Стержневой курс. Третий семестр: «Основы теологии» 1.место в Стержневом курсе и в образовании на БФ 2.цель, задачи, структура 3.тематика, отчетность 4.связь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Феномен развития в богословии Теология и История.
Advertisements

Неведомый Бог для особенно набожных. 16 В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. 17 Итак он рассуждал в синагоге.
2. Осуществлено Иисусом Христом «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14) «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое,
Христос воскрес! И я – тоже! Евангелие от Иоанна 8:28-36.
СЛЕДУЙТЕ КУРСОМ, КОТОРЫЙ ПРОЛОЖИЛ КАПИТАН 1-е Тимофею 1:12-20.
ЕВАНГЕЛИЕ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ Послание Колоссянам 2-я глава.
…дабы успех твой был очевиден! (1 Тим. 4:15). И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы,
Основные принципы Христианства Краткий обзор учения Библии о спасении.
ПИСЬМО ЛЮБВИ ОТЦА СО ЗВУКОМ Может быть ты не знаешь меня, но Я знаю о тебе всё… Пс 138:1 Я знаю, когда ты садишься и когда встаешь… Пс 138:2 Мне известны.
Религия и язык как явление культуры. Религия? Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая.
Для некоторых христиан, богословие есть негативное слово Иногда это правильно - по следующим причинам...
Почему воскресение мёртвых так важно? 1-е Коринфянам 15:12-23.
Основы православия Учитель начальных классов Филиала МКОУ СОШ с Красавка Самойловского района Саратовской области Саратовской области в селе Низовка Савоник.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Христианство.
Мировая религия ХРИСТИАНСТВО - религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.
Транксрипт:

Стержневой курс. Третий семестр: «Основы теологии» 1. место в Стержневом курсе и в образовании на БФ 2.цель, задачи, структура 3.тематика, отчетность 4. связь с написанием курсовых и квалификационных работ

Общая структура стержневого курса (I – IV, V – VI) 1. История богословского образования 2. История теологии 3. Основы теологии 4. Введение в теологию 5. Методика научного исследования 6. Междисциплинарные проблемы в теологии

Структура курса «Основы теологии» 1. Вводное занятие 2. Основания богословия: Откровение и Предание. Феномен откровения. Типы откровения: Божественное откровение и естественное откровение. Богословский источник: богодухновенность, авторитет 3. Акты богословского познания. Богословский метод: проблема интерпретации, роль исследователя в богословии. Церковность и конфессиональность богословской науки 4. Развитие богословской науки: проблема догматического развития в богословии и в богословской науке. Структура богословской науки: ее направления и деление на дисциплины. Место богословия в системе научного знания 5. Богословие и цивилизация: Богословие и философия, богословие и культура. Богословие и современность: Значение богословия для Церкви и современного общества. Примеры конкретных научных проектов в различных областях научно-богословского знания 6. Конференция БФ ПСТГУ 7. Зачет

10 сентября - Вводное занятие. «Основы теологии»: место в Стержневом курсе и в образовании на БФ; цель, задачи, структура; тематика, отчетность. Связь с написанием курсовых и квалификационных работ.Обсуждение идеи и правил составления реферата 17 сентября - Основания богословия: Откровение и Предание. Феномен откровения. Типы откровения: Божественное откровение и естественное откровение. Богословский источник. Особенности богословских источников: богодухновенность, авторитет 15 октября - Акты богословского познания. Богословский метод: проблема интерпретации, роль исследователя в богословии. Церковность и конфессиональность богословской науки 22 октября - Развитие богословской науки: проблема догматического развития в богословии и в богословской науке. Структура богословской науки: ее направления и деление на дисциплины. Место богословия в системе научного знания 5 ноября - Богословие и цивилизация: Богословие и философия, богословие и культура. Богословие и современность: Значение богословия для Церкви и современного общества. Примеры конкретных научных проектов в различных областях научно-богословского знания 19 ноября - Конференция БФ ПСТГУ 17 декабря - ЗАЧЕТ

НАЧАЛА БОГОСЛОВИЯ ОТКРОВЕНИЕ ПРЕДАНИЕ БОГОПОЗНАНИЕ

НАЧАЛА БОГОСЛОВИЯ Откровение. –Типы откровения. Предание. –Предание и Писание. Писание. Литургия. Богопознание –в традиции –в чувственной сотворенной природе. Познание Бога через самопознание.

нетварный мир τα θεία умопостигаемое τα νοητά чувственное τα αισθητά

ОТКРОВЕНИЕ Божественное естественное физическая природа мира духовная природа разумных существ

1 Евр 1:1-2 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

ПРЕДАНИЕ Писание Литургия предание-традиция (апостольское, отеческое и проч.)

1 Кор 15:1-5 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть] ( κα παρελ βετε, ν κα στ κατε, δι' ο κα σ ζεσθε, τ νι λ γ ε ηγγελισ μην μ ν ε κατ χετε, κτ ς ε μ ε κ πιστε σατε. παρ δωκα γ ρ μ ν ν πρ τοις, κα παρ λαβον), что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати

Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял παρ δωκα γ ρ μ ν ν πρ τοις, κα παρ λαβον

Св. Филарет. Пространный христианский катехизис (о св. предании и св. писании) «Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды»

В.Н. Лосский. «Предание и предания» «Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или произнесенными словами, литургическими изображениями или же иными символами, если все то – различные способы выражать Истину, то Священное Предание – единственный способ воспринимать Истину… Оно не есть Истина, но сообщение Духа Истины, вне Которого нельзя познать Истину… Итак, мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь Духа Святого в Церкви – жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей сиянии, а не в естественном свете человеческого разума»

Й.А. Мёлер. «Единство в Церкви, или принцип соборности…» «Предание есть не что иное, как живое Евангелие, проповеданное в Церкви со всем тем, что оно в себя включает… Церковь, Писание и Предание совпадают и существуют вместе»

Ярослав Пеликан. Христианская традиция. История развития вероучения. Возникновение кафолической традиции (100 – 600). Т. 1. М., «Традиция (Предание) – это живая вера мертвых; традиционализм – это мертвая вера живых»

Божественное откровение Предание Писание Литургия предание-традиция (апостольское, отеческое и проч.)

Св. Василий. Слово 24 «Господь научил, пишет Василий Великий, Апостолы проповедали, Святые Отцы сохранили, мученики засвидетельствовали»

Св. Ириней. Против ересей «Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение»

Естественное откровение природа душа сотворенного мира человеческая («открытая книга»)(«зеркало»)

Рим 1:20 …невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… …τ γ ρ ρατα α το π κτ σεως κ σμου το ς ποι μασιν νοο μενα καθορ ται, τε διος α το δ ναμις κα θει της…

Ориген. На Быт 3.20 «При помощи вращения небесных сфер Бог начертал на небе письмена (γρ μματα) для тех, кто умеет читать божественные знаки (τ σημε α το Θεο )»

Афанасий. На язычников «Из мирового порядка и стройности сотворенного или из дел как по буквам можно уразуметь Творца»...τ ς κτ σεως σπερ γρ μμασι δι τ ς τ ξεως κα ρμον ας τ ν αυτ ς δεσπ την κα ποιητ ν σημαινο σης κα βο σης

Прп. Антоний (по Евагрию) «книга моя это природа сотворенных вещей (τ μ ν βιβλ ον φ σις τ ν γεγον των στ ), и она всегда под рукой, когда я хочу прочитать божественные мысли (το ς λ γους το Θεο )»

«письмена открытой книги природы» ργα ν ργειαι δυν μεις

1 Кор 13:9-10, 12 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится… теперь мы видим как бы в зеркале, гадательно, тогда же лицом к лицу

Климент Александрийский. Строматы «…богодухновенный апостол пишет нам: Теперь мы видим как в зеркале, узнавая в его отражении себя и одновременно усматривая в присущем нам божественном [образе] творческую первопричину, как она есть… Ибо таковы по нашей немощи наши представления об истине, что наше воображение усматривает видимое через отражение в воде или в прозрачных и блестящих предметах».

