Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Пастор Н.Г., ст. преподаватель кафедры менеджмента и экономики ГОУ «КРИРПО» 26.08.2014г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
Advertisements

Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Управление как сложный процесс включает в себя планирование, организацию, мотивацию, контроль деятельности социальных объектов. Управленческие конфликты.
Инновационные конфликты. Инновация как объект конфликта Инновация (нововведение) 1. процесс создания, распространения и использования нового практического.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Психологический климат в коллективе. Что же такое «психологический климат?» Понятие "психологический климат школы" можно определить как динамическую обобщенную.
«Реагировать на происходящие вокруг нас изменения недостаточно быстро или недостаточно эффективно – все равно, что не реагировать совсем» Р. Акофф Внедрение.
Конфликты в организации.. Субъекты конфликта Субъекты конфликта. Возможными субъектами конфликта в организации являются: администрация организации; средний.
Выпускная квалификационная работа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ Ф РОЛОВОЙ М АРГАРИТЫ.
LOGO От конфликта к культуре педагогического общения.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Вертикальные Участники находятся в подчинении друг у друга 80% от числа всех конфликтов Горизонтальные Участники не находятся в подчинении друг у друга.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Выявить проблемы существующей системы оценивания Уточнить понятие «формирующее оценивание» Предложить варианты использования формирующего оценивания 3.
Типовые расчёты Растворы
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПРОЕКТА «ШКОЛА МОЛОДОГО ЗАВЕДУЮЩЕГО» Инновационные процессы в образовании.
Приложение 1. Приложение 2 «Применение ИКТ в работе» Приложение 3 ИКТ Урок 19 чел. (61%) Плани- рование 28 чел. (90,3%) Поиск в интернете 22 чел. (71%)

Фармацевтическая организация. Социально-психологические аспекты.
Транксрипт:

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Пастор Н.Г., ст. преподаватель кафедры менеджмента и экономики ГОУ «КРИРПО» г. 1

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе « Человек, который не умеет принудить себя делать то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет» К.Д. Ушинский 2

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе В последние годы основное внимание ученых и практиков было посвящено проблемам модернизации российского образования, связанные с разработкой и внедрением ФГОС, использованием инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе, оптимизацией, реструктуризацией и т.д. 3

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Происходящие в последнее время стремительные перемены в профессиональном образовании и связанная с ними объективная необходимость освоения каждым учебным заведением нового социального, экономического и правового статуса, ставят руководителей ОУ перед необходимостью создания новых систем управления. 4

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Социально- психологический климат ПОО включает в себя несколько блоков взаимоотношений: психологические отношения по вертикали: «руководитель подчиненный»; отношения по горизонтали: «коллеги- коллеги»; отношения в системе «человек окружающая материально- техническая среда» 5

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе В своих исследованиях ученые отмечают, что изменения в содержании и организации ПОО, их инновационная направленность тесно связаны прежде всего с деятельностью педагогов, так как педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в сфере образования. 6

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Без активного участия педагогов в решении задач в период реструктуризации невозможно рассчитывать на успех в этом деле. Сегодняшняя ситуация дает достаточно поводов, чтобы признать ее не совсем благоприятной. 7

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Российская традиция такова, что все инновации в образовании инициируются сверху, т.е. руководителями ПОО. В этой связи конфликты, связанные с внедрением инноваций, неизбежно возникают между администрацией и педагогами. Однако если изменения касаются системы управления ПОО, то конфликтующими сторонами становятся и руководители организации. 8

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Разрешение этих противоречий зачастую проходит в форме конфликтов. Конфликт (от лат. «столкновение») – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мотивов, желаний и т.д. 9

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе В зависимости от источника конфликта выделяют структурные, позиционные, ресурсные, динамические конфликты. Инновационные конфликты (связаны с развитием ПОО, изменением в ВОП). 10

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе По последствиям конфликты различают как конструктивные и деструктивные 11

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе В теории и практике управления образовательными организациями накоплен богатый опыт управления многими из перечисленных видов конфликтов (Н.В.Гришина, М.М.Рыбакова, А.И.Сорокина, Т.А.Чистякова). 12

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Причинами инновационных конфликтов являются следующие: 1. Угроза потребности безопасности. 2. Угроза социальному взаимодействию. 3. Угроза статусу профессионала, боязнь потерять компетентность в глазах коллег и в своих собственных.. 13

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе 4. Большие психологические издержки в процессе освоения новой деятельности. 5. Неуверенность в правильном понимании инновации, неопределенность результата. 6. Методы проведения инновации. 7. Антипатии к руководителю. 14

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Открытое сопротивление выражается традиционно - отказ от выполнения деятельности, игнорирование распоряжений, открытое неподчинение руководству. В этих случаях конфликт становиться очевидным, и руководство неизбежно включается в его регулирование. 15

