Введение в историю философии: от эпохи Возрождения до Нового Времени 1.Предпосылки философии Возрождения 2.Периодизация эпохи Возрождения 3.Специфика философии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления философии эпохи Возрождения
Advertisements

Философия эпохи Возрождения воспевает человека как творца мира и самого себя
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия Испания Англия ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ – Это период в истории стран Западной Европы, ставший переходным от Средневековья.
Первоначальное накопление капитала(ПНК)- Первоначальное накопление капитала(ПНК)- условие роста производительности труда на основе развития многих связанных.
Эпоха возрождения. Эпоха Возрождения Это особый период в европейской истории, когда средневековье уже исчезала и ему на смену шло Новое время. Это период.
Философия Возрождения Выполнили студентки 1- го факультета 237 группы Абдушарипова Б. Абдуяминова С.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
Мир в начале нового времени Новая история 7 класс.
Гуманизм Определение Возникновение Объект Предмет Задачи Цели.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации.
– характерная черта философии средневековья, признание единственным источником познания Бога. Теоцентризм Смысл жизни в счастье, а счастье – это служение.
Художественная культура эпохи Возрождения Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась.
Основные особенности и проблемы философии Нового времени
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Европейская культура XVI-XVIII веков. План урока Эпоха Возрождения Искусство барокко Классицизм.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Начало Реформации в Европе. Достижения науки Нового времени: 1.Учение о вращении Земли вокруг Солнца и собственной оси (Коперник) 2.Бесконечность Вселенной.
Транксрипт:

Введение в историю философии: от эпохи Возрождения до Нового Времени 1. Предпосылки философии Возрождения 2. Периодизация эпохи Возрождения 3. Специфика философии Возрождения 4. Основные направления философии эпохи Возрождения 5. Итоги по философии Возрождения до Реформации 6.Реформация

Предпосылки философии Возрождения Совершенствование орудий труда и производственных отношений Кризис феодализма в Западной Европе (перестройка системы эксплуатации) Развитие ремесла и торговли Усиление городов Укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти Появление первых парламентов Кризис церкви и схоластической философии Повышение уровня образованности в Европе в целом Научно-технические открытия (компас, порох, телескоп…) Великие географические открытия (Колумб, Васко да Гама, Магеллан) ИТОГ: свободомыслящая философия

Периодизация эпохи Возрождения I. XIV-XV вв.: размежевание со средневековой философией и зарождение гуманизма II. XV - XVI вв.: созревание альтернативных мировоззренческих моделей, разных направлений философии Возрождения III. XVI нач. XVII вв.: Реформация «Возрождение» = возрождение античной культуры, образа жизни, способа мышления и чувствования Античность - идеал

Специфика философии Возрождения 1) Представление о мире как области человеческой деятельности 2) Пантеизм (греч. pan – всё и theos Бог) 3). Антропоцентризм и гуманизм. Антропоцентризм: человек – центр и высшая цель мироздания Гуманизм (от лат. humanos - человечный) - воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие Акцент на творческой мощи человека 4) Оппозиционность к церкви и церковной идеологии НО: отрицание не Бога, а догматизма Секуляризация – процесс освобождения от безраздельного господства религии и церковных институтов 5) Эстетизм 6) Новое, научно-материалистическое,понимание окружающего мира 7) Позднее Возрождение: повышенный интерес к социальным проблемам, распространение идеологии социального равенства 8) Новый облик философа – поэта, публициста, филолога, ритора… 9) Развитие жанра диалога

Основные направления философии эпохи Возрождения Гуманистическое направление (XIV - XV вв.) Неоплатоническое направление (сер. XV - XVI вв.) Натурфилософское направление (XVI - нач. XVII вв.) Политическое направление (XV – XVI вв.) Утопическо-социалистическое направление (XV - XVII вв.) I ЭТАП II ЭТАП III ЭТАП Реформация (XVI - XVII вв.)

Гуманистическое направление (XIV - XV вв.) Провозгласили высокое назначение и достоинство человека. Представление о человеке как наделенном разумом и бессмертной душой, обладающем добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободном в своих поступках и помыслах, который поставлен в центр мироздания самой природой. Идея окультуривания, «возделывания» души путем изучения античных авторов, чтобы через гуманитарные занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме Представители: Франческо Петрарка («Отец гуманизма»). Лоренцо Валла Петрарка Лоренцо Валла

Неоплатоническое направление (сер. XV - XVI вв.) Противопоставляли схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона. Призывали к созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. Николай Кузанский: Вселенная - это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный Вселенная бесконечна Закон совпадения противоположностей: в актуальной бесконечности противоположности совпадают, отсюда совпадают форма и материя. Следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино Представители: Николай Кузанский Джованни Пико делла Мирандола

Политическое направление (XV – XVI вв.) Посмертно изданный труд «Государь»: Подняты проблемы управления государством, поведения правителя. Никколо Макиавелли

Натурфилософское направление (XVI - нач. XVII вв.) Формирование научного мировоззрения, свободного от теологии. Выдвижение новой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной). Позиция, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению). Представители: Николай Коперник Джордано Бруно Галилео Галилей Джордано Бруно

Утопическо-социалистическое направление (XV - XVII вв.) Поиск идеальных форм построения общества и государства, основанных на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Представители: Томас Мор Томмазо Кампанелла

Итоги по философии Возрождения до Реформации Культура Ренессанса привела к десакрализации космоса и представлению о вечности Вселенной. Природа мыслится как одушевленное целое, а материя - не как абстрактное ничто, а нечто, внутри себя несущее форму, движение и жизнь. Удалось достигнуть союза религии, искусства, мифологии с духом рационализма и науки. Появляется новое сознание – бунтарское, индивидуалистичное., честолюбивое, привязанное к жизни и здешнему миру... Эпоха Возрождения - эпоха войн и кровавой резни.

Реформация Цель Реформации: реформа католицизма, демократизация Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Два основных течения: -бюргерско-евангелическое (М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин) - народное (Т.Мюнцер, анабаптисты и др.). 31 октября 1517 г. Мартин Лютер прибил на дверях Витгенбергской замковой церкви в Германии 95 тезисов против индульгенций 31 октября 1517 г. Мартин Лютер прибил на дверях Витгенбергской замковой церкви в Германии 95 тезисов против индульгенций Мартин Лютер – основатель Реформации

Философия реформаторов Учение о том, что человек для спасения своей (греховной) души не нуждается в посредничестве церкви (в ее католическом понимании), - спасение достигается не «добрыми делами», а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа («оправдание верой»). Отрицалась необходимость католической церкви со всей ее иерархией и таинством рукоположения. Отрицались учение католицизма о «сокровищнице добрых дел» и связанные с ним индульгенции. Единственный источник религиозной истины – Св. Писание, а в Св. Предании нет нужды. Поднят вопрос о свободе воли и предопределении. Спасение – по благодати божией, т.к. всякий человек рождается во грехе.