Сочинение Некоторые советы по написанию. Сочинение – экзамен не по литературе и не по русскому языку – это межпредметный экзамен, проверяющий владение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Advertisements

Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Подготовка к ЕГЭ МАОУ гимназия 56 Учитель Шегусова М.Г.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ Подготовка к написанию эссе по обществознанию Учитель I квалификационной категории Никитина Е.А.
«Как помочь ребёнку в написании сочинения?» Консультация для родителей учащихся 5-6-х классов.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Транксрипт:

Сочинение Некоторые советы по написанию

Сочинение – экзамен не по литературе и не по русскому языку – это межпредметный экзамен, проверяющий владение письменной речью и умение излагать свои мысли с привлечением литературного материала. Сочинение должно проверять, чему человек научился, а не что выучил. Литературоцентричность итогового сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

В соответствии с требованиями «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся…» при проверке сочинения на литературную тему должны учитываться: -степень самостоятельности; -соответствие теме; правильное, полное, глубокое освещение темы; - наличие главной, ведущей мысли, являющейся ответом на вопрос, поставленный темой; -логически последовательное изложение мыслей; -аргументированность (соотношение констатирующих и обоснованных суждений); -выражение собственной позиции по отношению к событиям, явлениям, поступкам героев…; -умение отбирать необходимый материал; -обоснованное использование цитат; -абзацное членение текста; -стилевое единство, выразительность речи, эмоциональность; -точность в изложении литературных и исторических фактов; - жанровое своеобразие.

Комментарий для учащихся 1. Степень самостоятельности любая самостоятельная работа оценивается выше списанной; заимствованные мысли, как правило, очень сложно вставить в собственное рассуждение; качественная трансформация чужих слов в свои (рерайт) - настоящее искусство, требующее идеального владения языком; банальную переделку специалист видит сразу; эксперты тоже имеют доступ в интернет; существуют программы распознавания письменной речи и программы проверки всех уровней авторства.

2. Соответствие теме. Правильное, полное, глубокое освещение темы работа не должна отступать от темы, раскрывать тему шире или уже, чем это сформулировано в заглавии; чтобы понять, о чём писать, нужно детально разобрать смысл каждого слова в формулировке темы и осмыслить их взаимосвязь; осмыслив тему, нужно составить список аспектов (сторон, точек зрения, подходов, понятий) этой темы - это поможет понять, о чём можно писать.

3. Наличие главной, ведущей мысли, являющейся ответом на вопрос, поставленный темой если в формулировке темы присутствует вопрос, ваш тезис (основная мысль работы, утверждение) должен быть ответом на этот вопрос; если в теме нет вопроса или проблемы, нужно сформулировать вопросы, на которые можно ответить в рамках заданной темы, - они помогут вам выстроить рассуждение; иначе ваша работа будет написана по принципу "обо всём понемногу"; чтобы удачно сформулировать основную мысль, положите перед собой список аспектов и изучите его: найдите взаимосвязи, противоречия; постарайтесь не отделаться поверхностной формулировкой, а нащупать достойную глубину мысли (она должна выходить на философские, нравственные или социальные принципы жизни); до формулировки тезиса отберите литературный материал, которым вы будете его доказывать: у вас должны быть сильные аргументы и достаточно фактов для обоснования своей позиции; если вы не находите достаточного количества материала для доказательства своей собственной позиции, скорректируйте её в соответствии с имеющимся материалом.

4. Логически последовательное изложение мыслей не позволяйте себе писать сочинение без плана; при составлении плана пользуйтесь списком аспектов; расположите их в логичной последовательности: подумайте, от чего к чему можно переходить при раскрытии темы; все пункты плана должны служить для доказательства вашего тезиса - лишних быть не должно; в каждом литературном произведении есть логика сюжета (авторская последовательность событий) - не нарушайте её, комментируя в сочинении отдельные эпизоды.

