Нравственное воспитание старшеклассников ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Школьное воспитание
Возрастает роль гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях ОУ возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.
Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. Классный руководитель должен работать над решением следующих стратегических задач: - воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно- нравственного воспитания; - организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности; - организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность, работу по профориентации; - изучать профессиональные интересы и склонности; - создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания; - укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Для осуществления организации целостного процесса на классного руководителя возлагаются следующие функции: -создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды); -стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания; -организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных формах воспитательной работы традиционных и творческих; -индивидуальный подход к каждому воспитаннику, стимулирование его самопознания и самовоспитания; -содействие духовно-нравственному становлению ученика, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств, приобщение к высшим духовно-нравственным ценностям.
Основные направления в работе по духовно-нравственному становлению учащихся. Содержание каждого из направлений раскрывается в разнообразных формах работы с классом, родителями обучающихся, объединённых одной тематикой НРАВСТВЕННОСТЬ И ИНТЕЛЕКТ. Целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла существования на основе общечеловеческих ценностей, формирование понимания исторического прошлого и будущего родной страны и осознания своей непосредственной роли в её судьбе; создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуальных способностей и развития навыков рационального мышления.
«ПОДАРИ ЧЕЛОВЕКУ РАДОСТЬ». Основное содержание + формы работы: -прекрасное в жизни человека, милосердие (акции «Подари человеку радость», «Помоги собраться в школу», «Подари тепло» ). -правила человеческого общежития (деловая игра «Школа добрых дел», праздничные программы ко Дню пожилого человека, Дню матери.) «ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ВЕРЫ». Основное содержание + формы работы: -проблемы жизни и смерти, вера в бога, вера в себя, религии мира (беседа- размышление «Человек и его предназначение», экскурсии в храм, театрализованные представления христианских праздников). «ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ». Основное содержание + формы работы: -формирование представлений о гражданском долге, моральный закон каждого, добро и зло в жизни человека (беседа-размышление «Сострадание- основа гражданского долга», «В силах ли я искоренить в самом себе злость, «Красота спасёт мир»). «МИР ПРЕКРАСЕН». Основное содержание + формы работы:
-экологическое просвещение учащихся, проблемы экологической безопасности « Экологические операции, круглые столы по проблемам экологии». «ТРУД И ДЕНЬГИ». Основное содержание + формы работы: -деньги как общественный эквивалент, роль труда в жизни человека, нравственные нормы в мире денежных отношений (Беседа-тест «Что для меня деньги», деловая игра «Труд в жизни человека», деловая игра «Аукцион человеческих качеств»). «МОЯ РОДИНА». Основное содержание + формы работы: -патриотическое и гражданское воспитание, понятие патриотизма «символика» в масштабах страны, области, города ( Беседа- размышление «С чего начинается Родина», диалог-размышление «Что такое патриотизм и гражданственность», деловая игра «Я гражданин России», беседа-экскурсия в историю «Для чего нужна символика?»).
Семья. Цель данного направления - формирование у учащихся устойчивого положительного отношения к институту семьи как к одной из основных составляющих успешной самореализации личности в обществе. «СЕМЬЯ». Основное содержание + формы работы: -семейный союз, правила жизни в семье, примеры родительской любви (строгой, разумной, уважающей). (Тест «Родители моя опора», деловая игра «Генеалогическое древо», литературная гостиная «Традиции моей семьи»,этический диалог родителей и детей.) «ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ». Основное содержание + формы работы: -во сколько лет начинается взрослая жизнь? (Беседа-размышление «Дружба или любовь?», «А если это любовь?», ролевая игра «Я+ТЫ», продуктивная игра «Я люблю. Я люблю? Я люблю!».
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Цель направления - формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни как важнейшего компонента гармонично развитой личности. «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ». Основное содержание + формы работы: -правила поведения в местах общественного пользования, правила собственной безопасности, как не стать жертвой преступления, духовное и физическое здоровье, вредные привычки (Диалог-размышление «Зачем нужна полиция?», встреча с представителями внутренних органов правопорядка, деловая игра «Как обеспечить свою безопасность?», театр нестандартных ситуаций, беседа-тест «Здоровый образ жизни», деловая игра «Вредные привычки - за и против», просмотр профилактических фильмов.)
Мероприятия проводятся в течение года, в конце определяется уровень воспитанности учащихся, их интересы, а так же психологический климат в коллективе. В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать четкое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале.