Светлана Маковецкая, директор Центра гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ), Пермь Результативность и эффективность НКО в решении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Точки развития СОНКО. Самый низкий уровень по занятым в негосударственном некоммерческом секторе и участию граждан в добровольческой деятельности по сравнению.
Advertisements

«Общественные советы и общественный контроль» 1. Механизмы вовлечения общественности в процессы взаимодействия с органами власти (особенно активизировались.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Новосибирск, 12 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Санкт-Петербург, 14 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
1 Проект «Социальная карта Российской Федерации» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора проектов АСИ и может быть допущен.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Семинар-конференция «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 24 сентября 2012, РАНХ и ГС, Москва.
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края О проекте государственно й программы «Культура Пермского края» на 2015-
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
«Добрый город» современный фандрайзинг для решения социальных проблем территории.
Открытость государственных органов: органов: понятие, элементы, НПА, понятие, элементы, НПА, мониторинг, стандарт мониторинг, стандарт Презентацию подготовила.
Общественный совет по защите прав пациентов Москва, сентябрь 2010 г.
Опыт работы Управляющего совет системы образования района Афоничева Юлия Валерьевна, заведующий кафедрой менеджмента ГОАУ ЯО «ИРО»
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Транксрипт:

Светлана Маковецкая, директор Центра гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ), Пермь Результативность и эффективность НКО в решении социальных задач: общие подходы и лучшая практика Санкт-Петербург, 14 ноября 2014 года

Социальная результативность – фокус на модернизационные партнерства: НКО и общественные инициативы в центре модернизационных партнерств в регионе

Центр ГРАНИ 3 Некоммерческие организации и инициативы ( СО НКО ) могут стать значимым фактором регионального ( местного ) развития : они могут создавать или включаться в разнообразные « партнерства », в т. ч. в бурно развиваемых сферах реформирования социальной сферы бюджетного сектора и публичного управления. С органами управления ; С другими НКО С учреждениями С бизнесом С гражданами Со специалистами Федеральные требования « вменили » множество взаимодействий ОИВ ( МСУ ) с объединениями граждан, которые должны быть содержательно освоены и внедрены органами власти, МСУ, НКО, социальными организациями. В регионах РФ есть многолетний опыт и отдельные успешные практики, которые свидетельствуют, что СО НКО имеют потенциал и технологии, позволяющие им создавать примеры результативного участия в модернизации социальной сферы. В основе – готовность СО НКО измениться и рискнуть использовать представившиеся институциональные возможности. Но мощности СО НКО для всех видов таких взаимодействий недостаточно. В это необходимо вкладывать ресурсы. Основные тезисы

Центр ГРАНИ 4 НКО в интересах благополучателей и целевых групп НКО: необходимо вернуть гражданам право быть «просвещенными участниками изменений» Способности партнерств поддерживать стратегию модернизации зависят от СО НКО : от готовности вести современную деятельность и мобилизоваться, от их культуры независимости, от их ресурсной обеспеченности, активности и горизонта планирования. Также они зависят от готовности органов власти и МСУ предпринимать стратегические решения и не имитировать консультации. Основные тезисы

Центр ГРАНИ Модернизация ( обновление ) – это решение проблемы, связанной с инерцией формальных и неформальных правил практики, обычаев, привычек Почти все меры обновления требуют продуктивного сотрудничества и интеграции : Почти все меры обновления требуют продуктивного сотрудничества и интеграции : (1) Включенного третьего (2) « Кооперация + конкуренция » (3) Поддержки коллективного действия (4) Учета интересов проигрывающих социальных групп (5) Внедрения ( инфорсмента ) Почему модернизация социальной сферы требует коалиций (партнерств изменений)

Подходы к эффективности и результативности деятельности СО НКО в решении социальных задач

Основные требования к эффективности деятельности СО НКО определяются: Местом СО НКО в решении социальных задач, в т.ч. сформулированных государственной политикой поддержки СОНКО; Местом СО НКО в решении задач социально-экономического развития региона и города, в т.ч. ПСЭР, государственных программ, вопросов местного значения Ролью СО НКО в развитии человеческого потенциала и в решении проблем местного сообщества Миссией, целями и задачами СО НКО.

