Теория и методика тренировок лыжников-гонщиков БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека; 2. врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым.
Advertisements

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Тема: Динамика развития физических качеств у девушек при занятии спортивной борьбой Автор: Нейман Татьяна Владимировна тренер-преподаватель.
«Физиологические механизмы и резервы физических качеств в спортивном ориентировании»
Доктор биологических наук, доктор биологических наук, член-корр. РАО, профессор В.К. Бальсевич ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО.
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ - ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ.
Что нужно знать: динамическое программирование – это способ решения сложных задач путем сведения их к более простым задачам того же типа динамическое.
Презентация урока по методике физического воспитания Преподаватель методики физического воспитания Хусяинова Наталия Шавкятьевна.
Тестирование по физической культуре.. 1.Под физической культурой понимается: A) часть культуры и общества; A) часть культуры и общества; Б) процесс развития.
Подготовка к теоретико-методическому туру олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» МБОУ «СШ 14»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 14 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ДМИТРИЯ ШЕКТАЕВА ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Работу.
Семинар 2015 г.. Основная часть тренировки - нагрузочная Конкретизирует все реальные запланированные нагрузки. От спортсменов добиваются желаемой острой.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УТЯЖЕЛЕННОЙ СКАКАЛКИ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Подготовила Е.Е.Григораш.
Тема АПО « Использование инновационных технологий для развития физических качеств личности – силы, быстроты выносливости» Учитель физической культуры Соколова.
Применение метода «круговой тренировки» на уроках физической культуры.
Настроение, самочувствие и успеваемость ребенка зависят от того, что он ест. Основной принцип питания школьников – полноценное разнообразное меню, богатое.
Телеконференция «Новые возможности для бизнеса – переход с «1С:Управление производственным предприятием« на «1С:ERP Управление предприятием 2.0", 24 сентября.
Физкультура в школе. . Занятия спортом вообще и физкультурой, в частности, - это не потеря времени, а его приобретение. Не сделав физическую зарядку,
Построение тренировочных циклов Подготовили: Попова Маргарита Ермак Рената Группа ФК-41.
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Транксрипт:

теория и методика тренировок лыжников-гонщиков БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

В данной публикации рассматривается вопрос формирования основных двигательных качеств лыжников лет на этапе летней подготовки. В основу планирования нагрузки положены следующие принципы. 1. Наиболее полная реализация периодов естественного развития двигательных качеств. 2. Важность двигательных качеств для результата в лыжных гонках. 3. Выносливость на ранних этапах спортивного мастерства рассматривается как средство ОФП.

Известно, что двигательные качества в ходе естественного развития имеют период ускоренного формирования (сенситивный). В данный период конкретное качество наиболее чувствительно к воздействию физической нагрузки. Следовательно, для полной реализации закономерностей развития организма подростков необходимо делать акцент на тренировке качеств, вступивших в сенситивный период. Первым в такое состояние вступает быстрота, и происходит это в возрасте от 7 до 16 лет. Далее скоростно-силовые качества лет. Затем сила лет. И после всех выносливость лет. Тренировочная программа, построенная по иной схеме, не сможет полностью реализовать биологические закономерности развития организма юных лыжников. Не сделав акцентов на развитии качеств в обозначенные периоды, мы не сможем впоследствии получить желаемый эффект.

Обратимся к ведущему для лыжников качеству - выносливости. Как было отмечено, оно последним вступает в период интенсивного естественного развития, и начинается это с 14 лет. В связи с этим в возрасте лет есть смысл рассматривать данное качество наравне с остальными как средство ОФП. Такой подход дает возможность достаточного воздействия на быстроту, скоростно-силовые качества и силу. При этом не следует забывать, что возраст лыжников мировой элиты находится в диапазоне от 21 года до 30 лет. Следовательно, приступив к активному формированию выносливости с 14 лет, мы имеем 7-8 лет для его развития. Именно к годам созревают предпосылки для такого подхода, так как в данный возрастной период существенные прибавки имеет такой важный показатель, как МПК/вес тела.

Теперь рассмотрим влияние различных двигательных качеств на результаты в гонках. Приоритет выносливости очевиден. Не вдаваясь в подробности этого сложного вопроса, опираясь на мнения специалистов, можно констатировать следующее: влияние остальных двигательных качеств на конечный результат в порядке их значимости таково: скоростно-силовые, быстрота, сила. Теперь, когда изложен подход к составлению тренировочных программ юных лыжников- гонщиков, рассмотрим таблицу.

Показателем величины рассматриваемого влияния является количество тренировочных занятий, отводимых на воздействие того или иного двигательного качества. Однако рекомендовать абсолютные величины количества тренировочных дней автор счел нецелесообразным по следующим причинам. Как известно, летняя подготовка может осуществляться либо в условиях тренировочных сборов на выезде, либо в обычных условиях спортивной школы. Количество тренировочных занятий в первом случае будет большим, чем во втором. Кроме того, в одних ДЮСШ вывозят детей в спортивные лагеря с лет, а в других - в более позднем возрасте, что также определяет разные возможности в количестве тренировочных дней. В этой связи возможен только один выход - дать величины тренировочных воздействий в процентах от общего числа тренировок за период май - август. Для получения искомой величины тренеру необходимо при помощи элементарных арифметических действий преобразовать проценты в тренировочные дни. Так, например, в возрасте 11 лет на развитие быстроты планируется 44% от всего количества тренировок. При 3-разовых занятиях в неделю за период май - август возможно 50 тренировок. Следовательно, 44% - это 22 занятия. Тренеру с учетом условий, в которых будет проходить летняя подготовка, несложно рассчитать количество тренировочных дней для развития основных двигательных качеств.

Полученная информация не дает, однако, представления о распределении тренировочных дней на период май - август. В данном вопросе автор имеет свою собственную позицию. Суть ее в следующем. Поскольку двигательные качества в ходе естественного развития вступают в сенситивную стадию в определенной последовательности, имеет смысл с той же последовательностью развивать их в период летней подготовки. Такой подход предусматривает концентрированное воздействие на качества в определенные сроки. Применять его можно в возрасте лет, когда он может иметь определенную выраженность. В лет концентрированное воздействие возможно в полном объеме. Практически это выглядит так. В лет - равномерное распределение тренировок на развитие двигательных качеств по всему периоду летней подготовки. Метод концентрированного воздействия предъявляет к организму повышенные требования, к которым летние спортсмены не готовы, поэтому применять его в данном возрасте нецелесообразно.

Соотношение количества тренировочных занятий для развития основных двигательных качеств (май - август) Возраст, лет Быстрота, % Скоростно-силовые качества, % Сила, % Выносливость, % В летнем возрасте следует поступать так. В первые 3 недели мая основное внимание необходимо уделить развитию быстроты. Однако из этого не следует, что не нужно проводить занятия для развития других двигательных качеств. Такие занятия имеют место, но их мало. В последние недели мая и в первые три июня следует увеличить концентрацию воздействия на развитие скоростно-силовых качеств. При этом первые две недели - с акцентом на скоростном компоненте, а в последующие две - на силовом. В последнюю неделю июня и в первые две в июле - концентрированное воздействие на силу. Хотя, как уже упоминалось, не забываем и о других качествах. И, наконец, с третьей недели июля и до конца августа возрастает концентрация тренировочного воздействия на выносливость. Аналогичный подход, только с еще более выраженной концентрацией воздействия, необходим в возрасте лет.

Право выбора средств и методов для тренировки быстроты, скоростно-силовых качеств и силы оставляем за тренерами. Относительно выносливости как приоритетного качества считаем возможным сделать следующие пояснения. Имея схему формирования выносливости, можно обосновать регламент по основным компонентам нагрузки: по интенсивности, длительности и периодичности.

Известно, что для повышения аэробных возможностей организма наиболее эффективной является тренировка с интенсивностью на уровне анаэробного порога. Напомним, что анаэробным порогом считается нагрузка, при которой происходит накопление молочной кислоты. Примем это за основу определения интенсивности. Правильно выбранная интенсивность не в состоянии вызвать адаптационные сдвиги, если не наступило утомление. Последнее обстоятельство является обязательным условием развития выносливости. Тренировка на развитие данного качества может сопровождаться либо отрицательными, либо патологическими изменения внутренних органов. Наибольшее значение при этом имеет фактор времени, в течение которого спортсмен продолжает упражнение после того, как наступило утомление. Как известно, длительное выполнение работы приводит к возникновению "компенсированного", а затем "некомпенсированного" утомления. Первая стадия соответствует исчерпанию углеводных запасов организма и переходу к образованию энергии за счет окисления белков. Последнее обстоятельство весьма вредно для молодого растущего организма. Наличие двух стадий утомления предоставляет возможность объективно дозировать нагрузку по длительности.

Суть периодичности состоит в соответствии по времени повторной нагрузки и фазы суперкомпенсации, вызванной предыдущей нагрузкой. Следовательно, смысл периодичности сводится к диагностике фазы суперкомпенсации. По имеющимся данным, фаза суперкомпенсации после тренировки с интенсивностью на уровне анаэробного порога до значительного утомления у лыжников лет наблюдается на 4-5-й день. Однако следует иметь в виду следующее обстоятельство. Повторная развивающая нагрузка в состоянии повышенной работоспособности пойдет в ущерб адаптационному процессу, поскольку произойдет переключение внутриклеточных процессов на обеспечение функций, физиологически не свойственных данному состоянию организма. В связи с этим в фазе повышенной работоспособности рекомендуется провести 5-6 тренировок с прежней интенсивностью, но с объемом меньшим на 40-50%. Это обеспечит возможность завершения адаптационных перестроек, после чего следует повторение цикла с учетом возросшей тренированности.

В свете изложенного представляется возможным сделать рекомендации по тренировке выносливости в различные возрастные периоды. В возрасте лет выносливость рассматривается как средство ОФП, и задача ее развития за счет адаптационных сдвигов не стоит. Поэтому используется низкая интенсивность. Скорость бега должна находиться в диапазоне 3,7-3,8 метра в секунду, что соответствует 4 м 30 с - 4 м 23 с для преодоления 1 км. Объем за одну тренировку - не более км. Отсутствие значительных адаптационных сдвигов снимает вопрос определения периодичности. В возрасте лет развитие общей выносливости осуществляется за счет активных процессов естественного роста и адаптационных реакций. Интенсивность нагрузки - на уровне нижних значений ПАНО. Для определения длительности необходимо провести одну тренировку на уровне ПАНО до появления признаков "компенсированного" утомления с регистрацией времени по кругам. Момент, когда на фоне нарастающего утомления испытуемый для поддержания скорости увеличит количество шагов и ему удается сохранить скорость, называется "компенсированным" утомлением. Для тренировки берут расстояние на 10-15% меньше. Повторная развивающая нагрузка происходит по приведенной выше схеме. В возрасте лет возрастает значение адаптационных сдвигов для развития выносливости. Интенсивность нагрузки - на уровне верхних значений ПАНО и в смешанной зоне энергообеспечения. Длительность - до появления "компенсированного" утомления. Периодичность - по известной схеме.

Презентация на тему: Tеория и методика тренировок лыжников- гонщиков 2014 год