Введение 1. Гносеология как философская дисциплина. 2. Познание и практика 3. Многообразие форм познания 4. Истина и заблуждение 5. Состав, структура.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
{ Тема 9. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ Истина, достоверность и заблуждение. Выполнила: студентка 109 группы Носова Мария.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Познание мира: сущность и формы. Введение Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладением тайнами бытия есть выражение высших устремлений.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Презентация "Познание как деятельность. Истина и ее критерии"
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Технология системного анализа урока. Отсутствие цели посещения Отсутствие программы наблюдения Рассмотрение педагогических средств и приемов вне зависимости.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Транксрипт:

Введение 1. Гносеология как философская дисциплина. 2. Познание и практика 3. Многообразие форм познания 4. Истина и заблуждение 5. Состав, структура и динамика знания 6. Философы о гносеологии Заключение

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания, человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ( ГНОСЕОЛОГИЯ ) это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д.

Термин « гносеология » в современной литературе употребляется в двух основных значениях : 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о « знании вообще », независимо от его форм и видов ; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках.

Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как : онтология учение о бытии, диалектика учение о всеобщих законах развития бытия и познания, логикой ( в ее различных модификациях ), методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук.

Что касается МЕТОДОВ, с помощью которых гносеология исследует свой предмет, то она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в данной познавательной ситуации.

Это прежде всего философские методы : - диалектический, - феноменологический, - герменевтический Это и то, что называют общенаучной методологией : - системный, - структурно - функциональный, - вероятностный.

Познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта. Гносеологическое отношение включает три составляющих ; субъект, объект и знание как результат познания. Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом.

В первом случае возникает необходимость уяснить, каким образом осуществляется переход от источника знания к его потребителю, выяснить характер опосредования, понять, как объект становится достоянием субъекта. Другими словами, дать объяснение тому, как объективное содержание познаваемого явления переносится в голову человека и преобразуется в ней, становится знанием.

В истории философии сложилось несколько моделей гносеологического отношения субъекта к объекту. Одна из первых моделей отношения субъекта и объекта принадлежит древнегреческому мыслителю Демокриту. По его версии, субъект фиксирует не объект познания, а его образ. Образ - тончайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвавшись от тела, образ обретает самостоятельность, существует сам по себе. Образы исходят от всех вещей, от растений, но более всего от живых существ, вследствие их энергичного движения и их теплоты.

С поверхности каждого предмета отделяется тонкая пленочка – образ, который совпадает с самим предметом, пустая внутри и недоступная другим органам чувств. В воздухе образы составляют тысячи отпечатков изображений. На встречу им из влажной части глаз движутся изображения – лучи. По этим лучам образы предметов уменьшаются, по закону перспективы продвигаются в глаз. И мы ощущаем эти образы. Из теории истечения следовало, что мысли об объекте имеют свой реальный предмет заблуждения. Демокрит объясняет, что образы могут перепутаться. Ложное от истины отличается разумом.

Что касается представителей философии объективного идеализма, то они исходили из посылки о " непосредственной данности " объекта в мысли субъекта. Идеальный мир как объект познания сохраняет свою вечность, неизменность, а стало быть, и ценность для познания. Чувственный мир поставляет мнения, а идеальный мир - знание. Поскольку душа бессмертна, то, приобщаясь к миру вечности, она несет в себе его отраженный свет ( информацию ). Найти знание в самом себе - это значит припомнить.

В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к чистой духовной активности субъекта. Что касается объекта, то он превращается в проявление, форму этой активности. В ходе познавательной активности снимается внешняя для предмета чувственная форма его проявления в сознании познающего субъекта, в результате чего внутренняя форма бытия предмета – « сущность » совпадает с формой мыслительной деятельности – с « понятием ».

Уподобление субъекта познания музыкальному инструменту исключало гносеологическую активность субъекта, ставило его в зависимость от объекта. Не выявив роли действительной активности субъекта, нельзя вскрыть и подлинный характер взаимодействия в системе " субъект - объект ". При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои " правила игры ". Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации. Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом гносеологии. Эти и другие вопросы заставляют обращаться к гносеологии как объекту философского анализа.

Знание – форма социальной идеальной памяти, свернутая сфера деятельности, результат осмысления объекта. Знание человека - это способ представления мира в идеальном плане. Знание – форма социальной идеальной памяти, свернутая сфера деятельности, результат осмысления объекта. Знание человека - это способ представления мира в идеальном плане. Знание – это информация. Она не связана с конкретной личностью. Одинаково доступна всем. Знание – это информация. Она не связана с конкретной личностью. Одинаково доступна всем. Знание – личное достояние знающего, оно выступает как виток познавательного процесса. Знание – личное достояние знающего, оно выступает как виток познавательного процесса.

ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА. Категория практики, активной чувственно - предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико - материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности.

С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность, преобразует и в ходе этих изменений познает ее.

Практика и познание две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества.

