Чтение - понимание ( молча ) научно - популярного текста Класс 6-Б Предмет – русский язык Тип урока – урок развития речи Подготовила: Чаленко О.В., учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЛАН. ТЕЗИСЫ. КОНСПЕКТ.. План План - взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.
Advertisements

О.В. Елисеева. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. СОЧИНЕНИЕ (ЧАСТЬ С)
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Тема урока «Научный стиль речи и его особенности».
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Обратите внимание на особенности стиля учебника: точность, логичность, абстрактность понятий; учебник сам по себе не будет организовывать внимание читателя;
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Вводная лекция Лекция 1. Мир, окружающий нас материален: он состоит из вечно существующей и непрерывно движущейся материи. Материей, в широком смысле.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
Научный стиль
Окружающий мир УМК «Гармония» 2 класс по учебнику О.Т. Поглазовой (интегрированный курс) Помазаная Е. В., МОУ СОШ 2 г. Ясный Оренбургской области Помазаная.
Транксрипт:

Чтение - понимание ( молча ) научно - популярного текста Класс 6-Б Предмет – русский язык Тип урока – урок развития речи Подготовила: Чаленко О.В., учитель ДКГГ

Цели и задачи урока: чтение (молча) научно- популярного текста, работа с незнакомыми словами и выяснение их значения по контексту и словарю; анализ заглавия, его соответствие теме или основной мысли; формулировка вопросов к логически завершённым частям текста; выделение тематических предложений в абзацах, составление простого плана текста; нахождение средств связи между предложениями и частями текста.

Что такое научно – популярный текст? В чем состоят его особенности? Научно-популярная литература литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков.

Обратимся к особенностям текста научно-популярного стиля и посмотрим, какие же языковые средства характерны для него. Языковые средства, характерные научному стилю: научная лексика (терминология); повторение ключевых слов; абстрактные понятия (отглагольные существительные); конкретная лексика - для обозначения общих понятий; словосочетание «существительное + существительное в родительном падеже»; сложные предложения; прямой порядок слов. Роль этих языковых средств: строгая последовательность в изложении, смысловая точность, достоверность Языковые средства, делающие текст популярным: примеры для иллюстрации отдельных научных положений; сравнение; перифраза; вводные слова; модальные частицы; риторические восклицания. Они упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга читателей; привлекают внимание к поднятой в тексте научной проблеме

Прочитайте молча данный текст!!! - Папа, я хочу на завтрак кукурузных хлопьев. Неужели и сегодня овсянка? - Да. Мама выдвинула предположение, что ввиду похолодания будет полезно повысить температуру твоего тела путем поедания тобою овсянки. Кроме того, ввиду вышеупомянутых температурных условий твои связанные бабушкой перчатки и пальто с теплой подкладкой и капюшоном несомненно должны быть надеты. - Можно посыпать овсянку сахаром? - Отсутствие сахара в сахарнице, имеющейся в нашем распоряжении, отмечалось некоторое время тому назад папой. Однако в настоящее время очередная доза этого вещества доставляется мамой из кухни, где оно хранится в специально приспособленном контейнере. Бернард Диксон. Ученый язык // New Scientist, April, 1968 (Цит. по кн.: Физики шутят. -М.: Мир - Российское физическое общество, 1993).

Скажите, о чем этот текст?

Что собой представляет данный фрагмент? Все ли вам понятно в нем?

Давайте переведем с русского на русский язык, чтобы все стало ясно! 1. Выдвинуть предположение – высказать мысль, соображение, не перешедшие еще в окончательное намерение. Здесь, подумала и сказала (о маме). 2. Ввиду – из-за того, что… 3. Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма животных, включая человека. Понижение (гипотермия) или повышение (гипертермия) температуры тела на несколько градусов нарушает процессы жизнедеятельности и может привести к охлаждению или перегреванию организма и даже к его гибели. При многих заболеваниях температура тела повышается до определённых пределов и регулируется организмом на новом уровне, например при лихорадке или простуде. 4. Путем поедания – съевши, покушав и т.д. 5. Температурные условия – похолодание (здесь), дискомфорт для человека и, как следствие, высокий риск простудиться. 6. Отсутствие сахара в сахарнице – в сахарнице закончился сахар. 7. Отмечалось … и папой – папа это тоже заметил. 8. В настоящее время – сейчас. 9. Очередная доза этого вещества – некоторое количество сахара. 10. Доставляется мамой – мама выдает сахар по своему усмотрению. 11. Хранится в специально приспособленном контейнере – где спрятан.

Задания по тексту: 1. Составьте пять предложений со словосочетаниями, относящимися к научному стилю. 2. Выделите в каждой реплике главную информацию. Составьте из этих простых предложений простой план.

Давайте посмотрим, что у вас получилось! Примерный план текста 1. Почему опять овсянка? 2. Нужно повысить температуру тела. 3. Овсянка + сахар =? 4. Выдача сладкого вещества контролируется мамой.

Как вы считаете, почему книга, из которой взят текст, называется «Физики шутят»? Кто такие физики, и почему им понадобилось шутить? Физика естественная наука. В ее основе лежит экспериментальное исследование явлений природы, а ее задача формулировка законов, которыми объясняются эти явления. Физика сосредоточивается на изучении фундаментальных и простейших явлений и на ответах на простые вопросы: из чего состоит материя, каким образом частицы материи взаимодействуют между собой, по каким правилам и законам осуществляется движение частиц и т. д. В основе физических исследований лежат наблюдения. Физик учёный, чьи научные исследования в основном посвящены физике. Физики работают над широким кругом проблем как в фундаментальной науке, начиная от субатомных частиц и заканчивая поведением Вселенной как целого, так и в прикладной физике. Кому больше всех подходит роль физика в нашем тексте? Зачем маме это понадобилось? Заметили ли вы в этом легкую иронию?

Давайте прочитаем по ролям этот диалог, а затем разыграем!!!

Рефлексия: продолжите мысль! 1. На уроке я узнал, что … 2. Больше всего мне понравилось … 3. Я хочу, чтобы …

Домашнее задание (творческое): придумайте продолжение этому тексту! Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!