«Вопросы, заданные человечеству войной» Подготовка к итоговому сочинению. Декабрь, 2014 1Т.Н.Самсонова. Сузун - 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тематические направления 1.«Недаром помнит вся Россия…» ( 200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова). 2.Вопросы, заданные человечеству войной. 3.Человек и природа.
Advertisements

Тематический блок 3. Война и мир Подготовка к ЕГЭ. Уровень С.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
«Правда о войне Тема: «Правда о войне в современной отечественной прозе» Выполнила ученица 11 класса Выполнила ученица 11 класса Ундалова Евгения учитель.
Итоговое сочинение. « Вопросы, заданные человечеству войной » Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии.
«Тема войны в произведениях В. Быкова» Выполнила: Ермолаева Юлия.
Тема исследования: Проблема нравственного выбора в Галицко-Волынской летописи и в рассказе М.Шолохова Судьба человека Подготовила: ученица 9 класса Муратова.
Великая Отечественная война является страшным событием в истории нашего народа. Свидетелям и участникам война дала такой эмоциональный заряд, открыла.
Истинный и ложный героизм в изображении Л. Н. Толстого Урок - исследование.
Работу выполнила Ученица 6 класса МОУ Покровской ООШ Цивильковой Елены.
Ю.Бондарев. О радистке Верочке. Из повести «Батальоны просят огня» Ольга Михайловна Кылосова Учитель русского языка и литературы НОУ «Школа «Альфа и Омега»
Кутузов: образ в романе Война и мир Оганян Анна 11 "А" класс
Купрюхина З. Я. МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» 10 класс.
« Лейтенантская » проза.. Война – жесточе нету слова… А.Твардовский.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
В.П. Некрасов « В окопах Сталинграда» подготовила Тимановская Елена Витальевна Тимановская Елена Витальевна.
СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ. Композиция сочинения Вступление Проблема Комментарий к проблеме Позиция автора Собственное мнение Аргументация собственного мнения Вывод.
ПУБЛИЦИСТИКА ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 1.Илья Григорьевич Эренбург Написал несколько книг, статей, очерков под общим названием «Война». Первым.
В окопах Сталинграда. Правда о войне в повести Виктора Некрасова.
Работа ученицы 6 класса «Б» Распаевой Карины. Учитель: Малахова Елена Васильевна МОУ Красноярская школа 1.
Транксрипт:

«Вопросы, заданные человечеству войной» Подготовка к итоговому сочинению. Декабрь, Т.Н.Самсонова. Сузун

«Вопросы, заданные человечеству войной» Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). 2Т.Н.Самсонова. Сузун

Примерные формулировки тем Отношение государства к солдату-победителю. Мужество и незаметный героизм солдат на войне. Блокада Ленинграда. "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин) "Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь ". (Г.А. Медынский) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов) «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М.Ю.Лермонтов) «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский) Отношение государства к солдату-победителю. Мужество и незаметный героизм солдат на войне. Блокада Ленинграда. "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин) "Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь ". (Г.А. Медынский) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов) «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М.Ю.Лермонтов) «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский) Т.Н.Самсонова. Сузун

Примерные формулировки тем «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни...» (по роману Л.Н. Толстого Война и мир) «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский) Подвиг народа в Великой Отечественной войне Тема мужества на страницах русской литературы Любовь и война на страницах русской литературы «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих) «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни...» (по роману Л.Н. Толстого Война и мир) «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский) Подвиг народа в Великой Отечественной войне Тема мужества на страницах русской литературы Любовь и война на страницах русской литературы «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих) «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин) Т.Н.Самсонова. Сузун

«Победа без победителей» М.А.Шолохов «Донские рассказы» М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все. Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке. Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей. М.А.Шолохов «Донские рассказы» М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все. Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке. Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей. 5Т.Н.Самсонова. Сузун

Внутренняя «сохранность» человека на войне М.А.Шолохов «Судьба человека». Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан верой Шолохова в человека, в его стойкость, доброту, милосердие и благоразумие. М.А.Шолохов «Судьба человека». Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан верой Шолохова в человека, в его стойкость, доброту, милосердие и благоразумие. 6Т.Н.Самсонова. Сузун

М.А. Шолохов «Тихий Дон». В основу романа-эпопеи легли сразу два крупных исторических события – сначала Первая мировая война, затем гражданская. Гармоничный вековой уклад донского казачества рушится под напором охвативших потрясений страну. Главный герой, простой казак, Григорий Мелехов, который не нашел места в жизни, четко разделенной на два враждебных лагеря, в каждом из которых есть у него близкие и родные люди. Это трагедия мужественного и бескомпромиссного человека, не умеющего идти на сделки с совестью, не умеющего лгать и кривить душой. Если такие люди не востребованы новым обществом, очевидно, есть в этом обществе серьезные изъяны и немного у него перспектив. М.А. Шолохов «Тихий Дон». В основу романа-эпопеи легли сразу два крупных исторических события – сначала Первая мировая война, затем гражданская. Гармоничный вековой уклад донского казачества рушится под напором охвативших потрясений страну. Главный герой, простой казак, Григорий Мелехов, который не нашел места в жизни, четко разделенной на два враждебных лагеря, в каждом из которых есть у него близкие и родные люди. Это трагедия мужественного и бескомпромиссного человека, не умеющего идти на сделки с совестью, не умеющего лгать и кривить душой. Если такие люди не востребованы новым обществом, очевидно, есть в этом обществе серьезные изъяны и немного у него перспектив. 7Т.Н.Самсонова. Сузун

Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека В.Быков «Сотников». Лучшей из своих повестей Быков считал повесть «Сотников», где, по словам автора, его «интересовали два нравственных вопроса: Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Испытание двух характеров в экстремальной ситуации и составляет сюжет книги. В.Быков «Сотников». Лучшей из своих повестей Быков считал повесть «Сотников», где, по словам автора, его «интересовали два нравственных вопроса: Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Испытание двух характеров в экстремальной ситуации и составляет сюжет книги. 8Т.Н.Самсонова. Сузун

М.А. Шолохов «Судьба человека». Впервые в русской литературе был показан образ человека, который прошёл нацистские лагеря, остался жив и вернулся на Родину. «Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Судьба Андрея Соколова это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство. Находясь в лагере, в эпизоде, когда немецкий офицер Мюллер предлагает выпить Андрею Соколову за победу немецкого оружия, голодный и обессиленный, он отказывается пить. А когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало. М.А. Шолохов «Судьба человека». Впервые в русской литературе был показан образ человека, который прошёл нацистские лагеря, остался жив и вернулся на Родину. «Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Судьба Андрея Соколова это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство. Находясь в лагере, в эпизоде, когда немецкий офицер Мюллер предлагает выпить Андрею Соколову за победу немецкого оружия, голодный и обессиленный, он отказывается пить. А когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало. 9Т.Н.Самсонова. Сузун

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Тема чести и достоинства положены в основу пушкинского романа. Не зря эпиграфом послужила пословица «Береги честь смолоду». «Великий русский бунт, бессмысленный и беспощадный» обнажил у русского человека немало пороков. И если говорить конкретно, то на примере Петра Гринева, капитана Миронова, человек, находясь перед лицом смерти, способен находить в себе силы не отойти от своих взглядов, истинных, верных, высокоморальных убеждений. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Тема чести и достоинства положены в основу пушкинского романа. Не зря эпиграфом послужила пословица «Береги честь смолоду». «Великий русский бунт, бессмысленный и беспощадный» обнажил у русского человека немало пороков. И если говорить конкретно, то на примере Петра Гринева, капитана Миронова, человек, находясь перед лицом смерти, способен находить в себе силы не отойти от своих взглядов, истинных, верных, высокоморальных убеждений. 10Т.Н.Самсонова. Сузун

«Война – страшная необходимость» (Л.Толстой) Л.Н.Толстой «Война и мир» Для Л.Толстого крайне важно не столько то, что совершил герой, но прежде всего, что он чувствует при этом. Вот один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов в первом бою. Раненый Николай, придавленный лошадью, увидит идущих к нему людей и почувствует облегчение (помогут), и лишь когда он понял, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, схватил пистолет и швырнул им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая. А потом мы увидим, как Николай в строю эскадрона заметит, как французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, и Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да, и крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар. Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет в долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов. Л.Н.Толстой «Война и мир» Для Л.Толстого крайне важно не столько то, что совершил герой, но прежде всего, что он чувствует при этом. Вот один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов в первом бою. Раненый Николай, придавленный лошадью, увидит идущих к нему людей и почувствует облегчение (помогут), и лишь когда он понял, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, схватил пистолет и швырнул им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая. А потом мы увидим, как Николай в строю эскадрона заметит, как французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, и Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да, и крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар. Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет в долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов. 11Т.Н.Самсонова. Сузун

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если в «Анне Карениной» за основу взята мысль семейная, то в «Войне и мире» мысль народная. Действительно ли одна исключительная личность способна решить судьбы миллионов людей? Толстой характеризует народ, как «новую, неведомую никому силу». «Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братскою любовью», говорит в одном из эпизодов в первые дни войны Наташа Ростова. «Отсутствие вражды» и «все вместе» становится здесь синонимическим рядом, оттенками единого значения. Единство мир русской нации, рождающийся в горниле войны и есть основное содержание эпопеи Толстого. Войну вообще Толстой осознает как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так рассматривается кампания 1805 года, в которой «упадок духа войска», «величайшая поспешность и величайший беспорядок» отступления через Энс, поражение при Аустерлице равно закономерны, поскольку не связаны с нравственным началом действий человека. Шенграбенское сражение единственное событие в истории этой кампании, имеющее нравственное оправдание спасение маленьким отрядом Багратиона основной части русской армии (см. поведение батареи капитана Тушина в этом сражении). Шенграбен линия, ведущая к Бородину (ср. поведение Багратиона при Шенграбене с поведением Кутузова при Бородине). Бородино и вся война 1812 года по смыслу противоположны обычным войнам. Осознанная народом необходимость войны делает ее созидательной, «отечественной», спасительной для России в целом и для каждого из героев год разрушает исторический произвол сильной личности Наполеона, навязывающего свою волю как закон народам Европы, и частный произвол Курагиных бесславно гибнут Анатоль и Элен, лишается силы хитроумия князь Василий. Л.Н. Толстой «Война и мир». Если в «Анне Карениной» за основу взята мысль семейная, то в «Войне и мире» мысль народная. Действительно ли одна исключительная личность способна решить судьбы миллионов людей? Толстой характеризует народ, как «новую, неведомую никому силу». «Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братскою любовью», говорит в одном из эпизодов в первые дни войны Наташа Ростова. «Отсутствие вражды» и «все вместе» становится здесь синонимическим рядом, оттенками единого значения. Единство мир русской нации, рождающийся в горниле войны и есть основное содержание эпопеи Толстого. Войну вообще Толстой осознает как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так рассматривается кампания 1805 года, в которой «упадок духа войска», «величайшая поспешность и величайший беспорядок» отступления через Энс, поражение при Аустерлице равно закономерны, поскольку не связаны с нравственным началом действий человека. Шенграбенское сражение единственное событие в истории этой кампании, имеющее нравственное оправдание спасение маленьким отрядом Багратиона основной части русской армии (см. поведение батареи капитана Тушина в этом сражении). Шенграбен линия, ведущая к Бородину (ср. поведение Багратиона при Шенграбене с поведением Кутузова при Бородине). Бородино и вся война 1812 года по смыслу противоположны обычным войнам. Осознанная народом необходимость войны делает ее созидательной, «отечественной», спасительной для России в целом и для каждого из героев год разрушает исторический произвол сильной личности Наполеона, навязывающего свою волю как закон народам Европы, и частный произвол Курагиных бесславно гибнут Анатоль и Элен, лишается силы хитроумия князь Василий. 12Т.Н.Самсонова. Сузун

В.Л.Кондратьев «Сашка» Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище. В. Быков «Одна ночь». Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться поодиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну. В.Л.Кондратьев «Сашка» Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище. В. Быков «Одна ночь». Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться поодиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну. 13Т.Н.Самсонова. Сузун

Дети и война Л.Н.Толстой Эпизод «Гибель Пети Ростова» («Война и мир») Мальчишка на войне – эта типичная для романа ситуация становится сильнейшим аргументом против войны как таковой. Гибель Пети Ростова – со всею его несостоявшейся, нераскрывшейся одарённостью, добротой и человеческой красотой – это, наверное, самый неоспоримый и страшный счёт из тех, которые Л.Н. Толстой предъявил в своём романе войне. А.Платонов «Маленький солдат» Впечатлительная детская душа главного героя Сережи впитывает в себя все, что происходит вокруг. Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он уже стал солдатом. Сюжет рассказа станет в некотором роде «сквозным», самым распространённым сюжетом во всей литературе о детях на войне: речь идёт о маленьком разведчике, не желающем вернуться к мирной жизни. А.Платонов понял, какая страшная проблема скрыта за отчаянным героизмом маленького солдата: «Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну, и без войны ему не было терпения жить…» Большой писатель и увидел, и назвал самую суть проблемы «дети на войне», хотя сделал это в своей своеобразной, очень непростой манере, и его точка зрения осталась в литературе 40-х скорее исключением, чем правилом. О том, что война калечит детскую психику, в те годы не писали. Т.Кудрявцева «Детский дом. Лека» О судьбе девочки, потерявшей родителей во время ВОВ. (этот же маленький, но очень впечатляющий рассказ можно взять и к теме памяти, и «сохранности» человека»). М.А.Шолохов «Судьба человека» В.П.Катаев «Сын полка» Л.Н.Толстой Эпизод «Гибель Пети Ростова» («Война и мир») Мальчишка на войне – эта типичная для романа ситуация становится сильнейшим аргументом против войны как таковой. Гибель Пети Ростова – со всею его несостоявшейся, нераскрывшейся одарённостью, добротой и человеческой красотой – это, наверное, самый неоспоримый и страшный счёт из тех, которые Л.Н. Толстой предъявил в своём романе войне. А.Платонов «Маленький солдат» Впечатлительная детская душа главного героя Сережи впитывает в себя все, что происходит вокруг. Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он уже стал солдатом. Сюжет рассказа станет в некотором роде «сквозным», самым распространённым сюжетом во всей литературе о детях на войне: речь идёт о маленьком разведчике, не желающем вернуться к мирной жизни. А.Платонов понял, какая страшная проблема скрыта за отчаянным героизмом маленького солдата: «Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну, и без войны ему не было терпения жить…» Большой писатель и увидел, и назвал самую суть проблемы «дети на войне», хотя сделал это в своей своеобразной, очень непростой манере, и его точка зрения осталась в литературе 40-х скорее исключением, чем правилом. О том, что война калечит детскую психику, в те годы не писали. Т.Кудрявцева «Детский дом. Лека» О судьбе девочки, потерявшей родителей во время ВОВ. (этот же маленький, но очень впечатляющий рассказ можно взять и к теме памяти, и «сохранности» человека»). М.А.Шолохов «Судьба человека» В.П.Катаев «Сын полка» 14Т.Н.Самсонова. Сузун

Правда войны Л.Н.Толстой «Война и мир» Л.Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий. Л.Н.Толстой «Война и мир» Л.Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий. 15Т.Н.Самсонова. Сузун

Беда сегодняшнего мира - сепаратные войны «Слово о полку Игореве» Идейный пафос «Слова…» хорошо известен, он заключается в призыве прекратить междоусобные раздоры, призыве к единству действий. Вообще народ всегда сознавал, что его сила в единстве, и эта идея была народна по своему содержанию. Не утратила эта идея своего значения и в наше время, когда многие страны объяты огнем междоусобной войны. Сепаратный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича со своими родичами имел катастрофические последствия: это дало возможность половецким полчищам проникнуть в глубь русских княжеств и принести населению страшные беды. И автор осуждает этот поход, используя солнечную символику. Символический смысл затмения ясен: расплата неминуема и она уже настигает князей. Князья перестали излучать солнечное благо, их княжеская судьба погасла. В этом символе обозначены и скорбь, и осуждение. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир, когда стали «страны ради, гради весели». Автор заканчивает повесть образом солнечной символики, но уже жизнеутверждающей и оптимистичной: «Солнце светится в небесе, Игорь князь в Русской земле». «Слово о полку Игореве» Идейный пафос «Слова…» хорошо известен, он заключается в призыве прекратить междоусобные раздоры, призыве к единству действий. Вообще народ всегда сознавал, что его сила в единстве, и эта идея была народна по своему содержанию. Не утратила эта идея своего значения и в наше время, когда многие страны объяты огнем междоусобной войны. Сепаратный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича со своими родичами имел катастрофические последствия: это дало возможность половецким полчищам проникнуть в глубь русских княжеств и принести населению страшные беды. И автор осуждает этот поход, используя солнечную символику. Символический смысл затмения ясен: расплата неминуема и она уже настигает князей. Князья перестали излучать солнечное благо, их княжеская судьба погасла. В этом символе обозначены и скорбь, и осуждение. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир, когда стали «страны ради, гради весели». Автор заканчивает повесть образом солнечной символики, но уже жизнеутверждающей и оптимистичной: «Солнце светится в небесе, Игорь князь в Русской земле». Т.Н.Самсонова. Сузун

Женщина на войне С.Алексиевич «У войны не женское лицо» (эпизоды) Живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны, записала С.Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны - не женское лицо», обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну. Б.Васильев «А зори здесь тихие» С.Алексиевич «У войны не женское лицо» (эпизоды) Живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны, записала С.Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны - не женское лицо», обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну. Б.Васильев «А зори здесь тихие» Т.Н.Самсонова. Сузун

Русская литература богата на военные сюжеты, потому как сама история давала их нам. Перечень произведений, которые рекомендуется прочитать для подготовки к итоговому сочинению по теме «Вопросы, заданные человечеству войной». «Слово о полку Игореве». Здесь был задан, по сути, единственный вопрос: способна ли раздробленная Русь, самостоятельные княжества, дать отпор врагу, защитив свои земли? Разумеется, ответ категоричен: только в единстве заключается сила народа. Впрочем, тема единения в пору тяжелых для России дней – сквозная. Она поднималась во всех перечисленных ниже произведениях. «Слово о полку Игореве». Здесь был задан, по сути, единственный вопрос: способна ли раздробленная Русь, самостоятельные княжества, дать отпор врагу, защитив свои земли? Разумеется, ответ категоричен: только в единстве заключается сила народа. Впрочем, тема единения в пору тяжелых для России дней – сквозная. Она поднималась во всех перечисленных ниже произведениях. 18Т.Н.Самсонова. Сузун

Великая Отечественная война в отечественной прозе В.Гроссман «Жизнь и судьба» В.Богомолов «Иван» Б.Васильев «В списках не значился» В.Закруткин «Матерь человеческая» В.Некрасов «В окопах Сталинграда» К.Симонов «Живые и мёртвые» Ю.Бондарев «Горячий снег» М.Шолохов «Они сражались за Родину» В.Быков «Сотников», «Третья ракета», «Знак беды» Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» А.Твардовский «Василий Тёркин» В.Гроссман «Жизнь и судьба» В.Богомолов «Иван» Б.Васильев «В списках не значился» В.Закруткин «Матерь человеческая» В.Некрасов «В окопах Сталинграда» К.Симонов «Живые и мёртвые» Ю.Бондарев «Горячий снег» М.Шолохов «Они сражались за Родину» В.Быков «Сотников», «Третья ракета», «Знак беды» Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» А.Твардовский «Василий Тёркин» Т.Н.Самсонова. Сузун