· материальное производство ( труд ), преобразование природы, естественного бытия людей ; · социальные действия преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными « массовыми силами » ( революции, реформы, войны и т. п.); · научный эксперимент активная ( в отличие от наблюдения ) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

1. Практика является ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, определять время и т. д. Астрономия была востребована запросами торговли и мореплавания и т. п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке ( например, периодический закон Менделеева ) делаются непосредственно « по заказу » практики.

2. Практика выступает как ОСНОВА ПОЗНАНИЯ, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, в конечном счете обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений.

3. Практика опосредованно является ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания в конечном счете возвращаются в практику и активно влияют на ее развитие. Человек должен не только познавать и объяснять мир, но и использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для создания полноценной жизни людей.

4. Практика представляет собой решающий КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, т. е. позволяет отделять истинные знания от заблуждений.

Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. 1. Материально - технический - производства средств к жизни, труд, практика. 2. Духовный ( идеальный ), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта – лишь одно из многих других.

Формы познания Обыденно- практическое познание Игровое познание Мифологическое познание Художественно- образная форма познания Философская и религиозная форма познания Формы познания

ОБЫДЕННО - ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т. д. и представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т. п. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры ( деловой, спортивной, актерской и др.) индивид активно познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения теоретических и практических задач.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика в фантастическом отражении реальности, в бессознательно - художественной переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т. д.

ХУДОЖЕСТВЕННО - ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т. д.

ФИЛОСОФСКОЕ и РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ. Здесь же отметим, что если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научной и философской форм познания рациональность, которая эмоции и веру содержит в качестве подчиненных моментов.

Категории истины и заблуждения ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику.

Непосредственная цель познания в любой его форме ИСТИНА. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины ( а не случайная аномалия ) на всех этапах ее развертывания ЗАБЛУЖДЕНИЕ

ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно - исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Заблуждения следует отличать от лжи преднамеренного искажения истины в корыстных интересах и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение характеристика знания, то ошибка результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности :

ИСТИНА ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Достижение истины непосредственная цель познания в любой его форме ( научной, философской, образно - художественной и др.)

Современная трактовка истины, которой придерживается большинство отечественных философов, формулируется следующим образом : Истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания

ОБЪЕКТИВНОСТЬ : конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного.

Истина субъектна, т. е. она не существует вне и помимо деятельности людей. Но одновременно она носит объективный характер, ибо ее содержание ( правильность отражения человеческим сознанием реальности ) не зависит от сознания человека и человечества. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Так, любой экономический постулат имеет истинную значимость только в рамках определенных социально - экономических условий, игнорирование которых ведет к заблуждению и откровенной лжи.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - исчерпывающее знание о действительности в целом гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему ;

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми ( например, классическая механика сменилась квантовой ), либо опровергаются и становятся заблуждениями. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. ДОГМАТИЗМ преувеличивает значение устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ изменчивой стороны каждой истины.

ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ. значит, что любое истинное знание ( в науке, философии, искусстве и т. п.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее и точнее.

общезначимость ( то, что признается многими людьми ); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху прагматизм ( от греч. прагма дело, действие ); то, что соответствует условному соглашению конвенционализм ( от лат. конвенцио договор, соглашение ); то, во что люди сильно верят ; то, что соответствует мнению авторитетов, и т. д.

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон чувственного и рационального. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.

Структура знания ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ОЩУЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ Рассудок (понятия, суждения, умозаключения, категории) Разум (система категорий, идеи, концепции, теории)

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ( ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ ) осуществляется через органы чувств зрение, слух, осязание и др. Органы чувств это единственные « ворота », через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно - предметной деятельности ( практики ), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа восприятия. ВОСПРИЯТИЕ это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ это обобщенный чувственно - наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти образы воображения. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

МЫШЛЕНИЕ осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной.

РАССУДОК исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка расчленение и исчисление. РАЗУМ ( диалектическое мышление ) высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы ( саморефлексия ). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума объединение многообразного, вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.

В античной, особенно в древнегреческой философии (VI в. до н. э. – II в. н. э.), были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, о гносеологии как теории познания.

Гераклит, высказал идею о том, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как попало, а повинуясь законам « единого мудрого », которые присущи и бытию и познанию. Гераклит предпочитает « единое знание всего »

В гносеологии Платона содержатся идея о двух качественно различных уровнях мыслительной деятельности – рассудке и разуме « нацеленных соответственно на конечное и бесконечное ».

Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией XII – XIII вв., в которой гносеологическая проблематика заняла центральное место.

Френсис Бэкон подчеркивал, что новая логика в отличии чисто формальной должна исходить не только от природы ума, но из природы вещей, не « измышлять и выдумывать », а открывать и выражать то, что совершает природа, т. е. быть содержательной объективной.

Всю философию и гносеологию Р. Декарта пронизывает убеждение беспредельности человеческого разума, в огромной силе познания, мышления и понятийного усмотрения сущности вещей.

Кант считал, что естественным, фактическим и очевидным состоянием мышления является как раз диалектика, ибо существующая логика, по канту, не в коей мере не может удовлетворить назревших потребностей в области решения естественных и социальных проблем.

В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.