Григорий Неокесарийский (об Оригене). Похвальное слово 11 «…в действительности, божественная и человеческая добродетель одна и та же, так что душа, когда прилагает усилия увидеть самое себя как в зеркале ( σπερ ν κατ πτρ ), видит и божественный разум, и если оказывается достойной такого взаимообщения, то в самой себе видит и находит некий неизреченный путь такого обожествления»

Григорий Нисский. О блаженствах 6 «достигнув некоторой степени душевной чистоты, человек в образе усматривает первообраз: Божество или отблески Божества, которые суть чистота, святость, простота; в них виден сам Бог»

И. Кант. Критика практического разума. Заключение Zwei Dinge erfüllen das Gemüt mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht, je öfter und anhaltender sich das Nachdenken damit beschäftigt: Der bestirnte Himmel über mir, und das moralische Gesetz in mir Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звездное небо надо мной и моральный закон во мне

I. АКТЫ БОГОСЛОВСКОГО ПОЗНАНИЯ II. БОГОСЛОВСКИЙ МЕТОД

I. АКТЫ БОГОСЛОВСКОГО ПОЗНАНИЯ 1. познание и совершенство 2. ступени познания

познание – спасение Π ντα γ ρ τ θε α, κα σα μ ν κπ φανται, τα ς μετοχα ς μ ναις γιν σκεται. Α τ δ, πο ποτε στι κατ τ ν ο κε αν ρχ ν κα δρυσιν, π ρ νο ν στι κα π σαν ο σ αν κα γν σιν. Ο ον, ε τ ν περο σιον κρυφι τητα θε ν ζω ν ο σ αν φ ς λ γον νομ σαιμεν, ο δ ν τερον νοο μεν τ ς ε ς μ ς ξ α τ ς προαγομ νας δυν μεις κθεωτικ ς ο σιοποιο ς ζωογ νους σοφοδ ρους Corpus Areopagiticum. De Divinis nominibus II. 7 Ведь все Божественное, явленное нам, познается только путем сопричастности. А каково оно в своем начале и основании - это выше ума, выше всякой сущности к познания. Так что, когда мы называем Богом, Жизнью, Сущностью, Светом или Словом сверх существенную Сокровенность, мы имеем в виду не что другое, как исходящие из Нее в нашу среду силы, боготворящие, создающие сущности, производящие жизнь и дарующие премудрость

Επε περ σ πρ ς τ ναντες νανε ομεν, τοσο τον ο λ γοι τα ς συν ψεσι τ ν νοητ ν περιστ λλονται· καθ περ κα ν ν ε ς τ ν π ρ νο ν ε σδ νοντες γν φον ο βραχυλογ αν, λλ' λογ αν παντελ κα νοησ αν ε ρ σομεν. Κ κε μ ν π το νω πρ ς τ σχατα κατι ν λ γος κατ τ ποσ ν τ ς καθ δου πρ ς ν λογον πλ θος η ρ νετο· ν ν δ π τ ν κ τω πρ ς τ περκε μενον νι ν κατ τ μ τρον τ ς ν δου συστ λλεται κα μετ π σαν νοδον λως φωνος σται κα λως νωθ σεται τ φθ γκτ De mystica thologia III Ибо по мере нашего вос хождения вверх речи вследствие сокращения умозрений сокращаются. Так что и ныне, входя в сущий выше ума сумрак, мы обретаем немало условие, но совершенную бессловесность и неразумение. А оттуда, сверху, до пределов нисходя, слово по мере нисхождения соответствующим образом распространяется. Но теперь, восходя от нижнего к высшему, по мере восхождения оно сокращается и после полного восхождения будет вовсе беззвучным и все соединится с невыразимым

ступени познания и совершенства τελε ωσις φωτισμός κ θαρσις

τ θεολογικά - θεολογία τ φυσικά - φυσιολογία τ θικά - θικ

θεολογ α φυσιολογ α θική

Ο πλατ νας δι τ ς καθαρ τητος τ ν καρδ αν α το, νο σει το ς το Θεο λ γους, το ς τε πρακτικο ς, κα το ς σοφιστικο ς, κα το ς θεολογικο ς· π σα γ ρ κατ τ ν Γραφ ν πραγματε α, τ μνεται τριχ ς, ε ς θικ ν κα φυσικ ν κα θεολογικ ν Расширивший сердце свое через очищение уразумеет глаголы Божии: практические, софистические и теологические, ибо все евангельское учение делится на три части –– на этику, физику и богословие Origenes. Exp. in Prov. // PG. T. 17. Col

