Курс «Предпринимательство» в ВШМ СПбГУ Д.э.н., профессор Широкова Галина Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тем, кто учит математике, Тем, кто учит математику, Тем, кто знает и любит математику, И тем, кто ещё не знает, что он любит математику, Работать сегодня.
Advertisements

Критическое мышление математика начальной школы. Представления математики Способ, с помощью которого мы преподаем математику, вероятно, будет зависеть.
Активные методы обучения на уроках биологии и природоведения. Русская гимназия г. Валга Авраменко О.В г.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Критическое мышление математика в начальной школе.
Школа ораторского мастерства Тренинговая компания "Технология успеха"
Данилова Е.В. 1 Темы курса и УМК. Темы курса Данилова Е.В ( лекции ) 36 шагов CBR Group ( общее ознакомление ) Определение потребностей заказчика.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Пути повышения эффективности лекций при кредитной технологии обучения Кандидат медицинских наук, доцент Трегубова Татьяна Владимировна.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Michael Jackson
Бизнес-планирование Преподаватель: Петрова Эльвира Джуратовна НГУ 2008 Предприятие, которое неудачно планирует, планирует неудачу.
Материалы совета кураторов 15 апреля 2011 года. Критерии сложности дисциплин по семестрам Дисциплина является сложной, если в группе более 50% задолжников.
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
Введение Вступление, привлекающее внимание Не бойтесь быть нестандартными! Cлайды на цветном фоне (1, 3, 5 и т.д.) содержат инструкции (и шаблоны) для.
1 AMWAY GLOBAL ENTREPRENEURSHIP REPORT 2014 ФОКУС НА ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Декабрь 2014 ГЛОБАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ AMWAY О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра маркетинга и коммерции СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ Автор: Салов А.Н., к.э.н.,
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
Формирование правильной мотивации к предмету «математика» в рамках углубленного изучения предметов физико-математического цикла. Даволова Н.В., учитель.
Типовые расчёты Растворы
Транксрипт:

Курс «Предпринимательство» в ВШМ СПбГУ Д.э.н., профессор Широкова Галина Викторовна

Контактная информация Должности Профессор кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ Директор Центра предпринимательства ВШМ СПбГУ Исследования: Жизненный цикл организации, рост фирмы, международное предпринимательство, предпринимательская ориентация, корпоративное предпринимательство и т.д. Член Совета директоров Российской Ассоциации обучения предпринимательству Член Академии менеджмента, SMS, USASBE Преподавательская деятельность: ВШМ EMBA, DDEMBA, CEMS MIM, MIB, Аспирантура (Управление изменениями, Change Management, Leadership in Context, New business development and market entry, Entrepreneurship, Качественные методы исследований, Предпринимательство) Консалтинг: Управление изменениями, управление бизнес-процессами 2

Для чего этот курс? Разработать набор навыков, необходимых для развития предпринимательского мышления и предпринимательского поведения Речь идет НЕ ТОЛЬКО о процессе создания нового предприятия Но также о процессе творчества и предпринимательства внутри существующей компании 3

Задачи курса К концу изучения курса студенты должны: Осознать предпринимательский потенциал внутри себя и других в их среде; Понять роль предпринимательства в обществе, на уровне организации, так и в личной жизни; Понимать фундаментальную важность ключевых значений в объяснении предпринимательского успеха; Понимать процесс природы предпринимательства и способы управления процессом; Определять много способов, в которых проявляется предпринимательство, в том числе старт-ап контекстах, корпоративных контекстах, социальных контекстах, контекстах общественного сектора и др.; Уметь оценить бизнес-возможность и ее реалистичность; Оценивать характер инновационных бизнес-моделей, которые могут быть превращены в устойчивые предприятия. 4

Организация и методы обучения 45 часов в весеннем семестре Блоки по 6 часов Лекции, тематические дискуссии, презентации студентов, видео и т.д. Презентация бизнес-идеи, бизнес- концепции и бизнес-модели 5

Структура курса 1.Введение. Модель предпринимательства 2. Кто такой предприниматель? 3. Понимание природы возможности 4. Разработка бизнес-концепции и бизнес-модели 5. Анализ осуществимости проекта. Введение в анализ экосистемы 6. Модель развития потребителей 7. Рост фирмы 6

Система оценки Зачет/ Незачет 1. Групповой проект – группа 5-6 студентов (расширенная презентация бизнес-концепции + бизнес-модель) - 30% 2. Участие в дискуссиях на занятиях – 20% 3. Финальный тест – 50% Оценка группового проекта: Сдача в срок – 10% Содержание проекта – 50% Качество презентации на защите – 40% 7

Структура финальной презентации Обложка слайда: название, имена членов команды Проблема и бизнес-возможность: дать понять, что есть проблема или бизнес-возможность Бизнес-модель: Опишите, что вы предлагаете на целевом рынке и сосредоточьтесь на ключевых преимуществах для клиентов (предложение потребительской ценности. Используйте шаблон бизнес-модели Анализ реалистичности проекта: используйте модель First Screen («Первого экрана») для анализа реалистичности проекта. 8 8

Резюме Проблема Бизнес-идея Предполагаемая ценность для клиента Рынок (включая характеристики, т.е. потребительские сегменты) Конкуренция (Аналоги & Антиподы) Потоки доходов (включая цены) Ключевые ресурсы / Ключевые партнеры Структура затрат Заключение Групповой проект (содержание) 9 9

Литература (Bruce R. Barringer and R. Duane Ireland, Pearson Prentice Hall. Entrepreneurship: Successfully Launching New Ventures, (2011)) Материалы для курса в системе (Blackboard) 10

11

Формируем команду 12

Создайте команду (5-6 студентов) Организуйтесь так, чтобы вам было легко общаться, например, в 2 ряда по 3 человека в каждом. 13

Теперь, когда вы стали командой, придумайте ей название – такое, чтобы оно вам нравилось, - только для этого курса… Название команды Наша команда называется... 14

Знакомство Теперь представьтесь своим коллегам по команде Имя, как вас называть, контактные данные Запишите имена и контактные данные в блокнот 15

Вопрос: зачем вам этот курс? Вопрос: зачем вам этот курс? Теперь отсядьте от остальных... и приготовьте чистый лист бумаги… 16

На чистом листе бумаги... Пожалуйста, напишите (четко): A: M, если вы мужчина, Ж, если вы женщина B: Р, если вы российский студент, И, если вы студент- иностранец C: Две причины, по которым вы решили выбрать этот курс (мотивы) D: Две вещи, которые вы ожидаете от этого курса (ожидания) E: (если применимо) дайте названия курсов по предпринимательству, которые вы изучали ранее Не пишите на листке вашу фамилию! 17

Почему вы выбрали этот курс…? Почему вы выбрали этот курс…? Теперь: сомните ваш листок в шарик и бросьте его к доске 18

Теперь: каждый должен подобрать чей-нибудь бумажный шарик и развернуть его Сядьте со своей командой 19 Почему вы выбрали этот курс…? Почему вы выбрали этот курс…?

В рамках своей команды подведите итоги вашего «исследования» на основе комментариев на листках, собранных членами вашей группы: C: Почему студенты выбрали этот курс D: Что они хотят получить от него E: Какие курсы по предпринимательству они изучали раньше Выберите одного члена команды для изложения результатов «опроса» классу. Суммируйте комментарии в блокноте (шаг 2). Не пишите на собранных вами отдельных листках! По окончании упражнения преподаватель соберет все анонимные листки. Итоговые результаты вы получите на итоговом занятии по курсу. Эти результаты будут вам полезны и помогут повысить качество курса. 20 Почему вы выбрали этот курс…? Почему вы выбрали этот курс…?

Знакомство в классе Из каждой команды встает один человек, чтобы: сообщить название команды, представить членов команды, называя их теми именами, которые они предпочитают Доложите об итоговых результатах вашего «опроса»: C: Главные причины, по которым студенты выбрали этот курс D: Главное, что студенты хотели бы получить, пройдя этот курс E: Какие еще курсы по предпринимательству они изучали ранее 21

Теперь соберём все листки Они нам понадобятся для итогового занятия по курсу 22

Почему мы начали курс именно так? Какова, по-вашему, цель каждого вида работы? Как это все помогает провести курс? Момент для раздумий… 23

24

Ваши комментарии дают информацию для проведения качественного исследования: Это поисковое исследование Это тот же процесс, который мы применяем в научных исследованиях Они дают и сугубо практический результат Вот пример… Что произошло с листочками, где были написаны ваши комментарии? 25

Данные собираются и сводятся воедино Исходные данные (качественные комментарии) заносятся дословно в электронную таблицу Excel Способствует коллективной работе Работа в коллективе производительнее, чем работа в одиночку Можно делиться знаниями друг с другом Повышает личную ответственность Люди стараются внести свой вклад в общую работу Если в чём-то конкретном не уверен, группа обычно может помочь Ответы обсуждаются подробнее, видны другие перспективы Каждому приходится быть активнее Я просто засну, если перестану общаться с другими, так что я в классе получаю возможность сосредоточиться Студентам приходится вести обсуждение с членами группы Помогает понять вопросы и получить правильные ответы Обсуждаем вопросы и мнения Совместная работа Коллективная работа допускает дискуссию во время тестов; в результате понимаешь, почему, может быть, вопрос был неверным Это ещё помогает научиться совместной работе Интересно Интерактивно Улучшает коллективную работу Это позволяет лучше понять курс, потому что члены группы объясняют выбранные ими ответы Это помогает мне показывать более высокие результаты, чем у других членов группы Причина: почему коллективное обучение увлекает 26

