ЛЕКЦИЯ 2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Advertisements

Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Последовательность освоения морфологическими категориями.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
Лекция 1 Общественная сущность языка Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С.
Вопросы для повторения ? Приведите основные примеры типологии общества. ? Сравните традиционное и индустриальное общество. ? Чем постиндустриальное (информационное)
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
Лекция 1. Особенности и основные направления системного подхода к анализу международных систем 1.Понятие системы. Влияние политической системы общества.
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
«Служебная этика и общественная мораль». Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЯЗЫКА 1. Звукоподражательная гипотеза 2. Междометная гипотеза 3. Звукосимволическая гипотеза 4. Гипотеза общественного договора 5. Жестовая гипотеза 6. Трудовая гипотеза 7. Естественная гипотеза

Причины возникновения звукового языка у человека I. Создание языка явилось следствием совершенствования 1) трудовой деятельности человека, 2) результатом накопления человеком знаний, 3) следствием развития его мышления. Это и потребовало создания разветвленной системы знаков, которые могли бы фиксировать опыт и знания и передавать их от поколения к поколению.

II. Усложнение регулирующих функций в обществе – вторая причина возникновения звукового языка. Решающую роль в формировании звукового языка играло, общение доминирующих особей с остальными членами сообщества - звуковые сигналы «изобретали» вожаки и доминирующие особи.

1. ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЯЗЫКА В ХРОНОЛОГИИ Глоттогнез – процесс становления естественного звукового языка человека 1. Австралопитек (3-5 млн. – 600 тыс.) 2. Первобытный человек: человек умелый (homo habilis) – 2 млн.; питекантроп – 1,3 – 0,8 млн. синантроп – 800 – 300 тыс. гейдельбергский человек – 40 тыс. 3. Неандерталец (древний человек) 4. Краманьонец (современный человек) – 100 тыс.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ В ОНОГЕНЕЗЕ 1. Эмоции 2. Слова-предложения+двусоставные грамматически неоформленные предложения 3. Многословные несинтаксические высказывания 4. Грамматически оформленные высказывания (сущ. – гл. – прил.)

3. СТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ В ФИЛОГЕНЕЗЕ 1. Согласные с вокалическим призвуком; 2. Гласные; 3. Слоги; 4. Слова: имена предметов и личные местоимения + некоторые наречия; 5. Глаголы, другие части речи и служебные слова; 6. Синтаксис: эмоции-команды+эмоции- состояния предложения-требования +констатация наличия предмета (несинтаксированные); 7. Простые двусоставные предложения; 8. Сложные предложения (новейший период)

II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА 1. Синхрония и диахрония системы языка (Ф. де Соссюр) Диахрония – история языка; Синхрония – его современное состояние. Л.Блумфилд: диахрония мешает исследователю непредвзято определить отношения в системе современного языка; И.А. Бодуэн де Куртенэ: диахроническое изучение нужно для понимания и объяснения явлений синхронии.

2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА Основная движущая сила развития языка – мышление народа Внешние законы развития языка – воздействие обстоятельств жизни человеческого общества (они историчны); Внутренние законы развития языка обусловлены чисто языковыми причинами: сущностью языка, его механизмом, особенностями устройства (они панхроничны, т.е. действуют всегда).

Внутренние законы языка 1. Общие законы присущи всем языкам и вытекают из свойств языка, выполняющего функцию средства общения людей. 2. Частные законы проявляются в конкретных изменениях, протекающих либо в одном языке, либо в группе родственных языков, и касаются конкретного звукового изменения, конкретных перестроек в системах склонения и спряжения, изменений в составе лексико- семантических групп и т. п.

3. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОДСИСТЕМЕ ФОНЕМ 1. Норма складывалась стихийно и никак не закреплялась; 2. Изменение фонем – результат действия звуковых законов (младограмматики); Источник изменений звуков – естественная вариантность актикулирования Тенденции изменений звуков – смешение артикуляции близких по месту и способу образования звуков.

