Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования. Н. М. Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н. М. ШАДРИНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА АНО «ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ «ЭВРИКА» Система оценки качества в рамках основной образовательной.
Advertisements

Н. М. Шадрина, заместитель директора АНО « Институт проблем образовательной политики « Эврика ». 10 сентября 2013 г. Г. Самара.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
ФГОС ДО – поддержка детской инициативы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : ТОЧКА ВЫБОРА. Шиян Ольга Александровна Ведущий научный сотрудник МГПУ.
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад с.Алексеевка» - разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 15 Адмиралтейского района Санкт - Петербурга Презентация.
Конструирование ООП в соответствии с ФГОС ДО Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский Сад 292 Кировского района Волгограда» Образовательная Программа в соответствии с ФГОС дошкольного.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 111 « ДАШЕНЬКА» ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального автономного.
Образовательная программа МБДОУ Широкинскийдетский сад разработана в соответствии: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от
ООП ДО Нормативно- правовая база ФГОС ДО «Своя игра»
Транксрипт:

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования. Н. М. Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»

Нормативные акты, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных организаций Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ФГОС дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г (Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г ( Об утверждении показателей деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, / от 7 февраля, 2014 г. Комментарий ФГОС дошкольного образования от 28 февраля

Требования к дошкольному детству Ранний старт Эмоциональное благополучие

Развилки дошкольного образования Акселерация развития Амплификация развития

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ обоснование Запорожец А.В.: амплификация развития Широкое развертывание и максимальное обогащение специфически детских форм деятельности

Особенности ФГОС ДО Ориентиры: развитие личности и индивидуальности самостоятельная ценность дошкольного детства

Основные тенденции Ориентироваться на стимулирование инициативы ребенка, создавать условия для его свободного развития через индивидуализацию образовательного процесса, организацию диалогических отношений с педагогами Усиления образовательной составляющей в дошкольном возрасте. Определения нового качества дошкольного образования как образования развивающего (амплифицирующего), в равной степени избегающего рисков натаскивания к школе или невмешательства в процесс развития. Стандарт условий и стандарт детских достижений

Три уровня Ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация; Появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации; Четко оформленный замысел (цель), воплощающийся (реализующийся) в продукте, мотивация достижения определенного результата. Основание: концептуальные положения и фактическая картина сдвигов в интеллектуально – мотивационных характеристиках деятельности, обозначены в работах Л.С.Выготского (1966,1984), А.Н. Леонтьева (1983)), Д.Б. Эльконина (1989)

Образовательная среда Способ действия ребенка, задаваемый пространством, структурой программы и взаимодействием взрослого Синтетический характер предмета оценки: ПРИМЕР: НЕ НАЛИЧИЕ ИГРУШЕК, А ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ДОСТУПНОСТЬ Образовательная среда – «скрытое содержание образования»

Главным принципом создания образовательной среды детского сада является сочетание и чередование: Ситуаций, в которых ребенок осваивает и учится выполнять нормы и правила, заданные извне (воспитателем, правилами группы, другими участниками образовательного процесса и т.д.) – адаптивная составляющая. Ситуаций, в которых ребенок активен, и сам задает нормы и правила, выбирает материал, партнера, способ деятельности, придумывает правила игры и т.д. – пространство детской инициативы.

Проектируя события, необходимо учитывать следующие принципиальные моменты: В основе события лежит проблемная (игровая) ситуация, актуальная для детей и мотивирующая их на пробы, игры, исследования, открытие нового.. Событие не может быть сценировано и однозначно определено. Событие разворачивается в разнообразной деятельности, дети действуют в малых и больших группах, работают индивидуально. Часть событий в плане работы детского сада возникает спонтанно, для этого необходимо оставлять время. В основе события лежит совместная деятельность взрослых и детей, но не монологическая речь воспитателя. Событие содержит момент предъявления результатов деятельности групп детей, совместное обсуждение, проговаривание достижений и трудностей.

Ключевые требования при планировании образовательной деятельности – баланс между обучением и свободной игрой детей, – баланс между деятельностью, инициированной взрослыми и инициированными самими детьми, – баланс между подражанием и творческим действием, – понятные нормы и границы, теплые отношения между взрослыми и детьми.

Модель дня Утро 1 половина дня. Свободная деятельность / организация игровой, проектной деятельности, физической активности с детьми, творческой деятельности и самовыражения/ Обед 2 половина дня Сон Свободная деятельность / организация игровой, проектной деятельности, физической активности с детьми, творческой деятельности и самовыражения/ Ужин События? Ситуации? Игра?

Временной отрезок Виды деятельности Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Утро Прием детей Чтение «Малахитовая шкатулка» Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, конструирование Утро и по необходимости в течение дня Групповой сбор:1. Выставка камней, которые дети нашли на прогулке 2. Модель 3 вопросов -Рассказ о своем камне по желанию -Составление плана на день Утро Мастерские или занятия по образовательным областям Презентация воспитателя: «Недра Земли» -работа в центрах по выбору детей Утро, вечер Игра: сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижные Игры по инициативе детей, используя атрибуты, изготовленные в мастерских В течение дня Режимные моменты В процессе сбора и возвращения с прогулки обратить внимание на то как лежат вещи в шкафу, придумать правило, как сделать в нем порядок. Дети сушат и складывают вещи Утро, вечер Работа с родителями Организовать экскурсию в музей.

Что является единицей образовательного процесса? НОД? Занятие? Путешествие? Игра? Событие? Ситуация? Проект?

Апробация шкал оценки среды: предварительные результаты Зоны благополучия Безопасность Гигиена Пространство Мебель Повышение квалификации Зоны неблагополучия Возможность уединения Возможность общаться с педагогом индивидуально Нерегламентированное общение Свободная игра Доступность материалов Готовность к культурному многообразию Вовлечение родителей

Проекты примерных программ «От рождения до школы» «Истоки» «Золотой ключик» «Открытия» «Программа Монтессори» «Березка» (Вальдорфская педагогика) «Тропинки» … Важно увидеть зазор, а не сходство!

Наименование программы по которым работают воспитатели %Количество «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева) %51 «Школа 2100» (А.А.Леонтьев,Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др.) %3,4 «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.) %4 «Истоки» ( Центр Дошкольное детство им А.В. Запорожец %0,6 «Мозаика»%41

«От рождения до школы» Преимущества Риски Традиционность (бывшая «Типовая» программа) Большое методическое обеспечение (в том числе «Школа 7 гномов», приложения) От младенческого возраста Традиционность (бывшая «Типовая» программа) Формат «занятий» - основной Содержание традиционного типа (программа В.В. Гербовой по развитию речи)

«Истоки»: под ред. Л.А. Парамоновой Преимущества Риски Традиция культурно- исторической психологии: «Центра Запорожца». Авторские программы Л.Парамоновой по конструированию по условиям Программа диалогической речи А.Г. Арушановой Парциальные программы по второму языку, изо и экологии Формат НОД - основной

«Золотой ключик»: Кравцова Е.Е., КравцовГ.Г. Преимущества Риски Традиция культурно-исторического подхода Готовность к школе = развитие произвольности, в том числе в игре Детоцентричная программа. Семейный тип отношений Разновозрастные группы Парная педагогика Событийная организация жизни Ценность игры и время для игры Характеристика возраста и критерии по годам Дидактический материал Нет младенческого возраста Дополнительные кадровые ресурсы Подготовка педагога необходима

«Золотой ключик»: примеры планирования Тема ЗадачиУсловия реализации Таинственное послание Создание обстановки приключенческого события. Обеспечение появления таинственного послания с далекого острова с просьбой ̆ о помощи. Создание вербального образа Дракона- людоеда. Бутылка, «побывавшая долгое время в океане»; Состаренное послание, карта мира. Куклы-роботы Придумывание собственных кукол- роботов, наделенных характером и особенностями детей ̆. Программирование кукол- роботов. Обучение кукол роботов Подручные материалы для изготовления кукол- роботов.

«Золотой ключик»: взрослый – играющий волшебник

«Открытия»: под ред. Е.Г. Юдиной Преимущества Риски Принципиально иная организация жизни: проекты, самоопределение Внятная организационная структура: круг, самоопределение, проекты, обсуждение Направленность на развитие самосознания детей Можно использовать содержание других программ Л.В.Свирская̆ «Методика ведения педагогических наблюдений» Необходимо специальное обучение педагогов

Я и мои произведения

«Тропинки»: В.Т. Кудрявцев Преимущества Риски Готовность к школе = развитие воображения Проблема как основная единица развивающего программного содержания. единство развивающей̆ и оздоровительной̆ работы с детьми Авторские программы по развитию речи О.С. Ушаковой, по подготовке к чтению Л.Е.Журовой, по развитию знаково-символической деятельности Н.Г. Салминой Нет программы для младенческого возраста Необходима специальная подготовка педагогов

Структура «Тропинок» 1) «Развитие культуры общения»: «Тропинка в мир людей̆», «Тропинка в мир труда»; 2) «Развитие культуры познания»: «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий̆ мир», «Тропинка в мир математики»; 3) «Развитие культуры речи»: «Тропинка в мир правильной̆ речи», «Тропинка к грамоте»; 4) «Развитие художественно-эстетической культуры»: «Тропинка в мир художественной литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»; 5) «Развитие культуры движений и оздоровительная работа»: «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью».

Программа М. Монтессори (под редакцией Е.А. Хилтунен). преимущества Риски Разработанные технологии взаимодействия с детьми Подробный список материалов и пособий Сенсорное развитие Развитие самостоятельности Необходимость приобретения материалов Необходимость обучения педагогов

Принципы программы Принцип сенситивных периодов Принцип актуального и ближайшего развития Принцип свободной работы детей в предметно- пространственной и развивающей̆ среде Принцип разновозрастной детской группы

«Березка»: вальдорфская педагогика (под ред. В.Загвоздкина). преимущества Риски Технология работы и взаимодействия с детьми Акцент на развитии воображения и эмоциональной сферы Принципы: Ритм и повторение Разновозрастные группы Опытное переживание мира Эстетическая среда Разновозрастные группы Вовлечение семьи Включение в традиционную культуру Необходима подготовка педагогов

Программа «Развитие» преимущества Риски Наглядное моделирование (Леонид Венгер) Средства – медиаторы – как основной механизм работы в зоне ближайшего развития ребенка. Не оформлена как проект примерной программы

Авторские программы Детский сад школы А.Н. Тубельского / «Медвежонок» Улан-Удэ Детский сад 16 Красноярск juznykh_sobranij/0-28 …

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!