1 Гончаренко Александр Ильич, к.м.н., председатель ОНК Алтайского края «Реформа тюремной медицины: проблемы и пути их решения» : Семинар: «Тюремная медицина:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Гончаренко Александр Ильич, председатель ОНК Алтайского края Проблемы «тюремной» медицины и пути их решения Общественные слушания: «Тюремная медицина:
Advertisements

Министерство здравоохранения Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «Особенности лицензирования медицинской деятельности.
Результаты контрольных мероприятий в части оценки деятельности врачебной комиссии Чапилова Ольга Николаевна начальник отдела Роздравнадзора по Красноярскому.
Психиатрическая помощь Принципы защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, и улучшения психиатрической помощи, которые были приняты Генеральной.
Независимая медицинская экспертиза: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Заместитель начальника Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению А.С.Карпов Разграничение полномочий.
Об устранении замечаний по результатам проверки прокуратурой Иркутской области реализации мероприятий долгосрочной целевой Программы модернизации здравоохранения.
Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений с 1 января 2011г. 1.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений Нижегородской области в 2011 году в рамках построения общероссийской системы.
1 Выплаты стимулирующего характера в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Пермского края на годы.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Изменения нормативно-правового регулирования в части регистрации медицинских изделий Суханова Мария.
Занятие медицинской деятельностью
«В годах за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов, осуществляется.
1 Результаты контрольно-надзорных мероприятий по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности Заместитель руководителя Управления.
Итоги контроля качества и безопасности медицинской деятельности, проведенного Управлением Росздравнадзора по Тюменской области за период 9 месяцев 2012.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С.А. Анденко – заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
Предварительные и периодические медицинские осмотры Игорь Леонидович Путилов Заместитель начальника Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора.
Актуальные проблемы правового обеспечения наркологии Автор-составитель - Б.П. Целинский 2012 год.
ВРАЧЕБНАЯ КОМИССИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ М.Н. Ларина, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе 27 ноября 2012 года.
Транксрипт:

1 Гончаренко Александр Ильич, к.м.н., председатель ОНК Алтайского края «Реформа тюремной медицины: проблемы и пути их решения» : Семинар: «Тюремная медицина: проблемы и пути их решения» 9-10 декабря 2014 года, г. Москва

Государственные гарантии медицинской помощи лицам в местах принудительного содержания 2 Лица в местах принудительного содержания находятся под контролем государства и государство отвечает за их жизнь и здоровье; Медицинская помощь должна быть своевременной, доступной и качественной; Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Причины нарушения права на охрану здоровья и медицинскую помощь Причины обусловленные человеческим фактором; Причины связанные с пробелами законодательного (нормативного) характера; Причины обусловленные дефектами в организации здравоохранения на этапах оказания медицинской помощи 3

Примеры нарушения права на медицинскую помощь связанные с человеческим фактором Лор-врач в одном из СИЗО г. при осмотре Ш., 1977 г.р., диагностировал у него двухсторонний острый отит и назначил лечение, но при наличии в медсанчасти необходимых медикаментов назначения врача до г. не выполнялись. Осужденный К., 1975 г.р., страдающий ВИЧ с 2007 г. и хроническим гепатитом В и С с 2011 г., тем не менее, был трудоустроен на вредное производство в должности машиниста (кочегара) котельной г. без прохождения предварительного медицинского осмотра. Осужденный Д., 1979 г.р., работает кочегаром с 10 декабря 2012 г., хотя в медицинской карточке имеется запись, что он страдает гепатитом С с 2002 г. Осужденному не проводилось гематологического биохимического и серологического обследования на предмет подтверждения или снятия диагноза хронического гепатита и определения активности заболевания 4

