Лекция 1 ЯЗЫК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. 1. Определение языка Общий язык – важнейшая составляющая жизни любого общества, условие его существования. Младограмматики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
ОБЩЕНИЕ ОБЩЕНИЕ СЛОЖНЫЙ МНОГОПЛАНОВЫЙ ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ( МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ) И ГРУППАМИ ( МЕЖГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. План. 1.Коммуникация или общение. 2.Средства общения. 3.Невербальное общение. 4.Особенности общения в современном мире.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Вербальные средства коммуникации. Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения.
ОБЩЕНИЕ Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя.
Овладение нормами делового общения выступает в качестве непременного условия качественной подготовки специалистов самого различного профиля. В связи с.
М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться.
Духовный мир человека Духовный мир личности (микрокосм человека) целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры Русский язык и культура речи Чиконина Г.В., к.п.н., доцент Резюме.
Ученическая презентация на тему: Группа 1. Наша гипотеза: Даже в наше время реальное общение является более предпочтительным чем сетевое.
Тема 10. Этика потребительского поведения.. Понятие об этической культуре Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и.
это один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно- исторического.
Что такое лингвистика? Лингвистика Происхождение языков Функционирование языков Сходство и различие языков Процессы говорения и понимания во времени.
Транксрипт:

Лекция 1 ЯЗЫК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

1. Определение языка Общий язык – важнейшая составляющая жизни любого общества, условие его существования. Младограмматики : язык – средство выражения индивидуальной души. К.Флоссер : язык – творческое, эстетическое самовыражение индивидуального духа. Л.Ельмслев : язык – чистая структура отношений. К.Маркс, Ф.Энгельс : язык – практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание. В.И. Ленин : язык – важнейшее средство человеческого общения. Язык – исторически сложившаяся в обществе система материальных знаков, выполняющих коммуникативную функцию.

1. Функции языка Функции – 1) функции языка (языковой деятельности) как целостного общественного явления, отличного от других общественных явлений (коммуникативная); 2) функции, которые выполняет знак в частных ситуациях общения людей; 3) сферы, области применения того или иного употребления языка.

Формы коммуникативной функции : Узконаправленная коммуникация – непосредственное общение людей один на один; Широконаправленная коммуникация - непосредственное общение одного человека с большой группой людей Массовая коммуникация – общение человека с невидимой аудиторией. Проявление сущности языка: экспрессивная, номинативная, аккумулятивная, когнитивная Неосновные функции языка : эмотивная, побудительная, поэтическая, фатическая, дейктическая, магическая, суггестивная, инструментальная, перформативная и т.д.

3. Речевое общение - осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информационный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью. - Речевое общение предполагает : 1. Обмен информацией 2. Осознанность информационного обмена; 3. Целенаправленность передачи информации 4. Рациональная оформленность информационного обмена; 5. Индивидуализация собеседника; 6. Обратная связь; 7. Эмоциональный контакт с собеседником

4. Функции общения I. Социальные – связанные с потребностями общества в целом 1. Функция обмена информацией; 2. Функция передачи знаний; 3. Функция формирования норм

II. Социально-психологические функции – связанные с общественными потребностями личности: 1. коммуникативного выражения личности, коммуникативной самореализации; 2. оценки деятельности человека; 3. подавления агрессии; 4. отождествления себя с группой; 5. противопоставления себя какой-либо группе 6. познания людьми друг друга; 7. формирования развития межличностных отношений; 8. распределения (заполнения) времени

III. Индивидуально-психологические функции- – связанные с индивидуальными потребностями личности. 1. формирования сознания; 2. поддержания функций сознания; 3. поддержания работоспособности, эмоционального равновесия; 4. поддержания физического здоровья; 5. усиления психических процессов;

5. Виды речевого общения 1) По теме общения : политическое, научное, бытовое, религиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т.д. 2) По цели общения : деловое и развлекательное. 3) По степени официальности : официальное и неофициальное; 4) По форме общения : закрытое, открытое, смешанное. Закрытое общение- когда содержание разговора отходит на второй план и оказывается малосущественным. Это может быть светское общение (разговор на общие темы). Его цели : 1) Заполнение времени беседой; 2) Демонстрация принадлежности общающихся к одной группе; 3) Соблюдение принятого в обществе для данного типа ритуала.

Открытое общение - когда предметная ситуация открыта, можно избирать любые темы, можно выражать свою точку зрения, оспаривать точку зрения собеседника. Виды открытого общения: - деловой разговор; - беседа с товарищем; - разговор друзей, влюблённых; - разговор по душам..

Смешенное общение - содержит элементы открытого и закрытого общения одновременно. Это – диалог учитель-ученик, начальник-подчинённый, врач – пациент, служащий- клиент. - Типология общения : 1. По свободе выбора партнёра : инициативное – выбор партнёра по желанию (друга, общение в гостях); принудительное – вынужденное общение, независимо от интереса к этому человеку (общение в семье, родители – всегда принудительные собеседники).

2. По степени проявления личности в общении: обезличенное – когда человек не раскрывает себя как личность, не выступает как индивидуальность (покупатель, клиент, продавец…); личностное – выявление в общении личности человека, проявление интереса к нему как к индивидуальности (друг, новый знакомый, любимый человек…).

3. По продолжительности: кратковременные и длительные; 4. По соотношению формы и содержания: прямое – при котором содержание высказывания непосредственно вытекает из содержания употреблённых в нём слов; косвенное – высказывание не понимается буквально, содержит второй план, подтекст, намёк, который и составляет истинную цель высказывания.

5. Индивидуальные особенности речевой деятельности Функция речевой деятельности – не только нести информацию о внешнем мире и отношении говорящего к нему, но и давать характеристику самого говорящего субъекта, передавая окружающим личностную информацию о нём.

Языковой паспорт человека Речевая деятельность человека, или манера его речи, используемый словарь, интонация, жестикуляция, излюбленные выражения, риторические приёмы и т.д. – создаёт определённый образ, по которому судят о человеке, т.е. языковой паспорт человека. Это та информация, которую человек непроизвольно передаёт о себе, когда он говорит.

Языковая личность и коммуникативная личность человека Ю.Н. Караулов : Языковая личность - вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этический, и другие компоненты, но преломленные через язык личность, её дискурс. Характеристики языковой личности : национально-культурная доминанта; инвариантная и вариантная лексика и грамматики; мотивы и цели, движущие её развитием, поведением; коммуникативные потребности и готовность, способная удовлетворять эти потребности

Типы речевой культуры 1. Элитарный выполняет все этические и коммуникационные нормы, владеет всеми функциональными стилями родного языка; 2. Средне-литературный владеет обычно 2-3 функциональными стилями, стилем обиходно-бытового общения и своим профессиональным стилем; 3. Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный владеют только разговорной системой общения, которая и используется ими в любой обстановке, в том числе и официальной. В л-р. типе преобладает ты -общение и неполные имена, то в ф-р. типе - только ты -общение. ; 4. Жаргонный и просторечный типы характеризуются ненормативностью, ориентацией на свою группу общения, вульгаризмами, использованием мата.

6. Коммуникативное поведение - особенности поведения того или иного народа, описанные в совокупности, в системе. Коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения народа. Коммуникативная культура – коммуникативное поведение народа как компонент его национальной культуры; Коммуникативные нормы – коммуникативные правила, обязательные для выполнения в данной лингвокультурной общности (приветствие, благодарность); Коммуникативные традиции – правила, не обязательные для выполнения, но соблюдаемые большинством народа и рассматриваемые в обществе как желательные для правила,(спросить старика о здоровье, предложить ему помощь.);

Вербальное коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций обещания, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определённых коммуникативных условиях. Невербальное коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к используемым в процессе общения невербальным знакам (языку телодвижений – жестам, мимике, взгляду, позам, движению, физическому контакту в ходе общения, выбору места общения, расположению относительно собеседника и т.п.); Коммуникативное сознание – устойчивая совокупность мыслительных процессов, обеспечивающих коммуникативное поведение (нации, группы, личности).

7. Формы существования языка Национальный язык – сложная разноаспектная система систем, обеспечивающая коммуникацию во всех сферах жизни данного общества, единство всех форм. Литературный язык – важная составляющая любого цивилизованного общества, возникает в обществе в период его культурного и экономического подъёма, создаётся силами выдающихся писателей.

I. Территориально-ограниченные формы существования языка (противостоят литературному языку) : 1. территориальные диалекты- вариант национального языка, используемый частью этнического коллектива, основная сфера – обиходно-бытовое общение. На основе диалектов возникает народно-поэтическое творчество; 2. ареальный язык – национальный язык, используемый за пределами своей исконной территории (анг.яз.в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.).

II. Социально-ограниченные формы существования языка (противостоят литературному языку): 1. Социальный диалект – особенности речи определённых социальных групп: а) профессиональные диалекты – особенности речи представителей определённых профессий. б) гендер диалекты – особенности речи мужчин и женщин в пределах одного национального языка.

2. Социальный жаргон – совокупность сниженных, экспрессивных языковых единиц, характерных для устной непринуждённой речи определённой социальной группы: а) профессиональные жаргоны совокупность профессиональных слов, обладающих сниженностью и экспрессивностью и используемых представителями определённой профессиональной группы; б) уголовный ж., ж. беспризорников, детский ж., молодёжный ж..

3. Групповые (корпоративные) жаргоны – особенности экспрессивной сниженной речи временных объединений (групп) людей: а) солдатский ( дембель, зелёный, дед, дух, салабон..); б) студенческий ( шпора, бомба, общага, степуха, автомат );

III. Социально-ограниченные формы существования языка: 1. Кастовые языки – используемые в определённом обществе в качестве демонстрации принадлежности использующих их лиц к определённому привилегированному социальному слою, образованной или управленческой элите. 2. Культовые языки – используемые в религиозных целях.

8. Язык и другие системы передачи информации Коммуникативные системы животных Практически все животные имеют достаточно развитые коммуникативные системы, они передают друг другу информацию и воспринимают её.

Невербальные средства передачи информации Невербальная коммуникация – общение с помощью несловесных сигналов (жесты, мимика, внешний вид…) Невербальное общение – средство передачи информации как и вербально, только использующее другие средства. Невербальные средства общения сопровождают, дополняют речь и даже заменяют слова. Конгруэнтность – соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность – противоречие между ними.

Искусственные системы передачи информации Азбука Морзе, язык свиста, тюремный перестук, флажковая сигнализация, азбука Брайля и т.д. представляют собой естественный язык, материальная сторона которого заменена на другую – для удобства использования в особых условиях. Искусственные языки: Эсперанто, Интерлингва, Новиал, Нове азбука и др. Язык жестов – язык глухонемых.

Системы условных сигналов для передачи ограниченной информации – светофор, семафор, дорожные знаки, сигнальные ракеты, хим., физ., и матем. формулы Все эти системы вторичны по отношению к естественному языку, они передают ограниченный объём заранее обговорённой при помощи языка информации и выполняют в обществе по отношению к естественному языку вспомогательную роль.

Литература Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. Воронеж, С