Воспитание читателя – воспитание Человека Шарабарина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шарапская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Проект «Наш книжный уголок» Автор: Носагина Наталья Александровна Ученики четвёртого класса ГБОУ СОШ 2045 (кор. 1440) г. Москва.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
СЕМИНАР «Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе» Лотова Т.П. Зав. кафедрой НШ МОУ гимназии 23.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Использование технологии исследования на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 с углублённым изучением английского.
Формирование читательской культуры младших школьников Автор: Аникиенко И.Ю. Учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки anikienko.ucoz.ru.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Предметная область Участники Цели и задачи Описание ПО Ключевые слова Авторы Федеральный конкурс проектов учителей, применяющих новые информационные технологии.
Система воспитательной работы в ГПД, направленная на развитие читательского интереса у младших школьников. Автор: воспитатель ГОУ НОШ «Школа здоровья»
Развитие интереса к английскому языку через раннее обучение.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Подготовила: Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. Читательская компетентность предполагает понимание (общее, полное, критическое) информации поиск конкретной информации.
Транксрипт:

Воспитание читателя – воспитание Человека Шарабарина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шарапская СОШ»

Причины снижения интереса к чтению - усиление влияния средств массовой информации (чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером); - резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло; - изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»); - отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

На вопрос «Почему не читают?» отвечают: скучно – 18 % нет времени – 28 % Интернет и телевиденье интереснее – 22 % устаю – 19 % много задают – 13 % Если читают, то … Сказки – 15 % Повести, романы – 5 % Книги по искусству – 1 % Детективы, фэнтези – 11 % Учебную литературу – 56 % Специальную литературу – 9 % Не читают – 3 %

Что дает чтение литературы? Помогает в учебе – 26 % Расширяет кругозор – 30 % Жизненный опыт – 23 % Культурный отдых – 6 % Развивает воображение – 6 % Не знаю – 9 % Как используют свободное время? Чтение художественной литературы – 20 % Гуляние по улицам поселка, «тусовки» – 12 % Секции, соревнования – 8 % Художественная самодеятельность, музыкальная школа – 3 % «Сидят» и Интернете – 20 % Играют в компьютерные игры – 14 % Мастерят, рукодельничают – 1 % Слушают музыку – 8 % Бездельничают, «отдыхают» – 11 % Другое – 3 %

Цели изучения литературы в школе воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Работа над методикой изучения художественного произведения 2009/2010 уч.годы – «Теория литературы» (5 – 11 классы). 2010/2011 уч.годы – «Активные формы познавательной деятельности учащихся на уроках литературы в классах с углубленным изучением предмета». 2011/2012 уч.годы – «Проектная и исследовательская деятельность на уроках литературы». 2012/2013 уч.годы – «Методы и приемы работы с детьми с низкой мотивацией в обучении».

1. Проектное обучение Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Работа в группах построена на следующих основных правилах: Полное внимание к однокласснику; Серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

2. Учебное сотрудничество Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). В результате формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества. В моей практике это имеет место быть: вожатство (внекласс.деятельность), мини спектакль, посвящённый 200-летию Михаила Лермонтова (инсценировка некоторых биографических сцен), уроки единого чтения, проводимые семиклассниками для обучающихся начальной школы (Метерлинк «Синяя птица», стихотворения С.Есенина и др.)

3. Дискуссия Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого основное звено школы (58 классы), это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания.

4. Технология продуктивного чтения. I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе). II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации Первичное чтение текста. Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов III этап. Работа с текстом после чтения. Цель этапа :достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли

Внеклассная деятельность внеклассные занятия работа с учреждениями культуры работа с родителями

Семья и книга Большинство родителей покупают книги для детей - 80% (по крайней мере, до 5-6 классов), не покупают – 20 %. По мнению родителей за приобщение детей к чтению ответственны: родитель -30%, учитель – 15%, библиотекарь – 10%, сам ребенок – 17%, затруднились ответить – 28%.

Советы родителям - читайте детям вслух с самого раннего возраста. - покупайте детские книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка, - не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, - организуйте совместное чтение и обсуждайте с ребенком прочитанную книгу, - создайте в доме детскую библиотечку, - берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами. - поощряйте детей за чтение. - подпишитесь на газеты, журналы для ребёнка с учётом его интересов и возраста.

Обучение детей с низкой мотивацией разноуровневое изложение материала; постепенное усложнение (от простого к сложному, от частного к общему); многократное повторение изложенного в течение урока. Использую наглядность, видео презентации, рисунки – иллюстрации ушедших из школы учеников. Использую и групповые формы работы с целью взаимообучения; работу в парах; применяю индивидуальный опрос по заранее данным ученику вопросам; задания с выбором ответов; задания с критериями оценки; индивидуализирую домашнее задание.

Результаты За последние 3 года при 100% абсолютной успеваемости обучающихся качественная успеваемость по предмету возросла (с 52% до 66%) Программные произведения изучаются в полном объеме в соответствии с программой. 80 % выпускников, с которыми я работала, продолжают обучение в ВУЗах. Все учащиеся владеют навыками исследовательской и проектной деятельности, умеют работать с информацией, смогут спланировать деятельность. У ребят сложились положительные отношения к школе. Внутри классов бесконфликтное взаимодействие – 2010, 2010 – 2011, учебные годы – выпуски классов с преобладанием детей с низкой мотивацией и слабым развитием ОУУН, но все получили аттестаты об основном образовании. В 2014 году у выпускницы Улитиной Екатерины на ЕГЭ по русскому языку был высший балл за сочинение (часть С, которая выполняется на основе литературного материала).

Результаты 2011 год – Улитина Екатерина (8 класс) – 1 место в районе за участие в Молодёжном филологическом чемпионате уч.год – Чернявская Алина (10 класс) – 1 место в муниципальном этапе олимпиады школьников по литературе год – Райник Анастасия (6 класс) – 3 место в районном конкурсе творческих работ «Я горжусь Прокопьевским районом» (в жанре эссе)

Выводы Такая система работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.

Спасибо за внимание!