Примеры нарушения медицинской помощи связанные с дефектами в организации здравоохранения Так например, в день посещения членами ОНК ( г.) СИЗО- 2 в журнале записи на прием к врачу корпуса 1 последняя запись датирована г., а в журнале корпуса 2 – от г. Отсутствие записи на прием к врачам в течение 30 дней, при среднесуточной наполняемости учреждения 406 человек, свидетельствует либо о неучастии медицинских работников в ежедневных по камерных обходах или указывает на искусственное ограничение подозреваемых и обвиняемых в получении медицинской помощи; В учреждениях УФСИН по Алтайскому краю в течение почти первых пяти месяцев текущего года не проводились исследования иммунного статуса и вирусной нагрузки (за документированы в ЛИУ- 1, СИЗО-1, СИЗО-2) даже у лиц, получающих АРВ-терапию, что на взгляд ОНК, связано с проблемами организации проведения реорганизации медицинской службы ФСИН России. 5

Пример 1 нарушения права на охрану здоровья в МПС из-за пробелов в законодательных и нормативных актах 1. Принятие Постановления Правительства РФ 291 от 16 апреля 2012 г. «О лицензировании медицинской деятельности» привело к необходимости наличия в учреждениях МПС медицинских работников имеющих высшее профессиональное образование и специальность по организации здравоохранения и общественного здоровья. Данные требования завышены например для ИВС и СП, где лимит наполнения большинства учреждений не превышает 30–50 человек и в штатном расписании данных учреждений не предусмотрен врач. На конец 2013 года медицинские кабинеты функционировали лишь в шести ИВС Алтайского края из 39 (включая спецприемник), что составляет 15% от общего числа учреждений из них лишь в 4-х предусмотрен врач, но ни одного из них нет специализации по организации здравоохранения. Только около 55% лиц, водворенных в данный тип учреждений, в 2013 г были осмотрены медицинским работником; 6

Пример 2 нарушения права на медицинскую помощь связанных с дефектами в Постановлениях Правительства РФ 3 и 54 В разделе «некоторые инфекционные и паразитарные болезни» указано, что туберкулез органов дыхания должен быть подтвержден бактериологическийй и гистологически, с явлениями дыхательной недостаточности III степени или недостаточности кровообращения IIБ-III. Однако, показания для проведения больным гистологического исследования тканей при подтвержденном бактериологическийй туберкулезе органов дыхания в стандартах оказания помощи отсутствуют; В разделе «новообразования», в пункте 6 указано «Злокачественные новообразования IV стадии (независимо от локализации) в соответствии с международной классификацией TNM». Однако, некоторые злокачественные опухоли не включены в международную классификацию TNM - саркома Капоши, дерматофибросаркома (протуберанс), фиброматоз (дермоидные опухоли) и саркомы, развивающиеся из твердой мозговой оболочки, головного мозга, паренхиматозных или полых внутренних органов (за исключением саркомы молочной железы), ангиосаркома. 7

Антигуманный характер Постановления Правительства РФ 3 от г. «Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» Постановление Правительства РФ от 14 января 2011 г. 3 «Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» 2013 г. – подано заявлений 11, освобождено – 2; 2012 г. – подано заявлений 13, освобождено – 4; Лимит наполняемости в СИЗО около 2-х тысяч человек, за 2013 г. через СИЗО (4) прошло свыше 40 тысяч человек, в т.ч. «транзит чеки» 8

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбытия наказания в связи с болезнью» Год Кол-во заявлений Положительное решение медкомиссии Умерло до вступление в силу решения суда Освобожде но

Проблемы реформирования тюремной медицины (взгляд из вне) 1. Большое количество нарушений связано с несоблюдением в УИС санитарно-гигиенических норм. Это связано с тем, что санитарная служба находится де-юре под начальником медчасти, а де-факто еще и в зависимости от начальника учреждения, т.е. тех лиц, которые руководят объектами, которые он контролирует; 2. В ходе реформирования организации медицинской помощи во ФСИН России созданы в большинстве субъектов РФ медико-санитарные части, что сделало медицинских работников более независимыми в вопросах организации медицинской помощи, но не решило вопроса вневедомственного контроля качества медицинской помощи. 10