«Естественное украшение (κ λλος) для разумных существ это разум (λ γος), украшение же разуму ясное понимание (σ νεσις) разумных существ в соответствии с [их] логосом (κατ τ ν λ γον), а украшение пониманию истинное обладание ( ξις) по причине совершенства (κατ τ ν ρετ ν) вместе с логосом [и самими] разумными существами, в свою очередь украшением этому обладанию становится неложное созерцание ( πλαν ς θεωρ α), завершением которому служит достижение мудрости (σοφ α), как обретение более ясного понимания, подобное в действительности разуму, достигшему совершенства в естестве (λ γος τυγχ νουσα κατ φ σιν τετελεσμ νος), что и есть чистый ум (νο ς καθαρ ς), стяжавший немыслимое состояние благодаря соединению с Первопричиной…» Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium, Prol.

«Итак, поскольку природа ( φ σις) сотворенных существ содержит в себе духовные логосы Премудрости и способы должного поведения (τρ πους γωγ ς στε ας), естественным образом (φυσικ ς) посеянные в ней Творцом, постольку всякий ум, разумеется, украшенный добродетелью и ведением ( ρετ κα γν σει)… имеет в своем подчинении все творение… Любомудрый ум, достигший совершенства в делании и созерцании, может быть весь прославлен как мыслью, так и жизнью (κατ λ γον κα β ον πρ ξε ς τε κα θεωρ ας τελειωθ ντα)» Quaestiones ad Thalassium, 51

II. БОГОСЛОВСКИЙ МЕТОД 1. метод субальтернации 2. метод отнесенности 3. метод герменевтического соотнесения 4. метод корреляции 5. трансцендентальный метод

Богословский метод устанавливает соответствие между богословским высказыванием и его предметом; он осуществляет соединение различных, порой весьма далеко друг от друга отстоящих богословских высказываний, утверждений, концепций; богословских предметов, локусов и дискурсов; богословского знания, опыта и его применения, обеспечивая их нерушимую связь и нерастрожимость

1. метод субальтернации «Рациональная работа никогда не должна терять из виду контакт, как технический, так и духовный, со своими принципами и всякий раз возводить к ним свои выводы не только для того, чтобы соответствовать обоснованности в этих процедурах редукции и резолюции, из которых и состоит наука, но чтобы извлекать из них глубинный смысл и превыше-естественное значение в свете этих принципов» Chenu M.-D. Lа théologie comme science au XIII siècle. Pairs, P. 77.

2. метод отнесенности «…Моей идеей, моим вопросом… нужно признать идею отнесенности. Отнесенности всего к Царству Божьему как откровению и содержанию христианства. Новая жизнь начинается с этой отнесенности и в ней исполняется. Грех христиан это ограниченность кругозора, это нарушение, пресечение отнесенности, пресечение ее идолами и идолопоклонством. Причем глубина и новизна этого греха в том, что идолом тут становится нечто, в сущности своей выросшее из и для отнесенности: Церковь, богослужение, богословие, благочестие, сама… религия… Церковь есть отнесенность; только для того, чтобы мы знали, к чему все отнесено, что являет истину обо всем, чем мы по- настоящему живем, она и существует. И как только она становится одной из составных частей мира (Церковь, государство, культура, этика e tutti quanti), как только перестает относить, и это значит являть, этим явлением судить, обращать и претворять, она сама становится идолом. С этого начинается и к этому должно приводить любое учение о Церкви» Шмеман А., прот. Дневники. 1973–1983. М.: Русский путь, С. 372–373.

3. метод герменевтического соотнесения …научный богословский метод это «соотнесение культурно-исторического явления с нормой религиозного сознания, формализованной в рамках конкретной традиции… он может иметь применение как вовнутрь, так и вовне теологии» Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии С. 93–101.

4. метод корреляции метод корреляции в трех значениях: логическая корреляция между религиозными символами и тем, что они обозначают; корреляция между понятиями человека и Божества; корреляция между экзистенциальной озабоченностью человека и предметом его заботы Тиллих П. Систематическое богословие. СПб.: Алетейя, С. 70–76.

5. трансцендентальный метод «трансцендентальный метод – это базовый паттерн операций, осуществляемых в любом познавательном начинании… «он есть нормативный паттерн повторяющихся и взаимосвязанных операций, приносящих кумулятивные и прогрессирующие результаты «операции: видение, слышание, осязание, обоняние, ощущение вкуса, воображение, понимание, концентрирование, формулирование, рефлексия, досмотр и взвешивание свидетельств, суждение, обдумывание, оценка, принятие решений, говорение, писание он соотносится с требованиями и возможностями самого человеческого сознания. Такая соотнесенность является одновременно фундирующей и универсально значимой, релевантной» Лонерган Б. Метод в теологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, С. 18, 29.

Три разновидности богословского метода: 1)метод библейской герменевтики 2)метод святоотеческой герменевтики 3)метод церковно-исторической герменевтики. Три взаимосвязанных операции: 1)структурно-семантический анализ, выявляющий знаки и их взаимодействие с исследователем 2)экзегетический анализ (истолкование) 3)собственно богословское соотнесение (выявление сотериологического смысла)

I. развитие богословия II. структура богословия

Δόγμα (-τα) / Doctrina / учение Церкви

Михайлов П.Б. Проблема развития в богословии и догматике // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия (2013). Вып. 6 (50). С. 9–23

1 Кор 15:1-5 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати

постановка проблемы Newman J. H. An Essay on the Development of Christian Doctrine. London, 1845 Harnack A. von. Das Wesen des Christentums. Berlin, 1900 Loisy A. LÉglise et lÉglise. Paris, «Хотя догматы божественны по своему происхождению и сути, они являются человеческими по своей структуре и строению... Разум непрестанно задает вере вопросы; традиционные формулировки подлежат постоянной работе по их интерпретации»

Катанский А. Л. Об историческом изложении догматов // Христианское чтение «Догматы не образовались постепенно в сознании человеческом, а сразу все даны человеческому сознанию отвне в предании Христовом и апостольском»

Соловьев В. С. Догматическое развитие Церкви (в связи с вопросом о соединении Церквей) М., 1886 Пределом возможного догматического развития Соловьев считал «догмат Христа, во плоти пришедшего, умершего и воскресшего. В этом догмате… заключаются и все прочие истины этого Откровения, которые и выводятся из него по мере надобности учительною властью Церкви»

Tixeront J. Histoire des dogmes dans lAntiquité chrétienne. Paris, «История догматов имеет своим предметом изложение той глубинной работы христианской мысли с первоначальными данными Откровения, благодаря которой она все полнее овладевает ими, их проясняет, обосновывает, развивает и сводит в согласованную, гармоничную и продуманную систему, не изменяя при этом их сущности… и не подменяя вероучительной основы»

Pelikan J. The Christian Tradition: A History оf the Development of Doctrine. Chicago, 1971–1989. Vol. 1–5. Рус. пер.: Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. М., Т. 1; М., Т. 2 «Вероучение это то, во что верят, чему учат и что исповедуют» «Даже догмат о Троице не оставался совершенно неизменным после его принятия и уяснения... Это значит, что, развиваясь от того, во что верили, к тому, чему учили, и, возможно, даже к тому, что исповедовали, вероучение постепенно становилось частью сокровищницы веры»

«…может быть, кто-нибудь скажет, что в Церкви Христовой не должно быть никакого преуспеяния религии (profectus habebitur religionis)? Всеконечно должно быть и притом весьма большо … Только преуспеяние это должно быть действительно преуспеянием, а не переменою веры (profectus sit ille fidei, non permutatio). Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершенствуется в самом себе, а перемена в том, когда что-нибудь перестает быть тем, чем оно есть. Итак, пусть возрастают и в высшей степени преуспевают, по годам и векам, разумение, ведение, мудрость (intellegentia, scientia, sapientia) как каждого, так и всех, как одного человека, так и всей Церкви, но только в своем роде (genere), то есть в одном и том же учении (in eodem scilicet dogmate), в одном и том же смысле (sensu), в одном и том же понятии (sententia) Vincentius Lerinens. Communitorium 23 (Викентий Лиринский. Памятные записки // О Священном Предании Церкви. СПб., С. 76–80)

… То есть пусть оно (учение христианской религии christianae religionis dogma) с годами укрепляется, со временем расширяется, с веком возвышается; но при этом оно должно оставаться неповрежденным и неиспорченным… сверх этого да не будет в нем никакой перемены (permutationis), да не утрачивает оно никакого качества (proprietatis), да не терпит оно никакой разности в определении (definitionis) … украшать, улучшать, усовершать с течением времени древние догматы (illa caelestis philosophiae dogmata) небесного любомудрия позволительно; но изменять, уродовать, искажать их непозволительно. Пусть их истолковывают, поясняют, точнее определяют: это позволительно; но их полнота, цельность, качество (plenitudinem, integritatem, proprietatem) должны оставаться неизменными: это необходимо

… Церковь же Христова, рачительная и осторожная блюстительница вверенных ей для хранения догматов, никогда ничего в них не изменяет, ничего от них не убавляет, ничего к ним не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прибавляет, своего не теряет, чужого не присваивает, но со всем тщанием заботится единственно о том, чтобы, рассуждая о древнем верно и мудро, если что в старину предначертано и основано, то искусно довершать и отделывать, если что изъяснено уже и истолковано, то укреплять, подтверждать, если что подтверждено уже и определено, то сохранять»

«…лучше и полезнее оставаться простыми и малознающими и приближаться к Богу посредством любви, нежели считая себя много знающими и очень опытными оказываться хулителями своего Бога, сочиняя себе другого Бога Отца… гораздо лучше, если кто-либо ничего не зная, не постигая ни одной причины, почему какая-либо из сотворенных вещей создана, верует в Бога и пребывает в любви к нему, чем, надмеваясь таким знанием, отпадает от любви, которая животворит человека; лучше если он не гонится ни за каким другим знанием, кроме знания Иисуса Христа Сына Божия, распятого за нас (cр. 1 Кор 15), чем через хитрые вопросы и тонкие речи впадать в нечестие» Irenaeus. Adv. haereses II 26. 1

«А я прошу возложивших упование на Христа ни о чем более не заботиться, кроме древней веры (π στις); но как веруем, так и креститься, как крестимся, так и славословить (δοξολογε ν). Достаточно для нас исповедовать те имена, которые прияли мы из священного Писания, и избегать в этом нововведения (καινοτομ α), потому что спасение наше не в изобретении именований, но в здравом исповедании Божества, в Которое мы уверовали (o γ ρ ν τ φευρ σει τ ν προσηγορι ν σωτηρ α μ ν, λλ' ν τ γιε περ τ ς Θε τητος ε ς ν πεπιστε καμεν μολογ )» Basilius. Письмо к комиту Магнениану (Ер. 175)

«То понятие о Боге ( ννοιαν περ Θεο ), которое я приобрел с детства от блаженной матери моей и бабки Макрины, и возрастало во мне (α ξηθε σαν), потому с раскрытием разума ( ν τ το λ γου συμπληρ σει) не менял я одного на другое, но усовершенствовал ими преподанные мне начала (τ ς παραδοθε σας… ρχ ς τελε ωσα). Как возрастающее семя, хотя из малого делается большим, однако же само в себе остается тем же (τα τ δ στιν αυτ ), не изменяясь в роде, но усовершаясь через возрастание (κατ' α ξησιν τελειο μενον). Так, думаю, и во мне тот же разум возрастал по мере моего преспеяния (τ ν α τ ν λ γον δι τ ς προκοπ ς η ξ σθαι) и не заменен теперешним бывший в начале» Basilius Caesariensis. Epistula

СТРУКТУРА БОГОСЛОВИЯ I. ПОСТРОЕНИЕ БОГОСЛОВСКОГО ТЕКСТА II. СИСТЕМА БОГОСЛОВСКИХ ДИСЦИПЛИН

θεολογ α (Троица, Бог в Своем существе и Лицах) ο κονομ α (божественное домостроительство, космология, христология, экклезиология, эсхатология)

