Урок 3 Микротема. Абзац Гращенкова А.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 22 имени Героя России В.Е.Едаменко, г.Приморско-Ахтарска Краснодарского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Микротема. Микротекст. Абзац.. Значение Макро.. ( гр.) Первая составная часть сложных слов, обозначающая : 1) большой, крупный, больших размеров ; 2)
Advertisements

Урок русского языка, 10 класс Текст. Способы и средства связи между частями текста. Абзац. Учитель русского языка и литературы МБОУ Красноярской СОШ Поддубная.
Копейка Вчерашняя Диана,ученица 6 Б класса МБОУ СОШ 22 имени Героя России В.Е.Едаменко г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края Учитель- Гращенкова А.М.
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Учитель русского языка МБОУСОШ 5 г.Армавира Краснодарского края И.В.Эпп.
Итоговое сочинение, 11 класс.. Напишите сочинение на тему: «Как влияет война на судьбу человека?»
« Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угадывать ее смысла ; когда в ней предмет развивается легко и последовательно ; когда она течет, как прозрачный.
Структура сочинения: Вступление Главная часть (самая большая по объёму) Заключение Вступление и заключение должны быть близки по объёму и органично связаны.
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Обучающий урок 1Автор - Т.Н.Самсонова, МАОУ "Сузунская СОШ 2"
Виды вступлений Готовимся к сочинению ЕГЭ. Как правильно понять исходный текст. 1.О чем текст? (Ты увидишь тему). 2.Какие вопросы рассматривает автор?
Учимся писать сжатое изложение. Какова цель урока?
( По сказке А. Платонова «Неизвестный цветок».). Цели и задачи (для учителя): Донести до читателя основную идею произведения. Развивать исследовательские.
Тема урока: Подвиг солдата (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» и повести М.П. Девятаева «Побег из ада»).
Групповая характеристика героев Работа над черновиком сочинения.
Особенности рассказов В.М.Шукшина (на примере рассказа «Верую!" Презентация к уроку литературы в 11 классе учителя МОУ-СОШ 2 р.п.Степное Волгушовой Л.Г.
Творческий проект. Авторы проекта Чернышова Виктория, Якупова Анастасия, Кузнецова Вера ученицы 4 «А» класса МБОУ «СОШ 3 имени Героя РФ А.Н.Епанешникова»
8 класс Учитель Донцова Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ Вейделевского района Белгородской области».
Транксрипт:

Урок 3 Микротема. Абзац Гращенкова А.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 22 имени Героя России В.Е.Едаменко, г.Приморско-Ахтарска Краснодарского края

Цели: 1) потренироваться в определении темы и основной мысли текста; 2) показать связь терминов «микротема», «микротекст» и «абзац», развивать умение выделять микротемы, делить текст на абзацы; 3) активизировать творческую, речевую, мыслительную деятельность учащихся; воспитывать художественный вкус.

Задание 1 Судьба Андрея Соколова, простого русского солдата, – одна из страшных человеческих судеб, искалеченных войной. Всё у него было до войны: любимая жена, дети, свой кусок хлеба, заработанный честным трудом. И всё это умертвила, развеяла по ветру война. Казалось бы, должна была ожесточиться измученная его душа. Но, встретив после войны на дороге мальчишку-сироту, он сердечно откликнулся на чужое горе, назвавшись его отцом, принял на себя заботы о ребенке. 1 А) 1,2,3 «Судьба человека» – одно из немногих произведений М. Шолохова, написанных им от первого лица. Самого Шолохова, прошедшего вместе с народом по тяжелым дорогам войны, мы видим в конце рассказа. Только испытав всю боль утрат и радость побед, мог писатель создать такую книгу. 2 Судьбы людские не только прошли перед глазами М. Шолохова, но радостью и горем прожгли его душу в рассказе «Судьба человека». Разве не из самых глубин народного горя появился проникнутый состраданием и верой в силу людской души этот рассказ? 3 Б) 2,3,1 В) 3,1,2 1. Судьбы людские не только прошли перед глазами М.Шолохова, но радостью и горем прожгли его душу в рассказе «Судьба человека». 2. Разве не из самых глубин народного горя появился проникнутый состраданием и верой в силу людской души этот рассказ? 3. Судьба Андрея Соколова, простого русского солдата, – одна из страшных человеческих судеб, искалеченных войной. 4. Всё у него было до войны: любимая жена, дети, свой кусок хлеба, заработанный честным трудом. 5. И всё это умертвила, развеяла по ветру война. 6. Казалось бы, должна была ожесточиться измученная его душа. 7. Но, встретив после войны на дороге мальчишку-сироту, он сердечно откликнулся на чужое горе, назвавшись его отцом, принял на себя заботы о ребенке. 8. «Судьба человека» – одно из немногих произведений М.Шолохова, написанных им от первого лица. 9. Самого Шолохова, прошедшего вместе с народом по тяжелым дорогам войны, мы видим в конце рассказа. 10. Только испытав всю боль утрат и радость побед, мог писатель создать такую книгу. Пронумеровать

