Отношение учителей к школьному образованию (по материалам социологического опроса) Москва 2014 © ФГНУ ИСО РАО В.С. Собкин доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор Института социологии образования РАО
Регионы кол-во респондентов Белгородская область 724 Республика Карелия 137 Красноярский край 414 Москва, Московская область 180 Новосибирская область 1127 Санкт-Петербург 286 Ярославская область 607 другие регионы 40 Итого 3515 Выборка исследования © ФГНУ ИСО РАО
Социальное самочувствие педагога: отношение к профессии Оценка успешности профессиональной деятельности © ФГНУ ИСО РАО
Социальное самочувствие педагога: отношение к профессии Могу сказать, что удовлетворен(-а): © ФГНУ ИСО РАО
Социальное самочувствие педагога: отношение к профессии Могу сказать, что удовлетворен(-а): © ФГНУ ИСО РАО
Социальное самочувствие педагога: отношение к профессии Мнения педагогов о состоянии системы школьного образования © ФГНУ ИСО РАО
© ФГНУ ИСО РАО Укажите основные, на Ваш взгляд, причины неблагополучия системы школьного образования:
Социальное самочувствие педагога: отношение к профессии Динамика мнений педагогов о причинах кризиса школьного образования © ФГНУ ИСО РАО
© ФГНУ ИСО РАО Динамика мнений педагогов о негативном влиянии административно- бюрократической системы образования на сферу образования
Материальное положение педагога © ФГНУ ИСО РАО
Оценка материального положения педагога (влияние стажа) (Можете ли Вы сказать, что в последние несколько лет Ваше материальное положение:) © ФГНУ ИСО РАО
Оценка материального положения педагога (влияние должностного статуса) (Можете ли Вы сказать, что в последние несколько лет Ваше материальное положение:) © ФГНУ ИСО РАО
Если Вы получаете персональную стимулирующую надбавку, то укажите, за что именно: © ФГНУ ИСО РАО
Удовлетворены ли Вы критериями и системой распределения персональных стимулирующих надбавок, существующими в Вашей школе? © ФГНУ ИСО РАО
Отражают ли баллы по ЕГЭ, полученные учениками, оценку их успеваемости педагогами? © ФГНУ ИСО РАО
© ФГНУ ИСО РАО Как Вы относитесь к ЕГЭ в российских школах как основному инструменту итоговой аттестации знаний?
© ФГНУ ИСО РАО Учителя о влиянии ЕГЭ на содержание образования
© ФГНУ ИСО РАО Учителя о влиянии ЕГЭ на содержание образования
Оценка учителями сложности достижения образовательных результатов (оценки по 7-балльной шкале, где 1 – легко; 7 – очень сложно) © ФГНУ ИСО РАО
Оценка значимости инновационных тенденций © ФГНУ ИСО РАО
Оценка значимости инновационных тенденций (влияние типа образования педагога) © ФГНУ ИСО РАО
Мотивы проявления творческой активности в образовательном процессе © ФГНУ ИСО РАО
Мотивы проявления творческой активности в образовательном процессе (влияние образования педагога) © ФГНУ ИСО РАО
Оценка значимости педагогических задач учителями, ориентированными на инновации, связанные с внедрением программ развивающего обучения Развивающее Общее Развить индивидуальные особенности учащихся 59,90%53,50% Сформировать у учащихся адекватную самооценку 43,80%36,20% Развить у учащихся творческие способности 60,10%52,50% Сформировать у учащихся навыки сотрудничества и взаимопомощи 56,20%47,30% Развить у учащихся ответственность и способность критически мыслить 52,60%42,90% Научить учащихся получать знания самостоятельно 68,70%59,20% Сформировать у учащихся исполнительность и добросовестность 37,80%31,30% Выявить реальные проблемы и интересы учащихся 27,90%21,20% Научиться у учащихся чему-то новому 32,40%26,90% Дать учащимся возможность выразить свою точку зрения 51,70%42,40% © ФГБНУ ИСО РАО
Второй униполярный фактор F2 (28,4% ) «реализация воспитательных целей как средство собственного социального самоутверждения». Научить учащихся получать знания самостоятельно 0,824 Сформировать у учащихся навыки сотрудничества и взаимопомощи 0,821 Развить индивидуальные особенности учащихся 0,739 Стремление к совершенству и собственному профессиональному развитию 0,862 Развить у учащихся творческие способности 0,954 Стремление повысить качество знаний своих учеников 0,952 Желание разнообразить содержание моей профессиональной деятельности-0,905 Меня ничего не побуждает проявлять творческую активность в моей профессиональной деятельности-0,889 Развить у учащихся специальные навыки и умения-0,713 Первый биполярный фактор F1 (35,6%) «Установка на развитие ученика как субъекта учебной деятельности, собственное профессиональное развитие – ситуативное проявление творческой активности». Выявить реальные проблемы и интересы учащихся 0,987 Сформировать у учащихся исполнительность и добросовестность 0,978 Научиться у учащихся чему-то новому 0,913 Самоутвердиться 0,907 Завоевать уважение и симпатию учащихся 0,769 Стремление к личностному росту 0,764 Желание перейти на новую карьерную ступень 0,664 Дать учащимся возможность выразить свою точку зрения 0,636 Желание получить одобрение руководства 0,516 Третий биполярный фактор F3 (13,7%) «достижение высокого профессионального статуса среди коллег – стремление реализовать себя как профессионала в предметной области» Желание приобрести более высокий статус среди коллег 0,957 Сформировать у учащихся интерес к предмету 0,942 Желание получить одобрение коллег 0,611 Продемонстрировать учащимся образцы высокого владения предметом-0,699 Четвертый униполярный фактор F4 (12,9%) «ориентация учителя на личностное развитие учащихся» Сформировать у учащихся адекватную самооценку 0,788 Развить у учащихся ответственность и способность критически мыслить 0,731 Стремление побудить своих учеников к развитию креативности и творческих способностей 0,66 Дать учащимся прочные знания 0,689 Финансовое поощрение со стороны руководства-0,986 Пятый биполярный фактор F5 (9,1%) «формирование прочных знаний – финансовая поддержка учителя» © ФГБНУ ИСО РАО
Мотивация творческой активности учителя на разных этапах его профессиональной карьеры © ФГБНУ ИСО РАО
© ФГНУ ИСО РАО Институт социологии образования РАО