икономия – теология Gregorius Nazianzenus. Oratio Τα τ μοι περ Θεο πεφιλοσοφ σθω ταν ν. Ο δ γ ρ π ρ τα τα καιρ ς, τι μ θεολογ α τ προκε μενον μ ν, λλ' ο κονομ α. Θεο δ ταν ε πω, λ γω Πατρ ς, κα Υ ο, κα γ ου Πνε ματος Ср. Orat …φ ρε, το ς τ ς θεολογ ας δη προσβ μεν λ γοις, προστησ μενοι το λ γου τ ν πατ ρα, κα τ ν υ ν, κα τ πνε μα τ γιον, περ ν λ γος, στε τ ν μ ν ε δοκε ν, τ ν δ συνεργε ν, τ δ μπνε ν… Ср. Orat τ μ ν ψηλ τερα πρ σαγε τ θε τητι… τ δ ταπειν τερα τ συνθ τ … κα γιν σκ ς, τ ς μ ν φ σεως λ γος, τ ς δ λ γος ο κονομ ας

универсум богословского знания θεολογ α триадология (христология) (пневматология) ο κονομ α космология христология экклезиология эсхатология

догматическая Бог – мир – – Церковь анагогическая / аскетическая – теология – физика – этика

типы построения богословского текста / учения дедуктивный метод Θεός τ νθρ ώπινα τ θικ индуктивный метод θεολογ α φυσιολογ α θική

Бог – мир – Церковь (1–14) Περ θεο (15–25) Περ κτ σεως (26–42) Περ νθρ που (43–81) Περ ο κονομ ας (82–98) Περ ν μου θεο (99–100) Περ ναστ σεως Joannes Damascenus. Expositio fidei

Π σα δ πραγματε α ν τρισ β βλοις ναγ γραπται· κα το των μ ν πρ τη σ γκειται φ' ν μ λιστα προσ κοι Χριστιανο ς τ ν ρχ ν ε ποιε σθαι, π Θεο, τ ν τριαδικ ν μον δα φωτ ζουσαν κ προοιμ ων μ ς. Η δ δευτ ρα, περ συστ σεως κα καταστ σεως τ ν νθρωπ νων πραγμ των φησ ν· δ τρ τη, δ ως τ περ ρετ ς κα κακ ας περιε ληφεν Все изложение составлено в трех книгах, из которых первая содержит то, с чего более всего подобает христианам всегда начинать свое изложение –– с Бога, с троической единицы, просвещающей нас сначала; вторая –– повествует о составе и установлении человеческих предметов; третья, наконец, собственно обнимает предметы, связанные с добродетелью и пороком Joannes Damascenus. Sacra parallela // PG T. 95. Col. 1041

(1–4) о Пресвятой Троице в двух членах и непостижимость Троицы (5–6) человек и грехопадение (7–8) теодицея (9–14) природы во Христе (15–17) необходимость Боговоплощения (18–32) предыстория и смысл Боговоплощения (33–36) таинство Крещения (37) таинство Причастия (38–40) изложение веры (πίστις) и условия ее принятия Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna

этика – физика – теология Χριστιανισμ ς στι δ γμα το Σωτ ρος μ ν Χριστο κ πρακτικ ς κα φυσικ ς κα θεολογικ ς συνεστ ς Евагрий. Practicus Prol. 1 Π ρας μ ν πρακτικ ς γ πη· γν σεως δ θεολογ α· ρχα δ κατ ρων π στις κα φυσικ θεωρ α Евагрий. Practicus 84

св. Григорий Нисский «О надписании псалмов» 5-я (Пс ) - соединение с Богом 4-я (Пс ) - презрение ко всему земному и просвещению божественным светом 3-я (Пс 72-88) - созерцание небесного 2-я (Пс 41-71) - жажда Бога 1-я часть (Пс 1-40) - отвращение от порока и обращению к добродетели

БОГОСЛОВСКИЕ НАУКИ экзегетические практические исторические систематические

классификация церковно- научных дисциплин в немецком протестантизме XIX в. библейская Т. систематическая Т. историческая Т. практическая Т. философская Т. историческая Т. практическая Т.

классификация церковно- научных дисциплин в католицизме XIX-XX вв. позитивная теология спекулятивная теология практическая теология

наброски классификации церковно-научных дисциплин в православии ср. Евагрий Понтийский «Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов» научное богословие опытное богословие

опорная библиография Наследие Святых Отцов в XX веке. Итоги исследований / сост., ред. П.Б. Михайлов. М.: ПСТГУ, 2010, 2013² Pelikan J. Historical Theology. Continuity and change in Christian doctrine. London, 1971 Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. Vol. I–V. Chicago, 1971–1983 (рус. пер. Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. I–II. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007, 2009) McGrath A.E. Historical Theology. An Introduction to the History of Christian Thought. Oxford: Blackwell, 1998 Fédou M. Les Pères de lEglise et la théologie chrétienne. Paris, 2013

БОГОСЛОВИЕ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ I БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ II БОГОСЛОВИЕ И КУЛЬТУРА III БОГОСЛОВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

положение богословия в системе научного знания Телеологический характер богословского знания. Ценностная проблематика богословского знания. Богословская рецепция современной науки. Богословская проблематика в небогословском научном знании. Богословие в Университете. Богословие и история Богословие и филология. Богословие и социология. Кризис современного гуманитарного знания и современного университета, как следствие утраты оценочной функции богословия

I Богословие и философия

βλ πετε μ τις μ ς σται συλαγωγ ν δι τ ς φιλοσοφ ας κα κεν ς π της κατ τ ν παρ δοσιν τ ν νθρ πων, κατ τ στοιχε α το κ σμου κα ο κατ Χριστ ν Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно Кол 2:8-9

Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости (σοφίαν); а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (μωρίαν), для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу (δύναμιν) и Божию премудрость (σοφίαν); потому что немудрое (μωρόν) Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков 1 Кор 1:22-25

В ожидании их в Афинах Павел (51 г.) возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: `что хочет сказать этот суеслов?', а другие: `кажется, он проповедует о чужих божествах', потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Деян 17:16-34

…твое дарованіе можетъ сд ѣ лать тебя совершеннымъ римскимъ юристомъ и эллинскимъ философомъ т ѣ хъ школъ, которыя считаются знаменитыми. Но я желалъ бы, чтобы ты воспользовался всею силою своего прирожденнаго дарованія въ посл ѣ дней ц ѣ ли для христіанства; ради этого я хот ѣ лъ бы, чтобы ты по возможности взялъ и изъ философіи Эллиновъ то, что можетъ служить для христіанства какъ бы общеобразовательными науками или пропедевтикой, и изъ геометріи и астрономіи то, что можетъ быть полезнымъ для изъясненія священныхъ писаній, чтобы то, что сыны философовъ утверждаютъ относительно геометріи, музыки, грамматики и риторики и астрономіи, какъ вспомогательныхъ для философіи, ни могли сказать и о самой философіи по отношенію къ христіанству. Можетъ быть, на н ѣ что въ такомъ род ѣ намекаетъ написанное въ книг ѣ Исходъ отъ лица Божія, чтобы повел ѣ но было сынамъ Израилевымъ просить у сос ѣ дей и у живущихъ съ ними сосуды серебряные и золотые и одежды (Исх. 11, 2; 12, 35), чтобы, обобравши Египтянъ, они получили матеріалъ для изготовленія взятаго на служеніе Богу. Ориген. Письмо к Григорию Чудотворцу 1-2

Иоанн Дамаскин о философии Философия есть познание сущего как такового Ф. есть познание вещей божественных и человеческих, т.е. видимого и невидимого Ф. есть помышление о смерти произвольной и естественной… Ф. есть уподобление Богу… Ф. есть искусство искусств и наука наук Ф. есть любовь к мудрости; Бог же есть истинная мудрость. Поэтому истинная ф. есть любовь к Богу

Средние века philosophia ancilla theologiae НОВОЕ ВРЕМЯ – ПРОСВЕЩЕНИЕ спор факультетов XIX-XXI Конфессиональная философия

III богословие и современность Проблема актуальности богословских исследований. Запрос Церкви на богословские исследования. Актуальность и значимость гуманитарного знания в современном обществе. Кризис современного гуманитарного знания. Значение научного изучения религии для современного общества. Богословская проблематика научного изучения религии. Значение богословия для современного общества