4. ИЗМЕНЕНИЯ В ЛЕКСИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЕ ЯЗЫКА (по В.Г. Гаку ) 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРОГО ЗНАКА ДЛЯ НОВОГО ДЕНОТАТА В СФЕРЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ; а) закон Шпербера; б) принцип антропоморфизма; в) переход от конкретных понятий к абстрактным; г) синестезия

2. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ЗНАКА ДЛЯ СТАРОГО ДЕНОТАТА Эвфимизация ( политкорректность) – процесс создания эвфемизмов (смягчённая форма слова) для табуированных слов и выражений e.g. undertaker гробовщик от предприниматель; silly – глупый от «счастливый»; disease – букв. неудобство; блаженный – букв. сумасшедший Эвфемизмы пополняют словарный состав языка

3. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ЗНАКА ДЛЯ НОВОГО ДЕНОТАТА 1. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ толмач (нем.)– переводчик нарком, профком, парторг, местком, райком 2. ЗАИМСТВОВАНИЯ – универсальная система в развитии лексических систем языков мира. В англ.яз – до 60% заимствований. В корейском – до 70% В русском почти все слова заимствованы.

4. ПРЕКРАЩЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЗНАКА 1. Историзмы – вышедшие из употребления слова в связи с исчезновением из общественной практики самого объекта. 2. Архаизмы – слово в условиях сохранения соответствующего объекта заменяется на более современное. а) лексические архаизмы – слова, вытесненные словами другого корня: актёр – лицедей, рулевой – кормчий, шея – выя; б) семантические архаизмы – устаревшие значения в семантеме используемого сегодня слова: негодяй – негодный к военной службе; вертеп – пещера, вор – бунтовщик. 3. Реактивация лексики – возвращение в активное употребление лексем из историзмов: дума, банкрот, фракция, акциз, вексель, забастовка.

5. ИЗМЕНЕНИЯ В СИНТАКСИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЕ ЯЗЫКА Накопление изменений в лексической подсистеме ведёт к перестройкам синтаксических структур. В онтогенезе обладание структурными схемами происходит: 1. Деятель – действие 2. Действие – объект действия 3. Указатель – объект указания, 4. Владелец – объект владения 5. Отношения определяемого и определяющего 6. Действия и места действия 7. Специальные вопросы 8. Пассивные конструкции Познание человека движется от отражения наблюдаемых в повседневной трудовой деятельности отношений к отражению отношений абстрактных, умозрительных. Соответственно этому постепенно возникают синтаксические конструкции разных степеней сложности и абстрактности.

5. ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ 1. Появление новых суффиксов и префиксов 2. Увеличивается число словообразовательных морфем 3. Заимствование морфем из других языков 4. Формирование новых предлогов и союзов Эти изменения протекают медленно. Действует закон аналогии: конькеист, королица, бинокль, гребло и т.д. Аналогия создаёт парадигматические ряды, разрушает их, переводит речевые явления в систему языка, выводит из неё. Аналогия сводит теоретически возможное разнообразие словоизменения, форма- и словообразования к сравнительно немногим типам парадигм склонения, спряжения, словообразовательным моделям.

III. Движущие силы изменений в системе языка 1. ПРОБЛЕМА СКАЧКА В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ Развитие языка подчиняется основным законам диалектики (постоянное движение, изменение и развитие – свойство всего сущего). Н.Я. Марр – новое учение о языке, это последовательная смена стадий, которая происходит путём цепи взрывов-скачков. Эта теория не подтверждается. Переход от одного качественного состояния системы к другому длится столетиями. Скачок – мирная форма, подготавливающаяся постепенно. Взрыв – острая форма, проявляющаяся внезапно. Скачки имеют разные формы, зависящие от природы объекта и условий, в которых он протекает.

2. ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЕ В.Гумбольдт: деятельность духа Младограмматики: законы звуков и принцип аналогии И.А.Бодуэн де Куртенэ: привычка, бессознательность Н.В.Крушевский: вечный антагонизм между прогрессивной и консервативной силой Ж.Вандриес: борьба тенденций к унификации и дифференциации Ш.Балли: борьба тенденций к экспрессивности и стандартизации выражения мысли А.Шлейхер: язык – естественное явление, на которое не влияет человек К.Мюллер: язык не подлежит влиянию человека Г.Шухардт: все изменения в языке являются результатом заимствования и скрещивания языков, определяющимися внешними факторами

Теория давления системы Младограмматики: давление системы – действие аналогии Н.И.Толстой: давление системы максимально в фонологии, меньше в морфологии и минимально в лексике Э.А.Макаев: для большего давления системы нужно её более простое устройство Давление системы: процессы ассимиляции иноязычных слов, включение каждого нового слова в какую-либо часть речи Т.о., давление системы – один из факторов языковых изменений

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА Т.П. Ломтев: каждая из возможностей изменения языковой единицы имеет свою меру вероятности для осуществления. Из множества вероятных преобразований только одно реализуется: Галя – Yаля. Теория хорошо объясняет особенности системы языка, которые дают возможности для постоянных изменений. Но не может ни предсказать, ни объяснить причину осуществления той или иной возможности.

ТЕОРИЯ ИННОВАЦИЙ Эугенио Косериу: признание отклонений от традиционной нормы - инновации. Принятие или непринятие инноваций коллективом говорящих. Причины появления инноваций: 1. искажение традиционной модели; 2. выбор одного из существующих вариантов; 3. заимствование форм из других языков; 4. функциональная экономия, отбрасывание избыточных различий.

ТЕОРИЯ АНТИНОМИЙ (противоречий) 1. говорящего и слушающего 2. нормы и возможностей системы 3. системы и текста 4. стандартизации и экспрессивности 5. потребностей общения и психофизиологических возможностей человека (закон экономии) -парадигматическая экономия – сохранение количества единиц в системе, чтобы не создавать и не запоминать новые слова; -синтагматическая экономия – сокращение высказываний за счёт употребления более кратких языковых форм: шурин вместо брат жены, Мерс вместо Мерседес и т.д.

V. Проблема развитости языка 1. Функциональная развитость языка отражает многообразие общественных функций языка. Развитый язык – у развитого общества, имеющего развитую культуру, технику и общественно-политическую жизнь. Ф.р. отражается в: а) в богатстве лексики разных тематических пластов; б) в широте стилистической дифференциации языковых средств; в) в многообразии функций языка (худ., научно. лит-ра, периодика, гос. и хоз. деятельность, средства массовой информации и т.д.).

2. Внутриструктурное устройство языка – это наличие или отсутствие грамматического рода, большого количества падежей, сложной системы времён и т.д. Развитие языка – это 1) приспособление языка к условиям его функционирования, 2) обогащение словаря, усложнение его системы, 3) расширение общественных функций, 4) появление и совершенствование письменности и т.д. Регресс языка – сокращение его функций.

VI. ЯЗЫК В ГЛОБАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ Глобализация – доминирующая мировая тенденция в современной цивилизованном мире: прогресс политического, идеологического, экономического, финансового, социального и культурного сближения ведущих экономически развитых стран мира. Мировые языки (английский, французский, испанский и немецкий): 1. Преподаются во многих странах; 2. Специально изучаются взрослым населением многих стран; 3. Являются рабочими в ряде международных организаций; 4. Выступают как аккумулятор человеческих знаний; 5. Распространены за пределами своей исконной территории Основные изменения в эпоху глобализации происходят в лексике.

VII. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ МИРА Анализ тенденций развития языков выявляет основные направления, по которым языки пойдут в своём развитии. Всего в мире 3-10 тыс. языков. Имеют «обеспеченное будущее» Малые народы переходят на более крупные языки, чтобы получить доступ к образованию, информационному пространству. Мировые языки постепенно будут занимать в мире господствующее положение.

Глобализация в сфере экономики, культуры и политики будет продолжаться, мир будет объединяться => расширение межъязыковых контактов. Этот процесс естественный, он – часть общей тенденции глобализации мировой культуры и цивилизации. Мир объединяется, следовательно, будут сближаться экономические и политические системы, а также культуры и языки.

Литература Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. Воронеж – С