Варламова Л.Н. Направление подготовки «Документоведение и архивоведение»: проблемы и перспективы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профиль: «Документационное обеспечение управления» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр-регионовед» срок обучения – 4 года Направление подготовки.
Advertisements

Кафедра профессиональной коммуникации, документоведения и архивоведения ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте.
Выполнила Стенковая К. В. Группа СОЦр-1 з. В настоящее время в России очень большое количество населения нуждается в социальной защите и поддержке со.
О функционировании системы менеджмента качества на отделении ТСХП.
Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
Основные подходы при разработке проекта образовательного стандарта по направлению «Документоведение и ДОУ» А.В.Ермолаева зав.кафедрой ДОУ ПАГС.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования Калининградской области «Художественно-промышленный техникум»
ЧУЙКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Московский педагогический государственный университет, кафедра геометрии, центр математического образования Реализация концепции.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Саратовский государственный технический университет Здесь начинается твое будущее !
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Новосибирск, Квалификация вновь принятых не соответствует заявленным требованиям Экономисты Юристы Финансисты Бухгалтера Профессий, которые нужны.
Юридический факультет Направления: Документоведение и архивоведение.
Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт (технический университет) ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ БУДУЩЕГО Первый.
ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА В ТЕХНИЧЕСКИХ ОТДЕЛАХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА.
Хотите стать магистром ? 1 магистерская программа «Менеджмент в образовании» направления «Менеджмент»
Этапы планирования потребности в персонале
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Транксрипт:

Варламова Л.Н. Направление подготовки «Документоведение и архивоведение»: проблемы и перспективы

В последнее время внимание общественности все более пристально приковывается к уровню подготовки кадров в сфер документационного обеспечения управления (далее ДОУ). К выпускникам профильных ВУЗов работодатель предъявляет все новые и новые требования. Но всегда ли они обоснованы? И если да, то что Вузы должны изменить в своей работе? Сначала о необъективности или неосведомленности и работодателей: 1. Личность и уровень профессионализма преподавателя ВУЗа безусловно очень важны, но учитывая возрастающую учебную нагрузку (в уч. году она составляла 900 часов – ставка), сокращение штатной численности вспомогательного персонала (методистов и лаборантов кафедры), а значит, перекладывание их функций на преподавателей кафедры вполне логично предположить и уменьшение результативности его НИР, а также сокращение времени на повышение квалификации. 2. Невозможность использовать в преподавательской деятельности результаты НИР ВНИИДАД и реально вести самим научные проекты за реальные деньги с привлечением в них студентов. 3. Нежелание работодателя «тратить время» на «доучивание»выпускников, говорит о непонимании важности этого направления деятельности в любой компании. «Доучивать» юриста-выпускника даже самого именитого ВУЗа у работодателя есть желание и время, т.к. он не рискнет направить его одного в суд после студенческой скамьи, а в течении года будет держать помощником ведущего юриста, и в обязанности последнего будет входить «доучивание» выпускника. 4. Желание работодателя получить прекрасного специалиста и платить ему чуть больше уборщицы сказывается на престиже профессии и как следствие на контингенте абитуриентов (уровне их вступительных балов), а следовательно говорит и об их на потенциале. При этом все равно приходит не мало способных и умных ребят, но они после получения диплома бакалавра идут в юридические и управленческие магистратуры, т.к. думают о своем будущем и статусе в компании. В этом случае «управляющих документацией», аэто уровень магистратуры работодатель может вообще не дождаться. 5. Все забыли, что специалитет «Документоведение и ДОУ» с 5-летним профильным обучением прекратил свое существование, на смену ему пришел «бакалавриат с 4 - летним обучением, 2 года из которых отданы на обязательный дисциплины по ФГОС ВПО и самостоятельной работе студента. 6. На сегодняшний день в стране существует единая общегосударственная образовательная программа (ООП) по направлению подготовки бакалавриата «Документоведение и архивоведение», что вынуждает ИАИ РГГУ включать в учебный план равное по зачетным единицам, а значит и по часам количество дисциплин по документоведению и архивоведению, а также вынуждает согласовывать друг с другом и находить «золотую середину» не только по набору этих дисциплин, но и по расположению их в учебном плане, что довольно трудно, учитывая ярко выраженную специфику обоих факультетов. 7. Не понимание большинством работодателей разницы между ДОУ и архивным делом, подкрепленное административным слиянием этих разных направлений в одно «Документоведение и архивоведение», во много и породило претензии к качеству подготовки студентов с одной стороны, а с другой не позволяет работодателям правильно ориентироваться и предвидеть уровень подготовки выпускника исходя из того, что написано в его дипломе.

Однако претензии существую и в ряде случаев они объективны. Претензии можно условно сгруппировать следующим образом: -претензии непосредственно к уровню подготовки выпускников, а именно не готовности их к работе с современными информационными технологиями, используемыми в управлении в целом и ДОУ в частности; -претензии к неготовности выпускников к работе с другими системами документации, а концентрация на организационно-распорядительной и отчасти кадровой документации; - претензии по количеству подготовки выпускников, явно недостаточному для запросов страны.

Попробуем разобраться в этом вопросе, изучив его с различных точек зрения: Требования работодателя, предъявляемые к выпускникам профильных ВУЗов: -Хорошая подготовка по ДОУ; -Уверенное знание ИТ - технологий, используемых в ДОУ; -Знание основных систем документации (а не только ОРД); -Знание основ корпоративного права; -Отсутствие необходимости «доучивания» на месте работы. Требования ФГОС ВПО к учебным планам ВУЗов по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение» 3 поколения: -Уверенное знание истории России; отведение большого объема часов на физическую культуру; включение в учебный план философии, всеобщей истории (всех периодов); КСЕ, математики, экономики; информатики и других не профильных дисциплин -Отведение не менее ½ часов учебного плана под самостоятельную работу студентов и сокращение аудиторных часов -Равномерное деление количества и объема обязательных дисциплин (помимо вышеназванных) между документоведением и архивоведением

Цель у всех одна – подготовка специалиста ДОУ высокого уровня Пути достижения цели и роль обеих сторон (работодателя и ВУЗа) 1. Повышение качества образования и приведение его в соответствии с запросами работодателей -ВУЗы – изменение структуры и принципа формирования учебных планов. В идеале разделение ООП на 2 самостоятельных направления по «Документоведению» и «Архивоведению». Выстраивание их вокруг компетенций, необходимых выпускнику в его профессиональной сфере, а не вокруг кафедр ВУЗа и их уникальности; -Работодатель – поднятие престижа профессии за счет увеличения заработной платы специалистам сферы ДОУ и изменение их статуса в компании. 2. Внедрение в процесс обучения современных ИТ-технологий, используемых в ДОУ -ВУЗы – увеличение количества часов на специальные дисциплины и сокращение часов на непрофильные дисциплины (в рамках, дозволенных ФГОС ВПО); -Работодатель – помощь ВУЗам в оснащении (особенно региональных ВУЗов) и привлечение студентов на практику. 3. Увеличение количества подготавливаемых специалистов - ВУЗы – проведение более активной рекламной компании; Работодатель – обращение в Минобрнауки с запросами об увеличении контрольных цифр приема

Новый профиль ФДиТА ИАИ РГГУ «Информационно-документационное обеспечение управления» как ответ на требования работодателей Говоря о новой структуре подготовки в рамках объединенного профиля следует выделить следующие аспекты, расположенные не по степени значимости, а в рамках логической последовательности, соответствующей логике построения учебного плана профиля. - во-первых, знания студентов базируются на подробном изучении государственности России, ее государственного аппарата (всех уровней, включая муниципалитеты), а также организационно- правового устройства коммерческих и общественных организаций; - во-вторых, особое внимание уделяется правовому аспекту подготовки студентов с широким представлением в учебном плане дисциплин по гражданскому, административному, трудовому, информационному, архивному праву (при это корпоративное право идет лейтмотивом в соответствующих отраслях права); -в-третьих, студенты по-прежнему очень подробно и много аспектно изучают традиционное делопроизводство и документационное обеспечение управления, т.к. это основа основ; - в-четвертых, они получают не только полные знание по традиционной (управленческой) системе документации, которой безусловно, является организационно-распорядительная документация (ОРД) и основные знания по кадровой документации, но и довольно подробное представление о других системах документации (аудиовизуальной, научно-технической и экономической); -в-пятых, важную роль в подготовке бакалавров играет и изучение передового зарубежного опыта управления информационными ресурсами, а также международная стандартизация в сфере управления документацией; - в-шестых, студенты получают не только много аспектные знания об информационных технологиях, используемых в управлении в целом (включая МЭДО и СМЭВ) и в ДОУ в частности (включая изучение и практическую работу со всеми основными видами АС ДОУ, используемые в РФ, а также детализацию знаний по форматам ЭД, способам оцифровки и т.п.), но и базовые знания об ИТ, используемых в архивном деле и архивах; - в-седьмых, студенты получают базовые знания об архивном деле и архивах как государственного и муниципального, так и коммерческого уровня, что позволяет им успешно совмещать должности документоведа и архивиста, в связи со сложившейся практикой так широко распространенной в коммерческих структурах и прямо скажем, в корне не верной.

Уважаемые работодатели! Понимая Вашу озабоченность, обращаю Ваше внимание на то, что от Вашего понимания этих проблем, а главное от отношения к нашим выпускникам (их статусу и роли в компании, финансового вознаграждения, перспектив роста) будет зависеть престиж нашей профессии, а значит и уровень приходящих к нам абитуриентов, а к вам работников. Так, что все в наших руках, давайте работать вместе! Спасибо за внимание! Зам.декана ФДиТА ИАИ РГГУ, к.и.н., доцент, эксперт ИСО, Варламова Л.Н.