Тема 9 Менеджер. Организация труда менеджера. Самоменеджмент. Тема 9 Менеджер. Организация труда менеджера. Самоменеджмент. Лектор: В.Н.Гавриленко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лектор Сергей Владимирович Лукин. Менеджмент - эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства.
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Основные подходы к организации службы управления персоналом Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных.
Преснякова Виктория Васильевна. Управление - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих.
КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. Под кадрами предприятиями понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Линейно-функциональная структура управления
г.Киев 2012 г. Важное о бизнес-процессном подходе в организации.
Организационное проектирование системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 5.
Организация взаимодействия в управлении и полномочия План 1. Делегирование полномочий 2. Групповая динамика в менеджменте 3. Управление неформальной организацией.
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
Поток 933 Абросимова Е.А.. ОРГАНИЗАЦИЯ- ЭТО: Внутренняя упорядоченность, взаимодействие частей целого, их полная согласованность, то есть организация,
МЕНЕДЖМЕНТ «Требования к личности менеджера». Менеджер лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный.
Тема 1. Сущность управленческой деятельности. Понятие менеджмента.
Тема: Руководитель как субъект организаторской деятельности Теория организации.
КТО ТАКОЙ МЕНЕДЖЕР? Выполнила Харлаева Наталья, гр.БМН-101 Руководитель К.э.н., доцент Корнеева Е.Н. Тольятти-2012.
Транксрипт:

Тема 9 Менеджер. Организация труда менеджера. Самоменеджмент. Тема 9 Менеджер. Организация труда менеджера. Самоменеджмент. Лектор: В.Н.Гавриленко

Менеджер. Организация труда менеджера. Самоменеджмент. 1. Менеджер. Роли менеджера в организации. 1. Менеджер. Роли менеджера в организации. 2. Уровни управления. Типология менеджеров 2. Уровни управления. Типология менеджеров 3.Требования, предъявляемые к современным менеджерам 3.Требования, предъявляемые к современным менеджерам 4. Сущность и содержание самоменджмента. 4. Сущность и содержание самоменджмента.

Субъект и объект менеджмента. Менеджмент - это вид профессиональной деятельности по оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации- производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью. Менеджмент - это вид профессиональной деятельности по оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации- производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью. В качестве В качестве субъекта этой деятельности выступает менеджер ( наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации) субъекта этой деятельности выступает менеджер ( наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации) объекта – хозяйственная деятельность фирмы в целом или ее конкретная сфера(производство, сбыт, финансы и др.). объекта – хозяйственная деятельность фирмы в целом или ее конкретная сфера(производство, сбыт, финансы и др.).

Менеджер. Менеджер – это руководитель, управляющий. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся другие люди. Менеджер – это руководитель, управляющий. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся другие люди. Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы

Роли менеджера в организации Роли менеджера в организации Менеджер: Менеджер: организует работу на предприятии; организует работу на предприятии; руководит производственной деятельностью сотрудников предприятия; руководит производственной деятельностью сотрудников предприятия; является должностным лицом предприятия; является должностным лицом предприятия; входит в руководящий состав предприятий. входит в руководящий состав предприятий.

Основные роли менеджера (по Генри Минцбергу) межличностные; межличностные; информационные; информационные; управляющие. управляющие.

Межличностные роли Межличностные роли Глава - проведение церемониальных мероприятий; встречи гостей, подписание юридических документов. Представляет фирму в целом. Лидер - руководство и мотивация подчиненных; обучение, консультации и коммуникации с работниками. Связующее звено - поддержание информационных связей внутри организации и за ее пределами

Информационные роли 1. приемник информации) 1. Наблюдатель (пприемник информации) - поиск и получение информации; в т.ч. просмотр периодической печати и отчетов, личные контакты. 2. распространитель информации 2. Проводник (распространитель информации )- передача информации другим членам организации; рассылка напоминаний и отчетов, телефонные звонки. 3. представитель ) записки. 3. Оратор (ппредставитель ) - информирование внешних субъектов; речи, отчеты, записки.

Управляющие роли Предприниматель - инициация новых проектов; поиск новых идей, завоевание сторонников. «Пожарный» (реагировать на изменения внешней среды) - разрешение конфликтов между подчиненными (подразделениями); адаптация к кризисам во внешней среде. Распределитель ресурсов - решения о целесообразном использовании людей, времени, оборудования, бюджетных средств и прочих ресурсов для достижения планируемых результатов. Участник переговоров.

Уровни управления. Типология менеджеров. Уровни управления. Типология менеджеров. Разделение труда менеджеров: Разделение труда менеджеров: специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

Критерии разделение труда менеджеров Функциональное разделение - формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, контроль и т. д.). Функциональное разделение - формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, контроль и т. д.). Структурное разделение -учет характеристик управляемого объекта, (масштаб, сфера деятельности, отраслевая или территориальная специфика). Структурное разделение -учет характеристик управляемого объекта, (масштаб, сфера деятельности, отраслевая или территориальная специфика). Вертикальное разделение- выделении трех уровней управления (низового, среднего и высшего). Вертикальное разделение- выделении трех уровней управления (низового, среднего и высшего). Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров - вид и сложность выполняемых работ. Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров - вид и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников (руководителей, специалистов и служащих). По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников (руководителей, специалистов и служащих).

Типы руководителей по виду выполняемых функций (линейные и функциональные); по виду выполняемых функций (линейные и функциональные); от уровня иерархии (руководители высшего уровня (директор, главный инженер), руководители среднего уровня (начальник цеха, отдела), руководители низшего уровня (мастера, бригадиры)); от уровня иерархии (руководители высшего уровня (директор, главный инженер), руководители среднего уровня (начальник цеха, отдела), руководители низшего уровня (мастера, бригадиры)); по уровню образования (с высшим образованием, со средним специальным образованием, практики). по уровню образования (с высшим образованием, со средним специальным образованием, практики).

Квалификация специалистов по специальности (технологи, экономисты, юристы); по специальности (технологи, экономисты, юристы); по профилю деятельности (специалисты технического профиля (конструктор, инженер, технолог), специалисты экономического профиля (экономист, бухгалтер), специалисты административного профиля (инженер по технике безопасности, инженер по охране труда)); по профилю деятельности (специалисты технического профиля (конструктор, инженер, технолог), специалисты экономического профиля (экономист, бухгалтер), специалисты административного профиля (инженер по технике безопасности, инженер по охране труда)); по уровню образования (с высшим образованием, со средним специальным образованием, практики); по уровню образования (с высшим образованием, со средним специальным образованием, практики); по уровню квалификации (специалисты I, II, III категории, главные специалисты). по уровню квалификации (специалисты I, II, III категории, главные специалисты).

Уровни менеджмента Низовой ( технический) уровень : Низовой ( технический) уровень : линейные или операционные руководители ; линейные или операционные руководители ; ежедневные действия по обеспечению эффективного производства продукции или предоставления услуг; ежедневные действия по обеспечению эффективного производства продукции или предоставления услуг; ответственностью за непосредственное использование ресурсов. ответственностью за непосредственное использование ресурсов. Средний( управленческий) уровень : Средний( управленческий) уровень : согласование и координацией усилий подразделений ; согласование и координацией усилий подразделений ; информация для решений ТОП-менеджеров; информация для решений ТОП-менеджеров; трансляция этих решений низовым руководителям. трансляция этих решений низовым руководителям. Институциональный ( высший уровень ) : Институциональный ( высший уровень ) : руководитель и его заместители, топ- менеджеры ; руководитель и его заместители, топ- менеджеры ; формулирование целей, разработка стратегии, управление отношениями между организацией и внешней средой; формулирование целей, разработка стратегии, управление отношениями между организацией и внешней средой; разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов. разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Управленческие функции менеджмента

Распределение рабочего времени ТОП-менеджера

Навыки менеджера Концептуальные навыки – познавательные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. Человеческие навыки - способности менеджера к работе с людьми и посредством людей. Технические навыки - специальные знания и умения, необходимые для выполнения работ.

Профессиональные компетенции менеджера знания в области теории и умения в сфере практики управления; знания в области теории и умения в сфере практики управления; способность к коммуникациям и умение работать с людьми; способность к коммуникациям и умение работать с людьми; компетентность в области специализации предприятия. компетентность в области специализации предприятия.

Базовые компетенции менеджера Интеллектуальные; Интеллектуальные; Волевые; Волевые; Эмоциональные; Эмоциональные; Нравственные; Нравственные; Коммуникативные. Коммуникативные.

Зрелость менеджера

Сущность самоменджмента Самоменеджмент : Самоменеджмент : эффективное применения базовых ресурсов личности ( время, активность, платежеспособность, образованность); эффективное применения базовых ресурсов личности ( время, активность, платежеспособность, образованность); управления процессами жизнедеятельности личности (трудом менеджера, использованием свободного времени, карьерой); управления процессами жизнедеятельности личности (трудом менеджера, использованием свободного времени, карьерой); управления результатами деятельности менеджера ( квалификациия, личные качества, имидж). управления результатами деятельности менеджера ( квалификациия, личные качества, имидж). Самоменеджмент (или таймменеджмент) техника правильного использования времени. Самоменеджмент (или таймменеджмент) техника правильного использования времени.

Функции самоменеджмента постановка цели; постановка цели; планирование; планирование; принятие решений; принятие решений; реализация и организация решения; реализация и организация решения; контроль; контроль; информация и коммуникация. информация и коммуникация.

Постановка цели (критерии +СSMART).

Постановка цели («Дерево целей» ).

декомпозиция целей

Препятствия в управлении временем Препятствия в управлении временем Внутренние проблемы в управлении временем: Внутренние проблемы в управлении временем: технические ошибки - исправимые методические ошибки в подходах к планированию времени. технические ошибки - исправимые методические ошибки в подходах к планированию времени. психологические препятствия - скрытые внутренние причины, которые мешают вам добиваться своих целей. психологические препятствия - скрытые внутренние причины, которые мешают вам добиваться своих целей. Внешние проблемы в управлении временем: Внешние проблемы в управлении временем: факторы окружающей среды, находящиеся за пределами вашего контроля; факторы окружающей среды, находящиеся за пределами вашего контроля; разрешение которых выходит за пределы ваших возможностей; разрешение которых выходит за пределы ваших возможностей; накладывают некоторые ограничения на ваши возможности планирования и самоорганизации. накладывают некоторые ограничения на ваши возможности планирования и самоорганизации.

Поглотители времени Привычка откладывать дела Привычка откладывать дела Любимая и нелюбимая работа Любимая и нелюбимая работа Поиск избыточной информации Поиск избыточной информации Неумение сказать «нет» Неумение сказать «нет»

Планирование времени Соотношение (60:40)- составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (па 60 %). Соотношение (60:40)- составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (па 60 %). Регулярность системность последовательность- планирование времени регулярно, системно, последовательно доводя до конца начатое дело. Регулярность системность последовательность- планирование времени регулярно, системно, последовательно доводя до конца начатое дело. Реалистичное планирование- планировать реальный, выполнимый объем задач.. Реалистичное планирование- планировать реальный, выполнимый объем задач.. Заполнение потерь времени - лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего дня наверстывать потерянное накануне. Заполнение потерь времени - лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего дня наверстывать потерянное накануне. Фиксация результатов вместо действий- фиксировать в планах результаты или цель, а не просто какие-либо действия. Фиксация результатов вместо действий- фиксировать в планах результаты или цель, а не просто какие-либо действия. Срок выполнения- устанавливать точные сроки выполнения для всех видов деятельности. Срок выполнения- устанавливать точные сроки выполнения для всех видов деятельности. Согласование различных планов во времени. Согласование различных планов во времени.

Планирование времени (метод «Альпы») Метод включает пять стадий: Метод включает пять стадий: 1. Составление заданий. 1. Составление заданий. 2. Оценка длительности акций. 2. Оценка длительности акций. 3. Резервирование времени (в соотношении 60 : 40). 3. Резервирование времени (в соотношении 60 : 40). 4. Принятие решений по приоритетам и перепоручению. 4. Принятие решений по приоритетам и перепоручению. 5. Контроль (учет несделанного) 5. Контроль (учет несделанного)

Очередность выполнения заданий 1. Принцип Парето (соотношение 80:20) - в процессе работы тратится 20 % времени для достижения 80 % результатов. 1. Принцип Парето (соотношение 80:20) - в процессе работы тратится 20 % времени для достижения 80 % результатов. 2. Установление приоритетов с помощью анализа АБВ - доли в процентах более важных и менее важных дел в сумме остаются неизменными 2. Установление приоритетов с помощью анализа АБВ - доли в процентах более важных и менее важных дел в сумме остаются неизменными Матрица «Важное – Срочное» (матрица Кови или матрица Эйзенхауэра). Матрица «Важное – Срочное» (матрица Кови или матрица Эйзенхауэра).

Установление приоритетов с помощью анализа АБВ Все работы подразделяются на : Все работы подразделяются на : важнейшие задачи(А) - 15 % всего количества дел, которыми занимается руководитель. Вклад этой задачи в достижение конечной цели составляет около 65 %; важнейшие задачи(А) - 15 % всего количества дел, которыми занимается руководитель. Вклад этой задачи в достижение конечной цели составляет около 65 %; важные задачи(Б)- 20 % общего количества дел, значимость которых также около 20 %; важные задачи(Б)- 20 % общего количества дел, значимость которых также около 20 %; несущественные задачи(В)- 65 % всех дел, значимость их составляет всего лишь 15 %. несущественные задачи(В)- 65 % всех дел, значимость их составляет всего лишь 15 %.

Правила применения анализа АБВ систематизировать задания по степени важности и установить очередность; систематизировать задания по степени важности и установить очередность; оценить задачи в соответствии с категориями А, Б, В; оценить задачи в соответствии с категориями А, Б, В; задачи категории А руководитель должен выполнять сам; задачи категории А руководитель должен выполнять сам; задачи категории Б следует перепоручить; задачи категории Б следует перепоручить; задачи, которые остались, подлежат обязательному перепоручению. задачи, которые остались, подлежат обязательному перепоручению.

Матрица «Важное – Срочное»

Классификация дел, согласно матрице Эйзенхауэра А важные и срочные («горящий» проект, неотложные дела, критические ситуации, проекты, у которых подходят сроки сдачи). их необходимо выполнять самому руководителю; А важные и срочные («горящий» проект, неотложные дела, критические ситуации, проекты, у которых подходят сроки сдачи). их необходимо выполнять самому руководителю; В важные и несрочные (профилактические действия, поддержание ресурсов и средств, создание связей, поиск новых возможностей, планирование, восстановление сил налаживание отношений, определение новых перспектив, оценка полученных результатов, саморазвитие.) их необязательно выполнять сразу, но выполнять их нужно самому; В важные и несрочные (профилактические действия, поддержание ресурсов и средств, создание связей, поиск новых возможностей, планирование, восстановление сил налаживание отношений, определение новых перспектив, оценка полученных результатов, саморазвитие.) их необязательно выполнять сразу, но выполнять их нужно самому;

Классификация дел, согласно матрице Эйзенхауэра С неважные, но срочные (телефонные звонки, внезапные посетители, мелкие дела, «навязанные» проблемы, некоторые совещания, рассмотрение неотложных материалов и т.д.) - их нужно делегировать; С неважные, но срочные (телефонные звонки, внезапные посетители, мелкие дела, «навязанные» проблемы, некоторые совещания, рассмотрение неотложных материалов и т.д.) - их нужно делегировать; D неважные и несрочные (поглотители времени, мелочи, отнимающие время, развлечения, некоторая корреспонденция) - от их выполнения можно воздержаться. D неважные и несрочные (поглотители времени, мелочи, отнимающие время, развлечения, некоторая корреспонденция) - от их выполнения можно воздержаться.

Организация рабочего пространства руководителя 1. Зоны на вашем рабочем столе могут быть распределены по правилу TRAF: 1. Зоны на вашем рабочем столе могут быть распределены по правилу TRAF: Toss выбросить Toss выбросить Refer передать Refer передать Action работать Action работать File – в архив File – в архив 2. Каждой вещи свое место 2. Каждой вещи свое место На рабочем столе должны находиться только те предметы и средства, которые часто и постоянно используются для решения задач управления. На рабочем столе должны находиться только те предметы и средства, которые часто и постоянно используются для решения задач управления. Все документы (папки, бумаги) надо располагать таким образом, чтобы они имели постоянное место и их можно было легко найти. Папки, которыми часто пользуются в течение рабочего дня, располагаются в пределах рабочей зоны руководителя (один-два шага). Все документы (папки, бумаги) надо располагать таким образом, чтобы они имели постоянное место и их можно было легко найти. Папки, которыми часто пользуются в течение рабочего дня, располагаются в пределах рабочей зоны руководителя (один-два шага). 3. Папки с документами могут иметь названия: 3. Папки с документами могут иметь названия: Срочно Срочно На исполнение (с разделителями, обозначающими сроки исполнения) На исполнение (с разделителями, обозначающими сроки исполнения) На отправку или для передачи подчиненным, коллегам На отправку или для передачи подчиненным, коллегам Архив Архив 4. Освещенность 4. Освещенность Правильная освещенность помещений фактор создания комфортных условий для работы руководителя. Прямой яркий свет вызывает раздражение глаз, слабая освещенность ведет к их быстрому утомлению, отраженный свет от полированных поверхностей стола и шкафов действует раздражающе. Правильная освещенность помещений фактор создания комфортных условий для работы руководителя. Прямой яркий свет вызывает раздражение глаз, слабая освещенность ведет к их быстрому утомлению, отраженный свет от полированных поверхностей стола и шкафов действует раздражающе. Лучше всего располагать стол так, чтобы нормальный дневной свет падал слева от рабочего стола руководителя или прямо на него. В темное время суток помогают правильно подобранные светильники или настольные лампы. Лучше всего располагать стол так, чтобы нормальный дневной свет падал слева от рабочего стола руководителя или прямо на него. В темное время суток помогают правильно подобранные светильники или настольные лампы. 5. Чистый воздух 5. Чистый воздух Вентиляция имеет важное значение для сохранения работоспособности. Оптимальным вариантом является оборудование каждого помещения кондиционером. При его отсутствии необходимо проветривать помещение каждые 2 часа. Вентиляция имеет важное значение для сохранения работоспособности. Оптимальным вариантом является оборудование каждого помещения кондиционером. При его отсутствии необходимо проветривать помещение каждые 2 часа.