Данные вручную кодируются Исследователь начинает с первого утверждения и находит ниже по списку идентичные или близкие по смыслу утверждения. Утверждения не интерпретируются. Процесс кодирования повторяется для каждого последующего утверждения по списку. 27

Составляются карты данных Программа «UCINET6» производит факторный анализ данных. Она выдаёт карту, где показаны кластеры данных: Показанные на карте узлы – это элементы данных (утверждения). Карта трёхмерная. Линии между элементами данных одинаковой длины. Исследователь определяет количество кластеров. 28

Выбирается «оптимальное» количество кластеров Исследователь выбирает «оптимальное» количество кластеров, скажем, когда дополнительные группы данных вряд ли что-то добавляют («насыщение»). В данном случае выбрано 10 кластеров. 29

Интерпретируются темы Комментарии группируются с помощью кластерного графика Исследователь интерпретирует названия тем из элементов каждого кластера Причина: почему коллективное обучение увлекает Кластер 2Интерпретация Это помогает мне показывать более высокие результаты, чем у других членов группы Здорово, что я получал письмо с моей оценкой после каждого занятия Тесты с вариантами ответов хорошо проходят, особенно со скретч-картами Новый способ проведения тестов с вариантами ответов Заставляет задуматься о своём вкладе Хорошо, что можно написать тест и тут же узнать результат Начинаешь понимать, хорошо ли ты учишься и что идёт не так Позволяет сравнивать и работать сообща Групповые тесты: хорошие обсуждения и хорошие результаты Это всем помогает вырабатывать эффективные навыки общения и ведения переговоров Этот метод позволяет установить классный контакт между членами группы, так что я благодаря ему приобрёл новых друзей Он развивает хорошие навыки общения и групповое мышление при принятии единого решения Члены группы лучше контактируют друг с другом, потому что у них одна цель Улучшаются навыки общения у членов группы Способствует общению внутри группы Работаешь с разными людьми, и у всех у них разные методы обучения/преподавания Помогает мне сделать мою работу Улучшает навыки общения Помогает узнать себя и других 30

Рассмотрим ваши мотивы: зачем я записался на этот курс (мотивы)? Было 45 различных ответов на этот вопрос от 22 студентов... Они были проанализированы с помощью метода концептуального картирования Результатом стало решение с 7 «темами» утверждений

Мотивы, побудившие вас записаться на этот курс Преподают на англ. яз. Чтобы узнать о бизнесе Хочу стать предпринимателем Чтобы разбираться в предпринимательстве Мне нужно было его пройти Чтобы узнать, как основать своё дело Интересный предмет

Рассмотрим ваши ожидания: что вы хотели получить от этого курса? На этот вопрос получено 34 различных ответа от 22 студентов... Они были проанализированы с помощью метода концептуального картирования Результатом стало решение с 11 «темами» утверждений

Ваши ожидания от этого курса Понять, что к чему Командная работа Получить новые знания Узнать, как заниматься предпринимательством Узнать о предпринимательстве

«Практика» предпринимательского образования Практика эксперименти- рования Игровая практика Практика созидания Практика сопереживания Практика размышления Кн.: Neck, Greene & Brush (в печати). Teaching Entrepreneurship. Elgar. 35

Типы размышлений* *Neck, Greene, & Brush, Adapted from Jayne Stevens, The Performance Reflective Project De Montfort University, published in Brockbank & McGill, 2009:

Упражнение (заключительное) Выберите какой-нибудь тип размышлений, представленный на слайде Подумайте о курсе предпринимательства, который вы проходили последние 2 месяца Поразмыслите о вашем восприятии курса на листке бумаги Повесьте результаты под выбранным типом размышлений 37

Прощальный снимок Земли космического зонда «Вояджер» 38

Из нашего курса вы узнали…. чтобы переделать свою жизнь и мир, в котором мы стремимся состояться, не надо ждать появления «правильных» технологий или надлежащих ресурсов, движений громоздкой государственной машины или исполнения эфемерных надежд на грядущих выборах. Вы можете начать прямо сегодня и строить лучшую жизнь, которую сегодня мы даже не можем себе представить. 39

Итак, чего вы хотите? Изменить мир? Заработать денег? Нужно ли выбирать? 40

Домашнее задание (на будущее ) Начните свое путешествие прямо сейчас и сделайте что-нибудь для нашей маленькой планеты. И за ее пределами. Bon voyage! 41

Спасибо за внимание! 42