Подготовка к ЕГЭ по литературе. Теоретический минимум по литературе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
Advertisements

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 2010 г. В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Макарова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ С. Литературные аргументы.. Проблема героизма и предательства. «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь. «Разгром» А.Фадеев. «Судьба человека» М.Шолохов.
Итоговое сочинение (изложение) Толкование слов-метафор направлений итогового сочинения-2016.
Литература. 9класс. Учитель: Рыбальченко В.В.. Шедевры русской литературы Древнерусская литература 1Д.С.Лихачев.Золотое 1Д.С.Лихачев.Золотое слово русской.
Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической.
Ренессанс Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерно начало XIV последняя четверть XVI веков. Отличительная.
РОМАНТИЗМ Понятие романтизма Романтизм (фр. romantisme) явление европейской культуры в XVIIIXIX веках, представляющее собой реакцию.
Литература XIX века. Русская национальная культура в 19 веке достигла в искусстве, литературе, во многих областях знания высот, определимых словом «классика».
Литературные направления. Вспомним Литературное направление объединяет наиболее общие, характерные черты художественного стиля той или иной эпохи.
Актуализация внутрипредметных связей на уроках литературы 1.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ: Сентиментализм Классицизм Романтизм Реализм Символизм Акмеизм Футуризм.
Контроль в профильных классах (группах) Пример. Литература. 10 класс.
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
11 класс. Обобщающий тест по литературе. 1 Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
Великие поэты и писатели XIX – XX веков. Портреты Произведения Теория Кот в мешке Блиц- турнир Номинации.
Сравнение определений. 1. Определения 2. Общие элементы определений 3. Сравнение 4. Авторское определение.
Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.
Соедините имя, отчество с фамилией Ломоносов Лермонтов Гоголь Державин Фонвизин Карамзин Грибоедов Жуковский Тютчев Некрасов Денис Иванович Гаврила Романович.
Библиотечная реклама Выставки книг для эрудитов и любознательных.
Транксрипт:

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Теоретический минимум по литературе

Фольклор Фольклор - совокупность различных видов и форм устного народного творчества, вошедших в бытовые традиции того или иного народа. Жанры фольклора: заговоры хоровые и обрядовые песни духовные стихи предания легенды мифы сказки устные рассказы причитания анекдоты

Художественный образ - одна из основных категорий эстетики и литературоведения, которая характеризует присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (напр., образ героя, образ родины, образ города, образ времени, образ войны и т.д.).

Содержание и форма - основополагающие литературоведческие понятия, обобщающие в себе представления о неразрывности внутренней и внешней сторон литературного произведения.

Художественный вымысел - одна из важнейших категорий поэтики: 1) способность автора, создающего художественную «реальность», представлять несуществующее как возможное, искусственное как естественное; 2) 2) результат реализации этой способности в художественном произведении.

Формы художественной условности жизнеподобие (изображение жизни «в формах самой жизни») Фантастика (подчеркнутое нарушение жизнеподобия в художественных целях автора, смещение норм восприятия реальности)

Историко-литературный процесс - литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе (которое изучает сравнительно- историческое литературоведение)

Литературные направления и течения Классицизм (фр. classicisme, от лат.classicus образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., развивающие идеи рационализма и просвещения. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на: высокие (ода, трагедия,(элегия),эпопея), низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определенные признаки, смешение которых не допускается. Русские классицисты: Д.Фонвизин, М. Ломоносов, Г. Державин.

Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление, опирающиеся на чувство. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - в конце XVIII- начале XIX века. Русские сентименталисты: Н. Карамзин.

Романтизм - явление европейской культуры вXX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Русские романтики: А.С. Пушкин (раннего периода), М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Блок, М.И. Цветаева

Реализм - жизнеподобное изображение действительности в художественном произведении.

Контекстуальные подходы к изучению русской литературы

Тематика – совокупность тем произведения Тема – это объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественную и образуют объективную сторону его содержания.

Типы тем Конкретно-исторические – темы, отражающие характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально- исторической ситуацией в той или иной стране, не повторяющиеся за пределами данного времени. «Вечные» – темы, в которых отражаются повторяющиеся моменты в истории различных народов, в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи.

Конкретно-исторические темы тема «лишнего человека» тема войны тема революции тема чиновничества тема «маленького» человека тема конфликта между разными «лагерями» общества тема пролетариата тема народа

Тема «лишнего» человека А.С.Пушкин «Цыгане», «Евгений Онегин» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» И.С.Тургенев «Отцы и дети» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Тема войны «Слово о полку Игореве» М.Ю.Лермонтов «Бородино» Л.Н.Толстой «Война и мир» А.А.Блок «Петроградское небо мутилось дождем…» М.А.Булгаков «Белая гвардия» М.А.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека» А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»

Тема революции А.А.Блок «Двенадцать» С.А.Есенин «Русь Советская» В.В.Маяковский «Мистерия-буфф»

Тема чиновничества Н.В.Гоголь «Петербургские повести», «Ревизор» М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «История одного города» В.В.Маяковский «Прозаседавшиеся» А.П.Платонов «Усомнившийся Макар», «Город Градов»

Тема «маленького человека» А.С.Пушкин «Повести Белкина» Н.В.Гоголь «Шинель» Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» А.П.Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре»

Тема конфликта между разными «лагерями» общества А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.Н. Островский «Гроза» И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Тема пролетариата А.М.Горький «Мать» А.П.Платонов «Котлован»

Тема народа А.С.Пушкин «Капитанская дочка» И.С.Тургенев «Записки охотника» Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» М.А.Шолохов «Поднятая целина» А.И.Солженицын «Матренин двор»

«Вечные» темы Тема любви Тема жизни и смерти Тема Родины Тема одиночества Тема памяти Тема дружбы Тема чести, совести Тема свободы Тема поиска смысла жизни Тема: личность и история Тема творчества

Тема любви В.А. Жуковский «Светлана» А.С.Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Дубровский», «Евгений Онегин» и т.д. М.Ю.Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Герой нашего времени» А.Н. Островский «Гроза» И.С.Тургенев «Отцы и дети» Л.Н.Толстой «Война и мир» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» А.А.Блок, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» и др.