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Способами регулирования таких конфликтов в образовательном учреждении являются: 1. Разъяснение значимости и важности осуществления инноваций для ОО и для самого педагога. 16

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе 2. Усиление функции контроля за участием в инновациях. 3. Организация и проведение переговоров с конфликтующей стороной. 4. Участие руководителей ОО в разрешении конфликтной ситуации в качестве медиатора (посредника). 17

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе 5. Использование приемов воздействия на поведение оппонента (Дж.Бактер, Т. Фабло). 6. Использование приемов конструктивной критики, которая должна быть адресной, аргументированной, открытой, доброжелательно-щадящей, заканчиваться конкретным предложением. 18

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе В отличие от открытого проявления конфликта, которые заметны сразу, скрытые формы инновационных конфликтов руководителю трудно диагностировать. Но в практике конфликтующая сторона их использует чаще. Во многом это обусловлено психологической компетентностью педагогов, склонностью к манипулированию и стремлением к социально одобряемому поведению. 19

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе В качестве вариантов проявления скрытых форм инновационных конфликтов можно выделить: 1. Формальное участие в инновациях 2.«Кусочное внедрение» 3.«Вечный эксперимент» 4.«Отчетное внедрение» 5. «Параллельное внедрение» 20

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Поскольку избежать конфликтных ситуаций невозможно, необходимо их предвидеть и управлять конфликтами. 21

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Управление инновационными конфликтами осуществляется в рамках основных управленческих функций: планирование, мотивация, организация, контроль. 22

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Планирование Главные вопросы, на который должен ответить для себя руководитель ОО: Насколько на самом деле необходимы сегодня эти изменения? Каковы реальные возможности по их внедрению? 23

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Мотивирование 80% успеха от всей работы по внедрению новшеств зависит от степени заинтересованности ее участников в результатах совместной деятельности 24

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Организация 1.Размораживание. Предполагает отказ от устаревших концепций или приемов и освоение новых. На этой стадии желателен либеральный стиль управления, поскольку он способствует обмену мнениями, поиску разных способов решения имеющихся проблем. 25

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе 2.Изменение. Изучаются новые идеи и практика, руководители оказывают работникам помощь в освоении новых способов мышления и действий. Желательно использование демократического стиля руководства, который направлен организацию помощи педагогам при освоении нового. 26

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе 3.Замораживание. Предполагает интеграцию новых образцов действий в реальную практику. Внедрение новых способов работы в повседневную деятельность. Желателен авторитарный стиль руководства, который способствует четкому закреплению уже имеющегося опыта внедрения инновации. 27

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Контроль. Данное направление включает: наблюдение за ходом разработки инновации и ее внедрением; координацию деятельности всех подразделений ОО, которые включены в инновационную работу; выявление недостатков и проблем в деятельности отдельных сотрудников, работающих по старой технологии. 28

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Рассмотренные направления обеспечивают снижение уровня инновационных конфликтам, их своевременное предупреждение и регулирование в рамках управленческой деятельности. 29

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Благоприятный психологический климат характеризуется наличием взаимопомощи и поддержки, духом коллективизма и сотрудничества. Значительное место в структуре социально- психологического климата коллектива занимают три компонента: психологическая совместимость работников; социал ьный оптимизм и нравственная воспитанность персонала. 30

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе 31 Эти составляющие определяют стремление личности к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими членами коллектива. Такие мотивы оказываются не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, а не вызывают напряжение, спад энергии, апатию или безразличие.

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Как известно, многие внутригрупповые конфликты зарождаются именно в неформальной структуре, постепенно перемещаясь в сферу формальных отношений, выбивая коллектив из обычного ритма работы. Многие психологи считают, что сработанность, слаженность коллектива определяется именно степенью единства формальной и неформальной структур. То есть, чем выше эта степень, тем больших результатов достигает коллектив. 32

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Провести диагностику: - успешности педагогов - готовности педколлектива к работе в современных условиях Определить единую методическую проблему Создать благоприятный психологический климат 33

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе а)биологическое старение педагога( можно отдалить здоровым образом жизни); б) социально-психологическое старение ( повышение или ослабление эмоциональной возбудимости, нарушения эмоциональных контактов в отношениях с людьми и др), что поддается регуляции и самоконтролю; 34

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе в) профессиональное старение, характеризующееся невосприимчивостью к новому, канонизацией и универсализацией собственного опыта, нарушениями общения в процессе обучения 35

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе г) нравственно-эстетическое старение, выражающееся в навязчивом морализировании, неумении понять молодежь и ее вкусы, противопоставлении поколений и др. 36

Создание благоприятного психологического климата в педколлективе Профессиональному образованию нужен педагог, который сохранил к зрелости черты молодости, помноженные на опыт и мудрость. Непрерывное самообразование и образование являются факторами молодости, если они опираются на самодиагностику, предполагают постановку новых задач на различных этапах трудовой деятельности, умение создать благоприятный психологический 37