Чичиков Кто же он? Стало быть, подлец?". Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку (литература, 9 класс) по теме: Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Advertisements

Гипотеза: Н.В.Гоголь решил провести своего героя путем Данте через ад, чистилище и рай, потому что верил в духовное возрождение каждого.
«Кто же он? Стало быть подлец?» Образ Чичикова.. Цель и задачи урока. Осмыслить, почему главным героем своей поэмы Гоголь сделал Чичикова. Определить.
Средства раскрытия образа Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
«Мёртвые ду́ши» произведение писателя Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное произведение.
Павел Иванович Чичиков. Подлец или предприниматель ? Гуркова Виктория Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 4 города Шимановска Амурской.
Вся Русь явится в нём… Это будет моя первая порядочная вещь, которая вынесет моё имя… Н.В.Гоголь.
Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». Манилов – «Ни то, ни се» Коробочка – дубинноголовая Ноздрев – историческая личность Собакевич – историческая личность.
Урок - семинар Учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 1828 « Сабурово » г. Москвы Данченко Е. В.
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ», 2012.
Выполнила ученица 9Акласса Ким Анастасия. Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное.
Образы помещиков и крестьян в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Учебный проект по литературе Автор Чистякова Н.Н.
«Господин средней руки, не красавец, но и недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок. Коллежский советник помещик, по своим Надобностям.»
Выполнена ученицей 9 класса МОУ Высоковской СОШ Бубягиной Екатериной © п.Борисоглебский, 2010 Чичиков – кто он? ( По поэме Н.В.Гоголя « Мертвые души»)
Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья - это книги. Книги встречают нас с.
К.Г.Паустовский «Старик в станционном буфете» Урок литературы в 6- м классе по программе « Школа 2100» Учитель Иголкина Т. В.
Россия «Мёртвых душ». Система образов в поэме Н. В. Гоголя.
Поэма « Мертвые души » Работу сдали : Винник А. Трусков Д.
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» щ Работу подготовил Литвинюк Григорий.
«ШКОЛА ДЛЯ ВОЖАТЫХ» Советы для начинающих. Образ вожатого Хороший вожатый. Кто это?
Транксрипт:

Чичиков Кто же он? Стало быть, подлец?"

Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор. Найдите описание портрета Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя? – (Фраза откровенно ироническая. Описание внешности дано как будто для того, чтобы у читателя не сложилось никакого впечатления о приезжем. Построение предложения восходит к народным образцам: в русских народных сказках мы постоянно встречаемся с выражениями, вроде «ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко». Гротескная деталь: приезжий громко высморкался: «неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба». Приезжий господин держится с подчеркнутым достоинством, есть что-то преувеличенное, надуманное в его поведении). – (Фраза откровенно ироническая. Описание внешности дано как будто для того, чтобы у читателя не сложилось никакого впечатления о приезжем. Построение предложения восходит к народным образцам: в русских народных сказках мы постоянно встречаемся с выражениями, вроде «ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко». Гротескная деталь: приезжий громко высморкался: «неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба». Приезжий господин держится с подчеркнутым достоинством, есть что-то преувеличенное, надуманное в его поведении).

Губернский город NN

Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным;

Гоголь – мастер детали. Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова? – (Рессорная бричка, «чемодан из белой кожи, несколько поистасканней», «ларчик красного дерева, с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица»; картуз, радужная косынка – все предметы намекают кое на что в положении, привычках и характере Чичикова. Он, по-видимому, не слишком богат, но обеспечен, много ездит, любит покушать, следит за своей внешностью. Можно даже заключить, что он раньше был побогаче, чем теперь: чемодан из белой кожи и искусно сделанный ларчик – вещи дорогие.) – (Рессорная бричка, «чемодан из белой кожи, несколько поистасканней», «ларчик красного дерева, с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица»; картуз, радужная косынка – все предметы намекают кое на что в положении, привычках и характере Чичикова. Он, по-видимому, не слишком богат, но обеспечен, много ездит, любит покушать, следит за своей внешностью. Можно даже заключить, что он раньше был побогаче, чем теперь: чемодан из белой кожи и искусно сделанный ларчик – вещи дорогие.)

– Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича (Видно, что Чичиков – человек деловой, дотошный, изучает город, как поле будущего сражения. Недаром он расспрашивал трактирного слугу, будочника, все внимательно оглядывал, «как бы с тем, чтобы хорошо припомнить положение места». И еще одно любопытно: прочитав афишу, Чичиков «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось». Прозрачный намек на то настойчивое, ставшее второй натурой приобретательство Чичикова, которое будет потом полнее раскрываться с каждой страницей.) (Видно, что Чичиков – человек деловой, дотошный, изучает город, как поле будущего сражения. Недаром он расспрашивал трактирного слугу, будочника, все внимательно оглядывал, «как бы с тем, чтобы хорошо припомнить положение места». И еще одно любопытно: прочитав афишу, Чичиков «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось». Прозрачный намек на то настойчивое, ставшее второй натурой приобретательство Чичикова, которое будет потом полнее раскрываться с каждой страницей.)

Господин средней руки Не красавец, но и недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок. Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям.

Какое впечатление Чичиков сумел произвести на чиновников города N ? (1 гл.) Какое впечатление Чичиков сумел произвести на чиновников города N ? (1 гл.) Умел всем понравится, обладал привлекательной внешностью, способен поддержать любую беседу, обходительнейший человек, имеет изысканные манеры и т.д.) Умел всем понравится, обладал привлекательной внешностью, способен поддержать любую беседу, обходительнейший человек, имеет изысканные манеры и т.д.) - В 11 главе Гоголь ставит вопрос перед читателями: - В 11 главе Гоголь ставит вопрос перед читателями: «Кто ж он? Стало быть, подлец?» «Кто ж он? Стало быть, подлец?» 1) -Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. 1) -Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Для этого обратимся к 11 главе и поработаем с текстом по плану): Для этого обратимся к 11 главе и поработаем с текстом по плану):

План Детские годы Чичикова. Детские годы Чичикова. Учеба в училище. Учеба в училище. Служба в казенной палате. Служба в казенной палате. Участие в строительной комиссии. Участие в строительной комиссии. Служба на таможне. Служба на таможне. Изобретение нового способа обогащения. Изобретение нового способа обогащения.

Детские годы Чичикова - Что рассказывает Гоголь о происхождении и детстве Чичикова? - Что рассказывает Гоголь о происхождении и детстве Чичикова? Какой совет получил он от отца, поступая в училище? Какой совет получил он от отца, поступая в училище?

Учеба в училище. - Как воспользовался Чичиков советом отца? - Как воспользовался Чичиков советом отца? Как прошли его школьные годы? Как прошли его школьные годы? (Он плохой товарищ, все делает ради выгоды, угождать учителям, эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.)

- Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь? (Обогащение, поклонение копейке.) (Обогащение, поклонение копейке.) Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др. Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др. - Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры. - Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры.

Служба в казенной палате. 3) - С чего началось служебное поприще Чичикова? - Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру? - Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика? 3) - С чего началось служебное поприще Чичикова? - Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру? - Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика? ( Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сразу же после окончания училища. «Обхождение» повытчика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в истории со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни может быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, по­ рядочности, сковывающих его, что эти принципы ме­ шают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.) ( Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сразу же после окончания училища. «Обхождение» повытчика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в истории со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни может быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, по­ рядочности, сковывающих его, что эти принципы ме­ шают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.) ***Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие. ***Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

Участие в строительной комиссии. - Куда перешел Чичиков из казенной палаты? - Чего достиг на новом месте? - Куда перешел Чичиков из казенной палаты? - Чего достиг на новом месте? - Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания? - Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания? (Следующий этап служебной карьеры Чичикова участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значительно превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожиданно в комиссию был назначен новый начальник, объявивший решительную войну взяточничеству и казнокрадству. Правда, ему так и не удалось навести нужный порядок, потому что вскоре он оказался в руках еще больших мошенников, чем те, которых он разогнал (выразительный штрих Гоголя, который подчеркивает, что искоренение общественных зол не зависит от доброй или злой воли начальника). Но Чичикову все же пришлось искать новое место. Катастрофа, разразившаяся над ним, снесла почти до основания плоды его «трудов», но не заставила отступить. ) (Следующий этап служебной карьеры Чичикова участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значительно превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожиданно в комиссию был назначен новый начальник, объявивший решительную войну взяточничеству и казнокрадству. Правда, ему так и не удалось навести нужный порядок, потому что вскоре он оказался в руках еще больших мошенников, чем те, которых он разогнал (выразительный штрих Гоголя, который подчеркивает, что искоренение общественных зол не зависит от доброй или злой воли начальника). Но Чичикову все же пришлось искать новое место. Катастрофа, разразившаяся над ним, снесла почти до основания плоды его «трудов», но не заставила отступить. )

