«Построение прогнозных оценок влияния развития системы ВПО на экономику региона, где расположены вузы, на экономику России, на конкурентоспособность российской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Advertisements

1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Системный подход к построению партнерских взаимоотношений между предприятием, учебным заведением и практикантом Автор: Гуторов Александр Петрович Ключевые.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Потенциал вуза в реализации образовательных услуг на международном рынке Дмитриева Л.Н., проректор.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
1 « О дальнейшем развитии инновационной научно-образовательной инфраструктуры отраслевых вузов» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации НАУЧНАЯ ШКОЛА «Теория национальной финансовой системы»
16 декабря 2010, г. Санкт-Петербург «Формирование инновационной научно-образовательной инфраструктуры транспортного вуза» Президент Ассоциации вузов транспорта.
Доклад уполномоченной по СМК Мельниковой Нины Леонидовны Доцент кафедры животноводства, кандидат сельскохозяйственных наук.
Тверской институт экологии и права Ученый совет «Отчет по научно- исследовательской работе института за 2013 год» Фирсова Елена Анатольевна, доктор экономических.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Тенденции и принципы развития технического и профессионального образования.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
Состояние и перспективы научно-исследовательской работы Института транспорта.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Транксрипт:

«Построение прогнозных оценок влияния развития системы ВПО на экономику региона, где расположены вузы, на экономику России, на конкурентоспособность российской системы образования на мировом образовательном рынке» Коновалов Валерий Павлович, к.п.н., ОАО «Нексиа Пачоли Консалтинг» Москва, Академия Народного Хозяйства 2007 КРУГЛЫЙ СТОЛ по Проекту «Прогноз развития системы высшего профессионального образования на годы в условиях модернизации образования» в рамках конференции Социально-экономическое развитие России: новые рубежи //Socio-Economic Development of Russia: New Frontiers

2 Разработка методических материалов по анализу и оценке влияния формирования национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов на социально-экономическое развитие регионов, в которых они расположены, на социально-экономическое развитие России в целом, на конкурентоспособность российской системы ВПО на мировом образовательном рынке. –Определение общих требований к проведению исследований, методических приемов и процедур исходя из установленной цели. –Разработка системы показателей, характеризующей деятельность высших учебных заведений в году. –Разработка системы показателей, характеризующей социально-экономическое развитие регионов в году. Разработка форм, необходимых для сбора информации и требований к представляемым материалам. Разработка базы данных и программного обеспечения для обработки собранной информации. Обработка и верификация полученной информации. Разработка прогнозных оценок влияния национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов на социально-экономическое развитие регионов, в которых они расположены, на социально- экономическое развитие России, на конкурентоспособность российской системы ВПО на мировом образовательном рынке. Структура работ

3 Разработка прогнозных оценок показателей социально-экономического развития региона на основе интегральных показателей деятельности расположенных на их территории вузов (описание методологии)

4 Основные требования к показателям деятельности ВУЗов, использованные в настоящем исследовании п/п Качественная характеристикаОписание / содержание характеристики 1.Стратегическая ориентацияРазрабатываемые индикаторы должны быть ориентированы на стратегию. 2.Возможность прогнозированияРазрабатываемые индикаторы количественно оценивают факторы, влияющие на управление системой образования, в связи с чем, наличие возможности подготовки прогнозных оценок на основе индикаторов является одним из существенных качественных характеристик системы индикаторов. 3.ИзбирательностьРазрабатываемые индикаторы должны фокусировать внимание пользователей на высокоприоритетных задачах, способствуя эффективному управлению сферой образования. 4.Легкость восприятияРазрабатываемые индикаторы должны быть понятны пользователям, восприниматься по возможности напрямую, не основываться на сложных коэффициентах. 5.Сбалансированность и взаимосвязанностьРазрабатываемые индикаторы должны быть взаимно сбалансированы 6.СтандартизацияРазрабатываемые индикаторы должны базироваться на стандартных определениях и правилах, обеспечивая возможность интеграции в масштабах всей системы образования. 7.РелевантностьРазрабатываемые индикаторы должны быть существенны и своевременны.

5 Интегральные показатели деятельности ВУЗов Наименование интегральных показателей (ИП) Описание обобщенного показателя ИП1. Показатель актуальности образовательной деятельности вуза. Характеризует потенциальную степень влияния на регион, а также конкурентоспособность системы образования на мировом образовательном рынке. Показатель ИП1 позволяет отнести вуз к категории образовательных учреждений, удовлетворяющих показателям самостоятельного функционирования как вуз. ИП2. Показатель инновационности образовательной деятельности вуза Показывает степень охвата инновациями решаемых вузом задач в процессе образовательной деятельности. ИП3. Показатель системообразующего качества вуза Характеризует влияние образовательной деятельности вуза на социально- экономическое развитие региона. ИП4. Показатель системы менеджмента качества образовательных услуг вуза. Характеризует качество вуза как исполнительного механизма реализации профессиональных образовательных программ по всему спектру специальностей (направлений) подготовки профессиональных кадров. ИП5. Показатель эффективности образовательной деятельности вуза за счет дополнительных образовательных услуг. Показывает насколько образовательная деятельность вуза удовлетворяет требованиям внешних потребителей. ИП6. Показатель эффективности образовательной деятельности вуза на международном уровне. Показывает конкурентоспособность образовательных услуг на международном образовательном пространстве.

6 Разработка прогнозных оценок показателей социально-экономического развития региона на основе интегральных показателей деятельности расположенных на их территории вузов (описание методологии)

7 Структура интегральных показателей Наименование интегральных показателей Элементарные показатели деятельности вуза 1. Показатель актуальности образовательной деятельности вуза Общая численность студентов вуза (Приведенный контингент по всем формам обучения) ВПО; мера: число Численность обучаемых в лицее, гимназии и других общеобразовательных и средних профессиональных заведениях вуза, СПО; Число укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным образовательным программам; Численность профессорско – преподавательского состава Соответствие потребности рынка труда региона в специалистах и количества выпускников вуза по основным направлениям подготовки Подготовка \ переподготовка руководителей отраслевых структур 2. Показатель инновационности образовательной деятельности вуза Количество инновационных программ дополнительного образования (переводчики, гиды, авторские программы и т.п.), предоставляемых населению региона в качестве образовательных услуг, востребованных на рынке труда. Число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные и инновационно-технологические исследования. Положительная динамика в изменении влияния вуза на социально- экономическое развитие региона в течение годов. В какой степени оценка уровня профессиональной подготовленности выпускников работодателями («Заказчиками») влияет на отдельные стороны образовательного процесса в вузе. Степень модернизации образовательного процесса в Вузе в соответствии с потребностями инновационного роста экономики региона (открытие новых (инновационных) специальностей для региона. Степень важности проводимых в вузе исследований для развития региона. Уровень взаимодействия вуза с государственными структурами и бизнес- сообществом в регионе по отдельным направлениям деятельности.

8 Структура интегральных показателей Наименование интегральных показателей Элементарные показатели деятельности вуза 3. Показатель системообразующего качества вуза Процент выпускников вуза направленных на работу в соответствии с заявками коммерческих и государственных работодателей; мера: - числовое значение процента. Количество региональных отраслей (отраслевых и рыночных структур) для которых вуз готовит специалистов. Количество заключенных договоров на подготовку на платной основе квалифицированных кадров для государственных структур. Количество cпециалистов, подготовленных на основе заключенных договоров на платной основе для государственных структур. Количество заключенных договоров на подготовку на платной основе квалифицированных кадров для коммерческих структур. Количество cпециалистов, подготовленных на основе договоров на подготовку на платной основе квалифицированных кадров для коммерческих структур. Число выигранных открытых конкурсов по госзаказу по прикладным исследованиям. Число государственных и коммерческих заказчиков на проведение Вузом НИР и ОКР. Количество публикаций по НИР и ОКР в отечественных и зарубежных изданиях. Среднегодовой объем (доля) финансирования (% денежных средств) на НИР и ОКР в общем бюджете (бюджетное финансирование и внебюджетные доходы) за три последних года. Динамика в изменении влияния вуза на социально-экономическое развитие региона в течении годов.

9 Структура интегральных показателей Наименование интегральных показателей Элементарные показатели деятельности вуза 3. Показатель системообразующего качества вуза (продолжение) Удовлетворенность работодателей профессиональной подготовленностью выпускников вуза по основным направлениям подготовки (ведущим специальностям). Отрасли, на которые работает вуз (составляющие элементы Вуза) в подготовке руководителей среднего и верхнего звена управления. Уровень сотрудничества со структурными подразделениями отрасли (отраслей) в регионе по решению задач, возникающих по всему спектру их интересов (текущих и перспективных). Степень важности проводимых в вузе исследований для развития региона Какова тенденция в изменении спроса на проведение научных исследований и разработок Вузом в течении годов. Оценка уровня влияния вуза на объем и номенклатуру производимой в регионе продукции (услуг) в настоящее время и возможного влияния в перспективе. Уровень взаимодействия вуза с государственными структурами и бизнес- сообществом в регионе по отдельным направлениям деятельность. Уровень влияния вуза на рост эффективности экономической деятельности предприятий региона и экономических связей с другими регионами России

10 Наименование интегральных показателей Элементарные показатели деятельности вуза 4. Показатель системы менеджмента качества образовательных услуг вуза Среднегодовой объем (доля) финансирования научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за три последних года. Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и званиями, изданных за три последних года; Число студентов, участвующих в научной работе (имеющих публикации, выступления на конференциях, участники НИР)/общее число студентов, приведенных к очной форме обучения) за три последних года. Среднегодовое количество публикаций о вузе в СМИ за последние 3 года. Процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями. Процент кандидатов наук в общей численности профессорско- преподавательского состава. Процент докторов наук в общей численности профессорско- преподавательского состава вуза. Процент доцентов в общей численности профессорско-преподавательского состава Вуза. Процент профессоров в общей численности профессорско- преподавательского состава. Процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе. Среднегодовое число защит на 100 человек научно-педагогического персонала за последние 3 года. Число отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантуры). Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения. Структура интегральных показателей

11 Наименование интегральных показателей Элементарные показатели деятельности вуза 4. Показатель системы менеджмента качества образовательных услуг вуза (продолжение) Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее, чем через год после окончания аспирантуры (докторантуры). Среднегодовой процент профессорско-преподавательского состава вуза, обучающегося по образовательным программам профессиональной переподготовки и/или повышения квалификации за три последних года. Группа показателей «Финансово-экономическое состояние». Формализованная стратегия развития вуза Степень влияния формализованной стратегии развития и стратегического контура управления Вашего Вуза на его значимость в социально- экономическом развитии региона. Используемые в вузе способы выявления соответствия потребности рынка труда региона в специалистах и количества выпускников Вуза по основным направлениям подготовки. В какой степени оценка уровня профессиональной подготовленности выпускников работодателями («Заказчиками») влияет на отдельные стороны образовательного процесса в вузе. Удовлетворенность выпускников уровнем полученных профессиональных знаний, сформированных навыков, умений по основным направлениям подготовки (ведущим специальностям). Изменение тематика исследований и разработок, выполняемых вузом в течение 2004 – 2006 годов Уровень соответствия материально-технической базы вуза, лицензионным требованиям ведения образовательной деятельности. Структура интегральных показателей

12 Наименование интегральных показателей Элементарные показатели деятельности вуза 5. Показатель эффективности образовательной деятельности вуза за счет предоставления сопутствующей учебно- методической и научно- методической продукции и других дополнительных образовательных услуг для города, региона и т.д. Группа показателей «Образовательный процесс» Группа показателей «Научной и инновационно-технологической деятельности». Группа показателей «Научно-педагогический потенциал». Положительная динамика в изменении влияния вуза на социально- экономическое развитие региона** в течении годов. Осуществляется ли в вузе подготовка / переподготовка научно – педагогических кадров для других вузов? Оцените, пожалуйста, степень участия профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала вуза в региональных советах, форумах, совещаниях по вопросам развития региона. Что, препятствует росту влияния вуза на социально-экономическое развитие региона? Характеризует достоверность высказываний по соответствующим позициям. Структура интегральных показателей

13 Наименование интегральных показателей Элементарные показатели деятельности вуза 6. Показатель эффективности образовательной деятельности вуза на международном уровне Группа показателей «Научной и инновационно-технологической деятельности. Существуют ли в вузе учебные программы и проекты, выполняемые совместно с зарубежными партнерами? Проходят ли обучение (стажировку) в вузе зарубежные студенты (количество иностранных студентов)? Работают ли в вузе иностранные преподаватели? Проходят ли обучение (стажировку) за рубежом студенты вуза? Принимает ли участие ППС вуза в международных семинарах? Общая оценка уровня кооперации вуза с зарубежными партнерами, включенности в мировую образовательную систему. Оцените, пожалуйста, дальнейшие перспективы международного сотрудничества Вашего Вуза. Структура интегральных показателей

14 Разработка прогнозных оценок показателей социально-экономического развития региона на основе интегральных показателей деятельности расположенных на их территории вузов (описание методологии)

15 Принципиальная схема работы базы данных и программного обеспечения

16 Разработка прогнозных оценок показателей социально-экономического развития региона на основе интегральных показателей деятельности расположенных на их территории вузов (на примере Астраханской области) инновационный сценарий инерционный сценарий

17 Разработка прогнозных оценок показателей социально-экономического развития региона на основе интегральных показателей деятельности расположенных на их территории вузов (на примере Астраханской области) инновационный сценарий инерционный сценарий

18 ВЫВОДЫ 1. Становление вузов как интегрированных комплексов образования, науки и бизнеса в регионах, нацеленных также на разработку и реализацию проектов инновационно - технологического развития, по существу - национальных университетов, прямо связано с выполнением ряда условий: финансирование развития и расширения учебно-образовательной базы; совершенствование образовательного процесса – переход к подготовке кадров международного уровня; усиление собственной роли в решении проблем развития научного потенциала регионов и страны в целом; формирование и реализация программ как прикладных, так и фундаментальных исследований. Помимо необходимого финансирования вузов обязательны другие пути выполнения этих условий: включение в состав научно-производственных комплексов университетов таких новых образований как технопарки, бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации, офисы трансферта технологий и наукоёмкие производства; внедрение в образовательный процесс университетов инновационных образовательных технологий

19 ВЫВОДЫ В свою очередь создание национальных университетов положительно влияет на эффективность (результативность) системы высшего образования в регионах. Это проявляется как в снижении социальной напряженности, безработицы, повышении социальной мобильности, общего культурного уровня населения, толерантности и социальной ответственности, так и в экономической составляющей развития регионов. 2. Ориентированность на решение проблем подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров в определенной сфере экономики или области деятельности - ключевой фактор становления системообразующих вузов. 3. Влияние вузов на социально-экономическое развитие регионов, в которых они расположены на социально-экономическое развитие России, на конкурентоспособность российской системы ВПО, на мировом образовательном рынке будет определяться тем, насколько успешно будет идти сам процесс формирования национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов. Ключевые факторы определяющие успешность создания вузов нового типа: объем финансовых ресурсов, выделяемых на создание новых форм вузов, введение уровневой системы подготовки, совершенствование процессов управления высшими учебными заведениями, переход к новой правовой форме – автономные учреждения.

20 Спасибо за внимание !

21 Участники проекта 1.Государственный технический университет Астраханская область 2.Кабардино-Балкарский государственный университет Кабардино-Балкарская республика 3.Российский государственный университет им. Иммануила Канта Калининградская область 4.Вятский государственный университет Кировская область 5.Нижегородский государственный университет Нижегородская область 6.Мурманский государственный технический университет Мурманская область 7.Дальневосточный государственный университет Приморский край 8.Якутский государственный университет Республика Якутия 9.Таганрогский государственный радиотехнический (технологический) университет Ростовская область 10.Уральский государственный университет им. А.М. Горького Свердловская область 11.Смоленский государственный университет Смоленская область 12.Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Тамбовская область 13.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники Томская область 14.Тюменский государственный университет Тюменская область 15.Югорский государственный университет Ханты - Мансийский автономный округ