Что такое эффективная деятельность СО НКО? Деятельность, приводящая к устойчивому развитию (оптимальному управлению и продуктивному взаимодействию с заинтересованными группами) НКО и ее позитивному влиянию на социальную среду в направлении решения одной или нескольких общественно-значимых проблем, прежде всего, но не только в сферах, обозначенных приоритетными для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. наращивание потенциала СОНКО Обеспечение максимально эффективного использования потенциала СО НКО прежде всего в приоритетных для социальной сферы направлениях, способах деятельности, взаимодействии с категориями населения, обозначенными в качестве приоритетных для решения соответствующих социальных проблем. 8

Составляющие эффективности Социальная эффективность деятельности. Ресурсно- организационная эффективность деятельности. Экономическая эффективность деятельности. Экономия бюджетных средств. Дополнительные экономические выгоды от НКО – результатов. Мобилизация ресурсов из различных внебюджетных источников. Устойчивость и успешность СОНКО, качество процессов, технологий и рабочих мест, качество «продуктов» и внешней среды Изменения состояния в сфере действия конкретного проекта (программы) СОНКО, в том числе в целевой группе, Субъективное впечатление целевой группы об изменении её состояния

Российская Федерация (ракурс на решение социальных задач, развитие общественных институтов, благотворительность и волонтерство) Майские (социальные) указы президента РФ; Дорожная карта расширения участия негосударственных организаций в оказании социальных услуг; Законы о независимой оценке, об общественном контроле; 7-ФЗ и приказ 713; 135 –ФЗ - об благотворительной деятельности … И т.п. 10

Из майских указов – новые задачи участия в управлении представителей общества по направлениям: В отношении учреждений образования – закрепление форм участия родителей и учащихся в управлении образовательными организациями и разрешении возникающих конфликтов В отношении автономных учреждений – привлечения представителей общества к контролю за финансово- хозяйственной деятельностью В отношении бюджетных учреждений - внедрение механизмов независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги В отношении трудовых коллективов - создание производственных советов для расширения участия работников в управлении организациями Возможность для граждан внесения идей и предложений через специальный Интернет- ресурс (Российская общественная инициатива) В отношении органов власти – внедрение механизмов оценки их деятельности гражданами Общественный контроль, экспертиза, мониторинг, проверки, обсуждения – по поводу всех значимых соц-эк. процессов. А также другие направления, например, «Открытое правительство» - внедрение современных технологий для вовлечения общественных экспертов в обсуждение и выработку государственных решений

Из Дорожной карты расширения участия негосударственных организаций в оказании социальных услуг Социальные услуги, которые производят СО НКО; 2 2 Развитие частно-государственного партнерства в социальной сфере; 3 3 Внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации об оценке деятельности губернаторов в части дополнения показателем, характеризующим УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ в социальной сфере негосударственными организациями; 4 4 Стандартизация услуг СО НКО, «выводимых в рынок»; 5 5 Развитие инфраструктуры поддержки деятельности СОНКО, добровольчества и социального предпринимательства (создание в регионах РЦ, портал раскрытия информации о поддержке СОНКО); 1 1 Привлечение добровольческих организаций для работы в государственных учреждениях; 6 Центр ГРАНИ

Пример - Пермский край: Требования к эффективности СО НКО (ракурс на участие и взаимодействие) Конституция РФ (ст.32) и Устав Пермского края: гражданское участие в управлении делами государства (ст.11): – независимая общественная экспертиза; – участие в разработке НПА; – гражданский контроль; – обращения граждан в ОГВ; – рабочие группы и общественные советы при ОГВ; – публичные слушания; – и другие формы. Программа социально-экономического развития Пермского края: – Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Пермского края и гражданского общества, направленных на обеспечение учета интересов различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики. Конституция РФ (ст.32) и Устав Пермского края: гражданское участие в управлении делами государства (ст.11): – независимая общественная экспертиза; – участие в разработке НПА; – гражданский контроль; – обращения граждан в ОГВ; – рабочие группы и общественные советы при ОГВ; – публичные слушания; – и другие формы. Программа социально-экономического развития Пермского края: – Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Пермского края и гражданского общества, направленных на обеспечение учета интересов различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики.