Служба на таможне - Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника? - Почему она закончилась крахом? (Как и раньше, Чичиков начинает здесь с того, что втирается в доверие к начальству, проявив необычайную «расторопность, проницательность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже новый чин, он снова переходит к мошенническим операциям, и они принесли ему полумиллионное состояние.) (Как и раньше, Чичиков начинает здесь с того, что втирается в доверие к начальству, проявив необычайную «расторопность, проницательность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже новый чин, он снова переходит к мошенническим операциям, и они принесли ему полумиллионное состояние.) (Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков не помирился со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.) (Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков не помирился со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.) Вывод: Следовательно, этапы служебной карьеры Чичикова это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство, расчетливость, хитрость. Вывод: Следовательно, этапы служебной карьеры Чичикова это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство, расчетливость, хитрость.

Как реагировал Чичиков на все свои жизненные неудачи и провалы? (После каждой неудачи приходилось начинать все заново, почти с нуля, однако это его не останавливало. Даже после катастрофы на таможне, которая, казалось, могла «если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека», в нем не потухла непреодолимая страсть к приобретательству: «Он был в горе, досаде, роптал на весь свет, сердился на не­ справедливость судьбы, негодовал на несправедливость людей и, однако же, не мог отказаться от новых попыток...») (После каждой неудачи приходилось начинать все заново, почти с нуля, однако это его не останавливало. Даже после катастрофы на таможне, которая, казалось, могла «если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека», в нем не потухла непреодолимая страсть к приобретательству: «Он был в горе, досаде, роптал на весь свет, сердился на не­ справедливость судьбы, негодовал на несправедливость людей и, однако же, не мог отказаться от новых попыток...»)

Изобретение нового способа обогащения - (В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопотал о закладе имения разорившегося помещика в казну.) - (В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопотал о закладе имения разорившегося помещика в казну.) Как возникла у него мысль о приобретении «мертвых душ»? Как возникла у него мысль о приобретении «мертвых душ»?

- «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!» 1). И мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: - «Кто ж он? Стало быть, подлец?» -Посмотрим, как Гоголь отвечает на этот вопрос (чтение текста). -Автор пытается защитить Чичикова, называя его скорее хозяином, приобретателем, нежели подлецом. Но тут же отмечает что-то отталкивающее в этом характере. Гоголь оценивает героя неоднозначно, двойственно. -Автор пытается защитить Чичикова, называя его скорее хозяином, приобретателем, нежели подлецом. Но тут же отмечает что-то отталкивающее в этом характере. Гоголь оценивает героя неоднозначно, двойственно.

- Почему 11 главу Гоголь помещает в конце 1-го тома, а не в начале? (Прошлое героя не связано с сюжетом, поэтому он выносит биографию за рамки сюжета. Биография Чичикова важна для мотивировки его поступков и черт характера.) (Прошлое героя не связано с сюжетом, поэтому он выносит биографию за рамки сюжета. Биография Чичикова важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

Итог урока. Образ Чичикова громадное открытие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально- крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрёвы, Плюшкины уже не в силах были управлять страной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей. Чичиковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния. Образ Чичикова громадное открытие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально- крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрёвы, Плюшкины уже не в силах были управлять страной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей. Чичиковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния. Гоголь задает вопрос читателям. Гоголь задает вопрос читателям. («А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»») («А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»») - Как бы вы ответили на этот вопрос? - Как бы вы ответили на этот вопрос? Вывод: чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение. Вывод: чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение.