверждающие Продуктивные Действенные Физиологические

Качественные психодиагностические методики Описывают свойства в известных научных понятиях Количественные психодиагностические методики Оценивают относительную степень его развития по сравнению с другими людьми

По предмету тестирования Интеллект Личность Межличностные отношения По характеру тестового материала Бланковые Аппаратурные По объекту оценки Процессуальные Тесты достижений Тесты состояний и свойств По особенностям используемых задач Практические Образные Словесные

Скрининг-диагностика своевременное выявление детей с отклонениями/нарушениями психического развития; определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка; выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении Дифференциальная диагностика разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка; выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения; оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; определение и обоснование педагогического прогноза. Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуального плана коррекционной работы выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка; разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения; оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы; определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений; решение проблем социально-эмоционального плана.

Принцип детерминизма или причинно-следственной обусловленности Изучая нарушение в развитии, необходимо установить совокупность причин, которые привели к этому нарушению Принцип единства сознания и деятельности Т.к. сознание человека проявляется в деятельности, необходим деятельностный подход Принцип объективной регистрации данных психологического изучения ребенка У психолога должна быть специальная подготовка Принцип гуманизма Результаты диагностического исследования всегда трактуются в пользу ребенка

Принцип комплексного подхода Принцип динамического подхода Принцип системного подхода Принцип качественно-количественного анализа

Сбор жалоб родителей и педагогов, изучение анамнеза. Жалобы проверяются, так как часто не отражают истинного состояния Выяснение причин аномалии Время, когда впервые было отмечено нарушение Если проводилось лечение, каковы его результаты

Сроки формирования моторных навыков Появление первых слов, фраз Особенности адаптации Трудности в усвоении программы Какие разделы вызывают трудности, какие – интерес Темп приобретения новых знаний Формирование навыков самообслуживания

Семья полная – неполная Психологический климат Взаимоотношения братьев и сестер в семье Наличие наследственных заболеваний Культурный уровень Материальная обеспеченность Жилищно-бытовые условия Наличие у родителей вредных привычек Состояние их здоровья Вывод Литература: С.Д. Забрамная «Психолого-педагогическая диагностика» стр. 55

Может быть кратковременным и долговременным Оценка внешнего вида ребенка Имеются ли признаки, косвенно свидетельствующие об органическом поражении головного мозга Оценка моторной ловкости Наличие санитарно-гигиенических навыков

Наблюдение за игрой Интересуется ли игрушками и игрой Какие игрушки вызывают интерес Имеет ли любимую игрушку Какие действия производит с игрушкой Игра процессуальная или сюжетно-ролевая Оценка сюжета игры Пользуется ли предметами-заменителями Играет ли с другими детьми Какие роли исполняет Способен ли подчиняться правилам игры Особое внимание к детям, ломающим игрушки и совершающим с ними агрессивные действия

Психологическое изучение ребенка Экспериментально-психологическое Нейропсихологическое Тестирование Клинико-психологическое

Экспериментально- психологическое Проводится эксперимент и анализ его результатов Основная функция – изучение мышления Цель – выявить предпосылки к абстрактно-логическому мышлению Литература: С.Д. Забрамная «Психолого-педагогическая диагностика»

Нейропсихологическое обследование Автор: А.Р. Лурия, О.Н. Усанова Комплексное изучение всех психических функций применяется при наличии частных нарушений Схема нейропсихологического исследования Изучение моторики Зрительное восприятие Мышление Развитие графических навыков Простейшие счетные операции

Тестирование Тест Векслера, матрицы Равена Разрезные картинки Тест Розенцвейга, Люшера Проективные тесты

Клинико-психологическое изучение Использование клинико-психологических методик для выяснения особенностей развития личности ребенка в клинических терминах

Анализ результатов исследования Составление психологического заключения с использованием системного подхода

Психологическое заключение (психологический диагноз) – обнаружение причин любого психического отклонения с целью проведения психологической коррекции (в узком смысле) Определение уровня личностного и интеллектуального развития ребенка(в широком смысле)

Симптоматический (эмпирический) диагноз Ограничивается констатацией особенностей, на основании которых строятся выводы Этиологический Учитывает причины появления трудностей Типологический Состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной динамической картине личности, в общей картине психологической жизни ребенка

Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает проявление выявленных особенностей в жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития

Общая часть заключения Основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст на момент обследования) Основные жалобы и претензии со стороны родителей, педагогов и других лиц.

Рекомендуемый раздел, посвященный наиболее важным анамнестическим данным. Если речь идет о каком-либо виде дефицитарного или поврежденного развития, это обязательно должно быть упомянуто в заключении. Специфика внешнего вида и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе характер его эмоционального реагирования, общая мотивация, отношение как к процедуре обследования, так и к результатам собственной деятельности (критичность ребенка и его адекватность) Качественная оценка сформированности регуляторной сферы

Подробная оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования (в том числе их динамический аспект) с выходом на уровневую констатацию психической активности, работоспособности и темповых характеристик деятельности Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы (в том числе таких психических функций, как память, речь, мышление) с кратким описанием наиболее специфичных результатов выполнения тех или иных заданий, методик (как качественно, так, по возможности, и количественных). Желательно здесь же соотнести выявленные особенности с уровнем сформированности пространственных представлений

Результирующая характеристика уровня интеллектуального развития ребенком с учетом имеющихся особенностей развития (мотивации, темпа деятельности и т.п.) Специфические характеристики аффективной, эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения и (по мере возможности) их соотнесение с профилем уровней базовой аффективной регуляции (по О.С.Никольской)

Психологический диагноз Вероятностный прогноз развития Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка

Нестандартизованные диагностические методики: индивидуальное обследование

1. «Коробка форм» Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учета ракурса). Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При низком уровне выполнения задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу.

2. «Пирамидка» и «мисочки» (предметные действия) Методика содержит задачи на выполнение действий с большим количеством элементов разной величины. Материалом служат разноцветные элементы одинаковой формы, которые могут быть упорядочены по величине как элементы сериационного ряда. Методика выявляет уровень восприятия отношений предметов по величине и особенности организации деятельности ребенка. При низком уровне выполнения заданий ребенку на том же материале предлагается выбор большего элемента из двух, а затем из трех. Тот же материал может быть использован для оценки восприятия цвета на основе выбора по образцу, а также для выяснения знания названий цветов.

3. «Разрезные картинки» Методика содержит задания на складывание картинок из нескольких частей (от 2 до 6), выявляет степень овладения зрительным синтезом объединением элементов в целостный образ.

4. «Конструирование по образцу» Методика включает задачи на воспроизведение нескольких вариантов размещения трех строительных деталей разной формы по образцу, предложенному взрослым. Методика выявляет уровень развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.

5. «Свободный рисунок» Ребенку предлагают нарисовать, что он хочет. Рисование может осуществляться цветными карандашами или простым карандашом по выбору ребенка. Задание служит предварительным по отношению к следующему и позволяет установить уровень овладения рисованием и развития мелкой моторики.

6. «Рисунок человека» Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоционально- личностной сферы и общения ребенка с окружающими.

7. «Свободная игра» Ребенку предлагают набор игрушек и различных предметов (неоформленный игровой материал). Ведется наблюдение за его игрой. Методика позволяет по уровню развития игровой деятельности (использование заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли) судить о развитии мышления и воображения ребенка.

8. «Дорисовывание фигур» Методика включает задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурками неопределенной формы. Ребенок должен дорисовать каждую из фигурок так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Методика оценивает уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы.

9. «Повторение слов и предложений» Методика фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал. В качестве такого материала предлагаются: детям 3 лет три-четыре знакомых слова; детям 4 лет пять семь знакомых слов и простая фраза. Методика используется для проверки памяти.

10. «Вопросы по картинкам» Детям предъявляют простые картинки, например, с изображением девочки, моющей руки, или мальчика, накрывающего на стол. Выявляется уровень развития активной речи ребенка по ответам на вопросы типа: «что здесь нарисовано?», «кто это?», «что она (или он) делает?».

11. «Дополнение фраз» Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно- следственные связи. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик и...», «Мальчик весело смеялся, потому что...», «Если пойдет дождь, то...». Методика выявляет способность детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, позволяет оценить уровень речевого развития. Она также может быть использована для выяснения особенностей личности и характера общения.

12. «КАТ» Методика включает задания на составление рассказов по картинкам, обладающим особой стимулирующей силой для проявления особенностей личности ребенка. Ребенку последовательно предъявляют 10 рисунков с изображениями животных, выполняющих человеческие действия, и просят сказать, кто нарисован на картинке, что происходит в данный момент, что было до этого, о чем думают и что чувствуют действующие лица, чем ситуация закончится. Картинки допускают неоднозначные интерпретации. Методика используется как проективная для выявления особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка (тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности в общении и др.).

13. «Повторяй за мной» и «Игра в мяч» Методики содержат задания на повторение простых движений, поз и действий с мячом по образцу, данному взрослым. Методики выявляют уровень развития крупной моторики.

14. «Бирюльки» Ребенку предлагают сложить мелкие предметы (бирюльки, спички, бусинки) в коробок или баночку с узким горлышком. Дается указание: класть по одному предмету. Методика проверяет уровень развития мелкой моторики.

15. «Мисочки» (включение в ряд) Методика использует тот же материал, что и методика «мисочки» (предметные действия) и содержит задачи на поиск места пропущенного элемента в сериационном ряду предметов, различающихся по величине. Методика выявляет способность устанавливать простейшие логические отношения.

16. «Рыбка» Методика содержит задачи на конструирование предмета по цветной расчлененной схеме. Проверяется умение детей точно ориентироваться на схему, а также умение спланировать свои действия как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции, что является важным показателем развития образного мышления и организации деятельности.

17. «Классификация по заданному принципу» Ребенку дается набор картинок. На некоторых изображен один предмет, на других несколько. Задание состоит в том, чтобы разделить картинки на 2 группы по принципу количества изображенных предметов. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.

18. «Рисунок семьи» Ребенка просят нарисовать свою семью. По величине фигур, их расположению на рисунке, особенностям расположения отдельных членов семьи, уменьшению или увеличению ее состава и другим показателям судят о взаимоотношениях, эмоционально-личностных трудностях самого ребенка.

19. «Два дома» Методика специально предназначена для исследования общения. Для проведения методики применяется тот же материал, что и в методике, предназначенной для анализа взаимоотношений ребенка в группе детского сада, о которой говорилось выше. Отличие состоит в том, что в данном случае анализу подвергается ближайшее семейное окружение ребенка. Методика дает возможность судить о характере отношений в семье.

20. «Свободная классификация» Ребенку предъявляется набор картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив основание группировки. Методика направлена на оценку развития элементов логического мышления.

21. «Самое непохожее» Перед ребенком в случайном порядке выкладываются в ряд 8 фигур, различающиеся по трем признакам: по форме (круги и квадраты), по цвету (красного и синего цветов), по размеру (большие и маленькие). Затем предъявляется одна из этих фигур и ребенка просят выбрать из оставшихся «самую непохожую» на нее. Методика направлена на оценку логического мышления.

22. «Рассказ по картинкам» Методика содержит задачи на установление причинно- следственных отношений на материале картинок (например, «семя», «бутон», «цветок»), которые он должен разложить в порядке происходящих изменений, а затем объяснить, почему он положил их так, а не иначе. Методика направлена на выяснение способности устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме.

23. «Пиктограмма» Содержит задачи на запоминание слов с помощью рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 12 слов и словосочетаний, используя собственные свободные зарисовки. Методика направлена на исследование особенностей мышления и опосредствованного запоминания. Кроме того, в ней могут обнаруживаться особенности личностной сферы и уровень организации деятельности.

24. «Десять слов» Ребенку дается задание запомнить и воспроизвести 10 слов. Предъявление повторяется 35 раз. Выясняется динамика запоминания. Методика применяется для оценки механического запоминания и имеет особое значение при диагностике патологии ЦНС.

25. «Несуществующее животное» Ребенка просят нарисовать несуществующее животное, назвать его и описать его образ жизни. Методика используется как проективная для изучения личностных качеств и особенностей воображения.

26. «Три желания» и «шапка-невидимка» Ребенка просят назвать три желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а затем ответить, хотел ли бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку, и что бы он с ней делал дома, на улице, в детском саду. По ответам ребенка судят о его воображении, ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.

27. «Игровая комната» Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть любые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть. При этом задается ряд вопросов типа: «Как играть в такую игру?», «А если дети не захотят играть в нее, что ты будешь делать?» и др. По рассказу ребенка и по ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне развития общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций.

28. «Лестница» Методика включает задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дают рисунок лестницы и говорят, что на ее верхних ступеньках находятся самые хорошие дети, а внизу самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других детей (друзей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками, например: «хороший плохой», «умный глупый» и др. Методика направлена на диагностику самооценки.

29. «Выбор карточки» Перед ребенком раскладывается ряд карточек, на обороте которых написаны разные задания. Карточки расположены в порядке возрастания номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Ребенку предлагается самому выбрать задание, которое он хочет выполнять. Методика направлена на выявление уровня притязаний ребенка.

Стандартизованные диагностические методики: групповое обследование 1. «Учебная деятельность» (автор Л.И. Цеханская) Методика выявляет уровень овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. Ребенку дается задание составить узор под диктовку взрослого путем соединения расположенных рядами фигурок с соблюдением заранее заданных правил.

Материал Тетрадь, состоящая из четырех страниц. На каждой странице изображены 3 ряда мелких геометрических фигур размером 2 x 2 мм. Верхний ряд состоит из треугольников, средний из кружков, нижний из квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов расположены друг под другом, среднего в промежутках между ними (см. рис. 1 б). В верхней части первой страницы расположена, кроме того, короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора (рис. 1 а).

Рис. 1. Материал для заданий методики «Учебная деятельность» (а образец узора для первой страницы, б материал для выполнения заданий)

Количественная оценка результатов Каждое правильное соединение оценивается в два балла. Правильным считается соединение, соответствующее диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), а также за «разрывы» между правильными соединениями (пропуски «зон» соединения). Все остальные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых баллов. Реальное количество баллов в каждой серии будет равно разнице между набранными и штрафными баллами. Максимальное количество баллов в каждой серии 24, а за выполнение всего задания 72.

Рис. 2. Образцы правильного выполнения заданий методики «Учебная деятельность» (а вводная серия, б первая серия, в вторая серия, г третья серия)

2. «Эталоны» (автор О.М. Дьяченко) Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

Материал Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы (рис. 3), а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках

Рис. 3. Таблица рисунков для четырех заданий методики «Эталоны»

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур- эталонов:

Правильно отмеченные картинки:

Количественная оценка результатов Максимальный балл (по всем 4 страницам) 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).

Качественный анализ результатов 1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

Качественный анализ результатов 2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

Качественный анализ результатов 3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 12 случайные ошибки.

3. «Перцептивное моделирование» (автор В.В. Холмовская) Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом объединением элементов в целостный образ и характеризует уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Она требует от ребенка построения в умственном плане геометрических фигур (кругов и квадратов) из нескольких частей. Не имея возможности выполнять практические пробы, он должен найти такое сочетание этих частей фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата.

Материал Тетрадь, состоящая из 15 страниц. Первые три страницы А, Б, В включают три вводных задания. В верхней части страницы дается изображение фигуры (круга или квадрата), разделенной пунктирными линиями на несколько частей. Ниже располагается в один ряд избыточное количество фрагментов этой фигуры, из которых дети должны выбрать только те, которые при соединении дадут фигуру-образец (см. рис. 4). На остальных страницах фигуры-образцы даны в нерасчлененном виде. На нечетных страницах (задания 1, 3, 5, 7, 9, 11) в качестве образца выступает круг (рис. 5), а на четных (задания 2, 4, 6, 8, 10, 12) квадрат (рис. 6). Во всех заданиях детям предлагаются наборы из шести деталей, но сложность меняется в зависимости от количества частей, из которых складывается образец: в 14-м заданиях достаточно двух деталей, в 58-м требуются три детали, в 912-м фигура составляется уже из четырех частей.

Рис. 4. Материал для вводных заданий методики «Перцептивное моделирование» (страницы тетради А, Б, В)

Рис. 5. Материал для нечетных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11; а образец ко всем нечетным заданиям)

Рис. 6. Материал для четных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12; б образец ко всем четным заданиям)

Количественная оценка результатов За каждую правильно решенную задачу (см. табл. 2) дается количество баллов, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. Так, за правильное решение задач 14 дается по два балла, 58 по 3 балла, 912 по 4 балла. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество баллов 36.

Качественный анализ результатов 1-й тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении большинства задач они создают комбинации элементов, которые не соответствуют форме фигуры образца.

Качественный анализ результатов 2-й тип. Дети правильно решают только те задачи, которые предполагают сочетание не более чем двух элементов. В остальных случаях они составляют либо неадекватные сочетания, либо подбирают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.

Качественный анализ результатов 3-й тип. Дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в решении задач, которые приводят к выбору элементов, дающих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. При этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, носящие случайный характер.

Качественный анализ результатов 4-й тип. Характерна высокая степень овладения моделирующими перцептивными действиями, хотя и возможны некоторые неточности в решениях, не зависящие от сложности задач.

4. «Схематизация» (автор Р.И. Бардина) Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления, содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.

Материал Тетрадь из 12 страниц, на каждой из которых изображена полянка с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Детям предлагается отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи схемы и условного изображения в виде системы ориентиров. Первые две страницы (А и Б) содержат вводные задачи (см. рис. 7), в одной из которых ребенок должен учитывать только последовательность ориентиров, а в другой только направление поворота.

Рис. 7. Материал для вводных задач к методике «Схематизация» (страницы А и Б)

Рис. 8. Материал для задач 1 и 2 методики «Схематизация» (а полянка; б, в «письма»)

Рис. 9. Материал для задач 3 и 4 методики «Схематизация» (а полянка; б, в «письма»)

Рис. 10. Материал для задач 5 и 6 методики «Схематизация» (а полянка; б, в «письма»)

Рис. 11. Материал для задач 7 и 8 методики «Схематизация» (а полянка; б, в «письма»)

Рис. 12. Материал для задач 9 и 10 методики «Схематизация» (а полянка; б, в «письма»)

Количественная оценка результатов Количество баллов, полученных ребенком, устанавливается по шкале оценок (см. табл. 3). Для этого необходимо найти цифру, находящуюся на пересечении номера задачи и номера того домика, который ребенок в этой задаче выбрал. Номера домиков к разным задачам методики указаны на рис После этого подсчитывается сумма баллов по всем задачам. Максимальный балл 44.

Рис. 13. Нумерация домиков к задачам 16 для oбpaбoтки результатов по методике «Схематизация»

Рис. 14. Нумерация домиков к задачам 78 для oбpaбoтки результатов по методике «Схематизация»

Рис. 15. Нумерация домиков к задачам 910 для oбpaбoтки результатов по методике «Схематизация»

Таблица 3. Шкала оценок (в баллах) по каждой задаче к методике «Схематизация»

Качественный анализ результатов 1-й тип. Дети демонстрируют неадекватные формы ориентировки, они принимают задачу найти домик, но их выбор случаен, чаще всего они учитывают лишь отдельные элементы «письма» и полянки. Как правило, совершаются неверные выборы. Способность соотнести схему с реальной ситуацией не сформирована.

Качественный анализ результатов 2-й тип. Характерна незавершенная ориентировка на один признак, здесь впервые обнаруживаются необходимые для выполнения задания методы работы. У каждого поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они еще не могут делать это стабильно, на протяжении всего задания, и ошибаются на последних этапах пути. Задачи 710 дети этой группы вообще не решают, так как не способны учесть сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления носят фрагментарный характер.

Качественный анализ результатов 3-й тип. Характерна ориентировка на один признак. В этом случае дети могут соотносить «письмо» с изображениями на полянке до конца работы, но успешно используют или только ориентир, или только изображение направления пути. Дети этой группы не решают задачи, требующие одновременного учета направлений пути и ориентиров.

Качественный анализ результатов 4-й тип. Характерна незавершенная ориентировка по двум параметрам. Обычно дети, выполняющие задания по этому типу, правильно решают первые шесть задач. В последних четырех задачах они действуют верно лишь в начальной фазе, учитывая только одно или два сочетания поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают на учет только одного параметра.

Качественный анализ результатов 5-й тип. Это высший тип ориентировки для данных задач, который характеризуется детальным соотнесением с одновременным учетом двух параметров. Дети, решающие задачи таким образом, могут учесть одновременно оба параметра и все предложенные задачи решают в основном верно.

5. «Систематизация» (автор Н.Б. Венгер) Методика направлена на оценку овладения элементами логического мышления. Она содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам и представляющей собой «логическое умножение» классификации геометрических фигур по форме на их сериацию по величине. Детям предлагается найти места отдельных элементов в этой матрице.

Материал Тетрадь из 9 страниц, на каждой из которых расположена квадратная таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний ряд убывающими по величине кругами. В левой колонке таблицы располагаются самые крупные геометрические фигуры разной формы: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Правая колонка заполнена теми же фигурами, но самыми мелкими. Внутренние шестнадцать клеток не заполнены (см. рис. 16).

Рис. 16. Таблица фигур к методике «Систематизация»

Рис. 17. Материал для вводного задания методики «Систематизация» (страница А)

Рис. 18. Фигуры, которые необходимо разместить в таблице при решении 8 основных заданий методики «Систематизация». (Числа указывают на правильное расположение фигур в пустых клетках таблицы. Клетки пронумерованы слева направо и сверху вниз с 1-й по 16-ю.)

Количественная оценка результатов За каждую правильно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение всего задания 24.

Качественный анализ результатов 1-й тип. Действия детей приводят к случайному расположению фигур без учета как сериационных, так и классификационных отношений.

Качественный анализ результатов 2-й тип. Дети в ряде случаев учитывают классификационные отношения, но не учитывают сериацию.

Качественный анализ результатов 3-й тип. Дети, как правило, учитывают классификационные отношения и частично учитывают сериационные отношения. Они допускают при размещении фигур отдельные ошибки, заключающиеся в сдвиге их в ряду фигур этой же формы на одну-две клетки.

Качественный анализ результатов 4-й тип. Дети располагают фигуры с учетом и классификационных, и сериационных отношений. Дети допускают отдельные сдвиги в расположении фигур на одну позицию вправо или влево, но ни одного случая обмена местами фигур разных форм.

Шкала перевода общих суммарных показателей (сумма стандартных баллов) по методикам «Эталоны», «Перцептивное моделирование», «Схематизация» и «Систематизация» в стандартный балл. Подготовительная к школе группа.

Литература Р.С. Немов «Психология Книга 3 Психодиагностика»- М.:ВЛАДОС,2001 Л.А. Венгер с соавторами «Психолог в детском саду» - Школьный психолог, 2003,5-6 А.Л. Венгер «Психологическое консультирование и диагностика»- М.: Генезис, 2001 М.М. Семаго, Н.Я. Семаго «Организация и содержание деятельности психолога специального образования»-М.: Аркти, 2005 И.А. Шаповал «Методы изучения отклоняющегося развития»-М.: ТЦ Сфера, 2005 С.Д.Забрамная, И.Ю. Левченко «Психолого-педагогическая диагностика»-М.: Академия, 2005 Е.М. Мастюкова «Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция». –– М.: Просвещение, 1992.