Программа социально-экономического развития Пермского края Проблемы (в сфере развития гражданского общества): – Отсутствие механизма взаимодействия органов государственной власти Пермского края и гражданского общества. – Отсутствие условий для реализации основных форм гражданского участия. Механизмы реализации целей и задач: – Изучение и учет общественного мнения при принятии управленческих решений Создание механизмов ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ общественно значимых решений Проведение ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ социально значимых решений исполнительных органов государственной власти Пермского края Разработка и ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ Пермского края об общественной экспертизе, о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, о благотворительности. – Создание ЭКСПЕРТНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ при исполнительных органах государственной власти Пермского края и органах местного самоуправления Пермского края с участием представителей гражданского общества. – Включение представителей гражданского общества В СОСТАВ КОЛЛЕГИЙ надзорных органов, РАБОЧИХ ГРУПП, других структур по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений исполнительных органов государственной власти. – Совершенствование ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ исполнительных органов государственной власти Пермского края и гражданского общества. – Развитие института ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. – Развитие ТЕХНОЛОГИЙ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ на местном уровне. Проблемы (в сфере развития гражданского общества): – Отсутствие механизма взаимодействия органов государственной власти Пермского края и гражданского общества. – Отсутствие условий для реализации основных форм гражданского участия. Механизмы реализации целей и задач: – Изучение и учет общественного мнения при принятии управленческих решений Создание механизмов ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ общественно значимых решений Проведение ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ социально значимых решений исполнительных органов государственной власти Пермского края Разработка и ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ Пермского края об общественной экспертизе, о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, о благотворительности. – Создание ЭКСПЕРТНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ при исполнительных органах государственной власти Пермского края и органах местного самоуправления Пермского края с участием представителей гражданского общества. – Включение представителей гражданского общества В СОСТАВ КОЛЛЕГИЙ надзорных органов, РАБОЧИХ ГРУПП, других структур по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений исполнительных органов государственной власти. – Совершенствование ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ исполнительных органов государственной власти Пермского края и гражданского общества. – Развитие института ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. – Развитие ТЕХНОЛОГИЙ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ на местном уровне.

Роль НКО в жизнедеятельности города (из Концепции поддержки СОНКО в г. Перми) Некоммерческие организации (и СО НКО в их числе) – важный структурный элемент среды самоорганизации, гражданского участия – уровень и качество их развития взаимообусловлены. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Некоммерческие организации в совокупности являются носителями особенного и местами уникального потенциала городского разнообразия (особые мировоззренческая и мотивационная среда, трудовые и карьерные стратегии, опыт практической деятельности и стиль жизни и пр.). Разнообразие практик городской жизнедеятельности является неотъемлемым свойством действительно современного города, прежде всего потому что создает необходимое пространство жизненного выбора для горожан. ГОРОДСКОЙ ПОТЕНЦИАЛ Некоммерческие организации являются важным ресурсом производства общественных благ – как универсальных, которые могут производить иные субъекты, так и уникальных, производство которых иными субъектами, в иных секторах или невозможно или слишком затратно и малорезультативно. ПУБЛИЧНЫЕ СЕРВИСЫ

Роль НКО в жизнедеятельности города (из Концепции поддержки СОНКО в г. Перми) Некоммерческие организации и их деятельность являются важным ресурсом повышения качества публичной среды и общественных коммуникаций в силу увеличения плотности и разнообразия, спонтанности публичных действий и информационных сигналов. ПУБЛИЧНАЯ СРЕДА Некоммерческие организации и их деятельность необходимо рассматривать как необходимое условие повышения социального доверия в пространстве города. РАЗВИТИЕ ДОВЕРИЯ Некоммерческие организации выступают в качестве вмещающей и стимулирующей среды разнообразных инноваций, как социальных, так и технологических. СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

Стимулирование участия социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социально- экономического развития города Перми, Повышение качества и доступности социальных услуг, Расширение участия населения в решении вопросов местного значения через повышение результативности и эффективности деятельности НКО и развитие гражданской культуры и самоорганизации жителей на территории города Перми Цель программы «Общественное участие» на гг

Эффективность в реализации миссии, целей и задач городской СО НКО Миссия Видение Цели Цели Стратегия Тактика Измерение влияния Измерение прогресса в достижении миссии и долгосрочных целей организации Измерение влияния Измерение прогресса в достижении миссии и долгосрочных целей организации Измерение активностей Измерение прогресса в достижении целей исполняемых проектов Измерение активностей Измерение прогресса в достижении целей исполняемых проектов Измерение потенциала Измерение прогресса на всех организационных уровнях Измерение потенциала Измерение прогресса на всех организационных уровнях Группы показателей Сохранение разнообразия городских практик участия Предотвращение непродуктивных конфликтов Сохранение разнообразия городских практик участия Предотвращение непродуктивных конфликтов Поддержанные проекты Рекомендации, «взятые в работу» Поддержанные проекты Рекомендации, «взятые в работу» Количество членов в ОС Увеличение ресурсов для общественных экспертиз Рост заказов на исследования и мониторинги Количество членов в ОС Увеличение ресурсов для общественных экспертиз Рост заказов на исследования и мониторинги Измерения В сфере общественного участия Измерения В сфере общественного участия

В ЦЕНТРЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ – НЕ ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ Продукт (output)Результат (outcome) То, что ПРОИЗВЕДЕНО деятельностью То, что ИЗМЕНЕНО деятельностью Руководители ТОС, обученные написанию заявок на конкурс Руководители ТОС, обученные написанию заявок и не сделавшие ошибок при их подаче на конкурс Н.Новгород: НРБООИ«Забота»: 311 старожил прошел курс компьютерной грамотности 50% - портал госулуг, оплата ЖКХ(банковские услуги), зарегистрировались в соцсетах и вывесили фотографии Получение продуктов не обязательно означает достижение результатов

Ограничения при выявлении эффективности деятельности СО НКО Отсроченность появления большинства социальных эффектов и результатов; Резко ограниченная возможность использования денежной оценки и рыночных цен для сравнения и расчётов социальных эффектов; Ограниченная возможность переведения целей, задач и показателей, которые используют СО НКО в достаточно конкретные и типизированные для решения социальных задач показатели; Влияние деятельности СО НКО на результаты в различных областях социальной сферы, не учитываемых внутриведомственными (внутриотраслевыми замерами) 20

Эффективность как социальная результативность Вложение средств, пожертвований, спонсорской помощи, вовлеченных в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и т.п. Общее количество вовлеченных людей, привлечение волонтеров, развитие штатной численности, количество стажеров Развитие источников финансирования ( возрастание доли новых..) Привлечение негосударственных ресурсов /мобилизация общественных ресурсов/экономия общественных ресурсов (материальных, человеческих) к решению социальных задач. Количество внедренных/отработанных технологий, Развитие человеческого потенциала, повышение квалификации специалистов, вовлеченных в решение социальных задач Увеличение производства и качества социальных услуг : увеличение доступности услуг, появление новых услуг, уменьшение издержек на производство услуг, рост числа благополучателей без увеличения числа штатных сотрудников, развитие качества услуг – стандарты, оценка и т.п. Количество информационных материалов, методик, обеспеченных в публичном доступе. Увеличение потенциала и результативности деятельности по производству «общественных благ», ведущих к решению социальных задач Достижение социальных результатов для благополучателей и развития их «социальной успешности» 21

Эффективность как социальное воздействие на решение проблем в социальной сфере Советы, ОКС, Публичные мероприятия, Форумы, Кампании, соц реклама, СМИ, Рост осведомленности о проблеме Экспертиза, контроль, саморегулирование Представительство интересов (advocacy) Эффективное распространение технологий, Снижение затрат на получение информации, распространение информации Вовлечение в программы, стажировки, обучение и т.п. Выявление и тиражирование лучшей практики Конференции Распространение знаний Привлечение волонтеров, вовлечение сообщества в решение проблем Консультирование Снижение затрат на посредников, демонополизация поставщиков Взаимодействие с учреждениями Обеспечение финансовой устойчивости, снижение зависимости от традиционных источников финансирования Инфраструктурные платформы Реализация товаров и услуг, в т.ч. по 44 ФЗ Ярмарки, выставки и т.п. И т.п. Увеличение объема услуг 22

Зачем СО НКО планировать/измерять/повышать свою результативность Преодоление «колеи» деятельности; Конкуренция с другими секторами как поставщиков социальных услуг и производителей общественного блага (уменьшающих общественное антиблаго); Чтобы организации переживали своих создателей (вклад в обеспечение общества открытого доступа); Чтобы можно было аргументировано объяснить, зачем нужна организация. 23

В каких случаях СО НКО ОБЯЗАНА планировать/измерять/повышать свою результативность и эффективность Конкурсы, контракты, попечение. Привлечение бюджетных средств, средств бизнеса и населения. Репутационные кризисы. Когда полезность НКО неочевидна и это стало предметом общественного внимания Партнерства. Когда НКО претендует на расширение влияния, участия в принятии решений и т.п. Современные рабочие места и публичная карьера в НКО. Конкурируем за человеческие специалистов и настаиваем на ценности человеческого капитала в НКО. Производим социальные услуги. Делай сам то, что ты проповедуешь – качественные и доступные услуги. Контроль и надзор, в т.ч. общественный контроль, саморегулирование. Прозрачность и открытость – увеличительное стекло, под которым хорошо видны результаты и полезность. 24

Тел./факс: (342) , , Ты можешь верить или не верить. Главное – чтобы работало. Н.Бор 25