Муниципальное казённое специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа – интернат VIII вида д. Аверины Афанасьевского района Кировской области Опыт работы « Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи в специальном классе с тяжёлыми дефектами в развитии » Автор : учитель Черанёва Нина Аркадьевна Ноябрь, 2014 г
Теоретические основы опыта Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : " Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ". Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области
Место опыта в системе общего образования на современном этапе Основные требования СТАНДАРТОВ второго поколения определены государством через базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, что является основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, воспитанников. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет : " Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Представленный педагогический опыт построен на основной ценности человека : труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость ;
Проблемное поле, обоснование новизны данного опыта В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, с проблемами в развитии речи. Данная проблема связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Труд, творчество, настойчивость – ценности, на которых строится профессиональная деятельность педагога по развитию детей с тяжёлыми дефектами в развитии.
Идея педагогического опыта Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : " Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ".
Цель педагогической деятельности в рамках опыта педагога Систематизация методов, приёмов и способов активного развития мелкой моторики обучающихся с нарушениями речевой функции.
Педагогические принципы деятельности учителя Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований : Систематичность и постоянство ; Соответсвствие педагогических мероприятий уровню обще моторного, психического развития ; Учёт возрастных особенностей обучающихся ; Создание комфортных условий для занятий
Возможность применения данного опыта членами педагогического сообщества учреждения, района Опыт востребован на уровне школы, учреждений образования Афанасьевского района. Детей с нарушением речевой функции не становится меньше. Данную проблему решать необходимо на всех возрастных уровнях развития детей.
Обоснование применения педагогических мероприятий В работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к рисованию, лепке, конструированию, письму.
Методы развития мелкой моторики детей Массаж ежедневный тщательный массаж кистей рук : мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.
Методы развития мелкой моторики детей Лепка. Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.
Методы развития мелкой моторики детей Фасолевые ванны в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты : массаж, развитие координации пальцев.
Методы развития мелкой моторики детей Игры с крупами : перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы ; пересыпать и перемешивать крупы.
Методы развития мелкой моторики детей Мозаика игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Методы развития мелкой моторики детей Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры этим весёлым занятиям посвящены многие книги.
Методы развития мелкой моторики детей Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Методы развития мелкой моторики детей Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
Методы развития мелкой моторики детей Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
Методы развития мелкой моторики детей Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений.
Методы развития мелкой моторики детей Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр - шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.
Методы развития мелкой моторики детей Игры с пуговицами и бусинами нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую разные петли.
Основные выводы опыта : Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов ; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, " есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга ". Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области
Основные результаты внедрения передового педагогического опыта Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию.
УМК педагога 1. Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / В. П. Дудьев // Дефектология. – – 4. – С Журба, Л. Т. Нарушения развития детей первого года жизни / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. – М.: Педагогика, – 356 с. 3. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития детей / В. В. Лебединский. – М.: МГУ, – 384 с. 4. Маллер, А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. – М.: АСТ, – 186 с. 5. Маллер, А. Р. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М.: АСТ, – 218 с. 6. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Т. Н. Головина [ и др.]; под общ. ред. Ж. И. Шифа. – М.: Педагогика, – 348 с. 7. Цвынтарный, В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. Цвынгарный. – СПб : Академ Пресс, – 58 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !