Перед нами всегда стоят задачи: «ЧЕМУ УЧИТЬ» «КОГО УЧИТЬ» «КАК УЧИТЬ, ВОСПИТЫВАТЬ»
ЧЕМУ УЧИТЬ
КОГО УЧИТЬ ВЫПУСКНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА 1. Разрабатывается социальный паспорт группы. 2. Ведется дневник педагогических наблюдений. 3. Создаются психолого-педагогические характеристики. 4. Определяются типы нервной системы обучающихся и заполняются карты диагностики форм олигофрении.
Содержание дневника педагогических наблюдений 1. Лист проверки дневника администрацией отделения и колледжа. 2. Списочный состав группы. 3. Актив группы, состав органов самоуправления. 4. Социальный паспорт группы (сведения об обучающихся и их семьях). 5.Психолого-педагогические характеристики с картами диагностики форм олигофрении и план коррекционного обучения. 6. Анкеты обучающихся и родителей. 7. Копии свидетельств об окончании образовательных учреждений, копии паспорта, страхового полиса, справок об инвалидности и др. 8. Листы для записей педагогических наблюдений.
1 группа Несложная форма олигофрении 2 группа 3 группа Выраженное недоразвитие личности в целом эротический типторпидный тип Поведение ровное, спокойное; программу усваивают, речь и моторика особо не нарушены; дисциплинированны, трудолюбивы, внимательны Все делают быстро, бездумно; злятся на неудачи; самооценка завышена, дезорганизуют группу. Двигательная расторможенность, импульсивность, отвлекаемость, неуравновешенность Умственная заторможенность; пассивность; быстрая утомляемость, слабо выраженная эмоциональность. Двигательная заторможенность, затруднения в учебе Выраженные нарушения анализаторных систем; недоразвитие речевых систем, дефекты речи; затруднено звукопроизношение Карта диагностики форм олигофрении
Формы коррекции 1 группа Несложная форма олигофрении 2 группа эротический типторпидный тип При определенной сохранности эмоционально- волевой сферы и личности коррекционная работа направлена на усвоение навыков поведения, развитие речи, мышления Рекомендуется задания членить на части; учащийся повторяет задание или вопрос, дать время подумать перед ответом, проговорить план действий. У возбудимых учащихся вырабатывать тормозные реакции Рекомендуется совместная работа преподавателя и обучающегося для организации учебной деятельности; словесные инструкции в даются поэтапно. Заторможенных включать в коллективную деятельность
Коррекционная работа - необходимый компонент обучения (коррекционная направленность) 1. Дифференцированное образование мотивов трудовой деятельности. 2. Планирование трудовой деятельности на основе относительно стабильных образцов. 3. Комментирование деятельности. 4. Расчленение комплексных задач с учетом показателей индивидуальной умственной недостаточности. 5. Систематическое развитие навыков самоконтроля.
План-схема мастерской
Дневники учебной практики Дневники учебной практики ведутся с первого дня обучения
Конспекты в дневнике учебной практики
На всех уроках применяются Коррекционные приемы для развития памяти, внимания, речи.
Практический показ выполнения работы по теме «Размножение»
Методика «Сравнение понятий» Сравнить понятия, указать их сходство и различия. Однолетники Понятия, различия Двулетники Понятия, различия
Методика «Исключение понятий» Убрать в этот конверт неподходящее по признакам растение.
Методика «Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями» Лопата _________________________ перекопка Лейка ____________________________ Рыхление, прополка, полив Плоскорез _____________ Прополка Грабли ______________________________ Перекопка, выравнивание, укрытие Стебель ____________________ лист Цветок _____________________________ Почка, завязь, междоузлие
Методика «Установление последовательности события» Виды работ
Заключение Олигофренопедагогика пользуется дидактическими принципами общей педагогики, но процесс обучения лиц с нарушениями интеллекта имеет свои особенности. Он носит коррекционный характер, т. е. все обучение направлено на коррекцию главного недостатка – нарушение познавательной деятельности. Обучение таких воспитанников должно носить развивающий характер и при этом превалирующим является процесс воспитания. Воспитывающая и развивающая направленность обучения относится к числу основных педагогических принципов. Задача развития обучающихся не может быть решена в рамках только трудового обучения и должна охватывать весь учебно-воспитательный процесс.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!