Вневедомственный контроль охраны здоровья в УИС Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) действует на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. 323 Прокуратура ФЗ "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от N ОНК руководствуясь статья 16.1 Федеральный закон 76-ФЗ Во-первых, у ОНК не существует инструмента объективной оценки организации медицинской помощи в конкретном учреждении. Во-вторых, у членов ОНК отсутствуют необходимые профессиональные знания для экспертной оценки качества медицинской помощи, особенно если речь идет о специализированной медицинской помощи в главных региональных тюремных больницах, которые по привычке называются туберкулезными больницами. 11

Предложение об улучшении контроля вопросов охраны здоровья ОНК Вопросы повышения контроля ОНК частично решаются с помощью создания медицинского модуля; Модуль - унифицированный инструмент, предназначенный для членов ОНК, в том числе, не имеющих медицинского образования; Принцип оценки – объективность, независимость, комплексность; Модуль позволяет оценить доступность и своевременность медицинской в учреждениях ФСИН 12

Структура модуля Первый блок заполняется медицинскими работниками учреждения (!!!). Третий блок представлен анкетой (интервью), на вопросы которой отвечают лица находящиеся под стражей и осужденные. Количество анкетируемых должно составлять от 1 до 10% лиц содержащихся в учреждении. Второй блок выполняется членом ОНК в ходе обхода учреждения путем визуального наблюдения, изучения медицинской и прочей документации. С учетом результатов первого и третьего блока члены ОНК выносят оценочное мнение Варианты оценок: 1.Всегда; 2. Не всегда; 3. Редко; 4. Нет (происходит в учреждении соблюдение действующих норм) 13

Участие учреждений ФСИН в обязательном медицинском страховании (ОМС) 14 Если заработает система ОМС, то у ФСИН России появится дополнительный источник средств на организацию медицинской помощи, а у страховщиков и держателей этих средств (ФОМС) право контроля количества и качества медицинских услуг. В 2013 году в учреждениях УФСИН России по Алтайскому краю были трудоустроены 3281 осужденный, или 25,8%. Ежемесячно в размере 5,1% от фонда оплаты труда осужденных учреждениями УФСИН России по Алтайскому краю вносились медицинские страховые взносы, но взамен управление не получило ни одного рубля за оказанные медицинские услуги данным лицам.

Предложение о вневедомственном контроле тюремной медицины Решение проблемы с проведением вневедомственного контроля качества оказания медицинской помощи помимо ОМС возможно при наделении соответствующими полномочиями уже действующих врачебных комиссий медицинских организаций, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, для медицинского освидетельствования подозреваемых и обвиняемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 г

Продолжение о вневедомственном контроле медицинской помощи Комиссии созданы на базе ведущих региональных клинических центров и больниц, в которых имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование. Комиссии будут выполнять своеобразную роль третейского судьи в конфликте пациент – ОНК -тюремная медицина. Необходимо будет определить порядок и регламент направления лиц на комиссию. 16

О финансировании работы комиссий Вопросы оплаты за проведение экспертизы и дополнительного обследования подозреваемых, обвиняемых и осужденных могут быть решены в рамках Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2012 г «О Правилах оказания медицинской помощи заключенным под стражу или отбывающим наказания в виде лишения свободы». Данное Постановление работает о чем свидетельствует следующая статистика: На оказание медицинской помощи в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения в 2013 году УФСИН Алтайского края израсходовало рублей; Количество консультаций, проведенных в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения - 486; Количество лиц, получивших консультации - 439; Количество лиц, госпитализированных в учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения - 98; Количество койко-дней, проведенных в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения - 394; 17

Предложения по реформированию тюремной медицины 1. Выведение санитарной службы из состава МВД и ФСИН в прямое подчинение главному санитарному врачу России; 2. Работа медико-санитарных частей ФСИН России в системе ОМС; 3. Создание или наделение дополнительными полномочиями врачебные комиссии государственных и муниципальных медицинских организаций для проведения вневедомственного контроля; медицинской помощи в тюремной медицине; 4. Пересмотр Постановления Правительства РФ от 14 января 2011 г. 3 «Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» и Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбытия наказания в связи с болезнью» в направлении их гуманизации 18

Благодарю за внимание! 19