Психология внимания Лекция 6. Отношение внимания к другим психическим функциям Восприятие – отбор нерелевантной информации для улучшения переработки релевантной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 9 Лекция 8 Феноменология познавательных процессов (Внимание)
Advertisements

Тема 9 Лекция 8 Феноменология познавательных процессов (продолжение)
Психология внимания. Ошибки невнимательности Бездумие Бездумие Ученическая рассеянность Ученическая рассеянность Мнимая рассеянность Мнимая рассеянность.
Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Внимание Семестр4. Тема14. Лекция9.
ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ. * это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления, т.е. формально внимание можно определить.
«Психологические основы изучения внимания у детей младшего школьного возраста»
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
ВНИМАНИЕ Выполнил: Вартумян С.Г. Проверил: Шишкина И.В.
Презентация по теме "Внимание" Разработана преподавателем психологии ГПК Тихоновой Г.С год.
Лекция 3 Основные положения психологии внимания и памяти, мышления и воображения. Основные положения психологии внимания и памяти, мышления и воображения.Лекторы:
Память 1. Понятие памяти 2. Теории памяти 3. Функции памяти 4. Виды памяти.
Познавательные процессы. Познавательные процессы – это психические явления, обеспечивающие познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение.
Внимание и методы его тренировки Учебный центр, 2013.
Педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения Выпускная квалификационная работа Бабушкиной Натальи Александровны.
Психология внимания. Работу выполнила - Левшина А. Научный руководитель - Глебкин. В.В Москва, 2011 г.
Внимание Факультативное занятие по психологии в 8 классе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Автор: Карташова Ирина Викторовна.
Содержание : Понятие внимания Виды внимания Свойства внимания Особенности внимания умственно отсталых школьников.
Подготовила : педагог - психолог Жданова С. А Консультация для родителей « Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста »
Определение Виды внимания Произвольное внимание Функции внимания Формы внимания Свойства внимания Цитата Павлова Приложения Непроизвольное внимание Послепроизвольное.
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Транксрипт:

Психология внимания Лекция 6

Отношение внимания к другим психическим функциям Восприятие – отбор нерелевантной информации для улучшения переработки релевантной – сосредоточение на стимулах: ориентировка и подготовка Память – научение, как отбор для запоминания лишь важной или понятной информации Язык – ограничение доступных категорий, настройка когнитивных процессов

Сосредоточение. Иллюзорное заполнение. Биологическая значимость

Отношение внимания к другим психическим функциям Восприятие – отбор нерелевантной информации для улучшения переработки релевантной – сосредоточение на стимулах: ориентировка и подготовка Память – научение, как отбор для запоминания лишь важной или понятной информации Язык – ограничение доступных категорий, настройка когнитивных процессов

Три ноутбука на столе. Два спереди и один позади…….

Была ли такая форма на столе?

Отношение внимания к другим психическим функциям Восприятие – отбор нерелевантной информации для улучшения переработки релевантной – сосредоточение на стимулах: ориентировка и подготовка Память – научение, как отбор для запоминания лишь важной или понятной информации Язык – ограничение доступных категорий, настройка когнитивных процессов

Язык и внимание Hart, 2013 Необходимо придумать пример негативного и нейтрального события Ответить на вопрос – Что происходило тогда? – Что тогда произошло? Оценить свое текущее настроение Описание в несовершенной форме «приближало» к негативному событию и ухудшало настроение; в совершенной - наоборот

Феноменология внимания Внимание – концентрация мысленного усилия на сенсорных или мысленных событиях Т.Рибо – патологии внимания 1. Гипертрофия внимания (фобии) 2. Атрофия внимания (переутомление) Явления невнимания: 1. рассеянность от усталости – прострация, дорожный гипноз 2. поэтическая рассеянность (усиление воображения), 3. профессорская рассеянность, мнимая рассеянность (усиление концентрации внимания на одной идее). Гипноз цели, феномен слепоты к изменению 4. детская или ученическая рассеянность (высокая отвлекаемость и слабая концентрация), 5. старческая рассеянность (залипание на одной идее при невысокой степени внимания, плохая переключаемость) – дегенеративные процессы в НС, депрессии

Simons and Levin (1998)

Эффекты внимания Положительные Усиливающий эффект – выделение объекта Фиксирующий эффект – удержание во времени Аналитический эффект - конкретизация Отрицательные Деавтоматизация Семантическое пресыщение - психосоматика Сбой параллельных видов деятельности

Критерии внимания Феноменальные: ясность, отчетливость, усилие Поведенческие: моторные и физиологические (диаметр зрачка) Продуктивные: познавательные, мнемические, исполнительные (выполнение нескольких видов деятельности одновременно)

Виды внимания (У.Джемс)

Виды внимания по уровням развития (Н.Ф.Добрынин) Непроизвольное внимание – Вынужденное – вызванное стимулами – Невольное внимание – вызванное состоянием – Привычное внимание – вызванное опытом Произвольное внимание – Произвольное внимание – Волевое – Бдительность Послепроизвольное внимание

Классические теории внимания Внимание как сознание и восприятие Внимание как мышечное усилие Внимание как объективация помех в программе поведения Внимание как контроль Внимание как процесс селекции

Метафора зрительного поля (В.Вундт) Перцепция и апперцепция Свойства внимания: структура, объем (сознания и внимания), ритмичность сознания, ясность и отчетливость Методы исследования – Метроном (16-40) – Тахистоскоп (4-6) Активность внимания

Метафора волны (Э.Титченер) Концентрация внимания - интенсивность Время удержания Пассивность внимания Волна внимания Метод «минимальных раздражителей»

Поток сознания(У.Джемс) Не структурная, а функциональная теория Свойства потока (сознания или внимания) – Индивидуальность – Изменчивость – Непрерывность – Избирательность

Моторная теория внимания Т.Рибо ( ) – внимание как умственный монотеизм Двигательное приспособление – задержка 1. Дыхательное 2. Сосудодвигательное – приток крови, сердцебиение 3.Двигательное

Гештальпсихология Нет необходимости во внимании Группировка объектов может происходить за счет организации самих объектов – функция поля восприятия Max Wertheimer (1923)Wolfgang Kohler (1947)Kurt Koffka (1935)

Фигура и фон

Амодальные соревнования позволяют выполнять группировку Bregman (1990)

Внимание как впф Л.Выготский

Направление взора Brooks & Meltzoff, 2005 Поворот головы за взрослым – просто условный рефлекс? Условия с открытыми и закрытыми глазами

Указательные жесты Протодекларативный жест: посмотри на это! Протоимперативный жест: дай мне это! Лонгитюдное исследование показывает, что протодекларативный жест появляется первым, в среднем к 12 мес, но самое раннее в 8 мес. Протоимперативный жест появляется в среднем к 14 мес Экспериментатор давал ребенку неинтересную игрушку и потом за его спиной другой экспериментатор показывал интересную игрушку

Liszkowski et al., 2004 Четыре условия, разное поведение взрослого – R = смотрит то на игрушку, то на младенца, восхищенно говорит об игрушке, и о том, что они видят ее вместе – In = только на лицо, не смотрин на игрушку, гововорт о м-це: «У тебя сегодня хорошее настроение! Ты хорошо поспал, да?» – O = смотрит только на игрушку, не на младенца, не говорит ничего – Ignore = смотрит на свои ногти. ЗП - как часто и насколько долго указывает и как часто смотрит на взрослого.

Liszkowski et al., 2004

Внимание как контроль П.Я.Гальперин Средства внимания и внимание Пример Ориентировочная и исполнительная часть действия Внимание – контроль над исполнительной частью Необходимость критерия или образца – план и способы его применения Методика поэтапного формирования умственного действия – перевод средства во внутреннюю форму Эксперимент Гальперина-Кобыльницкой