Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Системный подход к организации методической работы в ДОО К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3 » Система методической работы в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3»
Advertisements

Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Организация методической работы с педагогами. Задачи методической работы: Создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
«Организация методической работы с педагогами по организации образовательного процесса с детьми раннего возраста» Старший воспитатель МДОУ детский сад.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
Методическая работа. Система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных: на всестороннее повышения профессионального мастерства воспитателя,
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
«Методическое сопровождение образовательного процесса как условие повышения качества дополнительного образования»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 16 «Радуга» Управление инновационной деятельностью в ДОУ Старший.
Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС (НиО ОО). Кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС НОО. Материально-техническое.
Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей Руженцева.
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
Методическая работа – это целостная система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала.
Заседание МО педагогов детского дома Октябрь 2011 года.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ г. Сыктывкар, 2012г. г. Сыктывкар, 2012г.
Транксрипт:

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Системный подход к организации методической работы в ДОО К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» «Методист» (расшифровала Е.С. Шабалина, старший воспитатель ДОУ 2356 г. Москвы) МИССИОНЕР – умеющий убедить другого поверить в то, во что верит сам, умеющий увлечь, повести за собой; ЕДИНОМЫШЛЕННИК – умеющий сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу; ТВОРЕЦ – постоянно находящийся в творческом поиске; ОРГАНИЗАТОР – создающий рациональную структуру в ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса;

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» ДИПЛОМАТ – старающийся управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уважающий окружающих. Мы должны быть мудрыми, гибкими, высокопрофессиональными; ИЗОБРЕТАТЕЛЬ – новатор, источник идей и информации, ориентирующийся в широким спектре инновационных технологий; СТРАТЕГ – владеющий искусством планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах; ТАКТИК – разработчик программ, приемов, способов достижения поставленных целей.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Методическая деятельность в образовательной организации Методическая работа в образовательной организации – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, система взаимосвязанных мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива в целом, на достижение качественных результатов образования, воспитания и развития детей.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Методическая деятельность в образовательной организации Методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создание метода, его апробации, внедрение метода (получение методик), применение методик. (С.Ж. Гончарова) Модель методической деятельности включает в себя три «пространства». (Г.П. Щедровицкий)

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Типы методической деятельности Создание Внедрение Применение метода метода методики Исследовательский тип (обеспечивает инновационные процессы) Экспериментальный тип (обеспечивает переход из режима развития в режим функционирования) Коррекционный тип (обеспечивает функционирование ) Метод Методика Гарантированный результат педагогической деятельности

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Действия методиста (старшего воспитателя) в каждом из трех пространств: При создании, поисках метода работы с детьми – наблюдение за работой педагога и описание, сравнение, выявление закономерностей в его методах и приемах работы, экспертное заключение о значимости его опыта и т.д. При внедрении метода в работу педагогов – постоянное информирование воспитателей о новинках, передовых методиках, обучение педагогов, распространение и воспроизведение лучшего опыта, организация опытно-экспериментальной работы и т.д. При применении новой методики, метода – контроль за реализацией основных положений и при необходимости коррекция относительно данной методики.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Методическая деятельность старшего воспитателя (методиста) Проектировать, определять содержание методической деятельности следует по всему составу функций управления: информационно-аналитической; мотивационно-целевой; планово-прогностической; организационно-исполнительской; контрольно-диагностической; регулятивно-коррекционной.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Проектирование методической деятельности Методическая работа как система в ДОУ может быть спроектирована по разным структурам: Функциональная: прогнозирование программирование планирование организация регулирование контроль стимулирование коррекция и анализ; Деятельностная: мотивы цель содержание формы методы результаты; Содержательная: физическое развитие; познавательно- речевое социальное – личностное художественно- эстетическое.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Должностные обязанности. 1. Вместе с заведующим старший воспитатель ДОУ осуществляет руководство дошкольным учреждением создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе; формулировка социального заказа своей ОО, выработка философии, определение цели; стратегическое планирование, разработка и внедрение программы развития, общеобразовательной программы, годовых планов работы ДО; создание имиджа ДО среди населения; организация образовательной, экспериментальной, исследовательской работы в ДОО; развитие и эффективное использование интеллектуального потенциала воспитателей, специалистов; развитие сотрудничества с другими ОО (школами, детскими центрами, музеями и т.п.).

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Должностные обязанности. 2. Старший воспитатель планирует образовательную, методическую работу повышение квалификации воспитателей, помощь в работе с детьми, в самообразовании и аттестации; составление режимов и расписаний НОД по возрастным группам; обобщение и трансляция опыта работы педагогов ДОО; ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики; развитие преемственности со школой; взаимодействие с родителями воспитанников; комплектование групп пособиями, играми, игрушками; анализ состояния образовательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Должностные обязанности. 3. Старший воспитатель организует образовательную и методическую работу подготовку и проведение заседаний педагогических советов; проведение для воспитателей открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, выставок, конкурсов; организацию работы творческих групп; комплектование библиотеки научно-методической и детской литературы, пособий и т.п.; организацию работы воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов; проведение совместных мероприятий со школой; подготовку для родителей стендов, папок-передвижек об опыте семейного воспитания; своевременное оформление педагогической документации; формирование и обобщение лучшего опыта работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Должностные обязанности. 4. Старший воспитатель осуществляет мониторинг, состоящий: из наблюдений и анализа организации и содержания работы с детьми в группах и самообразованию педагогов; планирования образовательного процесса; контроля выполнения годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета; организации взаимодействия в работе воспитателей с другими специалистами; проведения промежуточного и итогового мониторинга развития детей. Старший воспитатель обеспечивает взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Методика изучения затруднений педагогов Методика предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей. Анкета : Что в Вашей работе получается очень хорошо и каким опытом Вы можете поделиться с коллегами? Что в Вашей работе с детьми получается хорошо? В чем Вы испытываете затруднения?

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Методика изучения затруднений педагогов По итогам анкетирования составляется карта педагогического мастерства и на ее основе планируется система методической работы с воспитателями на год. В ней предусматривается: какая методическая помощь, кому и какими силами, в какой форме будет оказана (взаимопосещения, перекрестные посещения, наставничество, работа в паре, консультации и т.д.); у кого из воспитателей и какой опыт будет изучаться и обобщаться; по разработке какой проблемы будет создана творческая группа воспитателей.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Формы методической работы с кадрами: Групповые: консультации, семинары, круглые столы, практикумы, методические объединения, выставки, мастер- классы, открытые просмотры, творческие микрогруппы, школы педагогического опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д. Индивидуальные: самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Роль педагогического опыта в совершенствовании педагогического процесса Передовой опыт оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на запросы и изменяющуюся ситуацию. Педагогический опыт – это источник новых идей, подходов и технологий.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Роль педагогического опыта в совершенствовании педагогического процесса Передовой характер опыта определяется по следующим критериям: высокая результативность; научная обоснованность; творческая новизна; актуальность; сокращение затрат времени на достижение высоких результатов.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Система работы старшего воспитателя с педагогическим опытом 1. Выявление более результативных методов и приемов в работе. 2. Изучение и формирование целостного педагогического опыта. 3. Обобщение полученных результатов. 4. Внедрение и распространение опыта – технологии в работу других педагогов.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Три основные формы обобщения опыта: открытый показ, рассказ, описание Открытый показ. Представление педагогического опыта через открытый показ предполагает определенную подготовку, которая поможет руководителю интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива. Формы организации могут быть разные. Рассказ используется при выступлениях на педсоветах, консультациях и других формах методической работы. Воспитатель, рассказывающий о своем опыте, имеет возможность сделать обобщение, вскрыть проблемы, причины того или иного явления, без чего невозможно овладение технологией применения опыта. Описание (доклад) это высокий аналитический уровень обобщения опыта. В докладе можно более целостно, системно раскрыть истоки и путь становления опыта.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Некоторые подходы к методике работы с передовым опытом: владение информацией и проведение действительного анализа, направленного на выявление ведущих идей, замыслов и технологий в педагогической практике; преодоление валового подхода к его выявлению (ищем все «ценное») и организация проблемного поиска опыта по актуальным вопросам; осуществление действительного обобщения на основе сопоставления опыта, накопленного в разных местах; организация адресного распространения передового опыта (избирательного, соответствующего реальным запросам).

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Инновации в дошкольном образовательном учреждении Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, возникает противоречие между желанием и реальным результатом деятельности. Инновация (нововведение) создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Инновационная деятельность Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Этапы организации инновационной деятельности: составление аналитического обоснования инновации (нововведения); составление программы инновационной деятельности (поэтапной организации и реализации); анализ текущей обстановки в организации и прогноз ее развития; действия, мероприятия должны вытекать из целей и задач и отвечать на вопросы: «Чего хотим достичь?», «Что надо сделать?».

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Методический кабинет Многолетний опыт работы подтверждает, что одинаковых кабинетов нет и быть не может. Видовое разнообразие ДОУ, работа по разным программам и технологиям, площадь, на которой размещены педагогические пособия и личностный фактор, все имеет значение. Стоит подчеркнуть не только эстетическую сторону оформления методического кабинета, но и его информационную значимость, систему хранения и оформления документации детского сада, всех методических материалов.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Требования к оснащению и оборудованию методического кабинета Методический кабинет детского сада многофункционален; В приказе Минобрнауки России от «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выделены требования к оснащению и оборудованию кабинетов.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Реальные показатели конечного результата методической работы: результаты развития за отведенное время соответствуют оптимальному уровню или приближаются к нему без перегрузки воспитанников; рациональные затраты времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование (без перегрузки педагогов этими видами деятельности); стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов и их удовлетворенность результатами своего труда. Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу проведенных мероприятий.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»