5. Аргументированность (соотношение констатирующих и обосновывающих суждений) в сочинении не должно быть ни одного необъяснённого факта: если вы пишете, что делает герой, как он выглядит, какое время, какое место и т.д., обязательно пишите, что из этого следует, зачем автор об этом говорит, почему так происходит, что это даёт для понимания авторской идеи или доказательства вашего собственного тезиса - это и есть анализ, также за счёт объяснений набирается объём работы; не ограничивайтесь одним-двумя аргументами, ищите в тексте всё, что может подтвердить ваши мысли, - это сделает вашу работу полной и глубокой.

6. Выражение собственной позиции по отношению к событиям, явлениям, поступкам героев не пренебрегайте словами "мне кажется", "по-моему", "с моей точки зрения", "я уверен" и т.д.; избегайте прямых оценок "хорошо-плохо", "хороший- плохой"; лучше писать, как характеризует героя тот или иной поступок (смелый, предатель, личность с богатым внутренним миром, совершил подвиг или преступление и т.д.).

7. Умение отбирать необходимый материал не пересказывайте текст! отбирайте только те факты или эпизоды, в которых ярко и чётко доказывается правота вашего мнения; совершенно не обязательно брать эпизоды целиком для комментария; для доказательства можно анализировать любые уровни литературного произведения: - время написания - биографические данные писателя - обстоятельства написания произведения - прототипов - причины написания - смысл заглавия - жанр - элементы художественного времени - элементы художественного пространства - систему персонажей - отдельные образы персонажей - портрет персонажа - пейзаж или интерьер - художественные детали - средства художественной выразительности - образ автора - композицию произведения - особенности речи персонажей - особенности языка автора - символы - реминисценции и т.д.

8. Обоснованное использование цитат лучше всего не использовать цитаты, когда запрещено пользоваться книгой; если не можете побороть искушение, выучите цитату точно, с авторскими знаками препинания; какой бы красивой вам ни казалась цитата, которую вы помните, не используйте её, если она не имеет прямого отношения к теме или сформулированному тезису.

9. Абзацное членение текста в сочинении-рассуждении ни при каких обстоятельствах не может быть меньше трёх абзацев; старайтесь избегать объёмных абзацев (больше 10 строк): старайтесь каждую микротему записывать с новой строки; если вы забыли выделить абзац, используйте знак корректуры: Z

10. Стилевое единство, выразительность речи, эмоциональность не используйте элементы разговорного стиля в вашем тексте; откажитесь от иноязычной лексики, если её легко можно заменить русскими словами; не используйте очень сложных предложений; не бойтесь использовать доступные вам средства выразительности для выражения своих мыслей: метафоры, эпитеты, уместные лексические повторы, инверсию, перифразы, анафоры, синтаксический параллелизм, однородные члены, умолчания, риторические вопросы и восклицания.

11. Точность в изложении литературных и исторических фактов всегда заучивайте фамилии писателей, имена персонажей, названия населённых пунктов; если сомневаетесь в имени собственном, дате или каком-либо факте, постарайтесь не использовать их в сочинении; точно запоминайте основные события произведения (перед письменной работой можно перечитать произведение у кратком изложении).

12. Жанровое своеобразие декабрьское сочинение по литературе - это не эссе, которое можно писать, ссылаясь на собственный опыт; в основной части обязательно должны быть элементы анализа литературного произведения.

внимательно прочитать формулировку темы; определить круг вопросов, затрагиваемых темой: о чём нужно написать, чтобы раскрыть её; продумать идею, которая будет развиваться в сочинении: сформулировать основную мысль работы, вывод по теме; определить тип текста и жанр сочинения: сочинение-описание, повествование, рассуждение. Работа над сочинением начинается с обдумывания темы. Для этого нужно:

Все разнообразие формулировок тем можно свести к трем основным видам: Тема-суждение. Тема-вопрос. Тема-понятие (явление).

Тема-суждение. В такой формулировке уже выражена идея рассуждения, поэтому считается самой легкой. Пишущему нужно только подобрать аргументы для обоснования этой идеи и расположить в нужном порядке материал. Тема-вопрос. Такая формулировка не выражает идею рассуждения, но указывает прямой путь к ней. Идея – это ответ на вопрос. Причем разные авторы могут ответить на него по-разному. Тема-понятие (явление) это такая формулировка темы, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения, автор определяет её сам. Тема-понятие дает самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам разрешает её, т. е. формулирует основную идею сочинения.

Тема - суждение Блок 1. Лермонтов. 1. Помнит вся Россия про день Бородина… 2.Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый избранник… 3. Исповедь как средство самохарактеристики героя в творчестве М.Ю.Лермонтова. Блок 2. Война. 1. Война - преступление против человечности. 2. Война - совсем не фейерверк… 3. Война как испытание душевных качеств человека.

Блок 4. Спор поколений. 1. Утрата связи поколений - путь к нравственному падению общества. 2. «Воспитание великое дело: им решается участь человека…» (В.Г. Белинский). Блок 3. Человек и природа. 1. «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик…» 2. Любовь к природе - любовь к Родине. 3. «Пойми язык живой природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С. Никитин). Блок 5. Чем люди живы? 1. Друг познается в беде. 2. Высший суд - суд совести (В.Гюго) 3. "Чтобы поверить в добро, надо начать делать его"(Л. Н. Толстой). 4. "Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал". (Н.А.Добролюбов)

Тема-вопрос Блок 1. Лермонтов. 1. Какова роль М.Ю.Лермонтова в истории русской культуры? 2. В чем «странность» любви лирического героя стихотворений М.Ю.Лермонтова к Родине? 3. Что созвучно и что не созвучно моему мироощущению в лирике М.Ю.Лермонтова? Блок 2.Война. 1. Почему в годы войны дети рано взрослели? 2. В чем трагизм и величие солдатской судьбы? 3. Каково значение простых человеческих ценностей на войне? Блок 3. Человек и природа. 1. Человек - царь природы? 2. Способна ли природа изменить человека, сделать его лучше? 3. Почему важно бережно относиться к природе?

Блок 4. Спор поколений. 1. Каково значение дома и семьи в жизни ребенка? 2. Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей? 3. Конфликт отцов и детей неизбежен? Блок 5. Чем люди живы? 1. Почему любовь оказывается сильнее смерти? 2. Какие качества позволяют человеку противостоять судьбе? 3. В чем состоит настоящее счастье?

Тема - понятие Блок 1. Лермонтов. 1. Художественное своеобразие лирики Лермонтова. 2. Тема родины в творчестве Лермонтова 3. Тема любви в лирике Лермонтова Блок 2. Война. 1. Нравственные истоки подвига. 2. Русский характер в произведениях о Великой Отечественной войне. 3. Война без прикрас.

Блок 3. Человек и природа. 1. Природа и научно-технический прогресс. 2. Природа в жизни человека. 3. Поэзия родной природы. Блок 4. Спор поколений. 1. Роль семьи в формировании личности. 2. Мир глазами ребенка. 3. Роль детства в жизни человека. Блок 5. Чем люди живы? 1. Поиски счастья в русской литературе. 2. Человек в поисках смысла жизни. 3. Конфликт чувства и долга.

Порядок работы над сочинением (инструкция для учащихся) Определите, чем является избранная Вами формулировка темы (это тема или идея). Если это идея, начинайте подбирать к ней доказательства, если согласны, или контраргументы, если не согласны. Если это тема в виде проблемного вопроса, то ответьте на вопрос и получите идею. Если формулировка темы представляет собой повествовательно-назывное предложение, то переведите его в вопросительное предложение (для этого найдите ключевое слово). Ответив на этот вопрос, получите идею. Идея - это вывод в нашем сочинении. Таким образом, правильное планирование сочинения начинается не со вступления, а с конца, т.е. с вывода. Имея вывод (идею), подберите к нему доказательства. Отберите наиболее сильные из аргументов, посмотрите, не совпадают ли они по своей сути, отбросьте наиболее слабые и спорные. Оставшиеся доказательства распределите в определённой последовательности (по хронологии, по возрастающей или убывающей убедительности и т.д.). Таким образом, получится план основной части сочинения.

Глядя на основную часть и вывод, необходимо решить, какой вариант тезиса (утверждение или вопрос) лучше подойдет в этом случае. Если все доказательства проводят одну и ту же идею, то лучше взять утверждение. Если же основная часть построена как исследование, выявление сильных и слабых сторон того или иного явления, характер той или иной мысли, то тезис лучше взять (сформулировать) в виде проблемного вопроса. Теперь, когда ясна логика в построении сочинения, необходимо продумать вступление, которое должно подвести к тезису (утверждению или вопросу). Выбирайте тип вступления в зависимости от содержания темы. Не начинайте продумывать сочинение со вступления. Обдумывание вступления - завершающий этап работы в планировании сочинения. Не забудьте о переходах между отдельными частями сочинения. "Швы" должны быть незаметными. Каждая последующая часть должна плавно вытекать из предыдущей. Спланировав сочинение, начинайте с написания чернового варианта. Закончив черновой вариант сочинения, отвлекитесь на минуту и затем посмотрите на сочинение оценивающе. Читая черновик, проверяйте орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, стилистические, логические, фактические ошибки и устраняйте их. Т.е. проводите редактирование текста: вычеркиваем лишнее, неинформативные предложения или части их, делим на 2-3 предложения запутанные фразы, заменяем неудачные слова и выражения более точными и т.д. Отредактировав черновик, перепишите его начисто. Прочитайте 2-3 раза, проверьте на наличие ошибок.

Как начать сочинение Можно начать: 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в … В данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы. 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). Например: Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что... 3) с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). Например: Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...

В школьной практике используются такие варианты вступлений: историческое аналитическое биографическое сравнительное личностное цитатное «взять быка за рога» описание обложки комментарий темы комментарий эпиграфа.

Примеры вступлений Поэзию Марины Цветаевой я всегда выделяла в русской поэзии. Может быть, потому, что она женская и в чем-то мне близка. Двадцатый век был щедр на таланты, сколько имен! Блок, Маяковский, Мандельштам, Пастернак, Ахматова – всех сразу и не назовешь. Каждый своеобразен, у каждого – свой, неповторимый стиль. А Цветаеву я еще выделяю и потому, что она в своих стихах сохранила забытый дух рыцарства, благородства. Это есть и у Гумилева, но не так. Вечер. Уютный полумрак окутал комнату, и только беспечный огонек танцует на плачущей свече. Легкое дуновение ветерка – и послышался шелест страниц. Замысловатые тени пробежали по открытой книге. Объятия ветра привели в движение непослушные страницы. «Анна Ахматова» высвечивалось на обложке. Этот сборник вновь ждет прикосновения моих рук, чтобы в который раз по секрету нашептать о прекрасных чувствах. Тема свободы во все времена занимала значительное место в поэтическом творчестве. Я думаю, это происходит из-за того, что свобода есть естественное проявление человеческой души, а поэт всегда выступает исследователем внутренней жизни человека. Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальное, и политическое, и философское, и морально-этическое понятие. Я подхожу к письменному столу и беру сборник стихов Сергея Городецкого. Внутренний голос шепчет мне: «Ну же, свое любимое…» Я открываю «Фиалку» и забываю обо всем на свете. Невольно мое лицо озаряет улыбка: глупенькая, наивная фиалка! Твоя надежда рухнула, а мечты рассеялись. Ах, как порой обманчива природа! Ты хотела цвести, сиять раньше всех на фоне еще не растаявшего снега, но пришел холодный вечер, и ты вынуждена была отступить. Да, над всеми нами есть высшая сила. Для тебя – природа, для меня – жизнь…

Варианты заключений В большинстве методических работ предлагается два: заключение-вывод заключение-следствие. Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Заключение-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…). Заключение может быть и цитатным, и личностным. Интересны заключения, имеющие открытый характер.

Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова, например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»: «Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».

А.А. Муратов предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли…» «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!». Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы. Удачными могут быть концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая. Объём вступления и заключения должен составлять четвёртую часть от всего сочинения.

Выражение личной позиции Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность. Интересны такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому.

Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение. Своеобразием обладают и те работы, в которых ученик делает попытку сопоставить прочитанное и увиденное. Мы говорим о привлечении других видов искусства: живописи, музыки, кино. Такие включения в текст основного сочинения демонстрируют эрудицию автора, его желание глубоко проникнуть в суть проблемы.