Тема жизни и смерти А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу» Л.Н.Толстой «Война и мир» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» А.М.Горький «Старуха Изергиль» А.А.Блок «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…» С.А.Есенин «Мы теперь уходим понемногу…», «Отговорила роща золотая...» М.А.Шолохов «Тихий Дон» Б.Л.Пастернак «Гамлет» А.П. Платонов «Сокровенный человек», «Котлован»

Тема Родины «Слово о полку Игореве» А.С.Пушкин «...Вновь я посетил...» и т.д. М.Ю.Лермонтов «Родина» и др. Н.В. Гоголь «Мертвые души» И.С.Тургенев «Записки охотника» Ф.И.Тютчев «Умом Россию не понять…» Л.Н. Толстой «Война и мир» И.А.Бунин «Чистый понедельник» А.А.Блок «Русь», цикл «На поле Куликовом», «Россия» С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Спит ковыль…», «Русь Советская» М.И.Цветаева «Тоска по родине!» А.А.Ахматова «Родная земля».

Тема одиночества М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу...», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно…», «Герой нашего времени» А.П.Чехов «Вишневый сад» И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» М.Горький «Старуха Изергиль», «На дне» А.П.Платонов «Котлован»

Тема памяти Г.Р. Державин «Памятник» А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Ф.И.Тютчев «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Она сидела на полу…» И.А. Бунин «Чистый понедельник» А.А.Блок «О доблестях, о подвигах, о славе...» А.А. Ахматова «Реквием» А.Т.Твардовский «Памяти матери»

Тема дружбы А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Капитанская дочка» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» И.С.Тургенев «Отцы и дети» И.А. Гончаров «Обломов» Л.Н.Толстой «Война и мир»

Тема чести, совести А.С.Пушкин «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Капитанская дочка» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»,«Песня про… купца Калашникова» А.Н. Островский «Гроза» Л.Н.Толстой «Война и мир» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» М.А. Шолохов «Судьба человека» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» А.И.Солженицын «Матренин двор»

Тема свободы В.А. Жуковский «Море» А.С.Пушкин «Узник», «Свободы сеятель пустынный…» М.Ю.Лермонтов «Парус», «Мцыри» Л.Н.Толстой «Война и мир» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» М.Горький «На дне» А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Тема поиска смысла жизни Н.С.Лесков «Очарованный странник» Л.Н.Толстой «Война и мир» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» М.Горький «На дне» А.П.Платонов «Котлован», «Сокровенный человек»

Тема: личность и история А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» Л.Н.Толстой «Война и мир» А.А.Блок «Двенадцать» М.А.Булгаков «Белая гвардия» М.А.Шолохов «Тихий Дон» А.Т.Твардовский «Василий Теркин»

Тема творчества А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк» М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», «Кинжал», «Нет, я не Байрон, я другой…», Н.В.Гоголь «Портрет» Н.А.Некрасов «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин» А.А.Блок «О, я хочу безумно жить…» В.В.Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии» М.И.Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…» А.А.Ахматова «Творчество» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Б.Л.Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…»

Проблематика - организующее смысловое начало художественного произведения, в котором максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир.

Типы проблематики мифологический национальный социокультурный романный философский

Мифологическая проблематика - осмысление архетипических начал изображаемого мира через мифологические образы и сюжеты. В.А. Жуковский «Светлана» Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Портрет», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», А.П. Чехов «Студент» И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» А.А. Блок «Двенадцать» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Национальная проблематика - осмысление сущности национального характера. «Слово о полку Игореве» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Н.В. Гоголь «Мертвые души» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» Л.Н. Толстой «Война и мир» И.А. Бунин «Чистый понедельник» А.Т. Твардовский «Василий Теркин» А.И. Солженицын «Матренин двор»

Социокультурная проблематика - осмысление устойчивых общественных отношений, условий и образа жизни определенной части общества, сложившихся в сфере массового сознания мнений, привычек, нравов и т.д. Д.И. Фонвизин «Недоросль» А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Н.В. Гоголь «Ревизор» А.Н. Островский «Гроза» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. Чехов «Вишневый сад» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Романная проблематика - осмысление духовно-нравственного становления личности. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» И.А. Гончаров «Обломов» Л.Н. Толстой «Война и мир» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.П. Чехов «Ионыч» М.А. Шолохов «Тихий Дон» М.А. Булгаков «Белая гвардия», «мастер и Маргарита» А.И. Солженицын «Матренин двор»

Философская проблематика - осмысление универсальных закономерностей бытия человека, природы и общества. Г.Р. Державин «Памятник» М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «И скучно и грустно…» Ф.И. Тютчев «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Нам не дано предугадать…», «Певучесть есть в морских волнах…» М. Горький «На дне» В.В. Маяковский «Послушайте!»