Абзац Абзац. Микротема Микротема Абзац 1 Задание 2 Определите микротему каждого абзаца, выделите основную фразу (абзацный зачин) и на основе этого составьте план текста. 1. Судьбы людские не только прошли перед глазами М. Шолохова, но радостью и горем прожгли его душу в рассказе «Судьба человека». 2. Разве не из самых глубин народного горя появился проникнутый состраданием и верой в силу людской души этот рассказ? Абзац 2 Абзац 3 3. Судьба Андрея Соколова, простого русского солдата, - одна из страшных человеческих судеб, искалеченных войной. 4. Всё у него было до войны: любимая жена, дети, свой кусок хлеба, заработанный честным трудом. 5. И всё это умертвила, развеяла по ветру война. 6. Казалось бы, должна была ожесточиться измученная его душа. 7. Но, встретив после войны на дороге мальчишку- сироту, он сердечно откликнулся на чужое горе, назвавшись его отцом, принял на себя заботы о ребенке. 8. «Судьба человека» - одно из немногих произведений М. Шолохова, написанных им от первого лица. 9. Самого Шолохова, прошедшего вместе с народом по тяжелым дорогам войны, мы видим в конце рассказа. 10. Только испытав всю боль утрат и радость побед, мог писатель создать такую книгу. План 1. Судьбы людские прошли перед глазами М. Шолохова, прожгли его душу в рассказе «Судьба человека». 2. Судьба Андрея Соколова - одна из страшных человеческих судеб, искалеченных войной. 3.«Судьба человека» - книга, которую писатель мог создать, только лично испытав всю боль утрат и радость побед. Схема

Абзац – это: 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста между двумя такими отступами, характеризующаяся единством и относительной законченностью содержания. Как строится абзац? Абзацный зачин - наиболее важное содержание абзаца, основная фраза, обычно это первое предложение. Комментирующая часть раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении. Запомните! Абзацные зачины текста должны составлять единое целое. Такое единство означает, что абзацы построены правильно, их границы определены верно.

Микротема – наименьшая составная часть общей темы. Микротекст – часть текста, в которой раскрывается микротема. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.

Задание 4. Верно ли определены абзацы в тексте, с которым мы работали? Проверить

Задание 5. Определите структуру каждого абзаца. Выделите в каждом абзаце ключевые слова, позволяющие проследить развитие микротемы в каждом микротексте (зачин, комментирующую часть, концовку). Сделайте вывод. Абзац 1 Абзац 2 Абзац 3 1. Судьбы людские (абзацный зачин) не только прошли перед глазами М.Шолохова, но радостью и горем прожгли его душу в рассказе «Судьба человека». 2. Разве не из самых глубин народного горя появился проникнутый состраданием и верой в силу людской души этот рассказ? (Комментирующая часть.) Риторический вопрос, ответ на который очевиден: мысль автора о том, что только из самой глубины души человека, пережившего народное страдание и уверовавшего в силу своего народа, мог появиться такой рассказ. (Концовка, завершающая микротему.) 2. Судьба Андрея Соколова (абзацный зачин), простого русского солдата, – одна из страшных человеческих судеб, искалеченных войной. 4. Всё у него было до войны: любимая жена, дети, свой кусок хлеба, заработанный честным трудом. 5. И всё это умертвила, развеяла по ветру война. 6. Казалось бы, должна была ожесточиться измученная его душа. (Комментирующая часть.) 8.«Судьба человека» (абзацный зачин) – одно из немногих произведений М. Шолохова, написанных им от первого лица. 9. Самого Шолохова, прошедшего вместе с народом по тяжелым дорогам войны, мы видим в конце рассказа. (Комментирующая часть.) 10. Только испытав всю боль утрат и радость побед, мог писатель создать такую книгу. (Концовка, завершающая микротему.)

Задание 6. Постройте схему связи предложений в рамках каждой микротемы. Определите средства связи предложений. Абзац 1 Абзац 2 Абзац 3

Ресурсы 1. Грамматические средства связи предложений в тексте Фон «Тетрадь» png Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум- М, Педчак Е.П. Русский язык. Серия ЕГЭ. – Ростов-на-Дону: Феникс, Валгина Н.С.Теория текста. Учебное пособие