Пример достаточно удачного обращения к киноэкранизации. Ученик доказывал в сочинении мысль о том, что в романе И.А. Гончарова «Обломов» с первых глав понятно, что главный герой никогда не изменит привычный образ жизни. Дальше шло следующее: «Я окончательно убедился в своей точке зрения, когда посмотрел фильм Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», где есть такой эпизод: Обломова усаживают на велосипед, привезённый Штольцем из-за границы. Илья Ильич отказывается кататься, сопротивляется, но устоять перед жестокой настойчивостью друга не может. Сначала медленно, затем быстрее и быстрее по кругу едет велосипед, на котором сидит Обломов. Он кричит, просит Штольца остановиться, умоляет, приказывает. Его слышат и не слышат. Слышат его голос, но не понимают, что Обломов не годится для быстрого бега жизни, для суеты и волнения. Нет такого эпизода в романе, но как верно эта езда на велосипеде передаёт характер героя. Смотрю фильм и убеждаюсь в том, что Обломов никогда не будет подобен суетливым Судьбинскому, Пенкину, Волкову, да и Штольцу тоже».

О полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее. Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.

Членение на абзацы. Варианты «мостиков» (переходов от одной части к другой). В сочинении должно быть не меньше трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение). Но учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна микротема. Поэтому в сочинении должно быть столько абзацев, сколько микротем. Каждое предложение абзаца как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой. Абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

Тип мостика Его характеристика Примеры Риторический вопрос Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?» Прямая связь Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…» Переход- соединение Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий… «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..» Переход- противопоставле- ние Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но… «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой» Внутренняя связь Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла «Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть. Герою романа Н.Островскогопришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Классификация тем сочинений Ю.А.Озерова I. Сочинение-характеристика. 1. Характеристика одного героя. 2. Характеристика двух литературных героев. 3. Характеристика группы героев. 4. Обобщённая характеристика литературного типа. II. Сочинение литературно-критическое. 1. Анализ определённой темы. 2. Характеристика определённого периода или темы в творчестве писателя. 3. Сочинение по проблемам содержания и формы литературного произведения. 4. Анализ критической статьи. 5. Сочинение по проблеме отражения важных исторических событий в литературном произведении. 6. Анализ определённой проблемы. III. Сочинение на «свободную» тему.

В основе определения жанра лежит функционально-смысловой тип текста. Различают три основные разновидности: повествование, описание и рассуждение. Экзаменационное сочинение – это сочинение – рассуждение, даже если это сочинение-характеристика. В экзаменационном сочинении присутствуют другие типы речи.

Повествование это рассказ о событи­ях, происшествиях, действиях. В нём одно действие сменяется другим, другое третьим и так далее, поэтому доминантная роль в этой форме словесного выражения принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они обозначают последовательно сменяющие друг друга события, обеспечивают развёртывание сюжета. Предложения в повествовании, как правило, не бывают слишком длинными и сложно построенными. Описание это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков: описания предмета (какой предмет), места (где что находится), состояния среды (каково здесь), состояния человека (каково ему здесь). В описании больше, чем в повествовании, слов, обозначающих качества, свойства предметов. Глаголы в описании выступают, как правило, в форме несовершенного вида, настоящего или прошедшего времени. Важно, что в описании они обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне. Рассуждение это словесное доказательство (почему так, а не иначе; что из этого сле­дует), объяснение (что это такое), размышление (как быть; что делать). Оно отличается от повествования и описания прежде всего более протяжёнными и сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи) и абстрактной лексикой, т. е. значительным количеством слов, обозначающих понятия (в повествовании и описании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления). В любом рассуждении есть тезис, и обоснование высказанной мысли, логический вывод из всего сказанного.

Полезные адреса sochinenie sochinenie

Литература Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М., Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. М., Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., Просвещение, Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. М., Просвещение, Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М., Флинта: Наука, Мещеряков В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст: учебное пособие. М., Флинта: Наука, Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. М., Просвещение, Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. М., 1990.