Курсы по выбору Факультативы Прикладные курсы Особенности составления, характерные черты, цели и требования Сегодня система школьного образования Казахстана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации к составлению программ элективных курсов.
Advertisements

набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер; Возможность менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум.
Структура программы факультативного/элективного курса Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Информационное.
Ю.С.Шапакина, руководитель структурного подразделения перспективных образовательных технологий Учебно-методического центра Солнечногорск 2007.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Программа элективного курса : требование по оформлению и содержанию.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в системе профильного образования.
Объяснительная записка: Назначение программы и возможности курса для поддержки процессов саморазвития, самоопределения, самопознания. Цели учебной программы.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г р о Концепции модернизации российского образования на период.
Программа элективного курса И.В.Ларионова. Элективные курсы (курсы по выбору) обязательны для старшеклассников. Они входят наряду с базовыми и профильными.
Особенности организации и проведения элективных курсов на предпрофильной ступени обучения Из опыта работы учителей биологии, химии и экологии МОУ СОШ 3.
Разработка программы элективного курса Методические рекомендации Муниципальное общеобразовательное учреждение ОСОШ 2 Зам. Директора по НМР Полетаева Е.А.
Профильное обучение (Схема разработки программы авторского курса по выбору) ГУ «СШ 6» г. Лисаковск –2006 год.
Смысло-ориентированные предметы Эти предметы потенциально богаты содержанием, помогающим вписать личность в национальный и мировой культурный процесс,
Смысло-ориентированные предметы Эти предметы потенциально богаты содержанием, помогающим вписать личность в национальный и мировой культурный процесс,
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в системе профильного образования.
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Ю. Г. Петрученя, руководитель КММЦ, методист профильной сети Кировского района.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Транксрипт:

Курсы по выбору Факультативы Прикладные курсы Особенности составления, характерные черты, цели и требования Сегодня система школьного образования Казахстана работает в новых реалиях – действия ГОСО как отражения конституционной нормы. С 2002 года появилась возможность широко реализовывать вариативные программы обучения.

Курс по выбору ( элективные курсы ) – обязательный – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности Прикладные курсы дают возможность вхождения в мир профессий через расширение или углубление базового содержания профильного компонента. Еще одна особенность прикладных курсов - предметы должны носить междисциплинарный интегративный характер Факультативные занятия – это свободная форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности. направленность факультативов может быть весьма различной : естественно - математической, гуманитарной, обществоведческой и др.

особенность курсов - предметы должны носить междисциплинарный интегративный характер. Следовательно, основное предназначение курсов - формирование и развитие интеллектуальных и познавательных интересов. повышенный уровень изучения межпредметные связи Надпредметный характер вне предметный ориентирован на образовательные результаты

Это часть вариативного школьного компонента прикладные курсы не должны иметь направленность на подготовку учащихся к ЕНТ. ( Это противоречит самой идее развития учащихся, воплощаемой через вариативный компонент. ЕНТ направлено на выявление уровня усвоения учащимися Госстандарта.); цель - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике Еще одна особенность прикладных курсов - предметы должны носить междисциплинарный интегративный характер. Следовательно, основное предназначение прикладных курсов - формирование и развитие интеллектуальных и практических умений.

оценку результатов освоения учеником учебной программы осуществляется с помощью дихотомической системы « Освоено - не освоено », « Зачтено - не зачтено », « Достиг - не достиг »; отбор содержания вариативного компонента и организация процесса его освоения - прерогатива учебного заведения и учителя содержание как в названии курса, так и в содержательной части не должно дублировать Госстанд не должны определяться учебной нагрузкой учителя ( иногда догружают до ставки и не учитывают желания и возможности учащихся ); Без утверждения программы курса школа не имеет права вводить данный курс в действие.

желательно, чтобы один учитель вел предмет в классе, а другой – элективный курс, чтобы курс не свелся к дополнительным занятиям по предмету, ученик получил возможность услышать разные трактовки одних и тех же понятий ; название курса, его программа, учебно - тематический комплект должны быть по возможности привлекательными, ведь этот курс будут выбирать среди других программа должна содержать знания, вызывающие познавательный интерес и представляющие ценность для обучения по выбранному учащимися профиль

несмотря на то что содержание данных курсов не стандартизируется, необходимо, чтобы сам курс работал на достижение обозначенных в стандарте целей образования ( прежде всего достижение метапредметных результатов, в частности формирование надпредметных умений и обобщенных способов деятельности, таких, как освоение способов совместной деятельности, умения выстраивать ответ, участвовать в дискуссии, оппонировать и т. д.); цели образования достигаются через реализацию личностно - деятельностного подхода в обучении ; поэтому в рамках любого курса акценты должны быть смещены на формирование умений через активную самостоятельную деятельность учащихся : проектную и исследовательскую работу, практические и лабораторные занятия, экскурсии, дискуссии и т. д.;

титульный лист ; пояснительная записка ; содержание изучаемого курса ; учебно - тематический план ; методические рекомендации ; литература.

раскрытие целей и ценностей учебного курса ; обоснование отбора содержания и общей логики в последовательности его изучения, включая раскрытие связей учебной и внеучебной работы ; общая характеристика учебного процесса : методы и формы работы, средства обучения ; разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими ; технические указания к тексту программы ( система условных обозначений ).

цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет : учащихся, учителей, школьного сообщества, общества ; задача курса – что необходимо для достижения целей ). Формулировки целей для учителя и ученика может и, скорее всего, должны быть различны. Для учеников необходимо будет осуществлять своеобразную рекламную акцию данного курса - в доступной лексике, проблемно, практико - ориентированно и привлекательно сформулировать основные идеи курса : например : Вы научитесь ….( разбирать машину )…, вы узнаете …..( полезны ли продукты в ярких упаковках )…, попробуете себя в … ( разработке учебно - исследовательского проекта ) и т. д. курсы должны быть направлены на решение следующих задач : способствовать самоопределению ученика и / или выбору дальнейшей профессиональной деятельности ; создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле ; познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности ; активизировать познавательную деятельность школьников ; повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

общеразвивающие курсы ( предметные, интегративные ); предметно - ориентированные, направленные на формирование у учащихся профессиональной компетентности ; коррекционные, дающие возможность подготовиться к выпускному экзамену, особенно по базовому предмету ; системообразующие ( предметные, интегративные ); восполняющие, поддерживающие основной базовый курс ; практико - ориентированные ; воспитывающие.

предполагаемые результаты ( результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос : какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения ) ; инструментарий для оценивания результатов. По элективным курсам и курсам по выбору нет стандартов, а следовательно, и итоговой аттестации. Администраторам, учителям надо помнить, что содержания и правила их освоения ( включая определение форм отчетности ) школа устанавливает самостоятельно. Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге.

1) ориентация на современные образовательные технологии ; 2) соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам ; 3) соответствие принятым правилам оформления программ ; 4) наличие пособия, содержащего необходимую информацию ; 5) краткосрочность проведения курса ( не более 72 часов ).

Составляющие учебного плана перечень разделов, тем ; количество часов на изучение каждой темы ; вид занятий. основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме ; описание технологий, методов, приемов и средств организации учебно - воспитательного процесса, форм проведения занятий ; дидактические материалы

занятие - реконструкция ( наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или происходит в настоящем, распределение ролей ); занятие обсуждение ( наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений ); занятие - соревнование ( наличие правил, отсутствие сюжета и ролей ); занятие - семинар ( дискуссионная деятельность ); практикум по решению задач ( коллективная деятельность ); лабораторная работа ( групповая деятельность ); проблемно - поисковое занятие ( групповая деятельность ); занятие - лекция ( обзорная, проблемная, лекция - диалог, лекция - визуализация и т. д.); занятие - эстафета ; занятие - турнир ; занятие - экспедиция ; занятие - имитация телепередач ; занятие - путешествие ; занятие - парадокс ; занятие - аукцион ; занятие - викторина ; занятие - круглый стол занятие - имитация телепередач ; занятие - брифинг ; занятие взаимообучения ; занятие - провокация ; занятие - игра ( ситуационная, деловая, ролевая, дидактическая ); занятие « придумай проект »; занятие « смотр знаний » ( итоговое ); занятие – защита ученических проектов ( итоговое );

На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки или профильного обучения ? Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса ? Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием ? Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности ? Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу ? Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса ? Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу ? Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности ?

1. Содержание программы курса достаточно актуально в современном мире ; 2. Мотивационный потенциал курса находится на высоком уровне ; 3. Содержание курса соответствует поставленным целям и имеет логическое построение.

1. Степень новизны для учащихся : программа включает материал, не содержащийся в базовых и профильных (10-11 классы ) программах. 2. Мотивирующий потенциал программы : знания, включенные в программу, или процесс ее освоения вызывают познавательный интерес учащихся. 3. Развивающий потенциал программы : освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения. 4. Реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся. 5. Наличие здоровьесберегающих характеристик : программа не создает учебных перегрузок для школьников ( отсутствие или необязательность домашних заданий ), оптимальное соотношение между объемом учебного материала ( количеством дидактических единиц ) и временем, отводимым на его изучение. 6. Полнота содержания : программа включает все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей, адекватных общему количеству часов ; оптимальное соотношение между теоретическим и практическим компонентами содержания.

7. Связность и систематичность изложенного материала : содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов ; между частными и общими знаниями прослеживаются связи Степень контролируемости. В программе конкретно определен ы ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. 8. Адекватность методов обучения типу курсов : программа основывается преимущественно на методах активного обучения ( проектных, исследовательских, игровых и т. д.) 9. Степень контролируемости : в программе определены цели ( ожидаемые результаты ) обучения и методы проверки их достижимости. 10. Реалистичность с точки зрения используемых ресурсов ( учебно - методического комплекса, материально - технических средств, кадрового потенциала, временных затрат ). 11. Наличие в программе необходимых разделов : пояснительной записки ( с обязательным указанием вида курса, целеполагания, возможной формы оценки результатов освоения курса, возможной формы итоговой аттестации по окончании курса ), основного ( тематического ) содержания, поурочно - тематического плана, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.

Выбор темы и название Перегруженность учеников и учителя Нет условий для занятий Несовпадение интересов учащихся одного класса Нехватка методической литературы и ресурсов к уроку, отсутствие технических средств